РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФК Метод. рекомендации Болдырева, Пешков
методическая разработка по физкультуре на тему

Якубец Анастасия Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФК Метод. рекомендации Болдырева,  Пешков

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ  ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра физической культуры и спорта НИПКиПРО

e-mail: sportkaf@ya.ru

примерные (полностью будут готовы в сентябре 2015 г.)

Методические рекомендации для учителей

по составлению рабочей программы

учебного предмета «Физическая культура» 

в условиях реализации ФГОС ООО

Болдырева Ирина Олеговна, и.о. зав. каф. ФКиС НИПКиПРО, к.м.н., доцент

Пешков Николай Иванович,  к. пс.н., доцент кафедры ФКиС НИПКиПРО

Додонова Людмила Петровна, к.б.н., доцент кафедры ФКиС НИПКиПРО

В должностных обязанностях учителя сказано: «Учитель … планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с Образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе Примерных основных общеобразовательных программ1 и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся…» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"").

Приходится утверждать, что сегодня нормативно закреплена ответственность учителя за качество программы учебных предметов.

Основным документом, создаваемым учителем является рабочая программа по учебному предмету. Как сделать программу учебного курса действительно рабочей, отмечающей как необходимые позиции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), так и особенности основной образовательной программы  образовательного учреждения (ООП ОУ) и отразить индивидуальность учителя? На что опираться при ее создании?

Программа по учебным предметам (рабочая программа), согласно п.18.2.2. Приказа МО РФ от  17 декабря 2010 г. N 1897 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644), должна обязательно содержать: 

1.

Пояснительную записку рабочей программы по учебному предмету     «Физическая культура», в которой рекомендуется:

1.1.

Конкретизировать нормативные документы, на которые опирается составитель рабочей программы.

      ▶Нормативной базой для основной школы (5-9 классы) является Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ» и Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644). 

       ▶ На основе ФГОС ООО и с учетом «Примерной основной образовательной программы основного общего образования» (ПООП ООО) (одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1) и внесенной в реестр примерных основных программ www.fgosreestr.ru)  образовательной организацией создается основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП ОУ), которая указывается в рабочей программе учителя.

 ▶Сопутствующими материалами при разработке рабочей программы являются примерные программы по учебным предметам, которые должны согласовываться с ПООП ООО. Примерные программы по учебными предметам не имеют нормативного статуса. При их использовании учитель не может брать их как нормативный документ и ссылаться на их авторитет.

▶В соответствии со статьей 32 ФЗ «Об образовании» каждое образовательное учреждение может разрабатывать свои внутренние локальные акты, которые не должны противоречить федеральным нормативным документам в области образования. Поэтому школы могут самостоятельно разрабатывать «Положение о рабочих программах ОУ». Если таковое есть, то всем учителям данного ОУ придется ему следовать и указать здесь.       

1.2.

Выделить цель и задачи изучения предмета «Физическая культура» для определенного класса. 

       При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

       Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

       Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:

      — укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
      — формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
      — освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
      — обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
      — воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

             Например, задача по укреплению здоровья, развитию основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма поставленная на период основной школы (5 – 9 классы) для предмета «Физическая культура» для обучающихся 5 класса будет конкретизирована и сформулирована  таким образом: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств (гибкости, общей выносливости, специальных  и специфических координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей) и повышение функциональных возможностей организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем и опорно-двигательного аппарата). При конкретизации данной  задачи учитывались возрастные  физиологические особенности обучающихся, методики развития двигательных способностей человека.

1.3.

Обозначить структуру программы по «Физической культуре».

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности) и «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент).

1.4.

Указать методические особенности организации учебного процесса по «Физической культуре»: перечислить методы, используемые  для достижения планируемых результатов; типы уроков и формы организации.

        Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе, которой являются уроки физической культуры, они являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета ФК.

       В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью. При этом они по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как комплексные уроки, т. е. с решением нескольких педагогических задач, и как целевые уроки, т. е. с преимущественным решением одной педагогической задачи.

      На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью проведения этих уроков является активное использование учащимися учебников по физической культуре, различных дидактических карточек и методических разработок учителя. Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.

      Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения школьников практическому материалу, содержащемуся в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описания техники их выполнения и т. п.).

      Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для преимущественного развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся как целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

2.

Общую характеристику учебного предмета «Физическая культура». 

В этом пункте раскрывается роль и важность предмета с точки зрения целей общего образования (опираясь на концепцию ФГОС ОО), современных требований к выпускнику (ориентируясь на портрет выпускника, обозначенный в ФГОС ООО). Показывается преемственность изучения данного предмета с курсами начальной и старшей школ; выделяются акценты на осуществление связи обучения по предмету / курсу с практикой и с актуальные событиями современности (А.М. Валов, А. Н. Величко, М.Г. Волчек, 2013).                          Учитель ФК должен отобрать материал для определенного класса из каждого раздела программы в соответствии с конкретными условиями образовательного учреждения. Особенно обратить внимание на содержание раздела «Физическое совершенствование», так как реализация тем зависит от материально-технического оснащения образовательного учреждения.

