Программа ориентирование
методическая разработка по физкультуре
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Спортивное ориентирование» составлена на основе развивающей программы и разработана на основе положений:
1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786
2. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»
3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»
4. Устав МБОУ СОШ №2 им. Т. Б. Куулар пгт. Каа – Хем
Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. В нашей стране это сравнительно молодой вид спорта, ему нет и полувека. Основные действия ориентировщика во время соревнований со стороны понять сложно, так как они происходят, в основном в голове спортсмена, да ещё и на бегу, на максимально возможной для каждого участника скорости. Плюс различные погодные и природные факторы – холод или жара, дождь или снег, сложный рельеф, незнакомый лес… Не случайно после финиша идёт бурный «разбор полётов», когда каждый, закончивший дистанцию, пытается проанализировать и сравнить с другими свой путь движения, свои достижения и промахи. В ориентировании, одном из самых интеллектуальных видов спорта, огромное количество талантливых людей. Если обобщить, то:
Ориентирование – вид спорта, собирающий на свои старты до 30 000 участников.
Ориентирование – это самый здоровый вид спорта.
Ориентирование – это единение с природой, позволяющее выходить на старт и в 80 лет.
Ориентирование – это здоровый образ жизни и здоровые эмоции, постоянная новизна впечатлений, а также исключительно гармоничное сочетание физических и умственных возможностей человека.
Ориентирование – это захватывающая игра с интригующим началом и непредсказуемым итогом.
Наряду с вышеперечисленными достоинствами спортивное ориентирование имеет и прикладное значение – умение ориентироваться необходимо охотнику и туристу, геологу и воину, грибнику и любителю лесных прогулок. Занятия ориентированием вырабатывают самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость, умение владеть собой, быструю реакцию.
Программа по спортивному ориентированию составлена на основе многолетней практики педагога и в соответствии с требованиями устава о педагогической деятельности с группами детей, занимающихся спортом.
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса спортсменов – ориентировщиков на различных этапах многолетней подготовки.
Необходимость разработки данной программы обусловлена острым недостатком квалифицированных специалистов по ориентированию и недостаточной проработкой последовательности изучаемого материала в типовых программах.
Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий спортивным ориентированием, формирование всесторонней развитой личности.
Программный материал объединен в общую систему спортивной подготовки и решает следующие задачи:
- формирование знаний, умений по спортивному ориентированию, а так же необходимых туристских навыков;
- воспитание высоких волевых и морально-этических качеств, гражданственности, чувство любви к Родине;
- содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию учащихся;
-укрепление здоровья учащихся, формирование навыков здорового образа жизни;
- подготовка спортсменов - ориентировщиков высокой квалификации;
- подготовка инструкторов и судей по спортивному ориентированию;
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям спортом.
Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 5-8 классов. Время, отведенное на обучение, составляет 34 часов, из расчета 1 часов в неделю на одну группу.
Первый год обучения предполагает преподавание основ спортивного ориентирования. Учащиеся знакомятся с картой, компасом, получают простейшие навыки работы с картой и компасом на местности. В физической подготовке основной упор делается на общефизическую подготовку.
Тематический учебный план объединения «Спортивное ориентирование»
1 год обучения, 1ч. в неделю.
№ | Тема | Всего | Теория | Практ |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Техника безопасности | 2 | 2 | |
3 | Одежда и снаряжение ориентировщика | 2 | 2 | |
4 | Топография, условные знаки, спортивная карта | 6 | 6 | |
5 | Техническая подготовка | 10 | 5 | 5 |
6 | Тактическая подготовка | 6 | 6 | |
7 | Правила соревнований | 2 | 2 | |
8 | Общая физическая подготовка | 4 | 4 | |
9 | Специальная физическая подготовка | |||
10 | Строение и функции организма питание, гигиена, врачебный контроль и самоконтроль | |||
11 | Контрольные нормативы и соревнования | |||
12 | Походная практика | |||
13 | Медицинское обследование | |||
14 | Основы туристской подготовки | |||
Итого: | 34 | 25 | 9 |
Учебная программа по спортивному ориентированию
1 год обучения, 1 часов в неделю
1.Вводное занятие. История возникновения и развития спортивного ориентирования. Охрана природы. (2 часа)
- организационное занятие (знакомство, информация о месте и времени занятий);
- обзор развития ориентирования в области, стране, за рубежом;
- достоинства ориентирования, связь с природой;
- виды спортивного ориентирования.
