Методика обучения бегу в школе
методическая разработка по физкультуре на тему

Шуклина Елена Викторовна

Введение
Бег одни из наиболее популярных занятий для людей, ведущих здоровый образ жизни, он является важнымсредством физического воспитания.
За последнее время теория и методика бега все более и более развиваются и совершенствуются. Если до этого теория бега в целом осуществляла объяснительную функцию и почти не помогала практике, то сейчас ее роль значительно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, в первую очередь,демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления тренера.
Каждый, начинающий заниматься бегом, ставит перед собой свою цель: кто-то стремится стать чемпионом, другой стать сильнее и выносливее, третий — укрепить волю. И все это возможно. Для этого необходимо регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_begu_v_shkole.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№3 им. А.С. Пушкина» г. Воткинска Удмуртской Республики.

          «Методика обучения

                 бегу в школе.»  

                                                           учитель: Шуклина Елена Викторовна

                                           

                                                       

                                                                       г. Воткинск  2018 г.

                 

    Высокий старт.

Задача 1-Создать представление о технике высокого старта.

Средства-1. Показ с обьяснением особенностей высокого старта.

Задача 2-Учить технике высокого старта.

Средства- 1.Старт «падением» из положения стоя на носках.

                    2.Старт «падением» из положения согнувшись вперед.

                     3.Изучение стартовых положений, выполнение команд

                      «на старт», «марш», и стартового ускорения.

                      4. Начало бега без сигнала самостоятельно.

                      5.Высокий старт, выполняемый на прямой.

                      6. Высокий старт, выполняемый на повороте.

Методические указания- Изучение стартовых положений следует проводить всем классом сразу, следует обратить внимание на положение по команде «на старт», несколько раз выполняя команду «на старт».

Ошибки на старте- 1. Недостаточный или излишний наклон туловища на

                                        старте.                    

                                   2. Излишне широкая или узкая постановка ног в стартовом  

                                        Положении, отсутствие устойчивого положения.

Исправление ошибок -1. Многократное выполнение правильного стартового

                                                  положения.

                                            2. Старт из различных исходных положений/ старт с

                                               опорой на одну руку и т.д./

                                             3. Старты с изменением времени между командами

                                              «на старт» и «марш».

          Низкий старт.

Задача 1- 1. Создать представление о технике низкого старта.

Средства -1. Демонстрация бега с низкого старта.

                     2. Обьяснение особенностей низкого старта.

Задача 2 Учить технике низкого старта.

Средства- 1. Повторное многократное выполнение команды «на старт», «внимание».

                     2. Пробежка с низкого старта без команды.

                     3. Начало бега по сигналу.

                    4. Начало бега по сигналу, следующему через разные промежутки  

                     после команды «внимание».

                     5. Старт в гору.

                      6. Старт под планку, находящуюся за линией старта на высоте  

                          120- 150 см.

                        7. Выбегание со старта с заданием ставить ступни на

                           обозначенные на грунте поперечные отметки,

                           соответствующие длине шага.

                         8.Выбегание со старта по намеченной прямой линии, коридору

                               Обозначенному линиями или планками.

                          9. Старты из различных исходных положений – сидя на

                                корточках, сидя на полу, лежа на животе, спине и т.д.

Методические указания – при обучении низкому старту следует применять фронтальный и групповой методы, на первых же занятиях указать учащимся на недопустимость фальстартов, при фальстарте обязательно возвращать бегунов назад.

Ошибки в старте – 1. Голова запрокинута назад, спина прогибается.

                                    2. Руки не выпрямлены.

                                    3. Таз поднят очень высоко- ноги уже почти выпрямлены.

                                     4.Вялые движения рук.

                                     5. Отталкивание ногами больше вверх, чем вперед.

                                      6. Бег со старта мелкими шагами на согнутых ногах.

                                       7. Раннее выпрямление туловища.

Исправление ошибок -1. Изменение расположения стартовых колодок, многократные пробежки с низкого старта с постепенным увеличением скорости.

 2. Бег с низкого старта «в упряжке» с сопротивлением впереди стоящего партнера.

  3. Выполнение многоскоков в наклоне с акцентированием отталкивания.

 4. Пробежка со старта под «наклонным потолком».

                            Стартовый разгон.

Задача –Учить технике стартового разгона.

Средства -1. Обьяснение и показ.

                    2.Бег с низкого старта по отметкам.

                     3. Те же, но с дальнейшим пробеганием по инерции не спешить выпрямлять туловище.

                    4. Бег с низкого старта под планку, или натянутую ленту, веревку.

