Формирование привычки к здоровому образу жизни у учащихся на занятиях в школьном спортивном клубе
статья по теме

Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Более того, опыт показывает, что для большинства из детей учитель физической культуры является единственным человеком, способным помочь им в их физическом развитии, формирующим представление о здоровом образе жизни и создающим позитивную мотивацию для самостоятельного подхода к формированию и сохранению своего здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Всем ясно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Даже самый талантливый ученый будет малоэффективно заниматься своими исследованиями в случае наличия серьезных заболеваний или даже головной боли, что уж говорить про работников физического труда, для которых их здоровье является их орудием труда.

Задача учителя и школы заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому всё чаще мы слышим про здоровьесберегающие технологии в школе.

Широко известно крылатое выражение «В здоровом теле — здоро́вый дух», которое не теряет своего значения с изменением экономических формаций и иных обстоятельств.

Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Более того, опыт показывает, что для большинства из детей учитель физической культуры является единственным человеком, способным помочь им в их физическом развитии, формирующим представление о здоровом образе жизни и создающим позитивную мотивацию для самостоятельного подхода к формированию и сохранению своего здоровья.

Но в то же время школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, интенсификация учебного процесса, значительное расширение системы дополнительного образования как внутри (ОДОД при школе), так и вне школы (художественные, музыкальные школы и кружки), постоянное сидение за партой влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов. Добавление в программу третьего урока физкультуры лишь незначительно смягчает проблему.

Требуется создание комплексной системы, которая поможет сформироваться осознанному отношению детей к здоровью и жизни человека, накоплению знаний о здоровье, а также умений сберегать, поддерживать и сохранять его. Вспоминаем слова П.Ф.Лесгафта о том, что гармоничное развитие человека основывается на единстве физических и духовных сил человека и происходит при ведущей роли сознания. В сущности, именно на это привлечение сознания ребенка, его творческих сил к процессу обучения и направленны новые стандарты ФГОС. Новое, как всегда, это забытое старое.

Таким образом, актуальность темы предопределена тем, что здоровье  – основная ценность человека. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности.

Цель: Реализация здоровьесберегающих технологий имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи: 1. Обеспечение условий для того, чтобы школьное обучение способствовало сохранению здоровья

2. Формирование мотивации к регулярным занятиям физической культурой с целью укрепления здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью.

3. Воспитание осознанного ответственного отношения к здоровому образу жизни.

4. Содействие нормальному физическому развитию школьников средствами физической культуры.

   

Теоретическая часть

По данным различных источников от 30 до 80% детей и подростков имеют физиологические отклонения в здоровье, причем эта цифра растет по мере продвижения от начальной к старшей школе.

  • Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз.
  • Второй проблемой являются нарушения осанки. Их число значительно увеличивается к концу обучения в школе. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, мышцы становятся дряблыми и с трудом держат позвоночник, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение.
  • Также отмечают состояние тревожности, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.

Также можно сказать, что это совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.

Здоровьесберегающие технологии это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения -  обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, действовать так, чтобы обучение не вредило школьникам.

В этом направлении учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем врач.

Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с СанПиН; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям:

  • осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения
  • признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников
  • овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций)
  • реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

В общеобразовательной школе чаще всего используются следующие здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья – стрейчинг, ритмопластика, динамические паузы, гимнастика для глаз, релаксация, пальчиковая гимнастика, подвижные и спортивные игры, гимнастика дыхательная, бодрящая, корригирующая и ортопедическая.

Также сюда входят: мониторинг здоровья, создание здоровьесберегающей среды, профилактические мероприятия, медико-педагогический контроль, организация рационального питания, система закаливания. Если рассматривать организацию физкультурно-оздоровительной работы, то в соответствии с особенностями возраста, сезона, здоровья в каждой группе должен разрабатываться и внедряться дифференцированный двигательный режим.

Рассмотрим подробнее некоторые технологии сохранения и стимулирования здоровья, которые можно использовать:

Стрейчинг (растяжка) – набор упражнений, позволяющих развить или вернуть гибкость, которая способствует лучшей координации, дарит возможность легко воспроизводить сложные движения, является необходимым компонентом в любом избранном виде спорта.

Ритмопластика – это музыкально-ритмический психотренинг, который развивает у ребенка внимание, творческое воображение, подвижность, эмоциональность, память, гибкость мыслительных процессов, музыкальность. Ритмопластика базируется на простых, но разнообразных движениях: имитационных, общеразвивающих, танцевальных. Ее можно свести к созданию образа или сюжета в движении. Развивая навык пластической интерпретации музыки, ребенок получает новые умения и навыки и вместе с тем развивает способность творческого осмысления и понимания музыки.

Динамические паузы должны быть включены в режим дня. К ним относятся подвижные игры, упражнения для осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, ритмические упражнения, игры на переменках.

Использование здоровьесберегающих технологий, включает также релаксацию, которая подразумевает общее расслабление и успокоение. Расслабляющие упражнения можно делать с использованием мяча фитбола.

Так как урок является основной формой педагогического процесса, то для учителя очень важно правильно его организовать.

 От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.

Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: - рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; - в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; - количество видов учебной деятельности должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; - в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; - в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся); - обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); - должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; - необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся; - необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; - на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; - нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; - необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.

Практическая часть

  1. Системное обучение физической культуре в школе.

