Программа внеурочной деятельности 5 класс
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Савченко Анатолий Александрович

В данной программе, обучая детей навыкам туризма, использую все доступные формы и методы работы. Это тематические и игровые уроки, тематические занятия, эвристические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, экскурсии,  просмотр видеофильмов, игры,  тренировки, соревнования, социально-значимые акции и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turizm_dlya_nachiayushchy.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной деятельности

 по спортивно-оздоровительному направлению

«Туризм для начинающих»

 5 класс

Составитель:

Савченко Анатолий Александрович

Учитель физической культуры

2017г.


Пояснительная записка.

Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта.

Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ и обозначат экскурсию или путешествие.

Под школьным туризмом понимается  туристская деятельность  учащихся, выходящая за рамки учебных программ.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные туристы-спасатели»»  разработана в соответствии с требованиями:

-Федерального Государственного образовательного стандарта начального (основного) общего образования,

-письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015г. «О рабочих программах учебных предметов»;

на основе:

-Основной образовательной программы Начального (основного) общего образования средней школы МБОУ «СОШ №3 города Льгова»;

-Плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №3 города Льгова»2016-2017 учебный год.

-Рабочей программы по туризму для 5-7 классов, ФГОС.М.: «Просвещение», 2013г.

-Программой внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность»  общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.

Цель программы: сохранение  и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.

Задачи:

- формирование мотивации  на регулярные занятия  физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;

- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма;

- создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму;

- педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.

- формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

 Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.).

К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Форма организации учебных занятий

Обучая детей навыкам туризма необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это тематические и игровые уроки, тематические занятия, эвристические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, экскурсии,  просмотр видеофильмов, игры,  тренировки, соревнования, социально-значимые акции и др.

Так как игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в интерес к содержанию задания, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, следует активно использовать все известные игровые методики. Эти методики включают в себя практически все формы работы:

- тематические праздники;

- ролевые, деловые, обучающие, дидактические игры,

- конкурсы;

- эстафеты;

- диалоги;

- беседы;

- диспуты;

- тренинги;

Они представляют широкие возможности для творческой деятельности и интеллектуального развития ребенка. Игра способствует развитию воображения. Поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций и правил игры. Чаще всего игры используются при контроле знаний. Виды контроля: текущий контроль умений и навыков; контроль домашней подготовки; итоговый контроль.

Формы и виды контроля.

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

1. Поисково-исследовательский метод.

2. Метод самореализации, самоуправления через участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях, через различные творческие дела.

3. Метод контроля врачебный, самоконтроль.

4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию.

Также разнообразны формы работы:

- лекционные занятия;

- практические занятия;

- тренировка по развитию физических качеств, закреплению различных практических умений и навыков;

- проведение соревнований по спортивному ориентированию;

- участие в туристических слётах;

- участие в военно-спортивных играх;

- проведение викторин, конференций по охране природы;

- краеведческие экспедиции, походы, экскурсии;

- метод проектов;

        Основные виды деятельности

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

        При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, социально-коммуникативных компетенций и компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья. Социокультурная идентичность — осознание школьником себя в контексте управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.

Социально-коммуникативная компетенция предполагает высокую степень эффективности самовыражения и самореализации  школьника в социальном взаимодействии (при соблюдении этикета, принципов коммуникативной толерантности), осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия, владение управленческими (организаторскими) компетенциями (изучение потребностей аудитории, поиск наиболее адекватных вариантов удовлетворения потребностей и т. д.).

Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся узнают:

- основные этапы истории туризма;

- основные виды туризма;

- историю своей школы, её традиции;

- основные вехи истории родного края;

- азбуку туристско-краеведческой деятельности;

- правила поведения в музеях и других общественных местах;

- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;

- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

- основные виды растительного и животного мира своего края;

- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;

- способы охраны природы в туристском путешествии.

