Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Русские шашки".
рабочая программа по физкультуре

Журавлев Сергей Юрьевич

   Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительную роль играет влияние шашечной игры на эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа относится к физкультурно-спортивной направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shashki_2018-19.docx308.04 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

Принята  на заседании

методического совета колледжа

от «19» сентября 2018г.

Протокол №1

Утверждаю

Директор колледжа

_____________Н.Н. Седова

«20» сентября  2018г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

Русские шашки

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 14-18 лет

Срок реализации: 1 год

Количество часов по программе: 180 часов

Автор-составитель программы:

Журавлев С.Ю., педагог дополнительного образования                                                                          

Дурина Е.А., методист колледжа        

Москва 2018

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Пояснительная записка

4

  1. Учебно-тематический план

7

  1. Содержание

9

  1. Методическое обеспечение

  1. Материально-техническое обеспечение

  1. Приложение

11

13

14

  1. Пояснительная записка

   Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

  Значительную роль играет влияние шашечной игры на эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.

                Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа относится к физкультурно-спортивной направленности.

        

Актуальность программы заключается в том, шашки вызывают повышенный интерес, как у взрослых, так и у детей. Это обусловлено доступностью для самого широкого круга занимающихся, разных социальных групп, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, эмоциональностью проведения занятий. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности физического и умственного, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработке воли и характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

        

Новизна дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в методической концепции, на основе которой она построена. Эта концепция выражает необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у спортсменов приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения шашечного содержания.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

 Следует отметить, что в образовательных учреждениях занятия шашками носят разовый характер - это эпизодические турниры и соревнования.

 Систематические занятия могут быть организованы только в кружках секциях или объединениях.

 Для планомерной и последовательной работы по основам шашечного искусства необходима программа занятий.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: популяризация шашек среди студентов, совершенствование теоретических знаний, овладение принципами построения дебютного репертуара, создание системы психологической и физической подготовки, углубленное изучение ходов шашечной игры, развитие умственных способностей занимающихся, развитие памяти и возможности проявить свои индивидуальные способности в стандартных и в непредвиденных комбинациях.

Задачи:

  1. Формирование коммуникативной компетентности;
  2. Формирование способности к организации деятельности;
  3. Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения.
  4. Формирование умения решать творческие задачи.
  5. Прививать навыки применения изученных приемов в практической игре;
  6. Познакомить с историей зарождения и развития шашечной игры в Мире;
  7. Прививать чувство эстетичности через эстетику шашечной культуры;

Задачи для достижения намеченной цели:

Обучающие:

• Обучение основам шашечной игры;

• Подготовка квалифицированных спортсменов;

• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

•Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• Развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

  • Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Программа отличается от других программ тем, что:

- ориентирована на развитие творческого потенциала обучающихся;

- практикоориентируемая и позволяет обучающимся перейти на саморазвитие в области шахматного искусства;

- программа имеет раздел «Общая физическая подготовка и спортивный режим».

Тематическая направленность

       В программу включен теоретический и практический материал, который наиболее интересен для обучающихся объединения. Содержание практических работ и виды проектируемых объектов могут уточняться в зависимости от желания обучающихся, наличия материалов, средств и др.

        С целью расширения кругозора обучающихся, в программу введены сведения по истории становления современной шахматной игры, о ведущих гроссмейстерах и мастерах в этой.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Количество обучающихся в группах: от 12 до 15 обучающихся;

Режим занятий:180 учебных часов в год, 4,5 часа в неделю. 2 занятия в неделю по 2 часа – теоретические с применением навыков игры, один час зав две недели – ОФП.

Этапы реализации программы

Первый этап – начальной подготовки:

- заложить основы заинтересованности шашечной игрой;

- научить обучающихся читать шашечные нотации;

- познакомить с выдающимися гроссмейстерами истории и современности.

Второй этап – учебно-развивающий:

- сформировать основные навыки игры;

- развить способности видеть шахматную доску;

        - научить реагировать на действия соперника.

Третий этап – усовершенствования:

- научить пользоваться приемами игры;

- познакомить с выдающимися партиями.

        - подготовить обучающихся к шашечным соревнованиям.

Форма и режим занятий

Основная форма занятий – групповая или индивидуальная, она связана со сменой деятельности. Продолжительность основного занятия составляет 2 часа с учетом здоровье сберегающих технологий: организационных моментов,  упражнения, динамических пауз и т.д. Занятия обычно строятся по принципу: теоретический материал, основная часть, разбор партий, перерыв (гимнастика, паузы), повторение и закрепление.

Ожидаемые результаты

Будут знать

Будут уметь

- историю игры и выдающихся игроков;

- правила игры, терминологию язык шашечных нотаций;

- приемы и ключевые позиции при игре в шашки;

- самостоятельно читать и записывать партии в нотациях;

- решать шашечные задачи:

- применять комбинаторные приемы для решения поставленных игровых задач.

Личностные результаты

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  • развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
  • мотивация детей к познанию, творчеству, труду;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности.

