"Подвижные игры и упражнения как средство развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Вторыгина Наталья Сергеевна

В материале описываются игры и упражнения для развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtorygina_n.s._obobshchenie_opyta_-_bystrota_2_.docx98.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19 «Снежинка» комбинированного вида»

Подвижные игры и упражнения

как средство развития быстроты

у детей старшего дошкольного возраста

Педагогический опыт

Вторыгиной Натальи Сергеевны,

инструктора по физической культуре

первой квалификационной категории

Северодвинск

 2019 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические основы развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста

1.1.

Взгляды педагогов, физиологов на развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста…………………………….................

4

1.2.

Особенности физического развития  детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….

5

1.3.

Классификации подвижных игр…………………………………………………

8

Глава 2. Развитие быстроты у детей старшего  дошкольного возраста через подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста

2.1.

Методика оценки быстроты детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………

11

2.2.

Организация работы по развитию быстроты через подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..

11

2.3.

Проверка эффективности проделанной работы……………………..

14

Заключение………………………………………………………………..

14

Список использованной литературы………………………………….

21

Приложения……………………………………………………………….

18


Введение

Развитие физических качеств - одна из главнейших сторон физического развития  дошкольников. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Ученые считают, что  при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается  как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные двигательные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки  реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития. 

Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Быстрота характеризуется, как способность человека осуществлять движение с определенной скоростью или способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.

 Способность к быстроте необходима для совершенствования технике бега, различных видов прыжков и метаний в подвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивных упражнений.

Высокий уровень развития быстроты содействует успешному росту других двигательных качеств. Поэтому главные усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы применяемые упражнения содействовали развитию этого двигательного качества. К сожалению, дефицит двигательной активности, как в детских садах так и дома   ведет к ухудшению быстроты. (Э.С. Вильчковский, Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина).

Актуальность данной работы заключается в том, что в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой  впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.

 Цель: создать условия по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста через подбор подвижных игр и упражнений.

 В соответствии с вышеизложенным были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.
  2. Раскрыть особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
  3. Охарактеризовать классификации подвижных игр.
  4. Выявить уровень развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Организовать работу по развитию быстроты через подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста.  
  6. Проверить  эффективность проделанной работы.

Глава 1.  Теоретические основы развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста

  1.  Взгляды педагогов, физиологов на развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста

Физические качества – это сложный комплекс биологических и психологических качеств организма, которые определяют силовые, скоростно – силовые и временные характеристики движений человека. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. Вопросами развития физических качеств занимались такие специалисты как Вавилова Е.Н., Осокина Т.Н., Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. К физическим качествам все авторы относят и быстроту.

По мнению Елены Николаевны Вавиловой, быстрота – это способность человека выполнять движения в наикратчайший срок.

По мнению С.М. Бажукова физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство ЦНС.

Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Однако характеристики быстроты неоднородны и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо. К скоростным характеристикам двигательных действий относятся:

1) быстрота одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

2) частота движений;

3) быстрота двигательной реакции.

По мнению Е.Н. Вавиловой быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Она предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге, чередовать бег в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Для развития быстроты используют по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег.

             Быстрый бег является основной частью многих упражнений, широко используется в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности детей. Быстрый бег оказывает значительное влияние на деятельность основных систем организма. Так, частота пульса во время бега увеличивается до 130 ударов в минуту и может достигать 170—180, но при этом отмечается быстрое его восстановление: уже на 1 мин она снижается до 130—140 ударов в минуту и на 2—3 мин возвращается к исходному уровню. В целях воспитания быстроты, скоростно-силовых качеств и повышения функциональных возможностей детей быстрый бег сочетается с другими движениями, повторяется в игре или эстафете 4—5 раз после небольшого перерыва.

      Бег со средней скоростью является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Скорость такого бега составляет 50—60% от максимальной скорости бега у детей каждого возраста. Продолжительность такого бега обеспечивается тем, что в процессе его происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, восстановление их работоспособности. Бег со средней скоростью, как показали специальные исследования, соответствует функциональным возможностям организма детей дошкольного возраста, а нагрузка при этом — умеренной интенсивности. На каждом занятии дети пробегают со средней скоростью по 2 отрезка, длина которых составляет примерно 1/5 расстояния, пробегаемого детьми данного возраста, и увеличивается на протяжений года до 1/3 этого расстояния.