Ожидаемые результаты:

- основные социальные функции туризма и краеведения;

- ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;

- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие туризма;

- с методикой проведения поисково-исследовательской работы;

- правила оформления краеведческого исследования;

Обучающиеся научатся:

- общаться с людьми;

- систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;

- вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;

- оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;

- осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;

- соблюдать правила личной гигиены;

- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;

- выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

- владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузом-рюкзачком;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- вести исследовательские краеведческие записи;

- составлять справочную картотеку;

- выступать с докладами

- работать с научно-популярной литературой;

- ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;

- рисовать планы местности;

- владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.

Формы проведение итогов:

- инициативность;

- аккуратность;

- коммуникабельность;

- целеустремлённость;

- самокритичность;

- творческая активность;

- способностью к оказанию взаимопомощи;

- самостоятельность;

- исполнительность;

- способностью к взаимодействию в команде;

- физическая активность;

- выносливость;

- упорством в достижении поставленных целей;

- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

- милосердием, заботой о старших и младших;

- экологическая культура;

- любовью к своей малой родине;

- трудолюбие.

Учебно-тематический план

        

Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Инструктаж по ТБ

1

1

Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края.

1

1

Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды. Компас.

2

1

1

Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

1

1

Способы ориентирования. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута.

1

1

Ориентирование по местным приметам.

Действия в случае потери ориентировки

1

1

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка

1

1

Узлы и их применение в туризме. Узлы: стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный

1

1

Узлы и их применение в туризме. Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн

1

1

Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток

1

1

Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки.

1

1

Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви.

1

1

Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение

1

1

Определение места для бивака и организация бивачных работ

1

1

Требования к месту бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря

1

1

Установка палатки в различных условиях. Подбор группы и распределение обязанностей

2

1

1

Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода

1

1

Горизонтальный и вертикальный маятник. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий.

1

1

Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию.

1

1

Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе

1

1

Правила подачи сигналов бедствия

1

1

Определение погодных условий до и во время проведения похода

1

1

Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним.

1

1

Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход.

2

1

1

Обеспечение группы продуктами питания в походе

2

1

1

Способы добычи огня и обустройство кострового бивака

1

1

Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения.

1

1

Обеспечение безопасности в туристском   походе, на тренировочных занятиях

1

1

Первая медицинская помощь в природных условиях

2

1

1

Использование лекарственных растений при различных заболеваниях

1

1

Итоговое занятие

Совместное  осуществление и последующий анализ походов выходного дня, экскурсий, соревнований  с целью отработки  навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. (в течение учебного года)

Итого

35

7

28

Календарно-тематическое планирование

п\п

Наименование раздела и тем

Форма проведения

УУД

Дата проведения

план

факт

1

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Инструктаж по ТБ

учебно-тренировочное

Одним из замечательных направлений по развитию личностных универсальных учебных действий (УУД) может служить занятие туризмом во внеурочное время. Форма может быть разной: дополнительное образование или внеурочная деятельность, главное – наполнить занятия полноценным и разносторонним содержанием.

Вовлекая подростка в самодеятельный туризм, мы обеспечиваем ценностно-смысловую ориентацию. Готовя себя к путешествию – переносить тяготы в экстремальных условиях далеко от родителей, находится только в кругу сверстников – учащийся учится соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, познаёт моральные нормы, выделяет нравственный аспект поведения.

Причём, выше перечисленные качества характера не являются главным предметом обучения. Они воспитываются в процессе познания туристских основ и во время учебно-тренировочных походов выходного дня. Во время бесед у костра, или просто прохаживаясь и разговаривая по красивым местам, грамотный педагог сможет сориентировать подростка в социальных ролях и межличностных отношениях. В обстановке дикой природы, располагающей к романтике и открытию души, взрослеющий человечек воспримет это нормально, а не как назидание и нравоучение. Такое семя имеет больше шансов на рост.

Поставив перед собой цель – пройти по красивым местам, забраться туда, где человек не тронул природную бесподобность, юный турист устанавливает связь между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. То есть, на лицо – смыслообразование как один из видов действии личностного УУД.