В нашей школе (ГБОУ СОШ №309) мы видим для себя необходимость выстраивать такую систему обучения, которая бы формировала у школьников необходимые знания о здоровье, умения и навыки по здоровому образу жизни, охватывая при этом максимальное количество ребят и максимально вовлекая каждого конкретного ученика.

На данный момент в эту систему входят:

  1. Уроки. Реализация программы занятий в основном осуществляется не последовательно, когда занятия одним видом физических упражнений через некоторое время сменяются другим видом, а комплексно, когда в одном занятии присутствуют различные виды физических упражнений – элементы легкой атлетики, акробатики, общеразвивающих физических упражнений, подвижных или спортивных игр. Причем, такие важные общеукрепляющие упражнения как бег и силовая подготовка являются у нас неотъемлемой частью каждого урока. Таким образом, можно говорить о частичном переходе от урочной формы обучения к тренировочной. Опыт показывает, что комплексные занятия более эффективны, и это подтверждается высокими спортивными результатами.
  2. Преемственная система основного и дополнительного образования по программам «Мой друг – мяч», карате «Сётокан», ОФП «Силач» и др. - Школьный спортивный клуб (ШСК)
  3. Регулярные выезды членов ШСК (2 раза в год) в спортивные лагеря выходного дня, проведение тренировок, зарядок и пробежек на свежем воздухе Карельского перешейка (Лагеря системы ГБОУ Балтийский Берег)
  4. Обязательное включение спортивных игр и/или их упрощенных вариантов начиная с младших классов в структуру урока, что обеспечивает не только развитие основных физических качеств, но и дополнительный интерес к уроку и эффективную психологическую разрядку. Это заметно повышает положительную мотивацию к учебной деятельности.
  5. Система спортивно- массовых мероприятий от чемпионатов школы по видам спорта до спортивных праздников.
  6. Участие значительной части учащихся в соревнованиях Спартакиады, Президентских состязаний и Президентских спортивных игр.
  7. Постоянное тестирование всех учеников по системе нормативов, учитывающей все основные физические качества ученика – сила, скорость, выносливость, ловкость и гибкость – с возможностью последующего анализа динамики показателей.
  8. Использование драгоценной перемены в качестве физкультминутки для средней и старшей школы. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и др.
  9. Ведение дневников самоконтроля с фиксацией антропометрических и функциональных показателей.
  10. Проведение теоретических занятий, разъясняющих необходимость здорового образа жизни, режима труда и отдыха, правильного питания, личной гигиены, влияние систематических занятий физкультурой на организм, вред от курения и пр.
  11. Индивидуальная работа со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися

Заключение

Здоровьесберегающие технологии в современной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья.

В частности:

  • образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс,
  • строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания.
  • обучение необходимо рационально организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями. Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка.
  • Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности.

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний.

Как уже отмечалось, в жизни многих учащихся учитель физической культуры занимает очень важное место – он и тренер, и воспитатель и образец для подражания. Учитель должен на личном примере показывать учащимся, как нужно заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. В том случае, если для педагога здоровый образ жизни – норма, ученики будут принимать здоровьесберегающие технологии в школе должным образом.

Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.

Что касается здоровьесбережения, то на уроках с соответствующим содержанием надо создавать представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучать самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их для досуга и отдыха. Для обеспечения эффективного здоровьесберегающего процесса необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим занятий, использовать здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

 Необходимо создать в школе благоприятный эмоциональный и психологический климат, а также всеми средствами содействовать формированию потребностей в ЗОЖ у учащихся, педагогов и родителей.

Перед педагогическим коллективом стоит много задач, но лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников.

В нашей школе (ГБОУ СОШ №309) мы стараемся сделать так, чтобы урок физической культуры был не просто еще одним школьным предметом, а входил в обширную систему обучения ученика здоровому образу жизни.

И результат от выстраиваемой в школе системы не заставляет себя ждать: ученики нашей школы в большинстве сильные, резкие, умеют бегать, умеют и любят играть в спортивные игры, без особого труда сдают нормативы каждую четверть, имеют высокие спортивные результаты на ежегодных соревнованиях между школами района, успешно сдают нормативы ГТО (в текущем году 7 учеников 11 класса сдали ГТО на золотой значок отличия). Практически ежегодно кто-то их выпускников поступает в спортивные ВУЗы города.

Подытоживая, следует отметить, что для наибольшей эффективности, использование здоровьесберегающих технологий должно быть реализовано в виде взаимодействия всех структур и технологий, имеющих к этому отношение.

Список литературы:

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

http://www.shkolnymir.info/content/view/258/57/

https://www.syl.ru/article/203522/new_zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-shkole-po-fgos


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование привычки к здоровому образу жизни через занятия физической культурой.

Роль физической культуры в формировании привычки к здоровому образу жизни....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни

Памятка для родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни....

Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья

Доклад здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Проект «Спортивный клуб в школе как средство формирования потребности в здоровом образе жизни в рамках проведения ВФСК ГТО»

Проект «Спортивный клуб в школе как средство формирования потребности в здоровом образе жизни в рамках проведения ВФСК ГТО»...

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у учащихся подросткового возраста на уроках биологии

Здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения - тема особо актуальна. Особую важность данная тема приобретает среди учащихся школ подросткового возраста, так как их образ жизни только ...