Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8-9 классов.
рабочая программа по физкультуре на тему

Кондратюк Юрий Юрьевич
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx62.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей

прикладного  цикла
Протокол от «___»___________20 г.
 №____
Руководитель _________
Ю.Ю. Кондратюк

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР _________/ Рахимбакиев С.З.

от «__»________20г.

  СОГЛАСОВАНО
Заместитель  директора школы - интерната по МР
______   Ю.Ю. Лезина
«____»_______20 г.

 Протокол НМС

 «____»________20 г.

 №_____

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Н.А. Подгорных
«___»________20 г.
Приказ «___»_______20г.
№ ____

    
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

по физической культуре

для  8-9  классов

 

Автор-составитель:     учитель физической культуры Кондратюк Ю.Ю.

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по физической культуре для учащихся 8-9 классов.

Нормативно-правовая база рабочих программ 8-9 классов

Рабочая программа по направлению «Физическая культура» для 8-9 классов разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
  • Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Приказа Министерства образования  Российской Федерации  от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений  в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства  образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г.  № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 г. №1994 «О  внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г.  № 2885 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21февраля 2012г., регистрационный N 23290) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2015 года №576  «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении   СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993);
  • Методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 № ИК-1494/19);
  • Закон ЯНАО от 27.06.2013 № 55-ЗАО (ред. от 29.04.2014) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;
  • Долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  • Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы;
  • Приказа Департамента образования ЯНАО № 500 от 11 мая 2006 года «Об утверждении регионального  базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (1 вариант с русским языком обучения),
  • Приказа Департамента образования ЯНАО № 681 от 12.04.2011  «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом департамента образования ЯНАО от 11 мая 2006 № 500»,
  • Приказа Департамента образования ЯНАО № 1012 от 17.06.2011 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом департамента образования ЯНАО от 11 мая 2006 № 500»;
  • Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2013-2018 годы;
  • Учебным планом МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа     разработана на основе:

       -    Комплексной программы физического воспитания для 1-11 классов. В.И.Лях,

А.А.Зданевич, М., «Просвещение», 2011г.

-  Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха, М.Я. Виленского 5-9 классы, М. «Просвещение», 2011г.

Для прохождения программы в учебном процессе  используется учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Виленского М. Я.: Физическая культура. 5-7 кл., М., «Просвещение» 2015г.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится  105 часов  для 8 класса и 102 часа для 9 класса в год (3 часа в неделю).

Основным нормативным документам, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт основного общего образования по физической культуре» от 2004 г.

Для прохождения программы в учебном процессе  используются следующие учебники:  

- Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразовательных организаций/ В.И.Лях, М. : Просвещение, 2015г. ./предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И. Ляха 5-9 классы/ (рекомендовано МО и науки РФ)

- учебное пособие «Игра как основа национальных видов спорта», под редакцией П.Н.Богуна, Санкт-Петербург «Просвещение».

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять

физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

   Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением  задач:

Задачи физического воспитания учащихся 8-9 классов.

Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:

  • содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации, на здоровый образ жизни;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
  • формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и  развитие двигательных способностей на основе систем организма;
  • углубленное представление об основных видах спорта;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым видом спорта в свободное время;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Решая задачи физического воспитания, в своей деятельности ориентируюсь на  такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций, на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Исхожу из того, что школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.

Система физического воспитания в школе, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, создает  максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе  заложены идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

  1. Общая характеристика учебного курса.

        Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом  состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

  1. Место учебного курса в учебном плане.

        Курс «Физическая культура» изучается с 8 по 9 класс из расчета 3 ч. в неделю. Третий час на преподавание учебного предмета был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». В Мыскаменской школе-интернате третий час используется для более глубокого овладения базовыми спортивными играми: волейбол, баскетбол.

  1. Требования к уровню освоения обучающимися курса

физической культуры за 8-9 классы.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета.

В этом разделе представлены результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура», которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в 6 классе.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении знаний и формировании умений использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

 В области трудовой культуры:

  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
  • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
  • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
  • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
  • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

 В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
  • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
  • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметныерезультаты освоения физической культуры.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,  психических и нравственных качеств;

  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
  • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

 В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
  • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
  • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

 В области эстетической культуры:

  • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
  • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

 В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
  • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметныерезультаты освоения физической культуры.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
  • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
  • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
  • В области эстетической культуры:
  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
  • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

 В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

 В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
  • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
  • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Оценка успеваемости по физической культуре  производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. При выставлении оценок ориентируюсь на  темпы продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощряется его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.

Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки:

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

  • старт не из требуемого положения;
  • отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
  • бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
  • несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и      результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки).

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение  не выполнено  в результате наличия грубых ошибок.

  1. Содержание рабочей программы
  1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.

1.1 Естественные основы.

8 класс. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.

     1.2 Социально-психологические основы.

8 класс. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.

     9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.

       1.3 Культурно-исторические основы.

8 класс. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.

9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.

1.4 Приемы закаливания.

8 класс. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.

9 класс. Пользование баней.

         1.5 Спортивные  игры:

Волейбол

8-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.

Баскетбол

8—9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Национальные виды спорта

8-9 классы. Организация и проведение подвижных игр  народов Севера и игровых заданий (прыгуны, перемена мест, меткий охотник, третий лишний, тир на снегу).

Обучение прыжкам через нарты. Обучение технике тройного прыжка.

1.6        Гимнастика с элементами акробатики.

8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.

       1.7 Легкоатлетические упражнения.

8-9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.

       1.8 Лыжная  подготовка.

8-9 классы. Правила и организация проведения соревнований по лыжным гонкам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.

  1. Программный материал по спортивным играм

2.1 Баскетбол

Основная  направленность

Классы

8

              9

На   овладение   техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Дальнейшее изучение, закрепление: стойки  игрока.   Перемещения   в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком.

Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)

Совершенствование: стойки  игрока.   Перемещения   в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком.

Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)

На освоение ловли и передач мяча

Дальнейшее изучение, закрепление: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления, с пассивным сопротивлением защитника (в парах, тройках, квадрате, круге)

Совершенствование: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления, с пассивным сопротивлением защитника (в парах, тройках, квадрате, круге)

На освоение техники ведения мяча

Дальнейшее изучение, закрепление: ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления, с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой.

Совершенствование: ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления, с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой.

На овладение техникой бросков мяча

Дальнейшее изучение, закрепление: броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника.

То же с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м в прыжке.

Совершенствование: броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника.

То же с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м в прыжке.

На освоение индивидуальной техники защиты

Дальнейшее изучение, закрепление: вырывание и выбивание мяча; перехват мяча.

Совершенствование: вырывание и выбивание мяча; перехват мяча.

На закрепление техники владения мячом и развитие   координационных способностей

Дальнейшее изучение, закрепление:

Совершенствование: комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

На закрепление   техники перемещений, владения  мячом и развитие координационных способностей

Дальнейшее изучение, закрепление: комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Совершенствование: комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

На освоении тактики игры

Дальнейшее изучение, закрепление: тактика свободного нападения.

Разучивание: позиционное нападение и личная защита в игровых      взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на однy корзину

Разучивание:

нападение быстрым прорывом 2:3, 3:2

Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон».

Совершенствование: тактика свободного нападения;

 позиционное нападение и личная защита в игровых      взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на однy корзину;

Нападение быстрым прорывом 2:3, 3:2;

Разучивание: взаимодействие трех      игроков (тройка и малая восьмерка).

На овладение игрой и  развитие  психомоторных способностей

Дальнейшее изучение, закрепление: учебная игра в баскетбол.

Совершенствование: учебная игра в баскетбол.

2.2 Волейбол

Основная  направленность

Классы

8

              9

 На овладение техникой передвижений,

остановок, поворотов и стоек

Дальнейшее изучение, закрепление: стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

Совершенствование: стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

На освоение техники приема и передач мяча

Дальнейшее изучение, закрепление: передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку.

Разучивание: передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча ладонью  через сетку.

Совершенствование: передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку;

передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча ладонью  через сетку.

Разучить: передача мяча  у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяче сверху, стоя спиной к партнеру.

На   овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам волейбола.

Учебная игра в волейбол.

На развитие координационных способностей

(ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, дифференцирование   силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию   движений и ритму)

Дальнейшее  изучение, закрепление: техника перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3

Совершенствование: техника перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3

На развитие выносливости

Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин.

Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин.

На   развитие скоростных и

скоростно-силовых способностей

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и. п. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7—10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и. п. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7—10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.

