« Привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации»
статья по физкультуре на тему

Выступление по теме самообразования на районном методическом объединении учителей физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 р.п. ЮРТЫ

Сообщение по теме самообразования

« Привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации»

Учитель физической культуры

Пиманов А.Н.

2014-2015

учебный год

В условиях модернизации российского образования большое внимание уделяется реформированию системы физического воспитания школьников, которая должна обеспечивать высокий уровень их образованности, физического совершенства и формирования основ ведения здорового образа жизни.

Однако и теперь понятно, что школа, семья, общество не справляются с задачами подготовки молодёжи к жизни, производительному труду и к воинской службе. А недопустимо большое количество учащихся имеет не только слабую физическую подготовленность, но и отклонения в состоянии здоровья.

 Фактологические материалы, приводимые в педагогических диссертациях последнего десятилетия, удручающе свидетельствуют о том, что начиная с 3-4 класса средней школы отношение учащихся к физкультурной активности ежегодно ухудшается, становясь почти откровенно негативным в старших классах.

 По данным Всероссийского научно – исследовательского института физической культуры, более 80% отечественных старшеклассников выразили своё отрицательное отношение к урокам физической культуры. И основная причина этого – отсутствие у школьников устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой.

        Поэтому мной была выбрана тема по самообразованию «Привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации». Результатом работы по данной теме предполагалось сформированность внутренней  мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом  школьников.    

         Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать существующую психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Проанализировать использованные в работе педагогические методы и приёмы, служащие для сформированности интереса  к занятиям физической культурой.

         Проблема формирования у школьников интереса к занятиям физической культурой стала очевидной давно. Интерес к физической культуре - это интегральный результат сложных процессов мотивационной сферы школьников. Проявляет или не проявляет учащийся интерес к занятиям физической культурой - это зависит от многих переменных в его мотивации. Мотивы могут быть разными: учебно-познавательные, процессуальные (нравится заниматься), результативные, отметочные, социально-значимые мотивы (быть здоровым, готовым к труду, к взрослой жизни) или мотивы избегания неприятностей (плохая отметка, пропуски уроков).

        Мотивация занятий физической культурой воспитывалась и воспитывается всегда, на любом уроке, но эффект в становлении интереса получается всё-таки незначительный: лишь единицы из сотен школьников занимаются физической культурой самостоятельно.  

   Почему так происходит?

Дело в том, что мотивация по отношению к школьнику есть внутренняя и внешняя. Интерес возникает только на основе внутренней мотивации. Именно она позволяет, как это ни парадоксально, переносить большие физические и нервно-эмоциональные напряжения с  интересом, по желанию самого школьника.

         При этом внутренняя мотивация возникает лишь тогда, когда внешняя мотивация (задания, упражнения, нормативы, требования и т.п.) соответствует возможностям ребёнка, когда он испытывает удовлетворение от процесса занятий и когда у него возникает вдохновение успехом при выполнении этих внешних требований.

        При воспитании мотивации психологи рекомендуют формировать, а в необходимых случаях изменять привычную "схему личностной причинности" школьника в своих успехах и неудачах. Что это такое? В становлении внутренней мотивации многое зависит от того, как, чем объясняют школьники свои высокие или низкие показатели, в том числе и показатели сформированности  или несформированности у них интереса к занятиям физической культурой.

Если школьники объясняют свои успехи или неудачи внешними причинами (условиями занятий, методикой или личностными качествами учителя, количеством уроков и т.д.), то в этом случае внутренняя мотивация и интерес не формируются.

Нужно формировать "схему личностной причинности", то есть школьник должен брать ответственность на себя. В то же время привычная "схема личностной причинности" школьника может быть также не эффективной, если он объясняет свои неудачи только отсутствием способностей.

Такую схему нужно изменять так, чтобы учащийся объяснял свои неудачи не отсутствием способностей, а недостаточностью своих усилий. Только в этом случае усиливается внутренняя мотивация, и устраняются эмоции тревожности, неуверенности в себе. Безусловно, для этого опять же необходимо задавать такие режимы (требования) внешней мотивации,  которые посильны именно для данного конкретного ученика.

        Учитель должен помочь учащимся  сделать следующее:

1.Поставить перед собой  реалистические (то есть не слишком трудные и не слишком лёгкие) цели, правильно соизмерить цели со своими возможностями.

2. Выяснить свои сильные и слабые стороны, заняться самоанализом.

3. Определить конкретные действия, которые можно сделать в настоящее время, чтобы затем добиться поставленных перед собой целей, то есть наметить для себя ближайшую перспективу действий и поведения.