Методические указания –длина первого шага от впереди стоящей колодки – 3,5 стопы; длина второго шага – 4 стопы; третьего – 4,5; четвертого -5; пятого -5,5; шестого -6; седьмого -6,5; восьмого -7; девятого -7,5; десятого -8; одиннадцатого -8,5 стопы. В беге с низкого старта происходит постепенное выпрямление туловища к концу стартового разгона/ длина шага достигает 8,5 стопы/

                                           Старт из положения лежа.

Ученикам необходимо усвоить технику старта из положения лежа для прохождения полосы препятствий.

По команде «на старт» ученики принимают исходное положение лежа на груди, руки у линии старта, ноги врозь, носки наружу. По команде «внимание» сводят ноги, упираясь носками в землю. По команде «марш» одновременно с выпрямлением рук выносят сильнейшую ногу коленом наружу / поближе к руке/ и ставят ее с передней части стопы носком наружу. Бег начинается одновременно с отрывом рук и выпрямлением ноги.

Задача :1. Создать представление о технике старта из положения лежа.

Средства :1. Показ старта из положения лежа.

                    2. Обьяснение особенностей старта.

Задача: 2. Учить технике старта из положения лежа.

Средства :1. Бег с высокого старта с опорой на руку по команде.

                     2. Бег со старта с опорой на колени по команде.

                     3. Имитация выноса сильнейшей ноги коленом и носком наружу с

                       постановкой на грунт с передней части стопы в упоре на руках.

                       4. Выполнение команд «на старт», «внимание»

                        5. Бег со старта из положения лежа самостоятельно.

                       6. Бег со старта из положения лежа по команде.

                                     Старт в эстафетном беге.

Задача: 1. Создать представление о технике старта бегуна, принимающего эстафету.

Средства: Показ. 2. Обьяснение особенностей старта.

Задача 2: Учить старту бегуна, принимающего эстафету.

Средства: 1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку.

                   2. Старт на отдельной дорожке на повороте / при выходе на прямую/ с опорой на одну руку.

                   3. Старт на отдельной дорожке по прямой при входе в вираж.

                  4. Определение расстояния от начала разбега до контрольной

                       отметки.

                  5. Старт по отдельной дорожке в момент достижения передающим

                       контрольные отметки.

Задача 3: Учить технике низкого старта в эстафетном беге.

Средства: 1 .Показ. 2. Обьяснение особенностей старта.

                     3. Установка стартовых колодок на вираже.

                      4. Общии бег с низкого старта с эстафетной палочкой по повороту

                          без команды.

                        5. То же, но по команде.

                       6. Бег с низкого старта с эстафетной палочкой по команде с

                          передачей на втором этапе.

Методические указания: при овладении стартом на дорожке следить за тем, чтобы принимающий бежал у внешней линии дорожки на 2 и 4 этапах и у внутренней на 3 этапе.

                                                   Гладкий бег.

Задача :1. Ознакомиться с особенностями бега каждого ученика, определить его основные недостатки и пути их устранения.

Средства :1. Показ. 2. ОБьяснение.

                    3. Демонстрация и разбор кинограмм.

                    4. Повторный бег 60 – 80 м.

Методические указания: количество повторных пробежек зависит от того, как скоро занимающий пробежит дистанцию в свойственной ему манере.

Задача :2. Учить технике бега по прямой.

Средства: 1. Равномерный бег с малой и средней скоростью на отрезках 40-100 м.

                     2. Бег на тех же отрезках, но с ускорением по 10-20 м.

                     3. Ускорения по сигналу в пробежках с ходу и с места.

                     4. Бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой

                        ноги на дорожку.

                     5. Семенящий бег.

                      6. Бег с захлестыванием голени.

                      7. Многоскоки.

                       8. Движения руками (как в беге).

                        9. Бег в упоре.

                        10. Бег «в упряжке» с сопротивлением впереди стоящего

                              партнера.

                         11. Бег «в упряжке» партнер держит за руки сзади.

Методические указания: При беге с ускорением нужно постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения бегуна были свободными. Повышение скорости нужно прекращать, как только появиться излишнее напряжение, скованность. При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно продолжать его не прилагая максимального усилия (свободный бег). Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно без лишних напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и семенящего бега не откидывать верхнюю часть туловища назад.

 Ошибки в беге по дистанции: 1.Неполное выпрямление ноги в коленном суставе при отталкивании.

       2. Недостаточное поднимание маховой ноги вверх-вперед.

        3. Чрезмерный наклон туловища впереди или его отклон назад.