На    освоение техники верхней прямой подачи

Разучить: техника верхней прямой подачи.

Совершенствовать: техника нижней подачи.

Совершенствование: верхняя прямая подача мяча в заданную    часть площадки.

На освоение техники прямого нападающего удара

Разучить: технику нападающего удара из зоны 4 после передачи из зоны 3.

Совершенствование: технику нападающего удара из зоны 4 после передачи из зоны 3.

На закрепление техники владения мячом и развитие  координационных способностей

Дальнейшее  изучение, закрепление: комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.

Совершенствование: комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.

На закрепление техники перемещений, владения  мячом и развитие координационных способностей

Дальнейшее  изучение, закрепление: комбинации       из       освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Дальнейшее  изучение, закрепление: комбинации       из       освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

На освоение тактики игры

Дальнейшее  изучение, закрепление: позиционное нападение с изменением позиций.

Игра в нападении.  Игра в защите.

На знания о

физической

культуре

Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

На   овладение организаторскими умениями

Организация и проведение подвижных игр  и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры

Самостоятельные занятия

Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов). Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля

  1. Программный материал по гимнастике с элементами акробатики

Основная  направленность

Классы

8

              9

На освоение

строевых

упражнений

Дальнейшее изучение, закрепление: перестроение    из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и   сведением;   из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении.

Разучивание: команда «Прямо!», повороты в движении направо, налево.

Совершенствование: переход  с шага на    месте на  ходьбу в колонне  и в шеренге; перестроения из колонны по одному  в колонны по два, по четы ре в движении.

На освоение общеразвивающих упражнений     без предметов на месте и в движении

Дальнейшее изучение, закрепление: сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки. Общеразвиваюшие упражнения в парах.

На освоение общеразвивающих упражнений с предметами

Дальнейшее изучение, закрепление: мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (3—5 кг), тренажерам эспандерами

Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками, тренажерами.

На освоение и

совершенствование висов и упоров

Разучить: Мальчики: из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; подъем махом назад в сед ноги врозь; подъем завесом вне

Девочки: из упора на нижней жерди опускание вперед в вис присев; из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой на верхнюю жердь; вис лежа на нижней жерди; сед боком на нижней жерди, соскок.

Мальчики: подъем переворотом в упор махом и силой; подъем махом вперед в сед ноги врозь

Девочки: вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю; переход в упор на нижнюю жердь.

На освоение

опорных

прыжков

Дальнейшее изучение, закрепление: Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 110— 115 см)

Девочки: прыжок боком с поворотом на 90° (конь в ширину, высота110 см).

Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 115 см)

Девочки:    прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см)

На освоение акробатических упражнений

Мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках

Девочки: мост и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад

Мальчики:     из упора присев силой   стойка   на голове и руках; длинный   кувырок вперед с трех шагов разбега Девочки: равновесие на одной; выпад    вперед; кувырок вперед

На развитие координационных   способностей

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря

На развитие силовых способностей и силовой выносливости

Лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами

На развитие скоростно-силовых способностей

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча. Прыжки через нарты.

На развитие гибкости

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами

На знания о физической

культуре

Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки. История возникновения   и   забвения   античных Олимпийских игр, возрождение Олимпийских игр современности, столетие Олимпийских стартов. Олимпийские принципы, традиции, правила, символика. Олимпийское движение   подлинно общечеловеческое движение. Спорт, каким он нужен миру

На   овладение организаторскими умениями

Самостоятельное составление простейших  комбинаций  упражнений, направленных на развитие координационных и кондиционных способностей. Дозировка упражнений

Самостоятельные  занятия

Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические, с использованием гимнастических снарядов. Правила самоконтроля. Способы регулирования физической нагрузки

  1. Программный материал по лыжной подготовке

Основная  направленность

Классы

8

              9

На овладение техники  лыжных ходов

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции 4.5 км. Игры «Гонки с выбыванием», «Как по часам», «Биатлон».

Попеременный четырехшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до 5 км. Эстафеты с преодолением препятствий.

На знания о физической культуре

Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требование к одежде и обуви. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах.

