: «Использование нетрадиционных оздоровительных средств на уроке ЛФК».
план-конспект урока по физкультуре на тему

Мельник Светлана Емельяновна

Особое место в опти­мизации физкультурно-оздоровительного процесса при работе с детьми младшего школьного возраста занимают такие нетрадиционные инновационные средства оздоровления как

·     упражнения дыхательной гимнастики,

·     самомассаж,  

·     «су-джок терапия»,

·     хатка-йога,

·     гимнастика для глаз,

·     упражнения для психорегуляции.

Комбинирование традиционных и нетрадиционных инновационных технологий позволяет создать на уроке нужную атмосферу для индивидуального развития и построить процесс обучения по-новому.

Преимущество инновационных технологий:

·     Они просты, доступны, эффективны;

·     Не имеют возрастных границ,

·   Личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики

·   Повышают работоспособность.

·   Нормализуют состояние нервной системы, устраняют стрессы, снижают уровень утомляемости.

·   Улучшают коммуникативную функцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №4 город Асино Томской области

План –  конспект проведения урока по лечебной физической культуре  с детьми 2-4-ых классов.

Тема: «Использование нетрадиционных оздоровительных средств на уроке ЛФК».

                                                                                          Мельник Светлана Емельяновна,

                                                                                          учитель физической культуры,

                                                                                          высшая квалификационная

                                                                                          категория

Асино-2018

Цель урока: Укрепление здоровья обучающихся, овладение нетрадиционными средствами оздоровления, благотворно воздействующие на состояние организма занимающихся.

Задачи урока:

1.Закрепление  комплекса упражнений хатки-йоги; гимнастики для глаз.

2.Формирование правильной осанки, укрепление сердечнососудистой и дыхательной системы.

3. Воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Место и время проведения: МАОУ-СОШ № 4 город Асино Томской области, кабинет лечебной физической культуры.

Учитель: Мельник Светлана Емельяновна.

Инвентарь: гимнастические палки, гимнастические коврики, мячи.

п/п

Содержание урока

Дозировка

Методические указания

I.

II.

III.

IV.

Вводная часть.

1.Построение. Приветствие. Сообщение задачи урока. 

2.Комплекс упражнений для активизации дыхания через нос

а) кончиками пальцев сначала слегка погладить нос снизу вверх- до бровей, затем, с усилием, сверху вниз;

б) погладить сначала нос снизу вверх, затем - вокруг глаз, сходясь к переносице, и опять нос, но сверху вниз, сжимая его крылья;

в) постучать средним пальцем по боковым сторонам носа;

г) наморщить нос;

д) на вдохе раздуть крылья носа и постучать по ним средними пальцами, выдох;

Подготовительная часть.

1.Ходьба на носках, руки на пояс- на 4 счета, ходьба на пятках на 4 счета, руки за голову.

2.На каждый шаг- смена положения рук:  руки на пояс, к плечам, руки вверх, вниз.

3.Ходьба с ВПБ, руки на пояс.

4.Руки за голову, правое колено достает левый локоть и наоборот.

5.И.п.- о.с.. 1 — шаг левой, руки в стороны, ладони  вверх  2—3 — приставляя правую ногу, два пружинящих наклона, касаясь ладонями носков; 4 — и. п.

6.И.п.-упор присев. 1-3- перейти в и.п. упор лежа, 4-и.п.

7.Медленный бег, бег змейкой.

8.Беговые  упражнения: бег на прямых ногах, приставными шагами правым, левым боком, бег захлестывая голень назад.

9.      Комплекс упражнений с гимнастическими палками  

1)  И. п.— стойка ноги врозь, палка внизу. 1— руки к груди, 2—руки вверх, подняться на носки, 3-руки к груди, 4-и.п.

2)   И. п.— стойка ноги врозь, палка внизу.1-правая назад на носок, руки вверх, 2-и.п., 3-4-с другой ноги.

3)И.п.- стойка ноги врозь, палка за головой. 1-2-наклон вправо, 3- 4-в другую сторону.

4)И. п.— стойка ноги врозь, палка на плечах. 1 — поворот туловища влево; 2 — и. п. ; 3—4 — то же в другую сторону.

5)И.п.- стойка ноги врозь, палка на плечах. 1-3-наклон вперед прогнувшись.

6)И.п.- стойка ноги врозь, руки вперед –в стороны.

1-махом провой достать кисть левой, 2-и.п.

3-4- с другой ноги.

7)И.п.- стойка ноги врозь, палка за головой.

Приседания, руки вперед.

Основная часть.

1.Упражнения хатки-йоги:

а) «Пальма». Стоя, ноги на ширине плеч. Голова, шея, спина – прямая линия. Техника исполнения. Одновременно с вдохом плавно поднимаем руки вверх, вытягиваем позвоночник, становимся на носки, а затем опускаемся в исходное положение вместе с выдохом.

б) Поза собаки. Исходное положение. Лежа на коврике лицом вниз. Ноги вместе, пальцы ног на полу. Руки согнуты в локтях и лежат ладонями на полу возле таза.