             Медленный бег  является важным средством воспитания выносливости у детей. Физическая нагрузка при медленном беге менее интенсивная. Частота пульса во время бега увеличивается до 135—145 ударов в 1 мин. Деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем полностью обеспечивает потребности организма в доставке кислорода непосредственно в процессе самого бега. Это позволяет детям пробегать в 2—2,5 раза большие расстояния, чем со средней скоростью. Малоинтенсивная, но продолжительная работа, выполняемая детьми при таком беге, наилучшим образом повышает деятельность сердца, улучшает кровообращение и дыхание, т. е. совершенствует деятельность тех систем, от функционирования которых в основном зависит уровень развития выносливости. При постоянном повторении пробежек улучшается согласованность в деятельности этих систем, ускоряется достижение оптимального уровня функционирования, что также повышает возможности организма детей.

            Таким образом, на каждом занятии в чередовании с другими видами упражнений дети совершают 2 пробежки со средней скоростью, 3 пробежки — медленно и несколько отрезков пробегают быстро в игре или эстафете.

          Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты необходимо: высокое владение двигательной техникой, высокая работоспособность. Целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Орбели Л.А. считает, что «важно с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретным ограниченным формам движения, которые создаются в комнатной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность тренировать все естественные способности, которые заложены природой».

Изучив и проанализировав вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н. Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге, чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп.

1.2. Особенности физического развития  детей старшего дошкольного возраста

В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие  характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

При исследовании физической подготовленности, как правило, авторы выделяют

 две основные составляющие:

- уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;

- уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости).

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система,  и совершенствуются движения.

Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: частота дыхания у детей 5-6 лет - 25 ударов в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких у детей 5-6 лет составляет -800-900 см3. Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Установлено, что время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной частотой движений. Можно обладать хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы проявления указанных скоростных характеристик существенно различаются. Независимость характеристик отчетливо проявляется в беге на короткие дистанции. Можно быстро принимать старт (за счет хорошего времени реакций), но хуже сохранять скорость на дистанции. Вообще скорость бега лишь относительно связана с перечисленными характеристиками движений. Она во многом определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы отталкивания, то есть от факторов, не относящихся к скоростным характеристикам движений. Отсутствие связи между характеристиками скоростных движений приводит к тому, что перенос качества быстроты с одного упражнения на другое, как правило, не наблюдается.

Быстрота одиночного движения как изолированная характеристика может рассматриваться только при биомеханическом, расчлененном анализе двигательных актов (например, при необходимости узнать быстроту отталкивания, выноса бедра во время бега). В реальных же условиях одиночные движения объединены в циклические или ациклические системы. Поэтому говорить о самостоятельных средствах и методах развития одиночных движений можно лишь условно. Скоростные упражнения, особенно отвечающие специфике соревновательных упражнений, развивают и другие скоростные особенности (в циклических движениях - частоту, в ациклических - быстроту реакции). В некоторых видах спортивных упражнений (например, в метаниях) быстрота движений сочетается с проявлением силы мышц, образуя комплексную скоростную особенность - резкость движений. Поэтому в видах спорта скоростно-силового характера развитию быстроты движений способствуют и средства, развивающие силу мышц (особенно при больших внешних сопротивлениях, характерных для большинства видов метаний). Ценность силовых упражнений для развития быстроты мышечных сокращений состоит еще и в том, что добиться существенного увеличения скорости за счет чисто скоростных упражнений трудно, а задача повышения силовых возможностей решается более просто. Однако развитие силы при этом должно проходить в условиях быстрых движений. Для этого используют Метод динамических усилий: максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью при полной амплитуде движения.

Частота движений характеризует циклические движения. Максимальная частота движений рук выше, чем ног; частота движений дистальных звеньев конечностей выше, чем проксимальных.

Измерение частоты движений производится, как правило, за короткие интервалы времени. Частоту движений, а вместе с ней и быстроту циклических движений развивают с помощью упражнений, которые можно выполнять с максимальной скоростью.

У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

У 6-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий:

  • подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса;
  • использование традиционных форм работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники);
  • использование нетрадиционных форм работы (ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами).

На основании вышеизложенного, мы можем сделать следующие выводы:

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной. Таким образом, ребенок психологически и физиологически готов к нагрузкам для развития быстроты.

1.3. Классификации подвижных игр.

. Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

В «Программе воспитания в детском саду» и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т.п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастным группами. Это дает воспитателю возможность планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.

