Тимбилдинг в дополнительном образовании: использование командообразующих игр на тренировках в спортивных секциях
статья по физкультуре (5 класс)

Лоскутов Константин Сергеевич

Отличная команда не рождается сама по себе и не строится в течение нескольких дней. Коллектив, прежде чем стать командой, проходит разные этапы развития. Командообразование (или тимбилдинг) в школьной спортивной жизни — это большое искусство!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тимбилдинг в дополнительном образовании: использование командообразующих игр на тренировках в спортивных секциях.

Работаю в школе в системе дополнительного образования, веду занятия в различных спортивных секциях. Летом работаю в лагерях детского туризма в Карелии. Получил богатый опыт по командообразованию в детских коллективах. Применяю полученный опыт на своих занятиях в секциях. Хочу поделиться эти интересным направлением – командообразованием (тимбилдинг).

Отличная команда не рождается сама по себе и не строится в течение нескольких дней. Коллектив, прежде чем стать командой, проходит разные этапы развития. Командообразование (или тимбилдинг) в школьной спортивной жизни — это большое искусство!

Еще на заре цивилизации, социализируясь и утрачивая агрессивность, люди обрели возможность к сотрудничеству и взаимовыручке. Можно сказать, что тимбилдинг, в современном понимании этого термина, возник как вынужденная мера для повышения эффективности коллективных действий групп людей.

Идея строительства команд возникла еще в Древнем Риме. Документальные свидетельства древних тимбилдингов датируются примерно 200 годом до н.э., когда еще в Древнем Риме для поддержания боевого духа и сплоченности солдат в войсках проводились специальные мероприятия и игры. Как правило, это были соревнования на силу, на выносливость, а также на изобретательность. Победители получали подарки, в зависимости от масштаба мероприятия: от бутылки отличного итальянского вина, до земельных наделов. Явление само по себе появилось спонтанно в отдельных легионах, когда римские генералы старались создать сплоченных дух среди своих подчиненных и пришли к выводу что нет ничего более эффективного чем игра. Более-менее научно подошли к данному явлению Гай Юлий Цезарь и его потомок Октавиан Август, разработавшие систему средств повышения морального духа римских солдат перед битвой.

В античные времена в Греции тимбилдинг был востребован больше, чем в Риме. Необходимость формирования команд напрямую связывалась с появлением Олимпийских игр. Командные мероприятия устраивались для развлечений горожан, отдыха и для укрепления боевого духа.

Проходили годы, сменялись эпохи и поколения, а тимбилдинг развивался и как современная наука предстал нам в начале 1960-х годов в США. Родоначальником концепции тимбилдинга считают американского профессора, психолога и социолога Элтона Мэйо, который был автором и основателем Хоторнских экспериментов в 1927 — 1932 гг. Элтон Мэйо доказал, что новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту. За свой пятилетний эксперимент он сделал следующий вывод: забота и поддержка более важны, чем физические условия труда.

        Первое упоминание в США практического использования концепции тимбилдинга относят к 1960-м гг. Веревочный курс, или Rope Courses, возник в США как программа психологической и физической реабилитации американских солдат после войны во Вьетнаме.

В некоторых источниках указывается, что веревочный курс был взят на вооружение японцами и они добавили в нее сильную корпоративную составляющую, пронизанную важностью командного духа и единения. Предприимчивые американские бизнес-тренеры, в свою очередь, мгновенно превратили эту программу в новую бизнес-услугу на корпоративном рынке. Так в 1980-х гг. он стал формироваться в отдельное бизнес-направление — тимбилдинг — и распространяться в западном деловом мире.

Россияне знакомы с командообразование давно, еще в эпоху социализма проводились маевки, субботники, устраивались литературные чтения, проводились КВН, "А ну-ка, девочки/мальчики", организовывались корпоративные встречи компаний по волейболу, футболу и хоккею. Подобные мероприятия носили свое название, имели немного другой оттенок и свою философию. Новый вид и название, командные мероприятия в рамках одной организации обрели гораздо позже.

В Россию тимбилдинг в том виде, который мы знаем сейчас, пришел в 2000-х годах. В первое время для россиян понятия тимбилдинг ассоциировалось с "Веревочным курсом". Сейчас существует множество вариантов как спортивных, так и интеллектуальных разновидностей тимбилдинга.

Тимбилдинг - это спектр разнообразных командных упражнений и заданий, каждое из которых может быть успешно выполнено только командой. Каждое из заданий требует определенного вида командного взаимодействия — интеллектуального, физического, психологического, или разнообразного их сочетания.

