Комплексы утренней гимнастики
классный час по физкультуре

Багай-оол Айлана Андреевна

Утренняя гимнастика должна обязательно входить в режим дня школьника. Это важно для укрепления  нервной системы и для предупреждения простудных заболеваний.Утренняя гимнастика в начальной школе проводится за 10 – 15 минут до начала первого урока. Помимо  общего оздоровления организма, утренняя гимнастика имеет ещё и воспитательное  значение. Оно сводится,  главным образом, к воспитанию организованности, собранности.Утренняя гигиеническая гимнастика должна проводиться классным руководителем на открытой площадке. В случае непогоды – в рекреации, либо в классе, в месте, освобождённом от ученической мебели. Помещение  обязательно нужно проветрить, а когда температура понизится на 1-2 градуса, оставить открытыми только форточки или фрамуги. Проведение утренней гимнастики не требует наличия у детей специальной формы одежды, подойдёт обычная форма для занятий на уроке физкультуры.Хорошо проводить утреннюю гимнастику под музыку. Её нужно подбирать, учитывая темп дыхания детей, так как при слишком быстром темпе дыхание будет недостаточно глубоким, а при слишком медленном произойдёт задержка дыхания на вдохе.Комплекс утренней гимнастики должен состоять из 8 – 9 упражнений, подобранных учителем физкультуры. Составляя этот комплекс учителю необходимо придерживаться следующих основных требований, относящихся к содержанию и характеру упражнений.

Первое упражнение – выпрямляющее позвоночник (потягивание). Оно отвечает естественному желанию утром потянуться и глубоко вздохнуть, сочетается с углубленным дыханием. При этом упражнении руки поднимаются вверх, что способствует свободному оттоку крови, одновременно позвоночник выпрямляется, а плечи отводятся назад. Благодаря этим движениям увеличивается объём грудной клетки. При глубоком дыхании, связанном с выполнением потягивания, облегчается приток к сердцу крови из вен головы, рук, стенок грудной клетки и печени. Выполняется упражнение не более 3 – 4 раз.

Второе упражнение – для развития рук и плечевого пояса. Оно включает следующие движения: движения рук назад, вперёд, вверх, вниз, в стороны, выпрямление рук в плечевых суставах. Перечисленные элементарные движения могу выполняться свободно или напряжённо, плавно или резко, быстро или медленно, симметрично обеими руками или асимметрично. При этом классный руководитель должен следить, чтобы  руки младшего школьника при движении вперёд или вверх не сближались, так как это ведёт к сдавливанию грудной клетки и затруднению дыхания. Учителями физической культуры замечено, что как только внимание ребят переключается на выполнение движений конечностями, сейчас же появляются нарушения осанки: голова наклоняется вперёд, плечи поднимаются вверх, живот выпячивается, увеличивается поясничный прогиб позвоночника. Нужно постоянно напоминать занимающемуся, что все движения в утренней гимнастике выполняются при сохранении правильной осанки.

Третье и четвёртое упражнение – для укрепления мышц  туловища. Применяют: наклоны туловища вперёд и  назад, влево и вправо. Это наиболее сложные, но очень важные упражнения в комплексе утренней гимнастики. В выполнении этих упражнений участвуют все мышцы туловища. Упражнения  проводятся в медленном темпе. В комплекс утренней гимнастики обычно включают 2 – 3 таких упражнения. Их следует давать одно за другим, не разделяя какими-либо другими движениями, так как физическая нагрузка при их выполнении не настолько значительна, чтобы прибегать к расчленению упражнений. Обычно каждое из них повторяется от 4 до 6 раз.

Пятое и шестое упражнения – для укрепления мышц ног. Оно способствует развитию мышц ног, в частности укреплению мышц свода стопы для предупреждения плоскостопия. Проводится в медленном темпе. Применяются следующие упражнения: приседания на всей ступне и на носках (6 – 8 раз), сгибание и разгибание ног в одном или нескольких суставах, круговые движения (по 6 – 8 раз для каждой ноги).