Меры по обеспечению сохранения природы в местах проведения тренировок и соревнований.
2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях.
(2 часа).
Поведение на улице во время движения к месту занятий и на учебно-тренировочном занятии;
- техника безопасности при проведении занятий на местности и во время соревнований;
- контрольное время, аварийный азимут, ограничивающие ориентиры, умение выходить из леса при потере ориентировки, поиск заблудившихся.
Знать: основы безопасности при проведении занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности, при движении к месту занятий.
Уметь: соблюдать контрольное время, находить выход из аварийных ситуаций, правильно вести поиск заблудившихся.
3. Одежда и снаряжение ориентировщика (2 часа).
- компас, планшет, одежда, обувь, карточка участника, личное снаряжение;
- подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Правила эксплуатации и хранения;
- особенности одежды ориентировщиков при различных погодных условиях и разных типах местности.
Знать: компас и его устройство, планшет и его устройство, правила эксплуатации и хранения снаряжения.
Уметь: правильно эксплуатировать и хранить снаряжение
4. Топография, условные знаки. Спортивная карта. (6 часов).
- зрительное знакомство с объектами местности;
- спортивная карта, цвета карты, основные условные знаки, масштаб карты; ориентирование карты;
Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту.
Знать: основные условные знаки и опознавать их на местности. Что такое горизонталь и как горизонтали влияют на крутизну склона?
Уметь: читать масштаб карт, читать и расшифровывать основные топографические знаки, определять крутизну склона и его высоту.
5. Краткая характеристика техники спортивного ориентирования.
(10 часов).
- держание карты, держание компаса, ориентирование карты, сопоставление карты с местностью;
- измерение расстояний на карте и местности, измерение расстояний на местности шагами;
- определение точки стояния;
- ориентирование вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров;
- взятие контрольных пунктов (КП), расположенных в пределах видимости от линейных ориентиров;
- выбор вариантов движения между КП. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами. Кратчайшие пути срезки;
- чтение карты, развитие внимания и «памяти» карты;
- контроль местности при движении;
- контроль расстояния, направления и высоты;
- поиск КП;
- отметка на контрольном пункте и восприятие номера КП;
- контрольная карточка;
- снятие азимута с карты. Определение направления, в котором необходимо осуществить движение по азимуту;
- типичные ошибки;
Знать: значение технической подготовки для достижения высоких результатов. Приемы и методы измерения расстояний. Как влияет выбранный путь на конечный результат. Наиболее часто встречаемые и наиболее характерные ошибки, как правильно вести поиск КП.
Уметь: правильно держать карту и компас, сопоставлять карту с местностью, безошибочно определять точку стояния, уметь читать карту, измерять расстояния на карте и местности, определять стороны горизонта по компасу, двигаться по азимуту, определять и контролировать направление с помощью карты и компаса, по объектам местности, восстанавливать ориентировку после ее потери.
6. Первоначальные представления о тактике прохождения дистанции.
(6 часов).
- взаимосвязь техники и тактики в спортивном ориентировании;
- последовательность действий ориентировщиков в ходе соревнований;
- понятие о тактическом плане;
- взаимосвязь скорости передвижения и технико-тактических действий;
- действия спортсмена при потере ориентировки и при встрече с соперником;
- планирование путей прохождения дистанции при использовании линейных ориентиров, выбор пути движения между КП;
- опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие и линейные ориентиры;
- подход и уход с контрольного пункта, использование соперников на дистанции и при подходе к КП;
- раскладка сил на дистанции соревнований;
- особенности тактики в различных видах соревнований;
- анализ и разбор соревнований;
- планирование путей прохождения дистанции при использовании линейных ориентиров;
- выбор пути движения между КП;
- использование соперника при выходе на КП;
- раскладка сил на дистанции соревнований;
- особенности тактики в различных видах соревнований по ориентированию.