        4. Постановка стоп носками наружу.

         5. Закрепощенность движений.

         6. «Сидячий бег».

Исправление ошибок :1. Многоскоки, прыжковый бег с акцентрированием отталкивания.

2. Бег на месте (или в наклоне с упором рук) или с продвижением вперед с высоким подниманием бедра.

3. Постоянный контроль и самоконтроль за беговой осанкой, укрепление мышц ног и туловища.

4. Контроль за постановкой стоп при выполнении беговых и прыжковых упражнений.

5. Выполнение упражнений на гибкость и расслабление, контроль за свободой движений.

6. Бег и беговые упражнения, касаясь головой воображенного «контактного провода» (трамвай, троллейбус).

Задача 3: Учить технике на повороте.

Средства: 1. Показ.

                   2. Обьяснение особенностей техники бега по повороту.

                    3. Равномерный бег по повороту на отрезках 40-100 м., вначале освоить бег по дальним

                        От бровки дорожкам с большим радиусом, а затем по ближним к бровке дорожкам.

                     4. Бег по повороту с постепенным ускорением на отрезках от 10 до 20-30 м. (при этом идти от большого радиуса к меньшему).

Методические указания: при обучении главное внимание обратить на своевременный и оптимальный наклон туловища в сторону поворота. Уменьшать радиус поворота следует тогда, когда достигнута правильная техника на повороте большого радиуса. Бежать по повороту свободно.

Задача 4: Учить переходу от стартового разбега к бегу по дистанции.

Средства :1. Бег по инерции, после пробегания не большого отрезка с полной скоростью.

                  2. Наращивание скорости после свободного бега по инерции, уменьшая отрезок свободного бега до 2-3 шагов.

                  3. Переход к свободному бегу по инерции после разбега с низкого старта (постепенно уменьшая участок свободного бега до 2-3 шагов).

                 4. Переменный бег. Бег с 2-6 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции.

Методические указания: Обучать свободному бегу по инерции по прямой дистанции на отрезках 60-100 м. Обращать особое внимание на обучение умению переходить от бега с максимальной скоростью к свободному бегу, не теряя скорость.

Задача 5: Учить правильному бегу при выходе с поворота на прямую часть дорожки.

Средства: 1. Бег с ускорением в последней четверти поворота чередуемый с бегом по инерции при выходе на прямую (50-70 м.)

                   2. Наращивание скорости после бега по инерции, постепенно сокращая его до 2-3 шагов (80-100 м.)

                   3. Бег по повороту, стремясь наращивать скорость бега перед выходом на прямую.

Методические указания: постепенно сокращать продолжительность свободного бега по инерции, по мере овладения искусством переключения интенсивности усилий при беге.

Задача 6: Учить финишному броску на ленточку.

Средства: 1. Показ. 2.  Обьяснение.

                      3. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.

                      4. Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге.

                       5. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч при медленном и быстром беге.

Методические указания: Учить заканчивать бег не у линии финиша, а после него. После освоения правильной техники финиширования, закреплять ее в групповых забегах.

Задача 7: Дальнейшее совершенствование техники бега.

Средства: 1. Бег равномерный и с ускорением на отрезках различной длины.

                    2. Пробегание всех дистанций с различной скоростью.

                     3. Все упражнения, применяющиеся для обучения.

                     4. Бег под уклоном и в гору.

                      5. Контрольный бег на различных дистанциях.

Методические указания: В начальной стадии обучения следует применять бег в ½ и ¾ интенсивности, так как при легком, свободном, напряженном беге легче контролировать свои движения. С каждым последующим занятием скорость бега должна повышаться, но как только появятся скованность движений и закрепощение мускулатуры, скорость нужно снижать.

                                         Кроссовый бег.

Задача I. Создать представление о технике бега по пересеченной местности.

Средства: 1. Показ и объяснение особенностей техники бега по пересеченной местности.

Задача II. Учить технике бега по пересеченной местности.

Средства: 1. Бег по песку или другому сыпучему грунту.

2. Бег по твёрдому грунту.

3. Бег по скользкому глинистому грунту.

4. Бег по воде, высокой траве.

5. Бег под уклон и в гору.

6. Бег с преодолением различных препятствий.

Методические указания:

1. При беге по сыпучему грунту нужно несколько уменьшить шаг, увеличив при этом частоту шагов.

2. При беге по твёрдому грунту следует избегать резкого приземления, стараясь ставить ногу как можно мягче.

3. При беге по скользкому грунту требуется повышенное внимание к сохранению равновесия, при том ноги ставятся несколько шире, чем обычно.

