Составитель: Инструктор-методист ФСО А.Е. Тарасенко Тренер Кондратьев С.В. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом
методическая разработка по физкультуре

Григорьева Наталия Игоревна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Тема

«Формирование устойчивого интереса к занятиям   физической культурой и спортом»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение г.о. Самара

«Спортивная школа олимпийского резерва №17»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема

«Формирование устойчивого интереса к занятиям   физической культурой и спортом»

Составитель:

Инструктор-методист ФСО

А.Е. Тарасенко

Тренер

Кондратьев С.В.

Самара, 2018

Мотивация. Виды мотивации

Мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом у спортсменов является очень важной и необходимой сферой деятельности тренера.

Мотивацию, интерес к занятиям физическими упражнениями у детей следует различать на внутреннюю и внешнюю. Внешняя мотивация, если она даже очень сильная, формируется лишь в результате внутренней мотивации, которая возникает лишь тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям юного спортсмена, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не слишком легкими) и когда ребенок понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у него вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес.

Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда спортсмен испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с тренером, членами коллектива.

   Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а, наоборот интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение физических упражнений, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремленности.

Рекомендации по поддержанию активного интереса у спортсменов к тренировочному процессу

Для поддержания активного интереса к физической культуре спорту необходимо систематически давать спортсмену соответствующую информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучение опорному прыжку, мы объясняем, что прыжок через коня или многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают координацию движений.

На занятиях физической культурой и спортом необходимо, чтобы спортсмен брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определенных способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируется внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, ребенку надо подбирать индивидуальные, доступные ему и то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, требования и т.д., то есть оптимальные режимы мотивации.

Каждого спортсмену необходимо ориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться тренером, товарищами, родителями как успех, как победа спортсмена над собой.

 Например, при обучении технике подачи мяча задача максимум - овладеть техникой.  И на это отводится несколько занятий. Но на каждом занятии у детей стоят также свои минимальные задачи. У спортсмена, более быстро освоившего движение, задача более сложная, чем у слабого спортсмена. Сильному спортсмену мы, например, предлагаем после того, как он овладел техникой, совершенствовать прием из различных исходных положений или, просим его помочь более слабому спортсмену в освоении техники изучаемого движения и постараться объяснить своему подопечному, почему у него это движение не получается. А выполнив свое задание, все спортсмены должны с помощью тренера оценить свою работу. И обязательно при любом результате их должно ждать одобрение, подбадривание со стороны тренера.

     На занятиях необходимо использовать анализ выполненной работы и самоанализ. Предлагаем детям найти свои ошибки, объяснить, почему что-то не получилось, что подопечный сделал неправильно. Сначала это делается с помощью тренера, наводящими вопросами, а затем под его контролем. Но обязательно в конце надо сделать акцент на удачно выполненных элементах упражнения. Это помогает утвердить в сознании ребенка связь между достигнутым результатом и своей активной деятельностью.

    В работе с детьми тренеру ни в коем случае нельзя забывать, что мотивация, влияя на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств спортсменов, существенным образом зависит от силы их нервной системы (особенно со стороны возбуждения). Практика показывает, что, например, что обычная тренировочная мотивация повышает обучаемость и развивает двигательные качества более значительно у детей со слабой нервной системой, а игровая и соревновательная деятельность – у детей с сильной нервной системой. Неодинаковое влияние на обучаемость лиц с сильной и слабой нервной системой оказывают и различные методы обучения.

Мотивация спортсменов носит дифференцированный характер также в разных возрастных группах. Она зависит от многих факторов: материально-технической базы учреждения, личности тренера, климатогеографических условий, особенностей воспитательной работы в семье, в школе, от социального окружения, от физической и технической подготовленности самих спортсменов.

    Внешняя мотивация, к большому сожалению, формируется в основном стихийно, до конца не осознанными в среде тренерами путями, средствами, методами, обстоятельствами. В тоже время опыт тренера свидетельствует, что при работе с группой в условиях тренировки, необходимо в первую очередь и с максимальной настойчивостью использовать реальные возможности фронтальных методов воздействия на спортсменов для целенаправленного воспитания у них внутренних положительных мотивов занятий физическими упражнениями. Начинать можно с применения игровых комплексов, которые каждый тренер может составить самостоятельно.

   Игровые комплексы могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера. При правильной организации игр и игровых упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают возможность для проявления личной активности и инициативы.

Пути формирования интереса к физической культуре и спорта

   Исследования показали, что интерес к физической культуре и спорту можно сформировать двумя путями: воздействуя на отдельные мотивы и на мотивационную сферу в целом. Однако, в мотивационной сфере спортсменов все взаимосвязано: при формировании одних мотивов неизменно затрагиваются и формируются другие. Поэтому при целенаправленном формировании интереса к физической культуре и спорту оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом, например, успешное формирование тренировочно - познавательных мотивов достигается сознательностью развития физических качеств.

   Исключительно важно применение средств наглядности, стендов, технических средств обучения. Наглядность – абсолютно необходимое условие эффективной передачи, усвоения информации и успешного формирования у спортсменов интереса к физической культуре и спорту. Поэтому различные средства наглядности должны применяться с самых первых этапов формирования интереса к двигательной активности.

    Затем постепенно приоритет должен отдаваться постановке целей. Такая закономерность уже давно выработана человечеством. И только после этого необходимо теоретическое освещение способов достижения цели, так как лишь на последней ступени развития человечества ведущим стало усвоение научных знаний.

Но и здесь не обойтись без наглядности, показа и практических действий спортсменов.

    Обязательным условием успешного формирования у спортсменов активного, устойчивого интереса к физической культуре и спорту является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность детей не эффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки спортсменов.

    Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности и воспитанности ребенка. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; тренировочный норматив; норма спортивного разряда; определенное место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах; возрастные показатели, выполнения отдельных упражнений и т.д.

    Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого в тренировочный процесс нужно включать личностно значимую для каждого спортсмена соревновательную деятельность, когда дети, тренируясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений. Однако и здесь каждому должен быть определен индивидуальный доступный результат, достижение, которое опять-таки должно расцениваться тренером, окружающими детьми, как успех, как победа над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес спортсмена к физической культуре и спорту.

   Педагогическая практика и научные исследования показали, что результативная мотивация и интерес к занятиям значительно возрастают, когда спортсмен и тренер добиваются сдвигов в тренировках двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге, быстрее возникают внутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно, для спортсменов младшего возраста, так как они не способны переносить длительные напряжения под воздействием только внешней мотивации.

Список использованной литературы

  1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М., 2000.
  2. Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. Краснодар, 2001.
  3. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002.
  4. Лубышева, Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание образовательный и социальный аспекты. М., 2003.
  5. Манукян С.П. О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив». М., 2004.
  6. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981.
  7. Психология физического воспитания и спорта. М., 2004.
  8. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного, игрового и соревновательного методов.

Статья содержит рекомендации и возможные варианты  использования предложенных методов....

Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий.

Обобщение опыта работы по теме: Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий....

«Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий».

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности.    Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей...

"Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий"

Творческий подход к применению игрового и соревновательно­го методов упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что с...

« Привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации»

Выступление по теме самообразования на районном методическом объединении учителей физической культуры....

формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом

формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом...