Духовно-нравственное воспитание молодежи в школе
методическая разработка по физкультуре на тему

Кудряшова Ксения Геннадьевна

На уроках физкультуры мы восптываем и развиваем не только физические качества, но и воспитываем духовность и нравственность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvennskie_chteniya_kudryashova_k.g.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское

Долинского района Сахалинской области

694071, с. Стародубское, ул. Набережная, 19 «А», тел/факс: (42442) 93-501

Исх. №     от 19.10.2018 г.

ЗАЯВКА

на участие на участие в VIII Сахалинских Рождественских образовательных чтениях: «Молодежь: свобода и ответственность»

1.

ФИО участника

(полностью)

Кудряшова Ксения Геннадьевна

2.

Ученая степень, ученое звание

-

3.

Место работы

МБОУ СОШ с. Стародубское Долинского района Сахалинской области

4.

Должность

Учитель физической культуры

5.

Почтовый адрес,

рабочий и домашний (сотовый) телефоны, факс, e-mail

694071, с. Стародубское,

ул. Набережная, 19 «А»,

тел/факс: (42442) 93-501

Ksu_86.1986@mail.ru.

тел: 8 4244253901

сотовый: 8-924-490-89-00

6.

Направление конференции

Духовно – нравственное воспитание детей и молодежи  в мире спорта

7.

Тема выступления

Занятия физической культурой и спортом как средство духовно – нравственного воспитания в школе

И.о. директора

МБОУ СОШ с. Стародубское                                                                            Л.Н. Гайнуллина


Областная научно-практическая конференция

VIII Сахалинские Рождественские образовательные чтения: «Молодежь: свобода и ответственность»

Занятия физической культурой и спортом

как средство духовно – нравственного воспитания

в школе    

Кудряшова Ксения Геннадьевна, МБОУ СОШ с. Стародубское, Учитель физической культуры

Южно-Сахалинск, 2018 год

 Занятия физической культурой и спортом

как средство духовно – нравственного воспитания в школе    

                                         

                                            Физическая культура – это воспитание воли,

                                                               моральной устойчивости, дисциплины.

                                                       Спорт – это чувство товарищества,

                                           патриотизма, коллективизма.

                          «Спорт не только физически закаливает человека,

                                                                    но и щедро обогащает его духовные качества».

А. Александров

(академик, мастер спорта)

В законе о физической культуре и спорте в РФ физическая культура рассматривается как важнейшая часть культуры общества, а физическое воспитание как важнейшее воспитание социальной политики государства [6]. Являясь составной частью общественной культуры и профессиональной подготовки учащегося, физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил [1]. В последние годы проблема духовно – нравственного воспитания детей школьного возраста приобретает особую значимость.

Занятия физкультурой и спортом являются одним из эффективных средств решения задач духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время спорту уделяется огромное внимание. Наличие детских спортивных площадок практически в каждом дворе, строительство хоккейных кортов, волейбольных, баскетбольных площадок – все это создается с целью организации активного досуга, способствующего физическому развитию, воспитанию нравственных качеств, оказывая при этом благоприятное воздействие на социальную адаптацию ребенка.

Современный урок физической культуры – это, прежде всего такой урок, в котором даются не просто уроки физического развития, или какой-либо комплекс упражнений, а реализуется единая система жизнедеятельности человека, в которой проявляется физическое и нравственное содержание, единство тела и духа. Урок физической культуры – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений [2].

Как учитель физкультуры я уделяю большое внимание духовно – нравственному воспитанию своих учеников. Средствами физической культуры и спорта на уроках я решаю такие задачи, как:  воспитание  преданности и любви к Родине; воспитание в духе дружбы и братства всех народов мира; воспитание общественной активности; воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи. Одним из средств, применяемых на уроке, является игровая деятельность. Именно игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Коллективные игры на уроках физической культуры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними [5]. Так, например, в начальных классах больше внимания уделяется таким подвижным играм, как «Охотники и утки», «Быстроногие олени», «Жонглеры», «Самая меткая команда», «Мышки - завитушки», «Сыщики» и др.. Играя, дети развиваются не только физически, они закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. В старших классах – это спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол), где учащимся необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливым к своим товарищам. Именно здесь проявляется упорство и настойчивость, смелость и честность, самообладание, решительность, выдержка, ответственность, дисциплинированность, происходит становление духовных и физических качеств.

Физические упражнение на уроках также являются одним из немаловажных средств воспитания навыков и привычек дисциплинарного поведения, трудолюбия, настойчивости, упорства. Для того, чтобы выполнение каждого нового упражнения довести до автоматизма, нужно обладать всеми перечисленными качествами. Каждое упражнение стараюсь показать своим личным примером, тем самым вызывая у ребят восторг и желание подражать своему учителю.