Седьмое упражнение – для усиления деятельности важнейших внутренних органов, главным образом двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. При выполнении этого упражнения вводятся в быструю по темпу работу крупные мышцы тела. Используются следующие упражнения: бег, бег на месте, прыжки на месте,  быстрая  ходьба на месте с энергичной работой рук. Важно правильно дозировать эти упражнения, не допускать перенагрузки. Обычно  они выполняются без перерывов в течение 20 – 30 секунд.

Восьмое упражнение – для постепенного перехода от возбуждённого к более спокойному состоянию. Применяется ходьба  с сохранением правильной осанки в течение 2 – 3 минут.

Комплекс утренней гимнастики должен обновляться не реже 1 раза в 2 недели, так как опыт показывает, что ежедневное выполнение одних и тех же движений в течение 2 недель снижает интерес детей к ним.При проведении утренней гимнастики не следует уделять много времени построению – оно должно быть простым и доступным, например, построение в звенья. В том случае, если класс мал, учителю нужно придумать такой способ построения, который бы позволил рационально использовать имеющуюся в распоряжении площадь. Например, построение детей в шахматном порядке,  вполоборота  к учителю позволяет наилучшим образом использовать малую площадь.Классный руководитель должен продумать объяснение и показ упражнений. Объяснение должно быть понятным и кратким, показ – чётким, так как в дальнейшем (2 – 4 классы) гимнастика будет проводиться по словесному указанию педагога.  Для окончания утренней гимнастики должен подаваться звонок за 3 – 5 минут до начала первого урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_utrenney_gimnastiki.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные комплексы утренней гимнастики.

Аннотация:

Методика организации и проведения утренней гимнастики до учебных занятий

Утренняя гимнастика должна обязательно входить в режим дня школьника. Это важно для укрепления  нервной системы и для предупреждения простудных заболеваний.

Утренняя гимнастика в начальной школе проводится за 10 – 15 минут до начала первого урока. Помимо  общего оздоровления организма, утренняя гимнастика имеет ещё и воспитательное  значение. Оно сводится,  главным образом, к воспитанию организованности, собранности.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна проводиться классным руководителем на открытой площадке. В случае непогоды – в рекреации, либо в классе, в месте, освобождённом от ученической мебели. Помещение  обязательно нужно проветрить, а когда температура понизится на 1-2 градуса, оставить открытыми только форточки или фрамуги. Проведение утренней гимнастики не требует наличия у детей специальной формы одежды, подойдёт обычная форма для занятий на уроке физкультуры.

Хорошо проводить утреннюю гимнастику под музыку. Её нужно подбирать, учитывая темп дыхания детей, так как при слишком быстром темпе дыхание будет недостаточно глубоким, а при слишком медленном произойдёт задержка дыхания на вдохе.

Комплекс утренней гимнастики должен состоять из 8 – 9 упражнений, подобранных учителем физкультуры. Составляя этот комплекс учителю необходимо придерживаться следующих основных требований, относящихся к содержанию и характеру упражнений.

Первое упражнение – выпрямляющее позвоночник (потягивание). Оно отвечает естественному желанию утром потянуться и глубоко вздохнуть, сочетается с углубленным дыханием. При этом упражнении руки поднимаются вверх, что способствует свободному оттоку крови, одновременно позвоночник выпрямляется, а плечи отводятся назад. Благодаря этим движениям увеличивается объём грудной клетки. При глубоком дыхании, связанном с выполнением потягивания, облегчается приток к сердцу крови из вен головы, рук, стенок грудной клетки и печени. Выполняется упражнение не более 3 – 4 раз.