 
М.М. Конторович и Л.И. Михайлова  делят игры по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки», «Колдунчик», «Ловишки с ленточками») средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный («Ключи», «Волк и овцы», «Зайцы и волк», «Кошки-мышки», «Ждут нас быстрые ракеты» и т.д.); малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «Морская фигура», «Найди и промолчи»).

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.
Вторая группа — 
спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.

Сюжетные подвижные игры

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.

Бессюжетные подвижные игры

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.

Бессюжетные игры с использованием определенных предметов

«Кегли», «Серсо», «Кольцеброс», «Бабки» и т. п.
Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.

Игровые упражнения

Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.).

Игры с элементами соревнования

(«Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям более старшего возраста (5–6 лет).

На физкультурных занятиях на улице с целью развития быстроты можно включать различные подвижные игры («Третий лишний», «Горелки», «Колдунчик», «Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Пингвины на льдине», «День и ночь», «Волк во рву»). Также можно включать различные виды бега с изменением темпа и направления движения.

Подвижные игры – это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами.

              В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П. Ф. Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.
            Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни.
Игры-эстафеты – это игры, в которых каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому участнику свой команды предмет (палочку, мяч, обруч) и старается сделать это быстрее участников других соревнующихся команд.

                И.А. Гуревич, А.М. Шлемин, Е.Я. Бондаревский, В.И. Лях рекомендуют применение подвижных игр, игр-эстафет – это позволяет добиться более высоких показателей  в физическом развитии, способствуют возникновению у детей заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, вызывает желание заниматься физкультурой.

Среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия (Тимофеева Е. А.).

 Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням улучшается такое физическое качество, как быстрота.

Подвижные игры и физические упражнения на воздухе, как форма работы имеют различные варианты.

1. Проводятся по типу физкультурных занятий со всей группой одновременно или по подгруппам. Здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Подбор упражнений подчинен тем же требованиям (обеспечение нагрузки на все группы мышц, разная интенсивность с постепенным повышением нагрузки и снижением ее в конце). При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность – 80-85 %.

Однако ни в коем случае подвижные игры и физические упражнения на воздухе нельзя отождествлять с физкультурными занятиями. Главное отличие их в том, что первые проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, разнообразие видов и форм проведения.

2.  Комплекс из однотипных физических упражнений (так называемого тематического характера), например, только из основных движений или элементов одной - нескольких спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей) или спортивных упражнений (лыжи, коньки и т.д.)

3.  Подвижные игры - 2-4 игры разной подвижности и на разные движения.

4. Комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, упражнения в основных видах движений и пр.). Например, подбираются различные упражнения в метании: 1) метание мяча малого размера (8-10 см) назад, в сторону и бег за ним; 2) подкидывание мяча вверх с одновременным подпрыгиванием, ловля; 3) бросание мяча вдаль – «кто дальше»4) прокатывание мяча по скамейке (одним толчком) – «чей мяч дальше укатится».

5. Сюжетные игры с движениями: "Альпинисты", "Туристы", "Пограничники" и др.

6. Игры с элементами спортивного ориентирования.

7. Индивидуальная работа с детьми.

8. Самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве инструктора по физической культуре.

Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60-70 % ее продолжительности. Важно обеспечить разнообразие физических упражнений.

 На физкультурных занятиях с целью развития быстроты включаются различные подвижные игры («Третий лишний», «Горелки», «Колдунчик», «Ловишки»,«Ловишки с ленточками», «Пингвины на льдине», «День и ночь», «Волк во рву»). Также можно включать различные виды бега с изменением темпа и направления движения.

Способность к быстроте необходима для формирования и совершенствования бега, различных видов прыжков и метаний в подвижных играх, а также для овладения многими видами спортивных упражнений. Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения. Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении и наоборот. Для развития скоростных качеств авторы предлагают использовать упражнения в быстром и медленном темпе: (бег под бубен со сменой темпа, передача эстафетной палочки в парах, по кругу, бег с захлестом голени, бег с выпрямлением ног вперед). Изучив все источники, можно сделать заключение, что дети 5-7 лет готовы физически и психологически к нагрузкам, а быстрота является одним из важнейших физических качеств.


