Потеря интереса к урокам по плаванию учащихся старших классов
статья по физкультуре (9, 10, 11 класс)

Сметанина Ольга Николаевна

Потеря интереса к урокам физической культуры у учеников в старших классах становится все более выраженной. Это объясняется тем, что старшеклассники не видят важности предмета ФК, и то что он не входит в список обязательных предметов является одним из ключевых моментов отсутствия интереса. Не обязательный значит не важный! Но это отнюдь не так. А чтобы изменить, уже сложившееся в сознании большинства учащихся, мнение о предмете, необходим новый подход к преподаванию.

Целью данной работы является рассмотрение предмета физическая культура как социально культурного потенциала общества. А так же определение потери интереса к урокам ФК в старших классах. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть социально-культурный потенциал ФК и проблемы его реализации;

2. проанализировать особенности развития детей школьного возраста;

3. дать характеристику специалиста в области физической культур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя школа №511 Пушкинского района, Санкт-Петербурга

Тема:

ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В САРШИХ КЛАССАХ

Учитель физической культуры - плавание

Сметанина Ольга Николаевна

Санкт-Петербург, 2017


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1.        СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ        4

2.        ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        5

2.1. Младший школьный возраст        5

2.2. Средний школьный возраст        6

2.3. Старший школьный возраст        8

3.        ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ        10

3.1.        Оценка организационно-педагогической деятельности.        10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        14

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ        15


ВВЕДЕНИЕ

Физическому воспитанию молодежи уже в древние времена уделялось самое серьезное внимание. Важность использования физических упражнений в подготовке к трудовой деятельности была очевидна во все периоды человеческой цивилизации.

В настоящее время важность физического развития не утратила свою актуальность. Однако возникла проблема того что современные дети не видят важности физического воспитания, а педагоги не всегда могут это им доступно объяснить.

Потеря интереса к урокам физической культуры у учеников в старших классах становится все более выраженной. Это объясняется тем, что старшеклассники не видят важности предмета ФК, то что он не входит в список обязательных является одним из ключевых моментов отсутствия интереса. Не обязательный значит не важный! Но это отнюдь не так. А чтобы изменить, уже сложившееся в сознании большинства учащихся, мнение о предмете, необходим новый подход к преподаванию.

Целью данной работы является рассмотрение предмета физическая культура как социально культурного потенциала общества. А так же определение потери интереса к урокам ФК в старших классах. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть социально-культурный потенциал ФК и проблемы его реализации;

2. проанализировать особенности развития детей школьного возраста;

3. дать характеристику специалиста в области физической культуры;


  1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением зада физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.

Физическая культура – это средство не только физического совершенствования, но и воспитание социальной, трудовой и творческой активности молодежи, существенно влияющей на развитие социальной структуры общества.

Само понятие «Культура» трактуется как реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолютному. То есть, культуру следует понимать как многовековой конструктивный человеческий опыт в процессе преобразования себя, природы, социальных устройств, взаимоотношений в социуме и т.п. процесс и результат определенного процесса. Результат процесса представлен в виде материализованного продукта (преобразованный человек, спортивные площадки, снаряды, технологии и т.п.) и не материализованного продукта (знания, опыт, результат психо-корректирующих воздействий и т.п.). Физическая культура, являясь составной частью общей культуры, направлена на всестороннее развитие человека, на универсальное овладение тем, что дано природой (как окружающей среды, так и самого человека).

Реализация потенциала физической культуры во многом обусловлена обеспеченностью населения спортивными сооружениями.

Так же, вызывает беспокойство и динамика физической подготовленности детей и подростков. Показатели здоровья и физической подготовленности детей, учащейся молодёжи и количество курильщиков, рост алкоголизма и наркоманов среди них говорят об остроте проблемы конструктивной занятости данной категории населения в России.