Метапредметные результаты

  • Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • овладение различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Компетентностная модель

Будут сформированы следующие компетенции:

 - ценностно-смысловая компетенция (умение принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков);

общекультурная компетенция  (принимать и понимать точку зрения другого человека);

- учебно-познавательная компетенция  (самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы);  

- информационная компетенция (осваивать современные средства информации и информационные технологии);

 - коммуникативная компетенция (умение представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы);

- выполнять работу над исследованием, учиться быть личностью, осознавать необходимость и значимость труда, который выполняешь - это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования.

      Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Начальные знания и умения присутствуют в большей или меньшей степени у каждого здорового ребенка. В процессе обучения проводятся три вида диагностики: входящая, промежуточная и итоговая. Диагностика проводится в процессе работы и общения с обучающимися, результаты фиксируются в таблице (Приложение №1).

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки учащегося при проведении практической части, выступление на  конкурсах.

Программа предусматривает реализацию двух ключевых компетентностей: социальную компетентность и компетентность в коммуникативной сфере.

  1. Учебно - тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1

«Шашки – это спорт»

12

8

4

1.

Вводное занятие. Давайте познакомимся.

Диагностика стартовых способностей Приложение №1)

2

2

0

Входной контроль

2.

История русских шашек.

Правила игры

2

2

0

3.

Чтение шашечных нотаций

4

2

2

4.

Разбор классических партий

4

2

2

Раздел 2

«Теория дебютов и шашечные композиции»

62

18

44

1.

Понятие о дебюте

4

1

3

2.

Закрытые дебюты

4

2

2

3.

Полуоткрытые дебюты

4

1

3

4.

Открытые дебюты

6

2

4

5.

«Игра Петрова»

6

2

4

6.

«Кол»

4

1

3

7.

«Городская партия»

4

1

3

8.

«Отыгрыш»

4

1

3

9.

«Старая партия»

4

1

3

10.

«Косяк»

4

1

3

11.

«Обратный косяк»

4

1

3

12.

Композиционные концовки и этюды

6

2

4

13.

Тактические приемы и особенности их применения

8

2

6

Промежуточный контроль

Раздел 3

«Миттельшпиль» - середина игры

14

6

8

1.

Миттельшпиль

8

4

4

2.

Вскрытие вертикалей

6

2

4

Раздел 4

«Эндшпиль» - окончание игры

62

20

42

1.

Эндшпиль

8

2

6

2.

«Треугольник»

10

2

8

3.

«Две против двух»

8

2

6

4.

«Три против трех»

8

2

6

5.

«Три против четырех»

8

2

6

6.

«Борьба дамок и простых»

10

2

8

7.

Построение треугольника и ловля дамки противника

10

4

6

Раздел 5

«Спортивный режим и ОФП»

22

2

20

1.

ОФП – общая физическая подготовка

22

2

20

Раздел 6

«Турнир»

8

0

8

1.

Внутренний турнир

4

0

4

Итоговый контроль

2.

Турнир между учебными отделениями

2

0

2

3.

Открытый турнир

2

0

2

ИТОГО

180

54

126

  1. Содержание программы

Тема № 1

Вводное занятие. Диагностика стартовых способностей.

Тема № 2

Теория: История русских шашек. Определение понятий и правил игры.

Тема № 3

Чтение шашечных нотаций.

Теория: Определение понятий и правил игры.

Тема № 4

Чтение шашечных нотаций.

Практика: Разбор партий.

Тема № 5

Разбор классических партий.

Теория: Определение понятий и правил игры.

Тема № 6

Разбор классических партий.

Практика: Разбор партий.

Тема № 7

Дебют.

Теория: Понятие о дебюте. Основные цели дебюта.

Практика: Закрытые и полуоткрытые дебюты.

Тема № 8

Дебют.

Практика: Закрытые и полуоткрытые дебюты.

Тема № 9

Закрытые дебюты.

Теория: Основные цели закрытого дебюта.

Тема № 10

Закрытые дебюты.

Практика: Разбор партий.

Тема № 11

Полуоткрытые дебюты.

Теория: Основные цели полуоткрытого дебюта.

Практика: Разбор партий.

Тема № 12

Полуоткрытые дебюты.

Практика: Разбор партий.

Тема № 13

Открытые дебюты.

Теория: Основные цели открытого дебюта.

Тема № 14

Открытые дебюты.

Практика: Разбор партий.

Тема № 15

Открытые дебюты.

Практика: Разбор партий.

Тема № 16

Игра Петрова.

Теория: История игры Петрова. Композиционные отличия.

Тема № 17

Игра Петрова.

Практика: Разбор партий.

Тема № 18

Игра Петрова.

Практика: Разбор партий.

Тема № 19

«Кол».

Теория: История комбинации «Кол». Композиционные отличия.

Практика: Разбор партий.

Тема № 20

«Кол».

Практика: Разбор партий.

Тема № 21

«Городская партия»

Теория: История комбинации «Городская пария». Композиционные отличия.

Практика: Разбор партий.

Тема № 22

«Городская партия».

Практика: Разбор партий.

Тема № 23

«Отыгрыш».

Теория: История комбинации «Отыгрыш». Композиционные отличия.

Практика: Разбор партий.

Тема № 24

«Отыгрыш».

Практика: Разбор партий.

Тема № 25

«Старая партия».

Теория: История комбинации «Старая партия». Композиционные отличия.

