Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (9 класс)

Лукина Татьяна Анатольевна

Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

 

  К  «группе риска» стоит отнести категории тех учащихся, которые имеют низкий уровень мотивации к учебной деятельности,  отклонения от норм поведения,  социально  опасную ситуацию дома.

Педагогам все труднее и труднее противостоять негативному влиянию, оказываемому на учащихся из внешней среды школы.

Цели, которые должна реализовать школа в ходе выполнения образовательной программы по отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта;  сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорожная карта по

работе с учащимися «группы риска», имеющими

низкий уровень   учебной мотивации

Учитель: Лукина Татьяна Анатольевна

Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

  К  «группе риска» стоит отнести категории тех учащихся, которые имеют низкий уровень мотивации к учебной деятельности,  отклонения от норм поведения,  социально  опасную ситуацию дома.

Педагогам все труднее и труднее противостоять негативному влиянию, оказываемому на учащихся из внешней среды школы.

Цели, которые должна реализовать школа в ходе выполнения образовательной программы по отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта;  сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.

                                                                                                   

Задачи:

  • Выявить группу учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год.
  • Создать банк данных учащихся, имеющих  низкий уровень учебной мотивации.
  • Создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию к обучению.
  • Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с учащимися «группы риска».
  • Организовать работу, направив её на обеспечение усвоения базового уровня образования учащимися «группы риска».

Ожидаемые результаты:

  • Выявление основных причин неуспеваемости учащихся.
  • Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.
  • Получение каждым ребенком базового уровня образования.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса  учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение. 

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  

Предложения учащемуся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

 

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

 

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

 

 

Привлечение их в качестве помощников при подготовке  к уроку.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе  самостоятельной работы на уроке 

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

 

 

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или  правило.

 

 

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы  упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

 

 

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы

 

Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

 

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подготовленностью учащегося

 

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

 

 

Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания

2. При изложении нового материала

 

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала

Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала

 

Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний

 

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

 

 

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь больше го эффекта.

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе.

Умело оказывать помощь ученикам в работе, развивать их самостоятельность.

 

Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль

4. При организации самостоятельной работы вне класса

 

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

 

 

Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися.

Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Список слабоуспевающих и неуспевающих  

учащихся по математике

МБОУ СОШ № 1 г. Советский ХМАО-ЮГРЫ

Фамилия, имя ученика

Класс

По каким предметам не успевает

 Причины, которые привели к плохой успеваемости

Какие средства  используют в работе с учеником

Результаты работы

1

Мальцев Сергей

Алгебра

Геометрия

Слабое усвоение уч. материала

Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.

Экзамен сдан

2

Степанов Стас

Алгебра

Геометрия

Слабое усвоение уч. материала

Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.

Экзамен сдан

3

Бельцов Стас

Геометрия

Слабое усвоение уч. материала

Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.

Экзамен сдан

4

Турнаев Дмитрий

Алгебра

Слабое усвоение уч. материала, нежелание учиться

Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.

Экзамен сдан

5

Ильин Алексей

Геометрия

Алгебра

Слабое усвоение уч. материала

Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.

Экзамен сдан

6

Рахмангулов Егор

    9д

Алгебра

Слабое усвоение уч. Материала.

Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.

Экзамен сдан

7

Байрамова Незрин

Геометрия

алгебра

Слабое усвоение учебного материала

Индивидуальная работа на уроках, дидактические материалы и др.

Удовлетворительная оценка за год

План работы

классного руководителя с детьми группы риска

на 2019-2020 учебный год.

№п/п

Мероприятия

Сроки

Организационные мероприятия

1

Составление социального паспорта класса

1-2 неделя сентября

2-3 неделя января

2

Составление характеристик на детей группы «риска»

по включению в группу риска

3

Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации

в течение года

4

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

в течение года

5

Составление картотеки на учащихся группы «риска»

в течение года

6

Организация досуга и кружковой деятельности

в течение года

9

Организация работы и отдыха школьников в каникулярный период

в течение года

Работа с учащимися

1

Контроль посещаемости занятий

ежедневно

2

Контроль текущей успеваемости

еженедельно

3

Вовлечение учащихся в кружки и секции

1-3 неделя сентября

в течение года

4

Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках.

еженедельно

5

Проведение профилактических бесед

ежемесячно

при необходимости

6

Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися

по индивидуальному графику

7

Направление на консультацию к психологу или к врачам

при необходимости

8

Содействие в трудоустройстве

при необходимости

9

Помощь в выборе индивидуального  образовательного маршрута

в течение года

10

Разбор конфликтных ситуаций

при  возникновении

Работа с родителями школьников

1

Посещение семей группы «риска»

раз в полугодие

в случае необходимости

2

Проведение консультаций для родителей

по индивидуальному графику

3

Приглашение родителей и детей «группы риска» на советы профилактики

в случае необходимости

4

Активизация деятельности родителей в организации и проведении родительских собраний, мероприятий класса и школы.

в течение года

8

Организация встреч на правовые темы с сотрудниками  ОВД, КДН

раз в четверть

План работы

 со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

по алгебре и геометрии

на 2019– 2020 учебный год

 

п\п

Мероприятия

Срок

Ответственный

1

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения.

    Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.        

Сентябрь

Лукина Т.А.

2

Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

Лукина Т.А.

3

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть, обновлять по мере необходимости.

Сентябрь

Лукина Т.А.

4

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение учебного года.

Лукина Т.А.

5

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса.

В течение учебного года.

Лукина Т.А.

6

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

Лукина Т.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации»

Выступление по теме самообразования на районном методическом объединении учителей физической культуры....

Программа коррекционно – развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной            деятельности. Наличие у ребенка моти...

Памятка для учителя по работе на уроке с учащимися, имеющими низкий уровень учебных возможностей.

Краткие методические рекомендации по работе  на уроке с учениками, которые имеют низкий уровень учебных возможностей....

Памятка для учителя по работе на уроке с учащимися, имеющими низкий уровень учебных возможностей.

Краткие методические рекомендации по работе  на уроке с учениками, которые имеют низкий уровень учебных возможностей....

Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации

Профилактическая работа классного руководителя и учителя-предметника с детьми группы риска...

Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации

Учитель: Лукина Татьяна Анатольевна Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.   ...