Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
    статья по физкультуре на тему

    Шибаева Валентина Дмитриевна

    Статья написана в рамках работы инновационной площадки на базе МБОУ "Баскаковская средняя школа" по теме "Воспитание ответственности в условиях сельской школы".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx28.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ  И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

          В  Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

         Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, нравственного инициативного и компетентного гражданина России.

     Одним из базовых нравственных качеств является чувство долга, ответственности. Оно определяет и другие важные нравственные проявления,  такие как настойчивость, сознательность, активность.

         Чувство долга, чувство ответственности  нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи. Люди  различны,  поэтому  различается  и  их  способность  чувствовать, понимать,  осознавать  свою  ответственность.  Одни  люди  берут  на себя ответственность с  желанием,  другие  пытаются  ее  избегать.

      Формирование ответственности – сложный, долгий процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.

        Свою задачу как учителя физической культуры вижу в том, чтобы формировать у обучающихся чувство ответственности за свое здоровье.

        Что же значит «нести  ответственность за свое здоровье»? Ответ на этот вопрос вытекает из основных задач, которые ставлю перед собой как учитель физической культуры :

    • сформировать у обучающихся представление :

    - о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

    - о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

    - о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной

     активности;

    •  дать представление:

    - о негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью   детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

    -о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

    • научить обучающихся:

    - составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

    - делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

    - выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;

    • сформировать у обучающихся:

    - представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

    - потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

          При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровье  необходимо  учитывать  психологические и психофизические характеристики возраста.

           Надо помнить, что в младшем подростковом  возрасте примером для подражания для детей становятся уже не взрослые, а их сверстники. Известно, что у подростков принят стиль «Все, как один». Все поступки ребенка в этом возрасте выражают мотивации этого стиля поведения. Если подросток  в этом возрасте попадает в компанию курящих,  как правило, он будет курить, с пьющими – пить, или употреблять наркотики. Изменить стиль поведения, воспитать положительные мотивационные установки на здоровый образ жизни возможно, только показав наглядный пример другой группы детей. Например, это ребята, активно участвующие не только в жизни класса и школы, но и выступающие  на районных, региональных, всероссийских соревнованиях. Большинство из них  награждены  призовыми кубками,  грамотами, дипломами. На протяжении многих лет ребята активно участвуют в соревнованиях между сельскими поселениями  и занимают призовые места как личного, так и командного значения. Хорошие результаты  обучающиеся показывают в лыжных гонках,  волейболе, настольном теннисе, футболе, шахматах.

           Поведение ребят 15-17 лет еще определяется микросоциумом (например, друзей), но они уже более самостоятельны в выборе решений. Дети данной возрастной группы четко понимают, что здоровому человеку легче получить более элитное образование и сделать карьеру. Известно, что наиболее престижные фирмы в качестве стандарта успеха в работе или при приеме на работу отдают предпочтение людям, ведущим здоровый образ жизни и обладающим крепким здоровьем.  

          Большое место в жизни молодых людей отводится взаимоотношениям в системе «ты и я». Чтобы быть любимым, нужно быть здоровым – так можно характеризовать здоровьесберегающее поведение подростков.

         Все спортивно-оздоровительные мероприятия и соревнования, а также уроки физической культуры построены на формировании ответственности за свою жизнь и здоровье  у подростков, чувства долга  и пропаганды здорового образа жизни.

          Педагогам и родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы переориентировать ребенка на дружбу с позитивно настроенными детьми, ставить акцент на детей этого же возраста (сверстников) и более старших детей.

          Рассмотрим, как связано формирование чувства долга и ответственности за свое здоровье у подростков  и  занятия физической культурой.

       Несомненно, существенная роль в воспитании чувства долга и ответственности принадлежит оценке текущей успеваемости и повседневное отношение учащихся к занятиям. Учащиеся должны признать важность и значимость физической культуры как общеобразовательного предмета

       В последние годы в нашей стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Кроме этого, нередко уже среди младших школьников возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией.

       Учащиеся должны осознавать  тот факт, что здоровье – самая большая ценность.    Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде требует от самих детей строгого соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Детский  травматизм нередко приводит к тяжелым последствиям, что может отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.