Практика: Разбор партий.

Тема № 26

«Старая партия».

Практика: Разбор партий.

Тема № 27

«Косяк»

Теория: История комбинации «Косяк». Композиционные отличия.

Практика: Разбор партий.

Тема № 28

«Косяк».

Практика: Разбор партий.

Тема № 29

«Обратный косяк».

Теория: История комбинации «Обратный косяк». Композиционные отличия.

Практика: Разбор партий.

Тема № 30

Композиционные концовки и этюды.

Теория: Этюд – это составленная позиция, в которой одно из сторон (обычно белые) строго единственным путем должна выполнить задание (выиграть или добиться ничьей). В этюде должно быть не менее двух вариантов. Все шашки, находящиеся на доске, должны принимать участие в решении.

Тема № 31

Композиционные концовки и этюды.

Практика: Разбор партий.

Тема № 32

Композиционные концовки и этюды.

Практика: Разбор партий.

Тема № 33

Тактические приемы и особенности их применения.

Теория: Сущность применяемых приемов. Умение находить сильнейший ход.

Тема № 34

Тактические приемы и особенности их применения.

Практика: Умение находить сильнейший ход. Ловушки.

Тема № 35

Тактические приемы и особенности их применения.

Практика: Умение находить сильнейший ход. Ловушки.

Тема № 36

Тактические приемы и особенности их применения.

Практика: Умение находить сильнейший ход. Ловушки.

Тема № 37

Миттельшпиль.

Теория: Миттельшпиль  - следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.

Тема № 38

Миттельшпиль.

Теория: Миттельшпиль  - следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.

Тема № 39

Миттельшпиль.

Практика: Борьба за центр.

Тема № 40

Миттельшпиль.

Практика: Борьба за открытые линии.

Тема № 41

Вскрытие вертикалей.

Теория: Понятие вертикали в шашках. Ее построение.

Тема № 42

Вскрытие вертикалей.

Практика: Разбор комбинаций.

Тема № 43

Вскрытие вертикалей.

Практика: Разбор комбинаций.

Тема № 44

Эндшпиль.

Теория: Эндшпиль - заключительная часть партии.

Тема № 45

Эндшпиль.

Практика: Разбор комбинаций.

Тема № 46

Эндшпиль.

Практика: разбор комбинаций.

Тема № 47

Эндшпиль.

Практика: разбор комбинаций.

Тема № 48

«Треугольник».

Теория: История комбинации «Треугольник». Композиционные отличия.

Практика: Разбор партий.

Тема № 49

«Треугольник».

Практика: Разбор партий.

Тема № 50

«Треугольник».

Практика: Разбор партий.

Тема № 51

«Треугольник».

Практика: Разбор партий.

Тема № 52

«Треугольник».

Практика: Разбор партий.

Тема № 53

«Две против двух».

Теория: Композиционные особенности.

Практика: Разбор партий.

Тема № 54

«Две против двух».

Практика: Разбор партий.

Тема № 55

«Две против двух».

Практика: Разбор партий.

Тема № 56

«Две против двух».

Практика: Разбор партий.

 Тема № 57

«Три против трех».

Теория: Композиционные особенности.

Практика: Разбор партий.

Тема № 58

Три против трех».

Практика: Разбор партий.

Тема № 59

Три против трех».

Практика: Разбор партий.

Тема № 60

Три против трех».

Практика: Разбор партий.

Тема № 61

«Три против четырех».

Теория: Композиционные особенности.

Практика: Разбор партий.

Тема № 62

«Три против четырех».

Практика: Разбор партий.

Тема № 63

«Три против четырех».

Практика: Разбор партий.

Тема № 64

«Три против четырех».

Практика: Разбор партий.

Тема № 65

«Борьба дамок и простых».

Теория: Композиционные особенности.

Практика: Разбор партий.

Тема № 66

«Борьба дамок и простых».

Практика: Разбор партий.

Тема № 67

«Борьба дамок и простых».

Практика: Разбор партий.

Тема № 68

«Борьба дамок и простых».

Практика: Разбор партий.

Тема № 69

«Борьба дамок и простых».

Практика: Разбор партий.

Тема № 70

Построение треугольника и ловля дамки противника.

Теория: Треугольник Петрова — традиционное русское название приёма в эндшпиле в русских шашках, данное в честь знаменитого шашиста Александра Дмитриевича Петрова. При помощи такого приёма достигается ловля одинокой дамки тремя дамками, контролирующими большак (самую длинную диагональ на доске).

Тема № 71

Построение треугольника и ловля дамки противника.

Теория: Треугольник Петрова — традиционное русское название приёма в эндшпиле в русских шашках, данное в честь знаменитого шашиста Александра Дмитриевича Петрова. При помощи такого приёма достигается ловля одинокой дамки тремя дамками, контролирующими большак (самую длинную диагональ на доске).

Тема № 72

Построение треугольника и ловля дамки противника.

Практика: Построение треугольников.

Тема № 73

Построение треугольника и ловля дамки противника.

Практика: Построение треугольников.

Тема № 74

Построение треугольника и ловля дамки противника.

Практика: Построение треугольников.

Тема № 75

Спортивный режим и ОФП.