Второе упражнение – для развития рук и плечевого пояса. Оно включает следующие движения: движения рук назад, вперёд, вверх, вниз, в стороны, выпрямление рук в плечевых суставах. Перечисленные элементарные движения могу выполняться свободно или напряжённо, плавно или резко, быстро или медленно, симметрично обеими руками или асимметрично. При этом классный руководитель должен следить, чтобы  руки младшего школьника при движении вперёд или вверх не сближались, так как это ведёт к сдавливанию грудной клетки и затруднению дыхания. Учителями физической культуры замечено, что как только внимание ребят переключается на выполнение движений конечностями, сейчас же появляются нарушения осанки: голова наклоняется вперёд, плечи поднимаются вверх, живот выпячивается, увеличивается поясничный прогиб позвоночника. Нужно постоянно напоминать занимающемуся, что все движения в утренней гимнастике выполняются при сохранении правильной осанки.

Третье и четвёртое упражнение – для укрепления мышц  туловища. Применяют: наклоны туловища вперёд и  назад, влево и вправо. Это наиболее сложные, но очень важные упражнения в комплексе утренней гимнастики. В выполнении этих упражнений участвуют все мышцы туловища. Упражнения  проводятся в медленном темпе. В комплекс утренней гимнастики обычно включают 2 – 3 таких упражнения. Их следует давать одно за другим, не разделяя какими-либо другими движениями, так как физическая нагрузка при их выполнении не настолько значительна, чтобы прибегать к расчленению упражнений. Обычно каждое из них повторяется от 4 до 6 раз.

Пятое и шестое упражнения – для укрепления мышц ног. Оно способствует развитию мышц ног, в частности укреплению мышц свода стопы для предупреждения плоскостопия. Проводится в медленном темпе. Применяются следующие упражнения: приседания на всей ступне и на носках (6 – 8 раз), сгибание и разгибание ног в одном или нескольких суставах, круговые движения (по 6 – 8 раз для каждой ноги).

Седьмое упражнение – для усиления деятельности важнейших внутренних органов, главным образом двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. При выполнении этого упражнения вводятся в быструю по темпу работу крупные мышцы тела. Используются следующие упражнения: бег, бег на месте, прыжки на месте,  быстрая  ходьба на месте с энергичной работой рук. Важно правильно дозировать эти упражнения, не допускать перенагрузки. Обычно  они выполняются без перерывов в течение 20 – 30 секунд.

Восьмое упражнение – для постепенного перехода от возбуждённого к более спокойному состоянию. Применяется ходьба  с сохранением правильной осанки в течение 2 – 3 минут.

Комплекс утренней гимнастики должен обновляться не реже 1 раза в 2 недели, так как опыт показывает, что ежедневное выполнение одних и тех же движений в течение 2 недель снижает интерес детей к ним.

При проведении утренней гимнастики не следует уделять много времени построению – оно должно быть простым и доступным, например, построение в звенья. В том случае, если класс мал, учителю нужно придумать такой способ построения, который бы позволил рационально использовать имеющуюся в распоряжении площадь. Например, построение детей в шахматном порядке,  вполоборота  к учителю позволяет наилучшим образом использовать малую площадь.

Классный руководитель должен продумать объяснение и показ упражнений. Объяснение должно быть понятным и кратким, показ – чётким, так как в дальнейшем (2 – 4 классы) гимнастика будет проводиться по словесному указанию педагога.

  Для окончания утренней гимнастики должен подаваться звонок за 3 – 5 минут до начала первого урока.

Комплекс № 1.

Оборудование: мешочек из плотной материи размером не более 5 см в диаметре, наполненный горохом или гречневой крупой, плотно завязанный или зашитый.

 1. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки перед собой, между ладонями зажат мешочек. Отвести прямые руки через верх назад, при этом отставить правую ногу назад на носок. То же самое выполнить для левой ноги. Повторить упражнение 5 – 6 раз.

2. И. п.:  стоя, ноги на ширине плеч, руки расставлены в стороны. Перекладывать мешочек из одной ладони в другую, сгибая по очереди то правую, то левую руку, и двигая только плечевым поясом.