        При выполнении акробатических упражнений ребенок, не соблюдающий элементарные правила группировки или  страховки, может получить боль в области шеи или поясницы.  На уроках лыжной подготовки при неправильной постановке стопы обучающийся может получить вывих голенностопного сустава.

        В общей структуре детского травматизма травмы, полученные в школе, составляют довольно высокий удельный вес (не менее 15-20%). Анализ их показывает, что в большинстве случаев обучающиеся травмируются в результате:

    - нарушения дисциплины, озорства, шалости и неосторожности;

    - на уроках физкультуры;

    - вследствие нарушения инструктажа техники безопасности  в спортзалах или на спортивных площадках;

    - в результате бесконтрольности со стороны учителей, родителей;

    - в случае неисправности спортивных сооружений в спортзалах или на территории школы.

        Важно знать и всегда помнить, что у подростков  11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е. переход от детского возраста к юношескому. У ребят  вырабатывается характер, внутренняя свобода, раскованность, волевые качества. Однако уже в этом возрасте подростки порой переоценивают свои возможности. Им кажется, что они превзошли опыт окружающих их взрослых, все познали. Появляется повышенный интерес к героизму, мужеству и всякого рода приключениям. Важно воспитывать у ребят не просто формальное отношение к соблюдению инструктажа техники безопасности, а вдумчивое,  осознанное, ответственное отношение к нему как к средству предотвращения травматизма, как к способу сохранить свою жизнь и своё здоровье.

    4. Очень важно,  как подростки  выполняют различные поручения учителя физкультуры: подготовка к уроку спортивного инвентаря, уборка инвентаря после урока, оказание помощи в проведении урока, подготовка спортивного вечера, судейство внутришкольных соревнований и т.д. Ответственное отношение к своим обязанностям позволяет чётко организовать учебный процесс, сделать его безопасным, комфортным для обучающихся.

    5. Учащиеся нашей школы принимают активное участие не только в соревнованиях за честь класса, в эстафетах и спортивных играх на уроках физической культуры, но и  в спортивных соревнованиях более  высокого уровня. Каждый раз ребята  оповещаются о результатах, каждый раз подчеркивается вклад в общий успех отличившихся учащихся. Это способствует осознанию школьниками чувства ответственности перед школьным коллективом, перед сверстниками, пробуждает у других учащихся желание отстаивать честь, как  своего класса, так и школьного  коллектива. Отдельно обсуждаются и негативные явления, имевшие место в соревнованиях (неявка без уважительной причины, опоздание, равнодушие к происходящему), чтобы на этих примерах показать, как безответственность отдельных школьников подводит весь коллектив.  Наша школа имеет достаточный опыт работы в области формирования чувства ответственности за свое здоровье  и долга у подростков:

    ● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

    ● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;

    ● сотрудничество с заведующей сельской амбулаторией, работа социального педагога с подростками;

    ● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах.        

          Какие формы работы целесообразно использовать для формирования мотивации здоровьесбережения, формирования чувства ответственности и долга у этой возрастной группы?

    -  круглые столы (с приглашением успешных людей в различных областях деятельности);

    - диспуты, например, на тему  «Как выглядит успешный человек?»;

              - классные часы общения «Здоровье – путь к успеху»;

              - спортивные праздники (День Здоровья, «Зарница»)

               - туристические походы.

    Составляющие ответственности обучающихся за здоровье.

    ● активного участия в этом процессе самих обучающихся;

    ● создания здоровьесберегающей среды;

    ● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

    ● планомерной работы с родителями;

    ● тесного взаимодействия с  социально-культурной сферой села, города.

    В этом наша школа видит приоритетное направление.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время»

    Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...

    «Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»

    Презентация для пед.совета на тему «Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»...

    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочное время

    Пропаганда здорового образа жизни является актуальной для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.Необходимо создавать соответствующие мотивации и правильное отношение к ...

    ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

    Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, нравственного инициативного и компетентного гражданина Росси...

    «Формирование ответственного отношения обучающихся к своему здоровью, как фактор привития здорового образа жизни»

    статья на тему воспитания и привытия навыков здорового образа жизни у учащихся с нарушением интеллекта...

    Методическая разработка на тему: Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время

    Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...