Теория: Гигиена и режим дня. Чередование умственного и физического труда в течение дня. Значение физических упражнений для умственной работы. Составление плана тренировок.

Тема № 76

Спортивный режим и ОФП.

Практика: Самостоятельная физическая активность занимающихся (спортивные игры, работа на силовых тренажерах, кардиоупражнения.)

Тема № 77

Спортивный режим и ОФП.

Практика: Самостоятельная физическая активность занимающихся (спортивные игры, работа на силовых тренажерах, кардиоупражнения.)

Тема № 78

Спортивный режим и ОФП.

Практика: Самостоятельная физическая активность занимающихся (спортивные игры, работа на силовых тренажерах, кардиоупражнения.)

 Тема № 79

Спортивный режим и ОФП.

Практика: Самостоятельная физическая активность занимающихся (спортивные игры, работа на силовых тренажерах, кардиоупражнения.)

Тема № 80

Спортивный режим и ОФП.

Практика: Самостоятельная физическая активность занимающихся (спортивные игры, работа на силовых тренажерах, кардиоупражнения.)

Тема № 81

Спортивный режим и ОФП.

Практика: Самостоятельная физическая активность занимающихся (спортивные игры, работа на силовых тренажерах, кардиоупражнения.)

Тема № 82

Спортивный режим и ОФП.

Практика: Самостоятельная физическая активность занимающихся (спортивные игры, работа на силовых тренажерах, кардиоупражнения.)

Тема № 83

Спортивный режим и ОФП.

Практика: Самостоятельная физическая активность занимающихся (спортивные игры, работа на силовых тренажерах, кардиоупражнения.)

Тема № 84

Спортивный режим и ОФП.

Практика: Самостоятельная физическая активность занимающихся (спортивные игры, работа на силовых тренажерах, кардиоупражнения.)

Тема № 85

Спортивный режим и ОФП.

Практика: Самостоятельная физическая активность занимающихся (спортивные игры, работа на силовых тренажерах, кардиоупражнения.)

Тема № 86

Внутренний турнир по шашкам.

Тема № 87

Внутренний турнир по шашкам.

Тема № 88

Турнир по шашкам между учебными Отделениями.

Тема № 89

Открытое первенство по шашкам.

Тема № 90.

Итоговый контроль.

Способы диагностики и контроля результатов 
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май).

Формы подведения итогов реализации                                                  образовательной программы

1.Итоговые занятия.

2.Зачетные занятия.

5.Отчетные занятия – участие в турнирах.

Критерии замера прогнозируемых результатов 
1. Педагогическое наблюдение.
2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через: 
  • проведение открытых занятий с  последующим обсуждением результатов     полученных навыков; 
  • участие в конкурсах и соревнованиях.

Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов) 
   • Педагогические наблюдения. 
  • Открытые занятия с последующим обсуждением. 
  • Итоговые занятия. 
  • Участия в конкурсах, фестивалях, смотрах, выставках.

  1. Методическое обеспечение программы 

Формирование шашечного мышления у студента проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

 На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При изучении шахматной доски.

2. При обучении правилам игры;

3. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шашечной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы обучающийся проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания, специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.).

         На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает обучающемуся выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает обеспечение самостоятельности обучающихся в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

1.       Практическая игра;

2.        Решение шашечных задач, комбинаций и этюдов;

3.       Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.       Теоретические занятия;

5.    Участие в турнирах и соревнованиях.

К концу учебного года дети должны знать:

  1. Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, рокировка.
  2. Правила ходов и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года студенты должны уметь:

  1. Ориентироваться на доске;
  2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
  3. Правильно помещать доску между партнерами;
  4. правильно расставлять фигуры перед игрой;
  5. Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  6. Рокировать;

Курс обучения опирается на следующие принципы:

  • Систематичность;
  • Преемственность между группами;
  • Демократичность (занятия со всеми желающими)
  • Дифференцированность (занятия с одаренными обучающимися);
  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • Принцип комплексного способа воздействия на личность обучающегося (применение различных видов и форм деятельности на занятиях).

Формы занятий:

  • общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного материала, воспитательные беседы);
  • групповые;
  • индивидуальные занятия;

Структура занятия:

  • Организационное начало - установка на занятие, сообщение цели и задач занятия (5 мин);
  • Работа над формированием знаний и умений, предусмотренных учебно-календарным планированием. (90 мин);
  • Работа над ошибками (20 мин);
  • заключение, итог (5 мин).

  1. Материально-техническое обеспечение

  1. Наличие специального кабинета.
  2. Демонстрационная шашечная доска.
  3. Наборы шашек.

Список литературы

Для педагога:

  1. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
  2. Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР. 2012г.

Для обучающихся:

  1. Шахматный словарь. М. ФиС. 2015г.
  2. Шахматы - школе. М. Педагогика. 2014 г.
  3. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 2009
  4. В. Костров, Д.Давлетов «Шахматы» Санкт-Петербург 2001г.
  5. 5.        В.Хенкин   «Шахматы для начинающих» М.: «Астрель» 2012г.