Каждое командное упражнение предназначено для отработки одного или нескольких элементов командного взаимодействия — например, ролевого распределения, ситуационного лидерства, развития доверия, раскрытия незнакомых и новых качеств в участниках, творческого мышления и командной эффективности.

Тимбилдинг дает эффект больше, чем хорошее настроение и выплеск эмоций. Он заключается в успешном построении команды, укреплении внутренних связей, улучшении климата.

Можно выделить несколько целей, которые преследует командообразование:

Цель первая: Повышение мотивации участников команды.

Безусловно, тимбилдинг является проявлением заботы о коллективе. Совместное решение командной задачи доказывает незаменимость и значимость каждого. А значит, есть желание отдачи: работать усердно, уважать коллектив, развиваться.

Цель вторая: Возможность реализации личностного и командного потенциала участников.

Далеко не всегда ученик, находясь в привычных условиях, может проявить свой потенциал, свои трудовые способности в полной мере. Не всегда есть просто физическая возможность верно оценить товарища по классу. В условиях, освобожденных от привычной рабочей атмосферы личность раскрывается более полно, есть возможность рассмотреть, что называется, с другой стороны.

Цель третья: Приверженность общим ценностям.

Что ценно в вашем классе? На тимбилдинге возможно до каждого донести то, что особенно важно: наградить самых творческих, самых ловких, сообразительных.

Цель четвертая: Приобретение и укрепление навыков принимать эффективные решения в сложной и быстроменяющейся обстановке.

Сложная и быстроменяющаяся обстановка - наверное, наилучшая характеристика современной жизни.  Когда каждый понимает, что это своего рода «игра», есть возможность попробовать решить задачу разными способами, выбрать лучший, вместе посмеяться над ошибками. Таким образом, происходит безболезненная адаптация: попробовал, не получилось, не отчаялся, попробовал снова, и вот успех. А значит, вера в собственные силы, «широта взгляда» на проблему.

Цель пятая: Эмоциональное и эстетическое удовольствие от результатов совместной деятельности.

Радость от результатов совместной деятельности во время тренинга командообразования - тимбилдинга - компенсирует недостаток положительных эмоций от совместного труда, позволяет увидеть те преимущества, которых раньше не удавалось заметить, и использовать новые знания в процессе учебы.

Цель шестая: Укрепление доверия к членам команды и к компании в целом.

Часто для решения актуальных задач мало усилий одного человека. В основном мы все работаем «в команде». Нас окружают люди, которые так или иначе участвуют в нашем учебном процессе.

Философия тимбилдинга - это преодоление сложных ситуаций командой, раскрытие внутренних резервов участников команды в нестандартных и сложных условиях.

        Упражнения по тимбилдингу всегда состоят из трех частей:

1. Подготовка

2. Активная часть

3. Анализ (рефлексия)

Рефлексия– это одна из форм самоанализа. Т.е. это вопросы, которые обсуждает команда после игры: что удалось, почему, как сделать результат лучше. Это помогает детям оценить собственные шаблоны поведения, эмоционально реагировать на окружающих, думать и оценивать собственные поступки глазами других людей, делая из этого адекватные выводы и получая ценный жизненный опыт.

Во время рефлексии мы обсуждаем опыт участников, относящийся к поставленной игрой проблеме. Рефлексия играет не меньшую роль, чем сама игра. Она нужна для извлечения смысла из полученного всеми участниками опыта. Во время рефлексии говорит не учитель, а участники игры, что помогает им мыслить самостоятельнее и глубже, понять, что такое точка зрения, понять другого - в отличие от пассивного восприятия материала, данного учителем. Рефлексия нужна для того, чтобы участник осознал, какой опыт он вынес из игры, а опыт разных участников был соотнесен друг с другом. Процесс обучения строится на равноправии, демократическом взаимодействии в познании, что стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку, как к личности: отчужденность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.

Рефлексивные умения можно свести в таблицу:

Структура деятельности

Рефлексивные умения

Цель деятельности

Оценить требования к идеалу; оценить поставленную цель на основе диагноза – анализа – прогноза; корректировать цель в соответствии с ценностными требованиями к деятельности

Способы деятельности

Оценить логические пути деятельности; оценить логические возможности деятельности; проявить готовность к пересмотру своих действий

Результат деятельности

Оценить эффективность своей деятельности; прогнозировать конечный результат своей деятельности; оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; принять ответственность за свою деятельность

Вопросы к рефлексии:

№ п/п

Вопросы

1

Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решений? Кто ничего не делал?