  1. Программный материал по лёгкой атлетике

Основная  направленность

Классы

8

              9

На овладение техникой спринтерского бега

Дальнейшее изучение, закрепление:низкий старт до 30 м

Бег с ускорением: до 60 м

Повторный бег 4х30

Бег на результат 100 м

Совершенствование: низкий старт до 30 м

Бег с ускорением: до 60 м

Повторный бег 4х50

Бег на результат 100 м

На овладение техникой длительного бега

Дальнейшее изучение, закрепление:

бег на 2000 м (мальчики) и на 1500 м (девочки)

Совершенствование: техника бега  на 2000 м (мальчики) и на 1500 м (девочки)

На овладение техникой прыжка      в длину

Дальнейшее изучение, закрепление:

прыжки в длину с 11 — 13 шагов разбега

Совершенствование: техника прыжка в длину с 11 — 13 шагов разбега

На овладение техникой прыжка      в высоту

Дальнейшее изучение, закрепление:

прыжки в высоту с 7—9 шагов разбега

Совершенствование: техника

прыжка в высоту с 7—9 шагов разбега

На   овладение   техникой метания малого мяча в цель и на дальность

Дальнейшее изучение, закрепление: метание теннисного мяча      на     дальность отскока от стены с места, с шага, сдвух шагов, с трех шагов;   в  горизонтальную     и вертикальную цель

(lxlм) с    расстояния

Д- 12-14м Ю – до 16м

Метание теннисного мяча и мяча весом   150   г   с места   на дальность, с4-5 шагов с укороченного и полного разбега на дальность, в коридор10 м и на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (lxlм) с

расстояния: юноши -  до

18м, девушки 12-14 м)

На развитие выносливости

Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка. Бег с гандикапом, командами, в парах, кросс до 3 км.

На  развитие скоростно-силовых способностей

Дальнейшее изучение, закрепление:  прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей.

Совершенствование: прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей.

На развитие скоростных

способностей

Дальнейшее изучение, закрепление: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, повторный бег.

Совершенствование: техника

эстафет, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, повторный бег.

На развитие координационных   способностей

Дальнейшее изучение, закрепление: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность.

Совершенствование: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность.

На знания о физической

культуре

Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой

На   овладение организаторскими умениями

Измерение  результатов;  подача  команд; демонстрация упражнений;  помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий

Самостоятельные  занятия

Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены

  1. Учебно-тематический план для 8 класса

 №п/п                            

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Кол-во тестов(Т), зачетов(Зч.)

теория

практика

Базовая часть(89ч.)

1

Основы знаний о физической культуре.

В процессе уроков

2

Спортивные игры:

(40)

2.1

волейбол

В процессе уроков

20

3(Зч.)

2.2

баскетбол

В процессе уроков

20

2(Зч.)

3

Гимнастика с элементами акробатики

В процессе уроков

14

3 (Зч.)

4

Легкая атлетика, тесты на определение уровня физической подготовленности.

Национальные виды спорта.

В процессе уроков

21

2(Зч.)

10(Т)

5

Лыжная  подготовка.Подвижные игры народов Севера.

В процессе уроков

15

1(Зч.)

6

Итоговый урок

В процессе уроков

1

-

Вариативная часть(16ч.)

1

Учебная игра в баскетбол

В процессе уроков

4

-

2

Учебная игра в волейбол по упрощенным правилам

В процессе уроков

10

-

Итого

105

11Зч.), 10(Т)

Учебно-тематический план для 9 класса

 №п/п                            

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Кол-во тестов(Т), зачетов(Зч.)

теория

практика

Базовая часть(86ч.)

1

Основы знаний о физической культуре.

В процессе уроков

2

Спортивные игры:

(40)

2.1

волейбол

В процессе уроков

20

3(Зч.)

2.2

баскетбол

В процессе уроков

22

2(Зч.)

3

Гимнастика с элементами акробатики

В процессе уроков

12

2 (Зч.)

4

Легкая атлетика, тесты на определение уровня физической подготовленности. Национальные виды спорта.

В процессе уроков

21

2(Зч.)

12(Т)

5

Лыжная  подготовка.

Подвижные игры народов Севера.

В процессе уроков

12

1(Зч.)

6

Итоговый урок

В процессе уроков

1

-

Вариативная часть(16 ч.)

1

Учебная игра в баскетбол

В процессе уроков

4

-

2

Учебная игра в волейбол по упрощенным правилам

В процессе уроков

10

-

Итого

  102

10(Зч.), 12(Т)

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

п/п

Наименование методических комплексов

Наименование методического материала.

1.

Программно-методический комплекс.