Ухудшение положения Российской молодежи, рост темпов депопуляции, снижение качества жизни и здоровья, увеличение числа наркозависимых лиц, рост правонарушений и преступности в детской и молодежной среде требуют активизации и государственной молодежной политики в поиске эффективных путей оздоровления нации.

  1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возраст с 7 до 18 лет принято делить на три периода – младший, средний (подростковый) и старший (юношеский) школьный возраст.

2.1. Младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Однако длина тела увеличивается в этот период быстрее, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 5-9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчиваются рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3,5 л/мин. У детей 7 лет до 4,4 л/мин у детей 11 лет. Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 см3 (1,2 л) в 7-летнем возрасте до 2000 см3 (2 л) в 10-летнем.

Показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями в оздоровительной физической культуре при выборе физических нагрузок, структуры двигательных Действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных Действий, выполняемых человеком в повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная двигательная активность девочек на 16-30% ниже чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляю: двигательную активность самостоятельно, поэтому необходимо привлекать их к участию в подвижных играх, в других организованных формах физического воспитания.

Зимой двигательная активность детей снижается на 30-45%. а у живущих в северных широтах и на Крайнем Севере - на 50-70%. В это время необходимо обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем двигательной активности. После учебных занятий в школе дети должны не менее полутора-двух часов проводить на свежем воздухе в подвижных и спортивных играх.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития физических способностей - скоростных и координационных, а также способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.

В 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.

2.2. Средний школьный возраст (12-15 лет) характеризуется интенсивным ростом тела. Годичный прирост длины тела достигаем 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела увеличивается ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела увеличивается за гол на 7-9 см, а у девочек в 11-12 лет происходит увеличение роста в среднем на 7 см.

В подростковом 1возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять, рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте очень быстро развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц - главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков и 13-14 лет, а у девочек в 11 -12 лет.

Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте особую важность приобретает проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения работает при физических нагрузках менее экономно. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких увеличивается почти в два раза, становится значительно больше жизненная емкость легких: у мальчиков с 1970 см' до 2600 см3, у. девочек с 1900 см5 до 2500 см3.

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, взрослый - 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Подростковый возраст - это период продолжающегося совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Быстро улучшаются координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности. Умеренно развиваются скоростные способности и выносливость, низкие темпы развития присущи гибкости.

2.3. Старший школьный возраст (16-18 лет) характеризуется продолжением развития организма, однако уже относительно спокойного и равномерного (отдельных органов и систем). Одновременно завершается половое созревание. Поэтому четко проявляются половые и индивидуальные различия как; в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост массы. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг; масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%; туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мыши, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса, растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половик тела. Необходимо большее воздействие на левую половину с целью симметричного развития мышц туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц.

У девушек, в отличие от юношей, наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, дыхательные мышцы менее развиты, чем у юношей. Поэтому функциональные возможности органов кровообращения и дыхания гораздо ниже.

Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд/мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши: жизненная емкость их легких примерно па 100 см' (0,1 л) меньше.

Большие изменения происходят в мыслительной деятельности. Повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению при утомлении. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

В старшем школьном возрасте сохраняются немалые резервы для улучшения двигательных способностей. (Ивченко Е.В.,2014)

  1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Как показывает практика потеря интереса к предмету во многом зависит от педагога. Часто ученики не видят в своем учителе пример для подражания, либо педагог сам не стремится заинтересовать или привлечь учеников, тем самым «отталкивает их от себя» и у подростков пропадает всякий интерес к предмету. Профессия педагога – это призвание. Давно известно, что личность (ученик) может сформировать только личность (педагог). Учитель-новатор появляется в результате собственного опыта и творческого осмысления научных обобщений. Педагог в своей практической деятельности выступает посредником, связующим звеном между социальным опытом человека и опытом обучающегося индивида, он является организатором и руководителем усвоения индивидом социального опыта - части культуры, культуры в определенной сфере деятельности. Именно эта роль и отведена педагогу обществом. И только с этой позиции осуществляется ее конкретизация в учебно-воспитательном процессе на различных ступенях образования человека. (2)

  1. Оценка организационно-педагогической деятельности.

До настоящего времени в педагогической сфере не существует определенных четко обозначенных, количественно выраженных объективных критериев педагогического мастерства.

А.А. Найн (3) предлагает оценивать результаты педагогической деятельности по следующим критериям:

1. Знания в области учебного предмета «Физическая культура» - по теории и методике физического воспитания, возрастной психологии, физиологии и др., регулярность ознакомления со специальной методической и научной литературой, степень ориентации в новостях науки, заинтересованность в данном процессе.

2. Практические умения – конструктивные (умение правильно отбирать учебный материал, осуществлять текущее и перспективное планирование), организаторские (умение рационально организовывать как свою деятельность, так и деятельность учащихся), дидактические (умение ясно и доходчиво доносить до сознания учащихся учебный материал), двигательные (умение технически правильно показать и выполнить упражнения, требуемые программой).

3. Чувство нового в работе – имеет рационализаторские способности, стремиться находить новые решения различных педагогических задач, использует новые идеи в своей профессиональной деятельности.

4. Педагогический такт – умение правильно выбрать подход к учащимся, не допускать элементов фальши, наигранности, неоправданных конфликтов в общении, правдивость.

5. Работа по развитию творческого мышления – обеспечивает эффективное развивающее влияние на учащихся содержания, форм и методов преподавания, обучает школьников умению выделить существенное в изучаемом материале, активно применять проблемное обучение, другие прогрессивные приемы с целью интеллектуализации учебных занятий, осуществляет при этом индивидуальный подход.

6. Развитие у учащихся интереса к занятиям ФК – использует новизну содержания, сравнение изучаемых двигательных действий, показ их практической значимости, применяет разнообразные методы обучения, осуществляет при этом индивидуальный подход к учащимся при формировании у них познавательного интереса к физической культуре.

7. Умение обеспечить индивидуальный подход в обучении и воспитании – систематически изучает учащихся, стремится в обучении и воспитании найти верный подход к каждому из них.

8. Работа по развитию у учащихся навыков самостоятельных знаний физическими упражнениями – настойчиво формирует у учащихся умения и навыки самостоятельных знаний (самоконтроль, рациональное планирование, основы методик обучения и тренировки и др.)

9. Организация внеклассной работы по предмету «физическая культура» - систематически ведет внеклассную работу, вовлекает во внеклассные занятия физической культурой всех школьников и особенно физически  слабых; места, занятые сборными командами школы на первенствах района и др.

10. Результаты достигаемые учащимися по физической культуре, - степень и объем владения учащимися умениями и навыками, уровень знаний и умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, в том числе самостоятельно; при 50-70% учащихся с высоким и выше среднего уровнем физической подготовленности данный компонент профессиограммы оценивается положительно.

По данным критериям можно определить насколько педагог профессионально готов к своей деятельности. Может ли он грамотно мотивировать учеников, следовательно, заинтересовать их своим предметом, а в дальнейшем, создать такие условия, чтоб предмет (например, плавание) стал толчком к развитию у учащихся навыков самостоятельных знаний владения физическими упражнениями.

В процессе профессиональной деятельности в современных условиях необходима переориентация учебно-воспитательного процесса с воспроизводства образцов готовых заданий, двигательных умений и навыков на формирование у обучаемых осознанной потребности к регулярным систематическим занятиям физической культурой, и на воспитание у них привычек к здоровому образу жизни. В основе дальнейшего совершенствования системы физической культуры как социального феномена должна быть идея развития, личностного и деятельного подходов, интенсификации учебно-воспитательного процесса. Архи актуальной становится проблема формирования физической культуры человека, которая включает в себя потребность и деятельную активность в постоянном физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями широкого и многообразного рынка труда на основе фундаментальной и специальной подготовленности. В настоящее время стабильность на рынке труда в сфере физической культуры отсутствует. Рынок труда становится широким и вариативным. Актуальной проблемой среди выпускников вузов становится проблема адаптации к изменяющимся условиям профессионально-педагогической деятельности.(2)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были рассмотрены вопросы о социально-культурном потенциале физической культуры общества; особенностях развития школьников; профессионализме педагогов. Все эти вопросы  связаны с такой проблемой как потеря интереса к урокам ФК в старших классах.