Интернет – ресурсы

  1. Vseigritut.rusahmat/sahmat6.php–дебюты в шашках. Эндшпиль и миттельшпиль.

Кадровое обеспечение программы

Программа «Русские шашки» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.

Приложение№1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

общеразвивающей программы

«Русские шашки»

(базовый уровень, 180 часов)

Педагог: Журавлев С.Ю.

Группа: К 532-18

Место проведения: ГБПОУ Колледж «Царицыно»

Сроки проведения: 03.09.2018 – 28.06.2019г

Дни занятий: понедельник, среда, четверг

Время: 16.20-18.20, 16.20 – 18.20, 16.20 – 17.20

Дата

Кол-во часов

Форма

проведения

занятий

Тема занятия

Форма контроля

1

03.09.2018

2

Теоретическое занятие

Раздел 1

Диагностика стартовых способностей (Приложение 2)

Входной контроль (педагогическое наблюдение)

2

05.09.2018

2

Теоретическое занятие

История русских шашек.

3

06.09.2018

1

Теоретическое занятие

Чтение шашечных нотаций.

4

10.09.2018

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Чтение шашечных нотаций.

5

12.09.2018

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Чтение шашечных нотаций.

Разбор классических партий.

6

17.09.2018

2

Практическое занятие

Разбор классических партий.

7

19.09.2018

1

1

Практическое занятие

Теоретическое занятие

Разбор классических партий.

Раздел 2

Понятие о дебюте.

3

20.09.2018

1

Практическое занятие

Дебют.

8

24.09.2018

2

Практическое занятие

Дебют.

9

26.09.2018

2

Теоретическое занятие

Закрытые дебюты.

10

01.10.2018

2

Практическое занятие

Закрытые дебюты.

11

03.10.2018

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Полуоткрытые дебюты.

12

04.10.2018

1

Практическое занятие

Полуоткрытые дебюты.

13

08.10.2018

2

Практическое занятие

Теоретическое занятие

Полуоткрытые дебюты.

Открытые дебюты.

14

10.10.2018

2

Практическое занятие

Открытые дебюты.

15

15.10.2018

2

Практическое занятие

Открытые дебюты.

16

17.10.2018

2

Практическое занятие

Теоретическое занятие

Открытые дебюты.

«Игра Петрова».

12

18.10.2018

1

Практическое занятие

«Игра Петрова».

17

22.10.2018

2

Практическое занятие

«Игра Петрова».

18

24.10.2018

2

Практическое занятие

«Игра Петрова».

19

29.10.2018

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

«Кол».

20

31.10.2018

2

Практическое занятие

«Кол».

21

01.11.2018

1

Теоретическое занятие

«Городская партия».

22

05.11.2018

Праздничный день

23

07.11.2018

2

Практическое занятие

«Городская партия».

24

12.11.2018

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

«Городская партия»

«Отыгрыш».

25

14.11.2018

2

Практическое занятие

Теоретическое занятие

«Отыгрыш».

«Старая партия».

26

15.11.2018

1

Практическое занятие

«Старая партия».

27

19.11.2018

2

Практическое занятие

«Старая партия».

28

21.11.2018

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

«Косяк».

29

26.11.2018

2

Практическое занятие

«Косяк».

30

28.11.2018

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

«Обратный косяк».

26

29.11.2018

1

Практическое занятие

«Обратный косяк».

31

03.12.2018

2

Практическое занятие

Теоретическое занятие

«Обратный косяк».

Композиционные концовки и этюды.

32

05.12.2018

2

Практическое занятие

Композиционные концовки и этюды.

33

10.12.2018

2

Практическое занятие

Композиционные концовки и этюды.

34

12.12.2018

2

Практическое занятие

Теоретическое занятие

Композиционные концовки и этюды.

Тактические приемы и особенности их применения.

35

13.12.2018

1

Практическое занятие

Тактические приемы и особенности их применения.

36

17.12.2018

2

Практическое занятие

Тактические приемы и особенности их применения.

37

19.12.2018

2

Практическое занятие

Тактические приемы и особенности их применения.

38

24.12.2018

2

Практическое занятие

Тактические приемы и особенности их применения.

Промежуточный контроль

39

26.12.2018

2

Теоретическое занятие

Раздел 3

Миттельшпиль.

35

27.12.2018

1

Теоретическое занятие

Миттельшпиль.

40

09.01.2019

2

Практическое занятие

Миттельшпиль.

41

14.01.2019

2

Практическое занятие

Миттельшпиль.

42

16.01.2019

2

Практическое занятие

Теоретическое занятие

Миттельшпиль.

Вскрытие вертикалей.

43

17.01.2019

1

Теоретическое занятие

Вскрытие вертикалей.

44

21.01.2019

2

Теоретическое занятие Практическое занятие

Вскрытие вертикалей.

45

23.01.2019

2

Практическое занятие

Вскрытие вертикалей.

46

28.01.2019

1

1

Практическое занятие

Теоретическое занятие

Вскрытие вертикалей.

Раздел 4

Эндшпиль.

47

30.01.2019

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Эндшпиль.

48

31.01.2019

1

Практическое занятие

Эндшпиль.

43

04.02.2019

2

Практическое занятие

Эндшпиль.

49

06.02.2019

2

Практическое занятие

Теоретическое занятие

Эндшпиль.