  • Комплексная программа по физическому воспитанию для 1-11 классов, В.И Лях, Москва «Просвещение» 2011г.
  • Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха, М.Я. Виленского 5-9 классы, М. «Просвещение», 2011г.
  • Физическая культура для 5-9 классов, программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Воронковой Москва «Просвещение» 2010г.
  • Рабочие программы, физкультура 1-11 классы, В.И. Лях, Волгоград, «Учитель»,2012г.
  • Стандарты второго поколения. Физическая культура 5-9 классы, Москва «Просвещение» 2010г.
  • Учебное пособие «Игра как основа национальных видов спорта», П.Н.Богун, Санкт-Петербург «Просвещение»
  • Система физического воспитания в образовательных учреждениях (методические рекомендации), Ю.А.Копылов, Москва,  «Просвещение» 2011г.
  • Физическая культура и здоровье школьника, Ю.А.Копылов, Москва,  «Просвещение» 2011г.

2.

Литература для учителя

  • Физкультура. 8класс: поурочные планы, В.И. Виненко, Волгоград «Учитель»2006г.
  • Физкультура. 9класс: поурочные планы, В.И.Виненко, Волгоград «Учитель»2005г.
  • Уроки физической культуры 5-9классы, Ю.В.Васьков, Харьков, «Торсинг» 2004г.
  • Физическая культура, тестовый контроль 5-9 классы, Москва, «Просвещение», 2009г.
  • В.С. Кузнецова Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе «Владос» 2005г.
  • Г.П. Болонов Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения Москва «Творческий центр» 2005г.
  • В.С.Кузнецов Физическая культура, методическое пособие «Упражнения с мячами», Москва, «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г.

3.

Литература для обучающихся

  • Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразовательных организаций/ В.И.Лях,М.: Просвещение, 2015г./предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И. Ляха 5-9 классы/ (рекомендовано МО и науки РФ)

4.

Цифровые образовательные ресурсы

  • Диск «Энциклопедия спорта»
  • Диск «Энциклопедия здоровья»
  • Видеокассеты «Волейбол», «Баскетбол»
  • Презентации по темам: баскетбол, волейбол, гимнастика, легкая атлетика.

5.

Учебно-практическое оборудование

Гимнастика

Стенка гимнастическая

Бревно гимнастическое напольное;

Бревно гимнастическое высокое;

Брусья гимнастические;

Козел гимнастический;

Конь гимнастический

Перекладина гимнастическая

Канат для лазанья;

Мост гимнастический подкидной;

Скамейка гимнастическая

Маты гимнастические

Мяч набивной

Скакалка гимнастическая

Палка гимнастическая

Обруч гимнастический

4 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1шт.

1 шт.

2 шт.

2 шт.

3 шт.

4 шт.

10 шт.

3 шт.

50 шт.

50 шт.

10 шт.

Легкая атлетика

Планка для прыжков в высоту

Стойка для прыжков в высоту

Рулетка измерительная

1 шт.

2 ком.

1 шт.

Подвижные и спортивные игры

Комплект щитов баскетбольных

Мячи баскетбольные

Жилетки с игровыми номерами

Стойки волейбольные пристенные

Сетка волейбольная

Мячи волейбольные

Ворота для мини-футбола

Мячи футбольные

Тренажер нападающего удара

2 шт.

25 шт.

6 шт.

1 ком.

2 шт.

25 шт.

1 ком.

10 шт.

1 шт.

Средства первой помощи

Аптечка медицинская

1шт.

Спортивные залы, (кабинеты)

Спортивный зал игровой

Кабинет учителя

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Пришкольный стадион (площадка)

Легкоатлетическая дорожка

Сектор для прыжков в длину

Игровое поле для мини-футбола

Площадка игровая баскетбольная

Площадка игровая волейбольная

Гимнастический городок

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

3 шт.

Планируемые результаты изучения

предмета «Физическая культура» в основной школе.

Выпускник научится:

  • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
  • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
  • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
  • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
  • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
  • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
  • выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
  • выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
  • выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
  • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
  • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
  • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов.

Пояснительная записка к Комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10-11 классов.

Пояснительная записка к комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

Уровень  изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процес...

Рабочая ПРОГРАММА по физической культуре ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по физической культуре для 1-4 классов разработана на основе:«Комплексная программа физического воспитания», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А....

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов.

Содержание учебного предмета «физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиона...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 10-11 классов.

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы чело...