Формирование регулятивных УУД на уроках
статья по физкультуре

kozlowa74

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_regulyativnyh_uud_na_urokah.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Козлова Л.М., учитель физической       культуры первой квалификационной категории МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

Формирование регулятивных УУД на уроках

физической культуры

        Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий». Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

     Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

     Специалисты в области физической культуры (М.Я. Виленский, Ю.А. Копылов, В.П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующуюОпределяющим в модернизации физкультурного образования является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Изза недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

         В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.  В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

      Таким образом, необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

        Предметом обучения физической культуре является двигательная деятельность обучающихся с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

       Мы, учителя физической культуры, в своей повседневной педагогической практике наибольшее внимание уделяем таким регулятивным универсальным учебным действиям как:

  • (само) контроль,
  • коррекция,
  • (само)оценка,
  • волевая саморегуляция,
  • целеполагание,
  • планирование,
  • прогнозирование                                   

       Формирование регулятивных УУД осуществляется на разных этапах урока.

На этапе начального разучивания упражнения всегда уделяю внимание предполагаемому результату обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие). Здесь мы используем практические методы обучения т.к. при формировании УУД на уроках физической культуры словесные методы играют вспомогательную роль. (Это целеполагание)

На этапе углубленного изучения организую работу в группе по выполнению серии упражнений формирования техники двигательного действия, где дети осуществляют взаимный контроль и вносят необходимые коррективы, а чтобы корректировать -  нужно знать критерии оценивания действия.

    Критерии выполнения упражнений дети открывают сами, когда выполняют, рекомендуемые учителем подводящие упражнения (например, для кувырка вперёд и назад дети выполняют перекаты в группировке на гимнастических матах: «катаемся на спине как медвежата» - звучит команда учителя - «спина круглая, подбородок прижат к груди, затылок при этом не касается мата», «кто у нас лучший медвежонок?»). Таким образом дети усваивают главное правило: при выполнения кувырков спина должна быть круглой, остаётся правильно оттолкнуться ногами, поставить сильные руки и выполнить переворот. Учащиеся усваивают технику выполнения упражнения и благодаря подводящим упражнениям учащиеся определяют критерии оценивания (контроль, коррекция, саморегуляция, (само)оценка).

     На этапе совершенствования выявляются индивидуальные детали техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей, самостоятельно создаются различные условия и ситуации применения упражнения и используются известные способы его выполнения, где дети анализируют и учатся объективно оценивать результаты собственного труда, стараются находить возможности и способы их улучшения. Это сотрудничество детей при выполнении упражнений – в группах и парах, применение этих двигательных действий – в эстафетах, играх, преодолении полосы препятствий и других видах деятельности (здесь параллельно с регулятивными УУД формируются коммуникативные УУД).

    На этапах углубленного изучения и совершенствования главная роль отводится практическим методам обучения (игровой, соревновательный, метод круговой тренировки). В практической части урока предлагаются ходьба, бег с выполнением имитации движений зверей или людей с соответствующим настроением.

  • Динамичные: изобразить движения усталого, хромого, жизнерадостного; больного человека, ходьбу по горячему песку, по камням, кочкам.
  • Ролевые: показать как движется пингвин (на внутренней стороне стопы), мишка (на внешней стороне стопы), лисичка (скрестным шагом), кенгуру (прыжки стопы вместе), гномы (в приседе), великаны и карлики, Чарли –Чаплин (стопы врозь, колени не сгибаются) и другие движения.

Большая роль в закреплении изученного материала отводится подвижным играм.

      Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Игра и игровые упражнения в большей степени влияют на формирование – регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитывая всё это, можно и нужно направлять физическую активность ребёнка в нужное русло с помощью игр для повышения мотивации к занятиям физкультурой и спортом. Очень нравятся детям играть в игры несмотря на возраст.

На заключительном этапе урока идёт оценка и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Это тоже регулятивные УУД.

    Таким образом, уроки физической культуры служат также для развития и отслеживания уровня саморегуляции эмоциональных состояний учащихся. В процессе сопряженного психофизического воздействия двигательная активность включает в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, но и познавательный, и личностный аспекты, а психологическая атмосфера занятий способствует развитию уверенности в себе, ощущению «чувства локтя», оптимизма и т.д. Двигательная активность способствует формированию здоровых привычек, самоконтроля за стрессовыми ситуациями, отказа от агрессивности.

      Урок, однозначно, необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они сами решали двигательную задачу.

Так, уже начиная с 3-х и 4-х классов учащиеся могут самостоятельно составить и провести комплекс ОРУ со всем классом или группой. Объяснить, показать и провести подвижную игру, эстафету и т.д. Во время круговой тренировки организовать группу, отвечающую за дисциплину. Учащиеся во время урока любят выступать в роли учителя, судьи. Хорошо справляются со свистком, судят игру, ведут счет, объявляют результаты игры и даже выступают в роли комментатора.

      Это является ярким примером комплексного подхода и формированию регулятивных УУД на уроках физической культуры: планирования, самоконтроль, рефлексия, управления поведения партнёром и т.д.

                В настоящее время не разработана методика формирования УУД на уроках физической культуры для их достижения. Необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых необходимо осуществлять формирования УУД на уроках физической культуры для их достижения).

Хотелось бы узнать и посмотреть практические занятия других педагогов по внедрению и формированию УУД на уроках физической культуры. При подготовке к выступлению просматривая специальную литературу, в том числе учебник по «Теории и методике физического воспитания» (Железняк Ю.Д.)             у меня сложилось такое впечатление, что это всё мы делаем и делали, а новое – это только перефразированное и переименованное старое.

     Рекомендации коллегам по формированию регулятивных УУД:

  1. Осуществлять формирование универсальных УУД на каждом этапе урока.
  2. Использовать задания соответствующие возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.
  3. Научить обучающихся организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для    достижения   поставленной цели,

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,      находить возможности и способы их улучшения.

                                     Список использованной источников

1. Железняк Ю.Д., Теория и методика обучения предмету Физическая культура М.: Просвещение, 2004- 188с.

2.  Козлова В.В. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010-115с.

3. Селин С.М. Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры (рекомендации учителям ФК) / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка  - М.: Просвещение – 2011- 26с.

 4. Тихонов А.М. Модернизация процесса профессионального образования по физической культуре: монография – Пермь, 2007. - 364с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897.

5. «Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования http:// www.ed.gov.ru

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...