Программа коррекционно – развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
учебно-методический материал по психологии на тему

Гилюк Людмила Владимировна

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной            деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором , влияющим на этот процесс.

При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими учащимися коррекционно – развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_k_-_r_zyanyatiy._uchebnaya_motivatsiya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционно – развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации

Гилюк  Людмила Владимировна

педагог – психолог муниципального общеобразовательного учреждения Новотроицкая средняя общеобразовательная школа № 12, Красноярский край, Минусинский район, с.Новотроицкое, ул. Фрунзе д.2, 662633

      Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной         деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором , влияющим на этот процесс.

При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими учащимися коррекционно – развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.

Программа коррекционно – развивающей работы по развитию учебной мотивации и учебно – познавательных мотивов у детей имеет два направления:

  1. методические рекомендации для учителей начальных классов. При составлении методических рекомендаций были использованы материалы А.К.Марковой, М.В.Матюхиной, Р.В.Овчаровой, Н.Ф.Талызиной;
  2. программа коррекционно – развивающих занятий. При составлении программы коррекционно – развивающих занятий были использованы материалы и рекомендации Е.П.Ильина, Р.С.Немова, Р.В.Овчаровой, Е.И.Рогова.

Методические рекомендации для учителей начальных классов

Формирование учебно – познавательных мотивов младших школьников, должно явится одним из основных направлений работы учителя начальных классов. Для более эффективной работы в данном направлении учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:

1) придание личностного смысла действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости ( посредством положительного оценивания, похвалы и т. д. );

2) научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью.

3) научить ребенка ставить самостоятельные цели в учебной работе или удерживать те, что поставил учитель;

        4) вовлекать младшего школьника в процесс анализа, обсуждения условий и путей достижения целей;

        5) обратить внимание на усиление роли поисковой деятельности учащихся, углубление в сущность изучаемых явлений, установление причинно – следственных связей.

        

Программа коррекционно – развивающих занятий

        

Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно – познавательных мотивов у учащихся начальной школы.

        Задачи программы:

  1. формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;
  2. расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;
  3. знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;
  4. формирование знаний о различных знаковых системах;
  5. формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;
  6. формирование умения прогнозировать результат деятельности.

Адресат коррекции: учащиеся 1 – 4 классов, имеющие  низкий уровень учебной мотивации.

Предмет коррекции: интеллектуальный, эмоциональный, волевой компоненты учебной деятельности учащихся.

        Средства коррекции:

  1. вербально – коммуникативные;
  2. орудийно – манипулятивные;
  3. изобразительно – графические;
  4. экспрессивно – мимические.

Форма коррекции: групповая.

Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.

Структура занятий:

  1. организационная часть. Приветствие;
  2. основная часть. Игровой блок;
  3. заключительная часть. Рефлексия.

Занятие № 1

Тема. Знаки и символы

  1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра «Настроение в цвете». Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.

2. Основная часть:

- игра «Игра художников». На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3 – 5 секунд. Далее проводится индивидуальная  проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.

Цель: научить детей обозначать предметы символами и значками (основы моделирования), развивать коммуникативные навыки, память.

- игра «Четыре стихии». Психолог произносит слова: «земля» - дети опускают руки вниз; «вода» - дети вытягивают руки вперед; «воздух» - поднимают руки вверх;  «огонь» - вращают руками в локтях.

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

3.Рефлексия:

- игра «Настроение в цвете». Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.

Занятие № 2

Тема. Зашифрованная информация

  1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра «Настроение в цвете» (на начало занятия);

- игра «Найди отличия». Детям предлагаются картинки с 5 – 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена на концентрацию внимания.

2. Основная часть:

- игра «Опорные сигналы». Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.

       Цель: показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации, развитие внимания, словарного запаса, кругозора.

- игра «Разведчики». В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

Цель : развитие моторно – слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

3.Рефлексия:

- игра «Настроение в цвете» (на конец занятия);

- упражнение «Шкала роста». Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени оценки: высокая – «звездочка», средняя – «флажок», низкая – «грибок», ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой «кармашек» занятий, объясняя при этом свой выбор.

Занятие № 3

Тема. Противоположности

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра «Настроение» с помощью пиктограммы (образа, выражающего то или иное эмоциональное состояние).

2.Основная часть:

- игра «Рисование на заданную тему». Детям предлагается нарисовать противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и грустное и т.д.).

Цель: формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.

- беседа – обсуждение детских рисунков.

- упражнение «Четвертый лишний». Психолог называет ряд предметов, один из которых по своим признакам является «лишним». Затем дети  играют друг с другом.

Цель: развитие умения обобщать предметы по существенным признакам, развитие умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развитие коммуникативных навыков.

3. Рефлексия:

- игра «Настроение» с помощью пиктограммы (на момент окончания занятия).

Занятие № 4

Тема. Ассоциации

     1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра «Настроение» с помощью пиктограммы.

2. Основная часть:

- игра «Ассоциации». Дети с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.

Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях.

- игра «Дорисуй предмет». Детям предлагаются нарисованные геометрические фигуры, которые нужно дополнить чем – либо, чтобы получился законченный предмет, явление.

Цель: развитие творческого мышления, наблюдательности, внимания.

3. Рефлексия:

- игра «Настроение» с помощью пиктограммы;

- упражнение «Шкала роста».

Занятие № 5

Тема. Читаем. Думаем. Говорим

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра «Настроение в цвете»( на начало занятия).

2. Основная часть:

- упражнение «Рассказ по картинке». Детям предлагается за определенное время составить рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается оценить свой рассказ и рассказы других детей, выбрать самый лучший.

Цель: развитие навыков кодирования и  перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других.

- игра «Самый – самый». Детям предлагается рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.

Цель: развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.

3. Рефлексия:

- игра «Настроение в цвете» (на конец занятия);

- упражнение «Шкала роста».

Занятие № 6

Тема. «Умное предложение»

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра «Настроение в цвете».

2. Основная часть:

- упражнение «Составь предложение». Детям предлагаются наборы слов, из которых дети составляют предложения. Совместно выбираются: самое красивое предложение, самое быстро – составленное предложение, самое правильное предложение.

Цель: расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное; развитие навыка оценивания себя и других.

- игра «Неоконченное предложение». Детям предлагается окончить предложения на тему «Моя школа».

Цель: развитие  мышления у детей, развитие навыков анализа и синтеза.

3. Рефлексия:

- игра «Настроение в цвете»;

- обсуждение на тему «Что было легко, а что сложно?»;

 - упражнение «Шкала роста».

Занятие № 7

Тема. Математический урок

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра «Настроение в цвете».

2. Основная часть:

- упражнения «Задачи на движение», «Заполни пропуски в равенствах», основанные на материале уроков математики.

Цель: развитие пространственного мышления; развитие навыков соотнесения общего и частного.

- рисование на тему «Кто чего боится».

Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.

3. Рефлексия:

- игра «Настроение в цвете»;

- упражнение «Шкала роста».

Занятие № 8

Тема. Что меня окружает

1. Организационная часть:        

- приветствие;

- игра «Настроение» с помощью пиктограммы;

2. Основная часть:

- упражнение «Что меня окружает», основанное на материалах уроков окружающего мира. Детям предлагается составить рассказ о своем домашнем животном, о каком – либо времени года, о явлениях  живой природы.

Цель: расширение знаний о предметах, явлениях живой природы.

- игра «Найди общее». Детям предлагаются карточки с изображением времен года, явлений живой и неживой природы, животных, птиц, рыб  и т. д.

Цель: развитие умения находить общее в предметах и явлениях, умения высказывать свое мнение, расширение словарного запаса.

3. Рефлексия:

- игра «Настроение» с помощью пиктограммы;

- упражнение «Шкала роста».

Занятие № 9

Тема. Мир профессий

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра «Настроение в цвете».        

2. Основная часть:

- игра «Мир профессий». Ребятам предлагаются карточки с изображением рабочих инструментов (дети выбирают  то, что им нравится) , с помощью которых  рассказывают о профессиях.

Цель: расширить знания о профессиях, пополнить словарный запас учащихся.

- игра «Кем я хочу быть». Детям предлагается обыграть самую привлекательную на их взгляд профессию ( можно использовать аксессуары, определяющие данную профессию).

Цель: выявить у учащихся имеющиеся профессиональные знания и определить их наклонности.

     3.Рефлексия:

- игра «Настроение в цвете»;

- упражнение «Шкала роста».  

Занятие № 10

Тема. Обобщение. Подведение итогов 

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра «Настроение» с помощью пиктограммы;

 2. Основная часть:

- игра «Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться». Детям предлагается составить три списка: «Что я  умею», «Чего я не умею», «Чему хочу научиться», совместно обсудить то, что написали дети.

Цель: проанализировать свои умения и навыки.

 - рисование на тему : «Наш дружный класс».

3. Рефлексия:

- игра «Настроение» с помощью пиктограммы»;

- упражнение «Шкала роста»;

- общее обсуждение вопросов «Что понравилось на занятиях, а, что нет?», «Что было полезным ?», «Что было самым трудным на занятиях?».

Литература:

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968 – 464 с.

2.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006 – 512с.

3.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990 – 192с.

4.Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М.: Педагогика, 1983 – 63с.

5.Маркова А.К. Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте. Пособие для учителей – М.: Педагогика, 1983 – 187с.

6.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология младшего школьника – М.: Просвещение, 1976. – 208с.

7.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144с.

8.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста...

« Привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации»

Выступление по теме самообразования на районном методическом объединении учителей физической культуры....

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...

Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации

Профилактическая работа классного руководителя и учителя-предметника с детьми группы риска...

Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации

Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.   К  «группе риска» стоит ...

Дорожная карта по работе с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации

Учитель: Лукина Татьяна Анатольевна Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.   ...