Глава 2. Развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры

2.1. Методика оценки физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста

Физическая подготовленность характеризуется развитием у детей двигательных навыков и физических качеств. В дошкольном возрасте определяют  быстроту по времени пробегания 10 м. Для успешного овладения детьми двигательными навыками и развития их физических качеств необходим постоянный контроль и учет показателей основных видов движений. Чтобы выявить уровень развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста была проведена диагностика. В своей работе мы используем диагностику «Контроль за физической подготовленностью дошкольников», разработанную С.Л. Совершаевой, Н.И. Ишековой. Эта методика специально адаптирована к условиям климата Европейского Севера.

Методика снятия показателей по бегу на 10м.

В зале или коридоре намечается стартовая черта на расстоянии 1-1,5 м от стены и через 10 м. – финишная. Расстояние от финишной черты до стены должно быть не менее 3 м. Ребенку дается задание пробежать как можно быстрее за черту (а не до черты).

Инструктор дает команду: «На старт! Внимание! Марш!» Одновременно со словом «Марш!» включается секундомер. На команду «Старт!» ребенок занимает удобную для бега позу. Одна нога выносится к стартовой черте, другая немного назад, руки слегка согнуты в локтях, стойка высокая. Бег начинается на сигнал «Марш!». Секундомер выключается во время пересечения финишной черты. Результат громко объявляется.

 

  Таким образом, проведенная диагностика показала: из 18 продиагностированных детей -  4 с низким уровнем развития быстроты, что составило 22%; остальные 14 детей со средним уровнем развития этого качества, что составило 78%. Детей с высоким уровнем развития на начальном уровне диагностики не оказалось. Этот факт заставил искать выход из сложившейся ситуации.

Анализ результатов позволил сделать вывод о необходимости

разработки комплекса подвижных игр и упражнений направленных на развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Организация работы по развитию быстроты через подвижные игры и упражнения у детей старшего дошкольного возраста.  

Работа по развитию быстроты у старших дошкольников через подвижные игры осуществлялась по следующим направлениям:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • работа с детьми;
  • работа с педагогами;
  • работа с родителями.

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды заключалось в подборе упражнений, направленных на развитие быстроты у детей старшего возраста, подборе картотеки подвижных игр, обновлении атрибутов к подвижным играм, оборудования: мешочки для метания, ленточки, шнуры, обручи, мячи малого, среднего и большого диаметра. Подготовлена разметка для игр и бега в физкультурном зале и на территории ДОУ.

           2. Работа с детьми по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста

была организована на физкультурных занятиях в зале, физкультурных занятиях на воздухе,  в походах, в СОШ №25.

Для того чтобы доказать эффективность воздействия подвижных игр на развитие  быстроты, мы  стали планировать подвижные игры направленные на развитие быстроты в режиме дня: включали подвижные игры в утреннюю гимнастику, на прогулках, в самостоятельную деятельность.  В начале года организовались простые по содержанию подвижные игры, а затем эти игры проводили с усложнением правил. Использовали игры  с элементами спортивных игр.

Подвижные игры подбирались таким образом, чтобы сюжет и структура способствовали активной двигательной деятельности детей, а их содержание соответствовало программным требованиям и перспективному плану.

При отборе подвижных игр  учитывали возрастные особенности, общий уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные особенности, пожелания детей. Игры планировали в зависимости от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), имеющегося оборудования. Последовательность: назвать игру и ее замысел; подчеркнуть правила; напомнить движения; распределить роли, раздать атрибуты, разместить детей на площадке; начать игровые действия. Наряду с подвижными играми проводили эстафеты.

 Упражнения в основных движениях (ходьба и бег) включали в каждое занятие. Такое сочетание основных движений позволяет на одном занятии упражнять различные группы мышц. При выполнении упражнений стремились к тому, чтобы дети меньше стояли и повторяли движение большее число раз, улучшая его качество. Этому способствовал хороший показ, четкий рассказ, поощрение самостоятельности детей, их эмоциональный настрой.

             Для развития быстроты использовали по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег.

             Разработали перспективный план работы по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста через упражнения и подвижные игры, который представлен в таблице 1.

Таблица 1

Перспективный план работы с детьми по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры и упражнения

 

Формы работы с детьми  

Движения, упражнения

Подвижные игры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

1 квартал (сентябрь-ноябрь)

ООД

Старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа, спиной назад, из упора на коленях. Изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу.

Различные виды бега(с палочкой, челночный бег).

«Ловишки», «Здравствуй, дедушка Прокоп», «Ваня, Ваня, простота», «Третий лишний», «Вышибалы», «Колдунчик», «Ловишки с ленточками», «Ключи».