«Треугольник».

50

11.02.2019

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

«Треугольник».

51

13.02.2019

2

Практическое занятие

«Треугольник».

52

14.02.2019

1

Практическое занятие

«Треугольник».

53

18.02.2019

2

Практическое занятие

«Треугольник».

54

20.02.2019

2

Практическое занятие

«Треугольник».

55

25.02.2019

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

«Две против двух».

56

27.02.2019

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

«Две против двух».

53

28.02.2019

1

Практическое занятие

«Две против двух».

57

04.03.2019

2

Практическое занятие

«Две против двух».

58

06.03.2019

2

Практическое занятие

Теоретическое занятие

«Две против двух».

«Три против трех».

59

11.03.2019

2

Практическое занятие

«Три против трех».

60

13.03.2019

2

Практическое занятие

«Три против трех».

61

14.03.2019

1

Практическое занятие

«Три против трех».

62

18.03.2019

2

Практическое занятие

«Три против трех».

63

20.03.2019

2

Теоретическое занятие

«Три против четырех».

64

25.03.2019

2

Практическое занятие

«Три против четырех».

65

27.03.2019

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

«Три против четырех».

62

28.03.2019

1

Практическое занятие

«Три против четырех».

66

01.04.2019

2

Практическое занятие

Теоретическое занятие

«Три против четырех».

«Борьба дамок и простых».

67

03.04.2019

2

Теоретическое занятие

Практическое занятие

«Борьба дамок и простых».

68

08.04.2019

2

Практическое занятие

«Борьба дамок и простых».

69

10.04.2019

2

Теоретическое занятие

«Борьба дамок и простых».

70

11.04.2019

1

Практическое занятие

«Борьба дамок и простых».

71

15.04.2019

2

Практическое занятие

«Борьба дамок и простых».

72

17.04.2019

2

Теоретическое занятие

Построение треугольника и ловля дамки противника.

73

22.04.2019

2

Практическое занятие

Построение треугольника и ловля дамки противника.

74

24.04.2019

2

Практическое занятие

Построение треугольника и ловля дамки противника.

70

25.04.2019

1

Практическое занятие

Построение треугольника и ловля дамки противника.

75

29.04.2019

2

Практическое занятие

Построение треугольника и ловля дамки противника.

76

01.05.2019

Праздничный день

77

04.05.2019

2

Практическое занятие

Теоретическое занятие

Построение треугольника и ловля дамки противника

Раздел 5

ОФП – общая физическая подготовка.

78

07.05.2019

2

Практическое занятие

ОФП – общая физическая подготовка.

79

10.05.2019

Праздничный день

80

13.05.2019

2

Теоретическое занятие

ОФП – общая физическая подготовка.

81

15.05.2019

2

Практическое занятие

ОФП – общая физическая подготовка.

82

20.05.2019

2

Практическое занятие

ОФП – общая физическая подготовка.

83

22.05.2019

2

Практическое занятие

ОФП – общая физическая подготовка.

79

23.05.2019

1

Теоретическое занятие

ОФП – общая физическая подготовка.

84

27.05.2019

2

Практическое занятие

ОФП – общая физическая подготовка.

85

29.05.2019

2

Практическое занятие

ОФП – общая физическая подготовка.

86

03.06.2019

2

Практическое занятие

ОФП – общая физическая подготовка.

87

05.06.2019

2

Практическое занятие

ОФП – общая физическая подготовка.

88

06.06.2019

1

Практическое занятие

Раздел 6

Внутренний турнир

89

10.06.2019

2

Практическое занятие

Внутренний турнир

Итоговый контроль

89

12.06.2019

2

Практическое занятие

Турнир между учебными отделениями

90

17.06.2019

2

Практическое занятие

Открытый турнир

88

19.06.2019

1

Практическое занятие

Открытый турнир

Всего

180 часов

Приложение № 2

Диагностика стартовых способностей обучающихся

Уровень

Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Применение правил игры

Видение шашечной доски

Применение комбинаций

Приложение № 3 «Сложные шашечные комбинации».


   Знание сложных комбинаций приучает к точному и далекому расчету и хорошо развивают так называемое «комбинационное чутье», позволяющее находить комбинации как в сложных и запутанных позициях, так и в простых и, на первый взгляд, «надежных» положениях.

   Рассмотрим пример на диаграмме.

Сложные комбинации



   В процессе предшествующей борьбы черные пожертвовали шашку и теперь намереваются запереть все силы белых.

   В самом деле, после 1. fe3 cd6 2. ab2 gh6 3. ef2 hg7 все двенадцать шашек белых не имеют ходов.

   Однако белые, разобравшись в скрытых возможностях позиции, провели интересную комбинацию: 1. de3! f:d2 2. gf4! Красивый ход, пропускающий черных в дамки. Черные вынуждены бить на g1. 2... g:g1 3. ef2 g:e3 4. d:f2 b:b2 5. a:e1 a:c3 6. ed2 c:g3 7. h:h6 с выигрышным окончанием.

Сложные комбинации



   Комбинация, проведенная белыми в положении на следующей диаграмме, бесспорно принадлежит к лучшим творениям шашечной мысли и заслуженно встречается на страницах большинства учебников.