Техника исполнения. С выдохом, опираясь ладонями о коврик, поднять туловище вверх. Затем подать грудь вперед, откинуть голову как можно дальше назад и прогнуться в пояснице. Находиться в позе 30–60 сек.

в)Поза полукузнечика. Исходное положение. Лежа на животе, руки под подбородком

Техника исполнения.

  1. Делаем вдох, поднимаем попеременно  выпрямленные ноги.
  2. После некоторой паузы возвращаемся в исходное положение и делаем выдох.

г)Поза лодки. Исходное положение. Лежа на коврике лицом вниз, вытянуть руки перед собой.

Техника исполнения. Приподнять напряженные руки и ноги вверх, прогнувшись в пояснице. Держать.

д) «Ролик». Исходное положение. Сидя на коврике, подтяните обе ноги коленями к туловищу. Техника исполнения.

  1. Руками плотно обхватите ноги у лодыжек (ступни ног прижмите друг к другу).
  2. Если сможете, обхватите левой рукой запястье правой руки. Если не сможете, то соедините крепко пальцы обеих рук.
  3. Резко откиньтесь назад на спину и так же резко и быстро вернитесь в исходное положение.

д) Поза плуга.  Исходное положение. Лежа на спине с несколько разведенными руками ладонями вниз.

Техника исполнения. 

  1. Поднимаем обе ноги до касания носками пола (кладем носки около головы);
  2. Вначале остаемся в этой позе от 10 до 15 сек., медленно и ритмично дыша.

е) Поза лука

Исходное положение. Лежа на коврике лицом вниз, вытянуть руки перед собой.

Техника исполнения. Приподнять напряженные руки и ноги вверх, прогнувшись в пояснице. Попеременно опускать и поднимать переднюю и заднюю части тела, раскачиваясь взад и вперед.

ж)Поза дерева

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.

Техника исполнения. Согнуть правую ногу в колене, взять стопу руками и положить ее на левое бедро, ближе к паху. Согнутое колено должно находиться в плоскости тела. Ладони соединить, подмять руки вверх над головой. Находиться в позе 1–2 мин. Вернуться в исходное положение и повторить асану, сгибая в колене левую ногу.

2.Гимнастика для глаз.

Упражнение 1. ШТОРКИ (Бабочки)

Быстро и легко моргайте.

Упражнение 2. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА

Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Упражнение 3.

Взгляд влево-прямо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо.

Упражнение 4.

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнения 5.

Круговые движения глаз

Упражнения 6.

Рисуем глазами восьмерки.

Упражнения 7. МАССАЖ

Закрыть глаза и подушечками ладони очень нежно проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно.

3.Подвижные игра «Ловишка с мячом»

               

«Колдунчики».

4.Массаж ушных раковин.

1)Начинаем массаж с легкого поглаживания ушной раковины ладонями,

 переходим на мочку ушей и тянем себя за уши вниз ,

затем беремся за ушную раковину и тянем уши вверх ,

затем в стороны и слегка назад.

2)Держа двумя руками ушные раковины, делаем круговые

движения

3)Теперь необходимо прижать ладони к слуховому проходу и резко их оторвать от него-10 раз.

4)Найдите козелок уха и нажимайте на него с внешней и внутренней стороны по 10 раз.

5)Обхватите ушные раковины снизу указательным и средним пальцами и скользящими движениями энергично их разотрите вверх вниз.

6)А затем положите раскрытые ладони на ушные раковины и энергично разотрите уши сверху вниз.

1.Построение.  Упражнение на координацию. Замечания  по занятию.

2.Домашнее задание.

3-5мин.

6-8 раз

6-6 раз

3 раза по 6 движений

6-8 раз

3-5 раз

10 мин.

6-8м

6-8м

6-8м

6-8м

6-8раз

6-8 раз

1-1,5 мин.

1мин.

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

4-5 раз

6-8 раз

6-8 раз

12-15 раз

25минут

10 мин.

Фиксируем 5-7секунд

4-6 раз

5-8 раз

4-5 раз

Считаем до

8

5-10раз

6-8раз

3-4 раза

2-4 раза

5 минут

30-40 секунд.

6-8 раз

8-10 раз

3 раза

4-6 раз

3-4 раза

6-8 раз

3-5 минут

5 минут

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

2-3 раза

10-20 секунд

2-3 минуты

Уром и вечером

Не торопиться

Спина прямая,

Смотреть вперед.

Четкое выполнение работы рук.

Не приседать на опорной ноге.

Спина прямая

Каждый раз упражнение выполнять с другой ноги

Упор лежа, ноги прямые

На передней части стопы

На носках, руки согнуты в локтях

Руки прямые, ноги на месте

Прогнуться в пояснице

Ноги прямые, наклон строго в сторону

Пятки от пола не отрывать

Смотреть вперед

Спина прямая, смотреть вперед

Спина прямая, на всей стопе

Концентрация внимания на позвоночнике. Укрепляет позвоночник, память

25

Ноги вместе

Руки прямые

Ноги прямые

26Концентрация внимания. На пояснице.