4. Научиться определять и понимать, приближают ли его эти действия к цели, обладают ли его действия желаемыми последствиями.

И, наконец, чрезвычайно важную роль в формировании интереса к физической культуре имеет самовоспитание, самодетерминация школьником своей мотивации.

         А старшие школьники должны стать уже полностью субъектами собственного интереса. Для этого те знания о мотивации и интересе, которыми владеет учитель, должны стать достоянием ума его воспитанников. В этом особая ценность педагогического процесса, только так может существовать педагогика содружества.

В этом случае будет взаимопонимание между учителем и учащимся, а требования педагога и общества (внешняя мотивация) быстрее вызовут у него внутреннюю мотивацию, то есть интерес к физической культуре.

          Проанализируем  использованные в работе педагогические методы и приёмы, служащие для сформированности устойчивых внутренних мотивов к занятиям физической культурой у детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.

        Для изучения функциональных возможностей учащихся, уровня физической подготовленности в   начале учебного года провожу  тестирование по программе «Президентские состязания», которые включают в себя шесть тестов: бег на 1000метров, бег на 30метров, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (отжимание), подтягивание на перекладине, поднимание туловища из положения «лёжа на спине», прыжок в длину с места, наклон вперёд из положения сидя.

Результаты вносятся в протокол. Затем по возрастной таблице результаты учащихся переводятся в баллы. Единая система выполнения тестовых упражнений позволяет учащимся оценить свой уровень физических возможностей, сопоставить его с нормативным показателем, сравнить с показателями других учащихся и увидеть динамику своих показателей. 

 Чтобы учащиеся хорошо знали  нормативные показатели, мною был  оформлен стенд с данной информацией.  

 Проводя данное тестирование два раза в год, проводим сравнительный анализ уровня физической подготовленности учащихся и формируем базу данных, полученную в результате тестирования. База данных доступна каждому ребёнку, он может сравнить свои результаты с первого до одиннадцатого  класса.

По итогам тестирования организую индивидуальную работу с учащимися, направленную на совершенствование их физической подготовленности.

 Позволяют осуществлять индивидуальный подход в обучении карточки - задания с изображением и описанием порядка выполнения различных физических упражнений. Такие карточки можно найти в методических журналах, в интернете, составить самому. Каждого школьника необходимо сориентировать на подходящий для него результат. Только в этом случае возникает внутренняя результативная мотивация, определяющая интерес к занятиям физической культурой.

Обучение детей с раннего возраста знаниям об особенностях и механизмах воздействия физических упражнений на организм, оздоровительном их значении способствует поддержанию осознанного интереса и естественного стремления к двигательной активности, занятиям физической культурой на протяжении всей жизни, здоровому образу жизни.

В то же время, нельзя передать знания, можно передать информацию, а знаниями она становится тогда, когда становится личностно-значимой, важной для ученика. Данный принцип заложен в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. 

Учащиеся должны не только твердо знать, чему следует научиться, но и как это следует делать и почему так, а не иначе.

В 5-ом классе на уроке совершенствуем технику прыжка в длину с разбега, спрашиваю «О чём надо помнить при выполнении прыжка в длину?»,  выслушиваю ответы учеников, делаем выводы: скорость бега перед отталкиванием должна быть наивысшей; последний шаг выполняется быстрее (короче), чем все предыдущие; нога становится на брусок энергично; верхняя часть туловища находится в вертикальном положении, взгляд направлен вперёд. Обязательно следует показ выполнения упражнения: или сам учитель выполняет или подготовленный ученик. Мною замечено, что личный пример учителя даёт более сильную мотивацию и толчок к выполнению упражнений.

Совмещение теоретических знаний с выполнением соответствующих двигательных действий (упражнений) – залог успешной подготовки школьников к занятиям физическими упражнениями.

В процессе проведения уроков  формирую положительное отношение школьников к самостоятельным занятиям, которые способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования,  обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями восполняют дефицит двигательной активности. Их можно организовать в различных формах: утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях, активный отдых на свежем воздухе, тренировочные занятия, выполнение домашних заданий.

Однако, в силу простоты используемых физических упражнений учащиеся, к

сожалению, недооценивают их роль в физическом развитии.

        Учащиеся, безразлично или отрицательно относящиеся к занятиям физической культурой, должны быть предметом постоянного внимания учителя. На них должны быть направлены разнообразные приемы воздействия. Даю возможность таким школьникам выбирать вид деятельности на уроках (имеются теннисные столы, оборудование для занятий силовой подготовкой).