Поход

Изменение интенсивности движений: ходьба – бег интенсивный, бег медленный – бег с ускорением.

«Третий лишний», «Гуси, гуси га-га-га», «Волк и овцы», «Ваня, Ваня, простота», «Гори, гори ясно», «Колдунчик» «Раз, два, три к ели (березе, рябине,ольхе).

ООД на воздухе

Чередование основных движений: ходьба – прыжки, прыжки – приседания.

Изменение интенсивности движений: с ускорением.

«Ловишки», «Ждут нас быстрые ракеты», «Волк и овцы», «Третий лишний», «Гори,гори ясно», «Раз,

два, три, подорожник принеси».

Тренировки на базе СОШ №25

Быстрый бег (18 м)

Челночный бег (10х3)

«Выше ноги от земли»

«Колдунчик»

«Ловишки с ленточками»

«Третий лишний»

«Волк во рву»

2 квартал  (декабрь-февраль)

ООД

Бег в максимальном темпе на дистанции 20-25-30м 5-6 раз; бег с ускорением.

Бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад;

«Ловишки», «Колдунчик», «Третий лишний», «Волк во рву»

«Раз, два, три к ольхе беги», «Пингвины на льдине, «Ключи», «Два Мороза», «Мы веселые ребята».

Тренировки на базе СОШ №25

Быстрый бег(18м)

Челночный бег(10х3)

Встречная эстафета с палочкой (18м)

«Ловишки с ленточками»

«Колдунчик»

«Выше ноги от земли»

ООД на воздухе

Чередование основных движений: ходьба – прыжки, прыжки – приседания.

Изменение интенсивности движений: с ускорением.

Ловишки», «Ждут нас быстрые ракеты», «Волк и овцы», «Третий лишний», «Гори,гори ясно», «Раз,

два, три, к березе беги».

3 квартал  (март-май)

ООД

Бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном);

Бег скрестным шагом по обручам.

«Гори, гори, ясно», «Здравствуй, дедушка Прокоп», «Третий лишний», «Штандер», «Вышибалы», «Беги, не зевай, на пенек вставай», «Ждут нас быстрые ракеты», «Медведь и пчелы».

Тренировки на

базе СОШ

Быстрый бег(18м)

Челночный бег(10х3)

Встречная эстафета с палочкой (18м)

«Ловишки с ленточками»

«Колдунчик»

«Выше ноги от земли»

«Третий лишний»

«Медведь и пчелы»

Поход

Изменение интенсивности движений: ходьба – бег интенсивный, бег медленный – бег с ускорением.

«Третий лишний», «Гуси, гуси га-га-га», «Волк и овцы», «Ваня, Ваня, простота», «Гори, гори ясно», «Колдунчик» «Раз, два, три к ели (березе, рябине,ольхе).

ООД на воздухе

Чередование основных движений: ходьба – прыжки, прыжки – приседания.

Изменение интенсивности движений: с ускорением.

Ловишки», «Ждут нас быстрые ракеты», «Волк и овцы», «Третий лишний», «Гори,гори ясно», «Раз,

два, три, подорожник принеси».

3. Работа с педагогами группы была организована для совместной эффективной деятельности по данному направлению:

- консультации: «Подвижные игры на воздухе», «Готовим детей к походу», «Игры высокой подвижности», «Подвижные игры в спортивном зале».

- фотовыставка: «Как играют  наши дети».

-педагоги проводили подвижные игры на развитие быстроты на воздухе, на зарядке самостоятельно.

Педагоги принимали участие в проведении организованной образовательной и совместной деятельности с детьми,  пополнили физкультурные уголки материалом и оборудованием для П.И.

4. Работа с родителями. С целью повышения уровня компетентности родителей по данной теме спланировали проведение ряда мероприятий. Наша задача заключалась в обогащении опыта, привлечении внимания родителей к данной проблеме.

Для этого использовали следующие формы работы с семьей:

-  дни открытых дверей (просмотр открытого мероприятия «Мы играем»);

- наглядная информация (оформление картотеки рекомендуемых подвижных игр, заочных консультаций «Подвижные игры на воздухе», фотовыставка «Наши дети играют»);

- консультация «Готовим детей к походу»

Особое  внимание обращали  на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или занятия), а взрослому лучше понять ребенка.  