Учащиеся нашей школы под моим руководством очень часто выезжают на различные соревнования, которые являются специфической формой духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Соревнуются, тем самым соперничают с другими ребятами для достижения определенного результата. Наш главный принцип – принцип справедливости и честной спортивной борьбы, что в принципе является главным принципом любого соревнования. Правила соревнований ставят спортсмена в строго определенные условия спортивной борьбы с соперником. Они требуют не только дисциплины, честности, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям, зрителям, умение проявить твердость характера в борьбе за престиж команды. Нередко мы становимся призерами и победителями районных, областных соревнований. Занимая ступени пьедестала, у ребят вызывает чувство гордости не только за самих себя, но и за родную школу, село, район.

Кроме участия в соревнованиях, каждый год в нашей школе организуются спортивные круглые столы, где в доступной и занимательной форме проходят дискуссии, беседы на такие темы, как «Юный спортсмен – пример для подражания», «Александр Карелин – гордость отечественного спорта», «Этика юного спортсмена», «О воле и мужестве российских спортсменов», «О спортивной этики и чести» и многие другие. Вне уроков по возможности стараюсь устраивать встречи с выдающимися спортсменами нашего района, области. А в 2016 году к нам в гости приезжала олимпийская чемпионка по спортивной гимнастики – Светлана Хоркина. Она рассказала о своей нелегкой спортивной карьере, достижениях, воле к победе, что вызвало у школьников большой интерес. После этой встрече 5 моих воспитанников записались на секцию по боевому искусству, чтобы в будущем стать такими же знаменитыми и известными спортсменами.

Духовно – нравственное воспитание в спорте – это сложный непрерывный педагогический процесс [4]. Поэтому даже в каникулярное время я стараюсь организовать занятия физкультурой и спортом. Проводятся соревнования между классами согласно плану спортивно – массовых мероприятий, осуществляются выезды на спортивные объекты нашего района, такие как «Лыжная база», «Детско – юношеская спортивная школа», теннисный зал и площадка для большого тенниса. Вместе с посещением таких объектов ребята узнают о спортивных традициях города и села,  принимают участие в спортивных праздниках.

К 80-м гг. в нашей стране были широко представлены разнообразные организационные формы, обеспечивающие массовый характер занятий физическими упражнениями с целью воспитания духовности и нравственности [3]. Наша школа является неоднократным участником таких мероприятий. Мы – призеры соревнований по дворовому футболу «Спорт против подворотни», участники хоккейного проекта «Золотая шайба». Ежегодно принимаем участие в таких Всероссийских соревнованиях, как «Кросс наций», «Забег Родные острова», «Лыжня России», «Президентские игры».

В школе активно ведется деятельность спортивного клуба «ГТО», результатом которой является победа команды нашей школы на районном празднике «Долинск за ГТО». 3 учащихся в прошлом году были награждены знаками отличия, в октябре этого года 10 учащихся приняли участие в торжественном мероприятии по вручению знаков ВФСК ГТО. Организуются военно- спортивные прикладные игры, как «Зарница», «Школа выживания», посвященные праздникам ко Дню защитника отечества и ко Дню победы. Проведение таких игр способствуют воспитанию у детей и подростков командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества, приобретению навыков военного дела, готовит юношей к предстоящей службе в армии. Все это проводится школьным советом физкультуры и спорта, куда входят ребята 5-11-х классов. Учащиеся осваивают элементы организационной деятельности лидера, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности, опыт развития коммуникативной компетентности и других социальных навыков.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом в нашей школе  создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовно-нравственных способностей ребёнка, его самоопределения.

 Таким образом, можно сделать вывод, что нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. На уроках физической культуры, во внеклассной работе, участии в  соревнованиях формируются положительные черты характера, нравственные качества.

Благодаря совместной работе учителя физкультуры, классных руководителей, педагогов - организаторов формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни.

 

Используемая литература:

  1. А.В.Тарасов «Путь к себе», М., 2003 г.
  2. Журнал «Физкультура в школе», 1995 г, № 7, № 8.
  3. Л.Б.Горяинов «Труд спортсмена», М.,1999 г.
  4.  Пономарев, Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта / Н.И. Пономарев. - М.: ФиС, 1974
  5. Сборник «Подвижные игры», 1983 г.77
  6. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Православная тематика в культуре как важный участник процесса духовно-нравственного становления современной молодежи

Православная тематика в культуре как важный участник процесса духовно-нравственного становления современной молодежи...