3.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Года обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

5 класс

3

35

105

6 класс

3

35

105

7 класс

3

35

105

8 класс

3

35

105

9 класс

3

35

105

525 часа за курс

В этом пункте указываются классы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета в основной школе и количество часов, выделяемое на освоение программы. Можно (но не обязательно) показать разделение на базовую часть (70%) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (30%). Оформить это можно как фрагмент учебного плана ОУ. Необходимо четко описать количество часов по неделям и годам обучения (А.М. Валов, А. Н. Величко, М.Г. Волчек, 2013). Например:

Согласно Базисному учебному плану основного общего образования на обязательное изучение всех учебных тем программы по физической культуры отводится 525 ч., из расчета 3 ч в неделю с V по IX классы.

Необходимую информацию ищем в учебном плане школы, который является частью ООП ООО ОУ. Каждое образовательное учреждение самостоятельно составляет учебный план в соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.3.1.).

4.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Физическая культура».

В данном разделе формулируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, согласующиеся с поставленными целями освоения рабочей программы, определяются ценностные ориентиры работы учителя. Результаты обязательно отражают требования к результатам освоения ООП ОУ, сформулированные в ФГОС ООО и конкретизированные в целевом разделе, что позволяет разрабатывать или подбирать готовые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.

В случае, когда необходимую информацию найти не удается, можно обратиться к планируемым результатам междисциплинарных программ и программ учебных предметов в ПООП ООО. В любом случае учителю придется провести серьезную работу по согласованию всех формулировок. Так как достигать запланированных результатов будет именно учитель.

       Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, - устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.

  • Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
  • Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
  • Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».

      Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее частное конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами. Учитель должен отобрать результаты  для определенного класса из каждой группы.

5.

Содержание учебного предмета «Физическая культура». 

         Раздел «Содержание учебного предмета» – основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебным планом. При разработке рабочей программы следует учитывать содержание программы предмета «Физическая культура» ПООП ООО:

.2.2.1 Общие положения

В данном разделе Примерной основной образовательной программы основного общего образования приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на уровне основного общего образования, которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов. Остальные разделы примерных программ учебных предметов формируются с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников.

Примерные программы учебных предметов на уровне основного общего образования составлены в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС ООО. В программах предусмотрено дальнейшее развитие всех видов деятельности обучающихся, представленных в программах начального общего образования.

Примерные программы учебных предметов являются ориентиром для составления рабочих программ: Авторы рабочих программ могут по своему усмотрению структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения, расширения объема содержания.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий и получения личностных результатов. В процессе изучения всех учебных предметов обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

Курсивом в примерных программах учебных предметов выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться».

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования…

2.2.2.16. Физическая культура

Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.

Освоение учебного предмета «Физическая культура направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности.

С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета «Физическая культура» используются знания из других учебных предметов: «Биология», «Математика», «Физика», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», Иностранный язык», «Музыка» и др.

            Рабочая программа должна состоять из разделов:
           
Раздел 1: Физическая культура как область знаний 

  1. История и современное развитие физической культуры Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское движение в России. Современные Олимпийские игры. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристических походов. Требования техники безопасности и бережного отношения к природе.

1.2. Современное представление о физической культуре (основные понятия) Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели. Спорт и спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «ГТО».

          1.3. Физическая культура человека Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом.

Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности

2.1. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Организация досуга средствами физической культуры.

         2.2.Оценка эффективности занятий физической культурой Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Измерение резервов организма (простые функциональные пробы).

Раздел 3. Физическое совершенствование

            3.1.Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой. Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие основных физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (при нарушении ОДА, центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, близорукости).

             3.2.Спортивно-оздоровительная деятельность[1] Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (опорные прыжки, упражнения на гимнастическом бревне (девочки), упражнения на перекладине (мальчики), упражнения и комбинации на гимнастических брусьях, упражнения на параллельных брусьях (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки). Легкая атлетика: беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения в метании малого мяча. Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в футбол, мини-футбол, волейбол, баскетбол. Правила спортивных игр. Игры по правилам. Национальные виды спорта: технико-тактические действия и правила. Плавание. Вхождение в воду и передвижения по дну бассейна. Подводящие упражнения в лежании на воде, всплывании и скольжении. Плавание на груди и спине вольным стилем. Лыжные гонки:[2] передвижение на лыжах разными способами. Подъемы, спуски, повороты, торможения.

         3.3.Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях; лазание, перелезание, ползание; метание малого мяча по движущейся мишени; преодоление препятствий разной сложности; передвижение в висах и упорах. Полосы препятствий, включающие разнообразные прикладные упражнения. Общефизическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости). Специальная физическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, спортивные игры).

6.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности по предмету «Физическая культура».

Тематическое планирование выполняется с разбивкой по классам (годам изучения) на всю образовательную ступень. Необходимость включения в тематическое планирование основных видов деятельности обучающихся обуславливается требованием стандарта к структурным элементам программ по учебным предметам / курсам (А.М. Валов, А. Н. Величко, М.Г. Волчек, 2013). Тематическое планирование можно (минимально) представить в виде таблицы, например:

Предмет «Физическая культура»  5 класс

№п.п.