2.3. Проверка эффективности проведенной работы

         По результатам окончательной диагностики развития быстроты на низком уровне –  детей; на среднем уровне – ; с высоким уровнем –

        

Мониторинг показал, что дети с низким уровнем развития быстроты остались, хотя количество их стало меньше. Низкий уровень развития может быть также связан и с тем, что некоторые дети к пяти годам имеют плохую координацию движений и плохо наращивают скорость, что часто обусловлено наследственностью. В общем, динамика развития благоприятная. Результаты мониторинга доказывают эффективность проделанной работы: дети стали гораздо выносливее и стали быстрее бегать.

Заключение

        В заключение вышеизложенной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Быстрота – это способность человека выполнять движения в наикратчайший срок.
  2. Работа построена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса. Использована  диагностика «Контроль за физической подготовленностью дошкольников», разработанная С.Л. Совершаевой, Н. И. Ишековой. Эта методика специально адаптирована к условиям климата Европейского Севера.
  3.  Проведенная начальная диагностика показала: из продиагностированных детей -   с низким уровнем развития быстроты, что составило; остальные детей со средним уровнем развития этого качества, что составило. Детей с высоким уровнем развития на начальном уровне диагностики не оказалось. Этот факт заставил искать выход из сложившейся ситуации.
  4. Наиболее эффективными стали следующие  формы работы по развитию быстроты: занятия в зале, на свежем воздухе, подвижные игры, челночный бег, бег с изменением направления и темпа.
  5. По результатам окончательной диагностики развития быстроты на низком уровне –  детей; на среднем уровне –  с высоким уровнем –  Мониторинг показал, что дети с низким уровнем развития быстроты остались, хотя количество их стало меньше. Низкий уровень развития может быть также связан и с тем, что некоторые дети к пяти годам имеют плохую координацию движений и плохо наращивают скорость, что часто обусловлено наследственностью. В общем, динамика развития благоприятная. Результаты мониторинга доказывают эффективность проделанной работы: дети стали гораздо выносливее и стали быстрее бегать.


Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  2. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Анохина И.А. Закаливание организма ребенка в ДОУ и семье. – М.: АРКТИ, 20
  5. Бочарова Н.И. Туристические прогулки в детском саду. – М.: АРКТИ, 2004.
  6. Буцинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: Просвещение, 1986.
  8. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М.: Просвещение, 1983
  9. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  10. Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М.: Скрипторий 2003, 2006.
  11. Детские подвижные игры народов СССР/ Под ред. Осокиной Т.И. – М.: Просвещение, 1989
  12. Картушина М. Быть здоровыми хотим, Архангельск, 2003.
  13. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986.
  14. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. – М.: Просвещение, 1991.
  15. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 200
  16. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка/ Сост. Фрухт Э.Л. – М.: Просвещение, 1989.
  17. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1981.
  18. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1978.
  19. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М.: Просвещение, 1988.
  20. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: Просвещение, 1988.
  21. Пусть ребенок растете здоровым/ Под ред. Осокиной Т.И. – М.: Просвещение, 1983.
  22. Рунова М.А. Движение день за днем: Двигательная активность – источник здороья детей. – М.: Линка-Пресс, 2007.
  23. Синкевич Е.А., Большева Т.В. Физкультура для малышей. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
  24. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979.
  25. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Ради здоровья детей. – М.: Просвещение, 1985.
  26. Инструктор по физкультуре. Научно – практический журнал, 2004 №4.
  27. Утренняя гимнастика под музыку/ Сост. Е.П. Иова, А.Я. Иоффе. – М.: Просвещение, 1984.
  28. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет: Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале. – М.: ГНОМ и Д, 2000.
  29. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе/ Под ред. Осокиной Т.И. – М.: Просвещение, 1980.
  30. Физическое воспитание детей дошкольного возраста/ Сост. Лурри Ю.Ф. – М.: Просвещение, 1991
  31. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
  32. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М.: Просвещение, 1986.
  33. Фролов В.Г. Физкультурные занятия.  На воздухе с детьми дошкольного возраста– М.: Просвещение, 1983.
  34. Шишкина В.А. Движение + движения. – М.: Просвещение, 1992.
  35. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 199
  36. Рыбак М.В. Раз, два, три, плыви… – М.: Обруч, 2010.


Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Консультация для родителей: "Игры, задания, упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста".

В консультации для родителей предложены игры, задания, упражнения на развитие разных видов внимания, которые можно предложить ребенку в домашних условиях....

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Данная работа содержит результаты теоретического исследования и практическую работу по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами проектной деятельности. Могут использовать пед...

Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

Статья «Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, ...

Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...

«Детская киностудия как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...