Знать: понятие о тактике и взаимосвязи техники и тактики, значение тактики для достижения наилучших результатов, опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие и линейные ориентиры. Планирование путей прохождения дистанции при использовании линейных ориентиров. Выбор пути движения между КП. Использование соперника при выходе на КП. Раскладка сил на дистанции соревнований. Особенности тактики в различных видах соревнований по ориентированию.
Уметь: правильно распределять силы на дистанции, выполнять действия по выбору пути движения и выбирать оптимальный путь, последовательно осуществлять выбранный путь движения, выполнять действия по использованию соперников на дистанции, при подходе к КП, осуществлять грамотный уход с КП, правильно использовать опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие и линейные ориентиры.
7. Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию.(2 часа).
- права и обязанности участника;
- специфика каждого вида ориентирования;
- действия спортсмена перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша, при опоздании на старт;
- техническая информация о дистанциях.
Знать: права и обязанности участников соревнований, виды соревнований и способы их проведение, действия участника до соревнований, в ходе соревнований и по окончании соревнований.
Уметь: соблюдать права и обязанности участников соревнований, правильно использовать техническую информацию о дистанциях.
8. Общая физическая подготовка (ОФП). (4 часов).
- задачи ОФП: систематизация круглогодичного тренировочного процесса;
- взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок;
- разминка и заминка, их значение;
- ходьба на пятках, носках, на внешней и внутренней стороне стопы, высоко поднимая колени, в полуприсяди, в присяди;
- бег вперед, назад, галопом влево и вправо, на носках;
- упражнения для рук и плечевого пояса: сгибание, разгибание, вращение, махи, отведение и приведение, движение рук в сочетании с ходьбой и бегом;
- упражнения для шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты туловища, в положении лежа – поднимание и опускание ног;
- упражнение для ног: поднимание на носках, приседания, махи вперед, назад и в стороны, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки;
- подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, игры на внимание, сообразительность, координацию;
Знать: задачи общей физической подготовки, взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок, значение систематизации круглогодичного тренировочного процесса, значение разминки и заминки.
Уметь: выполнять общеразвивающие упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, спины, живота, ног, выполнять разминку и заминку.
9. Специальная физическая подготовка.
Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических качеств, специфических для спортсменов-ориентировщиков: специальной выносливости, быстроты, ловкости, силовой выносливости.
- упражнения для развития выносливости, бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности, бег с картой, ходьба на лыжах на дистанции от 2 до 8 км, туристские походы.
- упражнения на развитие быстроты, бег с высокого и низкого старта на дистанции 30, 60 метров, челночный бег, бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра, эстафеты с элементами спортивного ориентирования.
- упражнения на развитие ловкости, ходьба по гимнастической скамейке, кувырки, прыжки в высоту через планку, скамейку, поваленное дерево с одной и двух ног, спрыгивание вниз с возвышения, упражнения на равновесие, слалом между деревьями.
- упражнения для развития силы и силовой выносливости, сгибание и разгибание рук лежа на гимнастической скамейке, поднимание туловища из положения лежа, приседания на двух ногах, прыжки и многоскоки на одной и двух ногах.
Знать:роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства, место специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки.
Уметь:выполнять беговые упражнения в различных зонах интенсивности тренировочных нагрузок, выполнять бег с учетом характера местности: открытая, закрытия, горная, заболоченная, выполнять специальные беговые упражнения, выполнять упражнения на развитие быстроты (бег из различных стартовых положений на короткие и средние дистанции, игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе), выполнять упражнения на развитие гибкости (упражнения на растяжку, упражнение с партнером, активные и пассивные упражнения с предметами), выполнять упражнения на развитие ловкости и прыгучести (прыжки в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие.
10. Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена,
врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
- строение организма человека, костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие;
- понятие о гигиене, гигиена физических упражнений и спорта, режим дня, гигиена тела, одежды, обуви;
- питание, значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья, назначение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов;
- врачебный контроль и самоконтроль, их значение при занятиях спортом, субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение и работоспособность;
- спортивные травмы и их предупреждение;
- оказание первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, разрывах связок, мышц, кровотечениях, вывихах, переломах, ожогах, солнечных и тепловых ударах, ознобах и обморожениях, приемы искусственного дыхания, способы транспортировки пострадавшего.
Знать: строение организма человека, влияние физических нагрузок на развитие организма, влияние гигиены на здоровье, роль питания и назначение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Роль врачебного контроля и самоконтроля при занятиях спортом, характерные спортивные травмы и их предупреждение, оказание первой доврачебной помощи пострадавшему, правила транспортировки пострадавшего.
Уметь: соблюдать меры личной гигиены, составлять и соблюдать режим дня, соблюдать правильный и здоровый режим питания, вести самоконтроль, оказывать доврачебную помощь пострадавшему, транспортировать пострадавшего.
11. Контрольные упражнения и соревнования.
- контрольные упражнения: общая выносливость – пятиминутный бег с учетом пройденного расстояния (метры), скорость – бег на 30 м с ходу (секунды), скоростно-силовые способности – пятикратный прыжок в длину с места (сантиметры), подтягивание у мальчиков и отжимание у девочек;
- участие в 3-6 соревнованиях по спортивному ориентированию по своей возрастной группе.
Знать: методы проведения контрольных нормативов.
Уметь: выполнять теоретические и практические навыки по спортивному ориентированию в легкой атлетике.
12. Походная практика.
- однодневные походы– 4 по 8 часов;
- двухдневный поход – 1 по 16 часов.
13. Медицинское обследование.
- постановка на учет и прохождение медицинского обследования во врачебно-физкультурном диспансере.
14. Основы туристской подготовки.
- личное и групповое снаряжение;
- укладка рюкзака;
- виды костров;
- организация бивуаков, лагеря;
- организация питания в полевых условиях, набор продуктов, приготовление пищи на костре;
- гигиена в условиях полевого лагеря;
- обязанности в группе.
Знать: основное групповое и личное снаряжение, виды рюкзаков, основные требования к ним, туристские палатки, виды костров и их назначение, требования к выбору места для организации бивуака и лагеря, основные требования по гигиене в условиях полевого лагеря и меры безопасности.
Уметь: укладывать рюкзак и устанавливать палатку, разжечь костер, уметь приготовить пищу на костре, убирать место привалов и бивуаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54919.jpg)
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР
Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...
Презентация к открытому уроку «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики»
Данная презентация -- неотъемлемая часть открытого урока по теме «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики», с которой урок интересен, увлекателен и ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-226064-1363926448.jpg)
Программа ориентированного спецкурса по математике 8 класс
Пояснительная запискаЭлективный курс «Математические чудеса и тайны» предназначен для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы, является предметно- ориентированным и направлен на углубленное изу...
Рабочая программа "Ориентирование и основа туризма"
программа кружка по ориентированию для 5-9 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-226064-1363926448.jpg)
Рабочая программа ориентированного спецкурс по математике 8 класс 2019-2020
Программа ориентированного спецкурса предназначена для подготовки учащихся 8 класса к итоговой аттестации по математике в форме ГИА. Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто в полном объеме влад...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-226064-1363926448.jpg)
Рабочая программа ориентированного спецкурса по математике «Подготовка к ОГЭ по математике» 9класс
Программа данных индивидуально-групповых занятий предназначена для подготовки учащихся 9класса к итоговой аттестации по математике в форме ГИА. Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто в полном ...