Дыхание произвольное

Укрепляет позвоночник

09

Благотворно влияет на весь позвоночный столб.

28

С негибким позвоночником начинать это упражнение нужно очень осторожно

11

На координацию.

Способствует улучшению кровообращения.

Делая гимнастику для глаз сидим прямо

Упражнения помогают восстановить и улучшить зрение, а также привести глаза в тонус.

Салить по ногам

«Выручать» своих товарищей

Массировать уши нужно аккуратно, но очень активно, так, чтобы они горели!

Во время массажа  у детей должна быть удобная, комфортная поза, расслаблены мышцы, не отвлекаться и не разговаривать.
Массаж укрепляет иммунитет, активизирует защитные силы организма.

Выполнять гимнастику для глаз,

массаж ушных раковин.

                                                                                                 



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оздоровительная направленность урока физической культуры Мельник Светлана Емельяновна, учитель физической культуры, МОУ-СОШ №4 г.Асино

Слайд 2

Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 25—35% детей, пришедших в I класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания; 90—92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», то есть они ещё не всё знают о состоянии своего здоровья и своих заболеваниях; только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

Слайд 3

Нетрадиционные средства физического воспитания Дыхательные гимнастика, Самомассаж, «су-джок терапия» («су» — кисть, «джок» — стопа, Хатха-йога . Гимнастика для глаз, Упражнения для психорегуляции.

Слайд 4

Дыхательные упражнения

Слайд 5

Самомассаж

Слайд 6

«Су-джок терапия» («су» — кисть, «джок» — стопа). Рис.1

Слайд 8

Хатха-йога Слово «йога» происходит от санскритского корня «йуг» что означает «соединение, связь, слияние» (т.е. имеется в виду «единство, гармония физического и психического состояний»).

Слайд 9

Хатха-йога - это составная часть индийской йоги, которая включает в себя систему физических упражнений, направленных на совершенствование человеческого тела и функций внутренних органов.

Слайд 10

Хатха-йога – система, которая дает: 1)совершенное здоровье – отсутствие болезней; 2)гармоническое развитие организма (тела, ума, психики); 3)управление всеми системами организма и всеми органами тела (полный контроль над телом); 4)омоложение организма; 5)нравственное и психическое успокоение, успокоение нервной системы; 6)вырабатывает большую волю и уверенность в себе (приучает к каждодневному преодолению трудностей); 7)высокий жизненный тонус, бодрость, работоспособность; 8)хорошее настроение, жизнерадостность.

Слайд 11

Гимнастика для глаз

Слайд 12

Занятия на свежем воздухе .

Слайд 14

Температурный режим при занятиях лыжной подготовкой. Тихий ветер до 2 м/сек. Снег падает тихо, деревья спокойны, дым из труб поднимается прямо или слегка отклоняется Ветер умеренный(2- 7 м/сек.) Снег сдувает с крыш, деревьев, метет по земле, дым отклоняется в направлении ветра Сильный ветер(8-15 м/сек.). Снег бьет в лицо, затрудняет дыхание и ходьбу, деревья резко качаются. Дым прибивает к земле Штормовой ветер (более 15 м/сек.). Пурга, ломаются ветки деревьев 1-2 Не ниже -12° Не ниже -10°С Не ниже- 4°С Вне зависимости 3-5 Не ниже-14°С Не ниже-12°С Не ниже-6°С от температуры 6-7 Не ниже -16°С Не ниже -14°С Не ниже – 8°С занятия не 8-9 Не ниже -18°С Не ниже -16°С Не ниже - 10°С проводятся 10-11 Не ниже- 20°С Не ниже- 18°С Не ниже-12°С

Слайд 15

Лечебная физическая культура- часть здоровьесберегающего компонента образовательной программы школы

Слайд 18

Достигнутые результаты Улучшение здоровья обучающихся (уменьшение пропусков уроков). Повышение интереса к занятиям физической культурой. Овладение нетрадиционными средствами физической культуры и использование их дома.

Слайд 19

Правильно организованный урок физической культурой выполняет свое прямое и главное назначение - способствует укреплению здоровья, всестороннему развитию личности. К этому мы должны стремиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад и презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО".

Презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изо"....

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"

Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование   нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искус...

«Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах»

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...

Самомассаж – нетрадиционное оздоровительное средство речевого развития ребенка

В статье раскрыты особенности проведения самомассажа в работе по профилактике и коррекции нарушений речи: условия организации, противопоказания. Представлены игровые приемы самомассажа мышц головы, ше...

Использование нетрадиционных методов преподавания на уроках физической культуры

К традиционным школьным занятиям принадлежат уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учёта приобретённых знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, ...

Использование нетрадиционных методов работы на уроке с детьми с РАС

В этом докладе кратко изложены некоторые нетрадиционные методы работы с детьми с РАС, которые позволяют повысить мотивацию ребенка, способствуют развитию воображения, помогают развивать коммуникационн...