Учиться готовить пищу на костре на много интереснее чем «зубрить» догмы общеобразовательных предметов, но это только так кажется. Рассчитывая финансовые затраты, продукты, время в пути, турист напрямую сталкивается математикой. Собираясь в незнакомый регион, ученику поручается ознакомиться с ним, узнать о краеведческих и исторических достопримечательностях края – касание истории и географии. Готовя тело к тяжким испытаниям, регулярно посещаются занятия по физической культуре. Принимая участие в слётах, необходимо развивать артистические способности. Подпевая у костра друзьям под гитару, приобщаешься к культуре. Полный набор для гармоничного развития личности. На лицо межпредметная связь.

В коллективе, когда он находится в изолированном состоянии, которое происходит во время путешествия по безлюдным местам, возникает много разных ситуаций. Занимаясь с детьми, руководитель туристской группы должен проводить нравственно-этическую ориентацию, что должно обеспечить личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей во время нахождения в диких местах. Личность не должна опускаться до первобытно уровня, находясь в первозданном окружении.

Большую роль имеет развитие Коммуникативности в данных условиях. Первое время начинающие туристы говорят друг с другом на повышенных тонах, не могут терпеть близкое положение сверстника в палатке или у стола. Необходимо учесть, что в Московском регионе учатся дети многих национальностей и концессий. Не редки случаи возникающих «конфликтиков» на этой почве. В туристской группе со временем это стирается, и группа детей становится семьёй – братиками и сестричками. Каждый стремиться помочь друг другу во время выполнения любой задачи и находит в этом радость.

Это определяет в сознании подростка социальные установки: миролюбия и открытого диалога, толерантности, духовного единства между людьми разных убеждений и солидарности, национальных культур, религий и государств. Эти качества относятся к числу нормативных характеристик личности, которые проектируются через систему образования. Так же можно проследить и ряд других социальных установок в занятиях туризмом.

Готовя снаряжение, ремонтируя его, дети овладевают умением работать с элементарными инструментами. Оборудуя бивуак обычным местом для сидения и столом, заготавливая дрова, юный турист учиться работать топором. К удивлению оказалось, что девочки любят рубить дрова и строить «туристский гарнитур» не меньше мальчиков. Обучение подобным навыкам может повлиять на самоопределение, как личностное и жизненное, так и профессиональное. Некоторые ученики выбирают профессию столяра или слесаря. Один из моих учеников, познакомившись и подружившись в походе со стоматологами, решил изменить профессию. Уйдя с третьего курса выбранного университета, поступил в медицинский ВУЗ. Сейчас он один из ведущих специалистов (преподаватель) академии им. И.М.Сеченова.

Туристские маршруты практически всегда проходят по исторически известным местам. Хорошие туристы обязательно найдут возможность посетить развалины известного монастыря или пещеры. Даже если для этого приходится отклониться от маршрута. Таким ненавязчивым способом (всё равно проходим рядом) можно приобщать новое поколение к ведущим ценностям отечественной культуры. Что является одной из задач образования в области социализации.

Самодеятельный туризм – это спорт. Он не приносит миллионы клубам и спортсменам, но этот спорт позволят вовлекать миллионы людей и их детей. Это вид физической культуры, который не ориентируется на золото мировых рекордов, но им занимаются миллионы людей разного возраста и национальностей. При этом их объединяют убеждения – здоровый образ жизни и взаимовыручка.

Никогда турист на маршруте не бросит в беде туриста, даже если он абсолютно не знаком с ним. Можно привести десятки примеров простой помощи взрослых людей детским группам. Просто погрузится в поезд, поднести снаряжение, помочь с дровами, потесниться на поляне – это ли не пример готовности сотрудничать с другими людьми, доверия к другим людям, коллективизм.

Практически в каждом походе приходится сталкиваться с непредвиденными обстоятельствами: отсутствие (хотя, когда-то он был) магазина в деревне, где планировал купить хлеб и овощи; низкий уровень воды и отсутствие скорости у течения, что приводит к нарушению графика движения, и как следствие, затруднение с местом для ночёвки. Преодолению этих неприятностей необходимо обучить подрастающее поколение. Познав на практике способы поиска выхода из затруднительных положений, юный турист овладевает способами принятия решений, что помогает ему «не терять головы» в различных социальных и жизненных ситуациях. Познав такие ситуации, личность всегда закладывает в планы вероятности рисков.