Первый вопрос раскрыл нам представление о физической культуре, как о части культуры общества. Было определено, что ФК необходимый предмет  не только для школьников, но и для общества в целом.

Так же были рассмотрены вопросы об особенностях организма школьников различных возрастов. Данная часть работы показала нам насколько важно грамотно и тактично подходить к преподаванию физической культуры в школе.

Последняя часть работы рассматривала вопрос профессионализма педагога. В этой части представлены критерии по которым можно определить предполагаемый профессионализм.

Все вопросы подразумевают под собой прямую или косвенную связь с потерей интереса к предмету физическая культура в старших классах.

В заключении хочется отметить, что главные особенности профессионально-педагогической деятельности состоят в специфике объекта и «орудий труда» педагога. Объект деятельности педагога – личность учащегося. Объект педагогической деятельности одновременно является и «субъектом». Педагогическое воздействие особенно в области ФК осуществляется преимущественно на чувственную сторону человека, и далее от чувств – к памяти, от разума – к речи и действию, т.е. это та технологическая схема процесса учения, которая была сформулирована еще Я. А. Коменским.

В. Т. Чичикин (4) выделяет три компонента профессиональной готовности преподавателей школ: операционный (умения, навыки), информационный (знания), мотивационный.


СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ивченко, Е.В. Рекреационные занятия плаванием с различным контингентом занимающихся: Учебное пособие/Е.В. Ивченко, Р.В. Кууз, А.Ю. Липовка, Е.А. Ивченко; НГУ-СПб,2014-122с.
  2. Костюченко, В. Ф. Профессионализм в сфере физической культуры и спорта ./ В. Ф.  Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова, А.А. Германова- СПб., 2014.- 222с.
  3. Найн, А.А. Критерии оценки деятельности педагога физической культуры / А.А. Найн // теор. и практика физ.культуры.-1999.-№10.- С.15-18
  4.  Чичикин, В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования/ Т.В. Чичикин: Автореф.дис…д-ра пед. наук.-М.,1995.-33с.
  5. Физическая рекреация: учебник для студ. учреждений высш. образования/ Г.П. Виноградова,  Е.А. Ивченко, Е.В. Ивченко и др; под ред. Г.П. Виноградова,  Е.А.Ивченко.-М.:Академия,2015-240с.
  6. Книги для всех. Возрастные особенности школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3139/B3139Content.php
  7. Сайт диссертаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.dissercat.com/content/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы доклада по теме "Повышение интереса к изучению предмета у учащихся общеобразовательных классов через проблемные уроки"

Данная работа - личный взгляд на ситуацию веденения предмета химии в общеобразовательных классах, при нагрузке в старших классах 1 ч в неделю....

Повышение познавательного интереса на уроках математики среди учащихся 9-х классов с помощью дифференцированного обучения

Перед общеобразовательной школой стоит цель обеспечить разностороннее развитие ребенка. Эффективности учебный процесс достигнет, если у детей будет сформирован познавательный интерес к учению.Развитие...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Конспект урока по плаванию в 5 классе "Совершенствование техники плавания брассом"

Конспект урока для учащихся 5-х классов, умеющих плавать и освоивших технику плавания кролем на груди, кролем на спине, основы техники плавания брассом....

Анкета по выявлению уровня интереса к урокам музыки для учащихся 5-8 классов.

Анкета по выявлению уровня интереса к урокам музыкидля учащихся 5-8 классов....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...