 Обязательно формирую уверенность таких учеников в своих силах. На уроках акцентирую внимание ребёнка на его достижениях, успехах, но ни в коем случае  - на неудачах. Любой педагог всегда может найти предлог, чтобы похвалить воспитанника. Безусловно, это не означает отсутствия требовательности к учащимся, недопустимости возмущений учителя ("Учитель должен уметь возмущаться!", - говорил А.С. Макаренко).

 Благотворное влияние на процесс формирования увлечённости учащихся оказывает психолого – педагогический приём, когда учитель не просто организовывает игровую деятельность, а  сам включается в игру (пионербол, волейбол, баскетбол). В это время повышается эмоциональный настрой учащихся.

Удачной находкой считаю проведение уроков лыжной подготовки не только на стадионе, но и в лесу, благо, что ходьба до него от школы занимает  10  - 12 минут. Проделана лыжня, недалеко небольшая горка, где отрабатываем спуски и подъёмы, обязательно берём с собой термосы с чаем. В этом году необычайно тёплая зима позволила провести все уроки лыжной подготовки, с большим удовольствием посещали ребята такие уроки, получая положительные эмоции

Учащихся, освобождённых от занятий физической культуры на определённый промежуток времени  стараюсь вовлечь в учебный процесс выполнением различных заданий: составить викторину и провести её на уроке, приготовить презентацию по изучаемой теме, ответить письменно на вопросы.

         Мотивирую учащихся на участие во всероссийской дистанционной олимпиаде «О спорт, ты – мир!». Главная идея этой олимпиады заключается в стимулировании школьников к познавательной деятельности, предусматривает их  сотрудничество со взрослыми и сверстниками, даёт возможность расширить учащимся свой кругозор в области спорта.

Организую деятельность подростков в физкультурно – спортивной секции «Спортивные игры». Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в секции, но и в жизни вообще. Обязательно рекомендую учащимся посещать секции по разным видам спорта. В посёлке организованы секции по боксу в ЦД  «Сибирь», атлетической гимнастике в ПУ -58.

 Хорошим средством популяризации физической культуры и спорта являются хорошо организованные и чётко проведённые спортивные мероприятия и соревнования, которые помогают сплотить учеников, повысить физическую подготовленность. Это и «Дни Здоровья», легкоатлетические кроссы, весёлые старты, лыжные гонки, соревнования по различным видам спорта, «А ну-ка, парни!». Благодаря соревновательности, эмоциональному накалу, сопровождающему каждое состязание, спортивные праздники активно влияют на формирование у школьников интереса к занятиям спортом.

 Ежегодно мои учащиеся участвуют в различных соревнованиях. Традицией стало в школе – торжественное  вручение грамот на линейке, которая проводится еженедельно по понедельникам.

  Очень хороший педагогический эффект дают оформленные  стенды о личных достижениях. Всем хорошо известно, что подросткам свойственно подражание.

Интерес к физической культуре – это активно-действенное отношение к ней учащихся. Поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями.  

Повысить интерес учащихся к занятиям физическими упражнениями  могло бы лучшее оснащение материально - технической базы, оснащение спортивного зала интерактивной доской, личным оборудованным местом учителя для применения информационно -  коммуникативных технологий на каждом уроке. И, конечно, одними уроками физической культуры нельзя решить проблему низкой мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Нужны дополнительные залы с новейшим спортивным оборудованием, доступность их посещений, хорошие специалисты, заинтересованные в своём деле.

 Впрочем, на сегодняшний день принципиальная необходимость посещать занятия физкультурой воспринимается и далеко не всеми учениками, и далеко не всеми  родителями. Многие школьники физкультуру просто игнорируют, многие не могут осваивать физическую (практическую) составляющую программы в силу особенностей здоровья. Чаще всего проблема   кроется в самой элементарной лени современных учащихся, для них подчас слишком обременительно нести с собой спортивную форму, переодеваться, а потом ещё и выполнять какие – то упражнения, причём выбранные не им, а педагогом. Соответственно,  нередко школьнику необходимо, в первую очередь, стать более ответственным, дисциплинированным и исполнительным. Это даёт основание полагать, что проблемы физической культуры в российских школах напрямую связаны с проблемами системы образования вообще. В этой связи и решение указанных проблем должно происходить целенаправленно, комплексно и широко.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно – развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной            деятельности. Наличие у ребенка моти...

Составитель: Инструктор-методист ФСО А.Е. Тарасенко Тренер Кондратьев С.В. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема«Формирование устойчивого интереса к занятиям   физической культурой и спортом» p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 33.0px; text-align: center; text-i...

Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации

Профилактическая работа классного руководителя и учителя-предметника с детьми группы риска...

Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации

Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.   К  «группе риска» стоит ...

Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации

Учитель: Лукина Татьяна Анатольевна Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.   ...