Подводя итоги вышесказанного можно с уверенностью утверждать, что вовлекая учащегося в клубы и объединения самодеятельного туризма, можно полностью обеспечить все виды действий, поставленные задачи и социальные установки личностных УУД.

05.09

2

Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края.

учебно-тренировочное

12.09

3

Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды. Компас.

учебно-тренировочное

19.09

4

Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

учебно-тренировочное

26.09

5

Способы ориентирования. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута.

учебно-тренировочное

03.10

6

Ориентирование по местным приметам.

Действия в случае потери ориентировки

учебно-тренировочное

10.10

7

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка

учебно-тренировочное

17.10

8

Узлы и их применение в туризме. Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн

учебно-тренировочное

24.10

9

Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток

учебно-тренировочное

31.10

10

Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки.

учебно-тренировочное

07.11

11

Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви.

учебно-тренировочное

14.11

12

Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение

учебно-тренировочное

21.11

13

Определение места для бивака и организация бивачных работ

учебно-тренировочное

28.11

14

Требования к месту бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря

учебно-тренировочное

05.12

15

Установка палатки в различных условиях. Подбор группы и распределение обязанностей

учебно-тренировочное

12.12

16

Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода

учебно-тренировочное

19.12

17

Горизонтальный и вертикальный маятник. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий.

учебно-тренировочное

02.01

18

Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию.

учебно-тренировочное

09.01

19

Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе

учебно-тренировочное

16.01

20

Правила подачи сигналов бедствия

учебно-тренировочное

23.01

21

Определение погодных условий до и во время проведения похода

учебно-тренировочное

30.01

22

Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним.

учебно-тренировочное

06.02

23

Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход.

учебно-тренировочное

13.02

24

Обеспечение группы продуктами питания в походе

учебно-тренировочное

20.02

25

Способы добычи огня и обустройство кострового бивака

учебно-тренировочное

27.02

26

Способы добычи огня и обустройство кострового бивака

учебно-тренировочное

06.03

27

Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения.

учебно-тренировочное

13.03

28

Обеспечение безопасности в туристском   походе, на тренировочных занятиях

учебно-тренировочное

20.03

29

Первая медицинская помощь в природных условиях

учебно-тренировочное

03.04

30

Первая медицинская помощь в природных условиях

учебно-тренировочное

10.04

31

Первая медицинская помощь в природных условиях

учебно-тренировочное

17.04

32

Использование лекарственных растений при различных заболеваниях

учебно-тренировочное

24.04

33

Использование лекарственных растений при различных заболеваниях

учебно-тренировочное

08.05

34

Итоговое занятие

учебно-тренировочное

15.05

35

Совместное  осуществление и последующий анализ походов выходного дня, экскурсий, соревнований  с целью отработки  навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. (в течение учебного года)

учебно-тренировочное

22.05

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя:

1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ,1996.

2. Аппенянский А.И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист», 1985.

3. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 1971.

4. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: «Просвещение», 1993.

5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. М.:ФиС, 1987

6. Гранильщиков Ю.В. и др. Горный туризм. М., Физкультура и спорт, 1966.

7. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ: Сб. документов. Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977, с. 192.

8. Лахин А.Ф., Былинский ВИ. Военная топография. М., Воениздат, 1963

9. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., Физкультура и спорт, 1967

10. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. М., Недра, 1966.

11. Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969

12. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972.

Литература для учащихся:

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981. 
  2. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
  3. Иванов Е. Знакомьтесь - ориентирование, - В сб.: Сам выбирай туристский маршрут. М., Профиздат, 1968
  4. Каледин С.В. Физическая подготовка юных спортсменов. М., Физкультура и спорт, 1968
  5. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987.
  6. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: Профиздат, 1990.
  7. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.

8. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., Мысль, 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...