Раздел, кол-во часов

Тема

Виды деятельности обучающихся

Возникает правомерный вопрос: Как, не зная учеников, расписания, впервые работая по учебнику, распланировать учебный материал на всю образовательную ступень? Отвечая на вопрос можно посоветовать: не делать очень подробного планирования, до отдельных учебных занятий. Лучше вначале сделать планирование укрупненными единицами – темами и обобщенными видами деятельности. Это позволит внутри темы обеспечить некоторую свободу при организации учебных занятий в конкретном классе

         В годовом тематическом планировании раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам с учетом максимальной аудиторной учебной нагрузки учащихся. Формулировка темы рабочей программы, в годовом тематическом плане и записи в учебном журнале должны совпадать. Форму годового тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или, если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним (см. «Положение о рабочей программе педагога»).

     Тематическое планирование может включать в себя следующие разделы:

  1. Наименование раздела программы и количество часов на раздел.
  2. Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана.
  3. Темы отдельных уроков, расположенные в очередности и в соответствии с логикой изучения учебного материала.
  4. Тип урока.
  5. Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.
  6. Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием (тест, самопроверка, взаимопроверка, работа по карточкам и т. д.).
  7. Планируемые результаты. Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление).
  8. Домашнее задание. Содержание домашних  заданий должно соответствовать  разделам программы. По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем.
  9. Дата проведения. При составлении учебно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.

7.

Описание учебно-методического и материально-технического          обеспечения образовательной деятельности.

       Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса по предмету «Физическая культура» будет зависеть от условий каждого образовательного учреждения. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса по предмету «Физическая культура» представляет собой структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса: методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал направленные  на достижение современных целей образования.

       Необходимую информацию ищем в следующих источниках:

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=531 
  • Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
  • Примерные  программы по учебным предметам

Характеристика учебно-методического комплекса:

  • программно-методическое обеспечение;
  • перечень электронных информационных источников;
  • перечень Интернет-ресурсов;
  • перечень дидактических средств, в том числе разработанных учителем;
  • дополнительная и справочная литература, профессиональной ориентации.

В условиях введения ФГОС в образовательных учреждениях рекомендуется использовать УМК, входящие в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ.

УМК выбирается образовательным учреждением в соответствии:

  • с Федеральным перечнем учебников;
  • с направленностью образовательной программы.

В соответствии со ст. 32  п. 23 Закона РФ «Об образовании» решение о том, какие учебники из федерального перечня использовать в образовательном процессе, соблюдая принцип непрерывности и преемственности образования, принимает образовательное учреждение. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию, публикуется ежегодно на  официальном сайте Федерального совета по учебникам (http://netedu.ru/fp.html).

        Материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Физическая культура»:

  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция);
  • демонстрационные печатные  пособия;
  • экранно-звуковые пособия;
  • технические средства обучения;
  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
  • спортивные залы (кабинеты);
  • пришкольный стадион (площадка).

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами предмета «Физическая культура». Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем физической культуры перед уроком.

8.

Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура».

       Согласно п. 1.2.2. «Примерной основной образовательной программы основного общего образования»,  одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1) и внесенной в реестр примерных основных программ www.fgosreestr.ru , планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, способностей. В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих  результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий,  раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

3.Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к учебному предмету: «Физическая культура»

        Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном уровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся.

Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как вводная часть для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока  не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов  ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа результатов в тексте выделена курсивом! 

Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

          Согласно п. 1.2.5.16. «Примерной основной образовательной программы основного общего образования»,  одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1) и внесенной в реестр примерных основных программ www.fgosreestr.ru,  по «Физической культуре» должны стать приведенные ниже предметные результаты.

Выпускник научится:

  • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
  • раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
  • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
  • выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
  • выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
  • выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
  • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
  • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
  • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
  • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
  • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
  • выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
  • выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта;
  • проплывать учебную дистанцию вольным стилем.

           ______________________________________________________________________


[1]Элементы  видов  спорта могут  быть заменены на другие  с учетом наличия  материально-технической базы  в  общеобразовательной организации,  а так же  климато-географических  и региональных  особенностей.

[2] Для бесснежных районов Российской Федерации или в отсутствие условий для занятий лыжной подготовкой разрешается заменять модуль «Лыжные гонки» на двигательную активность на свежем воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Метод аналогий для решения задач по физике"

Программа предназначена для учащихся 11 классов и расчитана на 17 часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Рабочая  программаЭЛЕКТИВНОГО КУРСАметоды решения физических задач...

Рабочая программа элективного курса "Методы решения химических задач"

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов ...

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 10 класса (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса  «Методы решения физических задач»  для  10  класса (базовый уровень)...

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 11 класса (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса  «Методы решения физических задач»  для  11  класса (базовый уровень)...

Рабочая программа элективного курса Методы решения задач по физике 10 класс

Рабочая программа элективного курса Методы решения задач по физике 10 класс...

Рабочая программа по предмету "Методы решения нестандартных задач", 10-11 класс.

Предмет "Решение нестандартных задач по математике" предназначен для учащихся 10–11-х классов. Составлена на основе книги П.И. Горштейна, В.Б. Полонского, М.С. Якира «Задачи с параметрами»....