   В лагере черных много слабостей: отсутствуют шашки на дамочных полях h8 и f8, шашки левого фланга расположены скученно. Но прямых путей к использованию этих слабостей не видно.

   Харьковский мастер А. Коврижкин нашел блестящий комбинационный путь к выигрышу: 1. ef4! g:e3. (Быстро проигрывает 1... c:e3 из-за 2. f:d2 f:d4 3. h:h8) 2. gh2! e:g1 3. cb4. Занимая исходное поле для совершения финального удара. 3... c:e3 4. ef2 f:d4 5. hg5. Завершая решетчатость расположения черных шашек. 5... h:f4 6. bc3 d:b2 7. f:d4 g:c5 8. b:c1, вовремя задерживая шашку b2 и выигрывая партию.

   Особую группу сложных комбинаций составляют так называемые вариантные комбинации. В них после первого или второго хода (а возможно, и следующих) возникают новые продолжения, усложняющие и затрудняющие расчет, что сказывается на результате партии.

   На следующих диаграммах даны соответствующие примеры.

Сложные комбинации



   Несмотря на явно выраженное комбинационное положение черных, трудно найти комбинацию, так как поле g3 закрыто своей же шашкой. Тем не менее комбинация оказывается возможной благодаря отдаленной шашке b6.

   1. bc7! После этого малозаметного хода возникают два продолжения. Одно из них - это 1. d:b6; тогда 2. cb2 a:c1 cd4 e:c3 4. fe3 c:f4 5. g:e5 f:d4 6. h:d2 с выигрышем белых.

   В партии черные избрали второе продолжение: 1... b:d6, на что последовало: 2. cd4! e:c3 3. ed2 c:e1 4. cb2! Пропуская и вторую шашку в дамки. 4... a:c1 5. fe3 c:f4 6. g:c7 d:b6 7. gf2 e:g3 8. h:a7. Сложная восьмиходовая комбинация.

  

Рассмотрим другой пример.

Сложные комбинации



   Позиция белых кажется безнадежной: открытые поля дамочной линии и, главное, общая скученность шашек не дают им возможности двигаться. Однако неудачное расположение черных шашек позволяет белым не только спасти партию, но и добиться победы. Сложность комбинации усугубляется еще и тем, что она состоит из трех вариантов и, следовательно, требует весьма тщательного расчета ходов. Вот ее начало: 1. fg5!. Теперь черные располагают двумя продолжениями. Рассмотрим их по очереди.

   1... h:f4 2. e:g5 f:h4 3. fe3 h:d4 4. de3 d:f2 5. cb4 a:c3 6. b:g1, снимая шесть шашек и выигрывая партию.

   При втором продолжении белым труднее добиться выигрыша. 1... f:h4 2. cd4! e:e1 3. gf4! Возвращая шашку (теперь уже дамку) на место и избавляясь от мешающих белым шашек. 3... e:e5 4. ed4. (Опять разветвление комбинации. Если 4... c:e3,то 5. ab4 a:c3 6. b:g1, и благодаря угрозе 7. hg3 белые быстро выигрывают) 4... e:c3 5. b:h8, и белые должны выиграть, Например: 5... hg5 6. hd4 gf4 7. da7 и т.д.

Сложные комбинации



   В позиции, изображенной на диаграмме, несмотря на явно выраженное комбинационное положение, идею комбинации и точный порядок ходов найти нелегко: все время мешает своя же шашка e5. Выигрыш достигается следующим образом:

   1. cd4! a:c3 2. ed6 e:c5 3. fg3! В этом контрударе вся соль комбинации. 3... c:e5 4. gf4 e:g3 5. h:a3 hg3 6. ef4 g:e5 7. af8, и выигрыш белых очевиден.

Сложные комбинации



   1. gh4! Неожиданный ход, позволяющий черным пройти в дамки. 1...gf4.

   Не спасает и 1... ef6 из-за 2. de5 f:d4 3. h:f6! g:e5 4. cb4! a:a1 5. cb2 a:c3 6. d:b8 с выигрышем.

   2. e:g5 h:f4. ( После 2... c:g1 выигрыш достигается относительно легко: 3. cd4 g:c5 4. bc3 h:f4 5. cb4 a:c3 6. d:b8 или 6. d:d2) 3. de3! f:b4 4. fg3 c:e3 5. a:c5 b:d4 6. gf4 e:g5 7. h:f2 с ясным выигрышем.

Сложные комбинации



   Сложная многовариантная комбинация показана в следующем примере.

   1. dc5 ba7. Иначе 2. cb6 с проходом в дамки. 2. cd4! a:c3. (Если 2... e:c3, то 3. b:d4 a:e5 4. gf4! g:e3 5. hg5! d:b4 6. ef2 f:h4 7. f:e1, и белые легко выигрывают) 3. ef2 d:b4 4. gf4 g:c5. (Если 4... e:e1, то 5. gf2 c:e5 6. ba3 e:g3 7. h2:d6:f8:h6:d2:a5:d8, снимая семь шашек) 5. b:d8.