3. И. п.: стоя, ноги врозь. Бросать мешочек вверх с поворотами туловища то вправо, то влево и ловить мешочек выпрямляясь. Повторить повороты туловища в каждую сторону по 6 – 7 раз.

4. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Бросить мешочек вверх и, пока он летит, успеть, наклонив туловище вперёд, не сгибая коленей, коснуться пальцами пола, выпрямиться и поймать мешочек на лету. Повторить 7 – 8 раз.

5. И. п.: стоя, ноги врозь. Бросать мешочек то под левой, то под правой ногой и ловить его. Повторить упражнение для каждой ноги по 8 – 9 раз.

6. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены. Бросить мешочек вверх, присесть пониже, встать и поймать мешочек на лету. Повторить 7 – 8 раз.

7. И. п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыгать через мешочек, положенный на пол, мягко на носках, так: назад – влево – вправо – вперёд (обратно на прежнее место) и опять в том же порядке. Повторить до 16 раз.

8. Положить мешочек на темя, голову держать прямо, так чтобы мешочек не падал, пройти спокойным шагом несколько метров. В первое время ученик может придерживать мешочек рукой.

Комплекс № 2.

Оборудование: гимнастическая палка.

Построение в звенья.

1. «Подними палку вверх». И. п.: стоя, ноги вместе, в руках палка (держать за концы), руки внизу. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх и посмотреть на неё, вернуться в исходное положение. Повторить 6 – 8 раз.

2. «Маятник». И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, палка на плечах за головой. Повороты только плечевого пояса вправо и влево при сохранении осанки. Повторить 8 – 9 раз.

3. «Мельница». И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, палка на лопатках. Наклониться сначала влево, затем вправо не сдвига ног с места. Повторить 7 – 8 раз.

4. «Посмотри на палку». И. п.: лёжа на животе, голова опущена, палку держать за концы на вытянутых руках перед собой на полу. Приподнимая голову и плечи, поднять палку прямыми руками, посмотреть на неё, вернуться в исходное положение. Повторить 7 – 8 раз.

5. «Подними палку». И. п.: сидя, согнув ноги в коленях, придерживая одной ногой палку снизу, другой сверху, опираться сзади руками об пол. Приподнять палку вверх, вернуться в исходное положение. Повторить 7 – 8 раз.

6. «Приседание». И. п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, палку держать за концы в опущенных руках перед собой. Подняться на носки, присесть, поднимая руки вперёд до уровня плеч. Вернуться в исходное положение.

7. «Бег вокруг палки». И. п.: поставить палку вертикально на пол, придерживая верхний конец её одной рукой. Обежать вокруг палки в одном направлении 8 – 9 раз, затем столько же в другом.

8.  И. п.: поставить палку вертикально на пол, придерживая верхний конец её правой рукой, левую согнуть в локте и отвести за спину. Спокойная ходьба по комнате широким шагом с опорой на палку, можно сочетать с глубоким дыханием.

Педагог для проведения утренней гимнастики может использовать также кегли, «султанчики», скакалки и другие предметы. Важно заинтересовать ребёнка и убедить в необходимости утренней гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики (УГ) до уроков с 5 по 9 классы

Комплекс утренней гимнастики до занятий(для учащихся 5-6 классов)                                  ...

Комплексы утренней гимнастики для 1-4 кл., 5-9 кл.

Подобраны комлексы утренней гимнастики для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Комплекс утренней гимнастики

Комплекс утренней гимнастики...

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

комплекс утреней гимнастики

комплекс гимнастики...

Комплекс утренней гимнастики «Киска» для детей младшей группы

Комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики с музыкальным сопровождением...

Комплекс утренней гимнастики «Весенние месяцы» для детей старшей группы

комплекс с элементами корригирующей гимнастики под музыку, упражнения с обручами...