4. При беге по воде и высокой траве ноги поднимаются выше.

5. При подъёмах длина шага уменьшается, туловище наклоняется вперёд, нога ставится на носок, при спуске с горы туловище отклоняется назад, увеличивается длина шага.

6. Небольшие препятствия (стволы деревьев, неглубокие канавы) преодолеваются широким прыжком шагом, большая канава – преодолевается прыжком в длину, с приземлением на обе ноги. Низкие препятствия обычно преодолеваются барьерным шагом, а более высокие, жёсткие препятствия – с опорной ногой, «наступая» на них или же опираясь рукой и ногой о препятствие. При беге в кустарник требуется большое внимание и выбирать кратчайший путь, отводя руками встречающиеся ветки.

                                           ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ

Задача I. Создать представление о технике эстафетного бега.

Средства: 1. Сообщить сведения о видах эстафетного бега.

2. Объяснить и показать технику передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне.

Задача II. Учить технике передачи эстафетной палочки.

Средства: 1. Объяснить и показать передачу эстафетной палочки снизу.

2. Передача эстафетной палочки правой и левой руками, стоя на месте без имитации и с имитацией движений рук при беге.

3.Передача эстафетной палочки по сигналу учителя при ходьбе.

4. То же по сигналу передающего.

5. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при медленном, а затем быстром беге. (Контрольную отметку устанавливает учитель).

Методические указания: Передача эстафетной палочки на месте, ходьбе и медленном беге выполняется парами в двух шагах. Обращать внимание на то, чтобы принимающий эстафету в момент передачи не оглядывался назад, а передающий выдерживая необходимую паузу после сигнала «гоп».

Задача III. Добиться передачи эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне.

Средства: 1. Передача эстафеты на максимальной скорости в зоне (устанавливаются контрольные отметки для команды на этапах).

2. Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд.

                          СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕГУНА

1. Бег с высоким подниманием бедра.

При отталкивании опорной ногой бедро маховой ногой поднимается до горизонтали и выше, плечи расслаблены, руки согнуты в локтевых суставах, как при беге, опорная нога и туловищу составляют одну линию. Необходимо обращать внимание на отталкивание стопы от грунта до полного выпрямления опорной ноги. Не разводить колени в стороны, не отклонять туловище назад, не поднимать плечи.

2. Семенящий бег.

Впереди стоящего, нога поочерёдно ставится на носок с последующим слегка заметным касанием пятки грунта. Опорная нога полностью выпрямляется, составляя одну прямую линию с туловищем. Плечевой пояс не напряжён. Руки свободно опущены. Необходимо обращать внимание на полное выпрямление опорной ноги в коленном суставе при её опускании. Стопы ставить параллельно.

3. Прыжковообразный бег.

Поочерёдное отталкивание за счёт усиленного разгибания бедра и стопы, руки активно выполнению активного движения, как при беге. Упражнение выполняется мощными толчками вперёд-вверх. Обращать внимание на законченность движения и полное разгибание толчковой ноги.

4. Бег с захлёстыванием голени назад.

Поочерёдными быстрыми движениями голень забрасывается назад, при этом таз несколько выведен вперёд, голень свободно опускается вниз с постановкой стопы ближе к проекции центра тяжести. Руки, согнутые в локтевых суставах, работают как при беге.

5. Бег с высоким подниманием бедра и последующим «загребающим» движением голени вниз-назад («колесо»).

Упражнение выполняется так же, как и бег с высоким подниманием бедра, но более быстрым и энергичным опусканием бедра маховой ноги вниз, с последующим «загребающим» движением голени, стопа на грунт ставится на переднюю её часть. При выполнении упражнения обращать внимание на выведение таза вперёд в момент отталкивания.

                                               

             

                         

                   

                   

                           

                                   

                         

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения бегу на короткие дистанции

Обучение технике бега на короткие дистанции происходит не в той последовательности, как при обучении другим видам легкой атлетики, так как бег является естественным способом быстрого передвижения чело...

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавате...

Методика обучения бега на короткие дистанции

Методика обучения бега на короткие дистанции...

Методика обучения бега.

бег на короткую дистанцию...

Реферативная работа по методике преподавания литературы "Новые методики обучения в основной школе"

Данная работа посвящена рассмотрению инновационных методов преподавания литературы в средней школе....

конспект открытого занятия по легкой атлетике Техника и методика обучения бега на короткие дистанции

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГОУЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПППЫ 3- ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯТема: Техника и методика обучения бега на короткие дистанцииТренер-преп...