   В результате комбинации белые прошли в дамки, и теперь начинается реализация полученного преимущества. 5... gh6 6. hg5! h:f4 7. da5 ba3 8. ae1, и белые вскоре выиграли благодаря угрозе 9. fe3.

   В заключение рассмотрим комбинацию исключительной сложности.

Сложные комбинации



   Необычайность положения говорит о предшествовавшей острой борьбе. Белые провели следующую комбинацию 1. dc3! b:d2 2. c:e3 a:c1 3. gf2 d:b4 4. dc5 f:d4 5. e:a3 c:g5 6. h:f6 e:g5 7. ab4! a:c3 8. ed2 c:e1 9. gh4 e:g3 10. h:f6 g:e5 11. h:b8 с выигрышем. Комбинация большого масштаба!

Приложение №3

Протокол

результатов итоговой аттестации обучающихся

___________________ учебного года

Название объединения ___________________________________________

ФИО педагога __________________________________________________

№ группы_____________ Дата проведения _________________________________

Результаты промежуточной аттестации

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Форма аттестации

Итоговая оценка

В

С

Н

В

Н

С

1.

Условные обозначения

В – высокий уровень. Успешное освоение обучающимися более 70% содержания программы.

С – низкий уровень освоения программы обучающимися от 50% до 70% содержания программы.

Н – низкий уровень, успешное освоение программы менее 50% содержания программы.

В теоретической подготовке

_______________ обучающиеся (в %) имеют высокий уровень освоения программы,

_______________ обучающиеся (в %) имеют средний уровень освоения программы,

_______________ обучающиеся (в %) имеют низкий уровень освоения программы.

В практической подготовке

_______________ обучающиеся (в %) имеют высокий уровень освоения программы,

_______________ обучающиеся (в %) имеют средний уровень освоения программы,

_______________ обучающиеся (в %) имеют низкий уровень освоения программы.

Подпись ______________________

Приложение 4

Анализ — изучение, разбор и оценка создавшейся ситуации.

Атака — наступление одной из сторон в шашечной партии.

Безупорная шашка — простая шашка, у которой отсутствует упор для размена.

Блокада — торможение продвижения вперёд шашек соперника.

Бортовая шашка — простая шашка на борту доски.

Вариант — цепочка логически связанных между собой ходов.

Выжидательный ход — тихий ход для передачи хода оппоненту.

Гамбит — жертва шашки в дебюте для захвата инициативы.

Дебют — начальная стадия партии.

Диаграмма — графическое изображение позиции на шашечной доске.

Жертва — умышленная поддача одной или нескольких шашек для получения позиционного или материального преимущества.

Золотая шашка — так называют шашку е1 белых и d8 чёрных.

Кол — название шашки с5 белых и f4 чёрных. Название дебюта.

Комбинация — серия жертв для получения материального или позиционного преимущества.

Контратака — наступление в ответ на атаку соперника.

Ловушка — западня, в которую пытаются завлечь оппонента.

Любки — две шашки по диагонали через одно поле, которое продвинута шашка другого игрока.

Манёвр — несколько тихих или ударных ходов для достижения определённого преимущества.

Миттельшпиль — срединная стадия партии.

Ничья — результат партии.

Нотация — система обозначения полей шашечной доски для ведения записи партии или отдельных позиций.

Оппозиция — противостояние белых и чёрных шашек по вертикали, горизонтали или диагонали.

Партия — процесс сражения двух сторон с первого хода до окончательного результата.

План игры — составление общей стратегической идеи, на игру в партии.

Позиция — расположение шашечных сил на доске.

Прорыв — приём, позволяющий прорваться в дамки.

Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.

Размен — ударный ход, в результате которого снимается равное количество шашек обеих сторон.

Распутье — положение, когда простая шашка следующим ходом должна избрать поле для превращения дамку.

Решето — расположение шашек, когда между ними имеются свободные поля.

Роздых — позиция со свободным темпом, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода за другой стороной.

Самообложение — положение, когда собственные шашки ограничивают действия и оказываются причиной поражения.

Связка — сковывание превосходящих сил соперника.

Столбняк — противостояние дамок, при котором начинающий проигрывает.

Стратегия — общий план игры.

Тактика — составная часть стратегии.

Темп — единица измерения развития шашек, тихий ход.

Теория — совокупность общих принципов и методов игры.

Тихий ход — ход шашки без взятия.

Турецкий удар — ударный ход, когда уже сбитая, но не снятая до окончания взятия шашка останавливает бьющую.

Угроза — нападение на один из объектов позиции соперника.

Ударный ход — взятие шашки (шашек) соперника.

Фланг — левая или правая половина шашечной доски.

Центр — центральные поля доски или шашки, владеющие этими полями.

Цугцванг — положение, в котором необходимость сделать ход приводит к ухудшению позиции или проигрышу.

Эндшпиль — заключительная, финальная часть партии.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....

Рабочая программа курса «Волейбол: техника, тактика, игра» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол и мы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа имени ученого-слависта,академика А.М. Селищева с. ВоловоВоловского муниципального района Липецкой области...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса, 72 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

laquo;Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта физкультурно – спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса&r...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности

В данных рекомендациях представлены материалы выступления инструктора-методиста на педагогическом Совете ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе и адресованы они молодым педагогам, начинающим работать п...