2

Кто координировал деятельность класса, а кто вносил беспорядок?

3

Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало?

4

Что помогало или мешало эффективной деятельности класса?

5

Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?

6

Что вы должны сохранить в классе, чтоб быть командой?

7

Что вы должны изменить в команде, чтобы быть командой?

8

Какие у Вас были чувства по поводу этого задания? Какие моменты Вам понравились, а какие не понравились? Получили ли Вы удовольствие, выполняя это задание?

9

Что было особенно важным или приятным для Вас в процессе выполнения задания или в его результате?

10

Что не понравилось в процессе выполнения задания или расстроило Вас?

11

Какими были ваши цели в процессе выполнения данного задания? Поменялись ли Ваши цели в процессе?

12

Что Вы узнали о самом себе в процессе выполнения задания? Благодаря чему Вы можете научиться чему-то новом?

13

Вы выполняли Вашу работу также, как и окружающие люди выполняли ее?

В чем были отличия?

14

В чем вы были похожи на других детей в организации этой игры?

15

Если бы вы были тренером, как бы вы прокомментировали выполнение данного задания?

16

Какую оценку вы бы поставили сами себе? Почему?

17

Когда одноклассники видят, как ты выполняешь задание, что они думают о тебе как о человеке?

18

Какую главную цель вы себе поставите на следующий раз?

19

Что полезного вы сегодня узнали?

20

Что вас удивило в процессе игры?

21

Что захотелось вам сделать после завершения игры?

        Необходимо также отметить, что «эффект тимбилдинга» достаточно короткий. Один и тот же коллектив возвращается к тем же проблемам, над которыми уже работал.  Поэтому самым эффективным будет вводить регулярно в спортивную тренировку игры с командообразующей направленностью.

Игровой комплекс по тимбилдингу, разработанный мной и используемый на тренировках в спортивных секциях

Игровая ситуация

«Вертикальная паутина»

Содержание

Между столбами натянута вертикальная паутина, которая отделяет пункт А от пункта Б. Участники находятся в пункте А. в спортивном зале конструкцию необходимо продумать: одна сторона паутины крепиться к шведской стенке, вторая к опоре.

Задание

Пробраться из пункта А в пункт Б сквозь ячейки паутины

Правила для участников

1. Сквозь каждую ячейку паутины может проникнуть только один участник.

2. Запрещается касаться нитей паутины любыми частями тела, одеждой, волосами и пр.

3. Запрещается привставать и становиться на плечи и головы друг друга.

4. Упражнение выполняется в полном молчании.

5. Критериями для остановки упражнения служит: небезопасный способ выполнения, нарушение правил, сильная физическая усталость участников.

6. В случае нарушения правил - возвращается вся команда

Среднее время проведения

От 15 минут до 1 академического часа

Моделирование игровой ситуации

Для того, чтобы детям было интереснее, к игре придумывается легенда. На Землю упал метеорит и принес с собой микробы иных планет мир начал менятся мутировать Вы остались последний генофонд человечества в природе появились мутанты, от которых надо спастись

1.      В тёмном лесу огромный паук свил ядовитую паутину, чтобы ловить в неё зазевавшихся путников. Касание к её нитям – смертельно.

2.      Перед Вами – беспорядочно натянутые линии электропередач, находящиеся под высоким напряжением.…

Материалы

Тонкая веревка диаметром 1-2 мм для того что бы обозначить контуры паутины и привязать ее к деревьям. Внутри контура паутины используется разноцветная резинка. Паутина вяжется один раз  и потом легко снимается и навешивается при каждом новом курсе

Методика

Команда приходит на упражнение (шумно, толпой). Тренер рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и класс приступает к работе. Они могут сразу начать выполнять задание. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению.

После выполнения (не важно -  выиграли или не выиграли), тренер проводит курс рефлексии, помогает участникам проанализировать полученный опыт.

Участники получили новую информацию, или структурировали уже известную, соотнесли с озвученными уроками/переживаниями. Далее проверка новых знаний в деле. Мы переходим к следующему упражнению, и цикл начинается сначала

Рефлексия

1. Какую задачу ставили перед собой?

2. Что нужно сделать, чтобы достигнуть цели?

3. Что произошло вовремя игры?

4. Что было самым сложным/важным во время выполнения задания?

5. Что помогло выполнить задание?

6. В чем была сложность договориться?

7. Какие были чувства в тот или иной момент игры?

8. Чтобы ты изменил, если бы проходил снова?

9. Какой опыт вынесли, чему научились?

10. Где и как можно использовать полученный опыт в жизни?

11. Какие новые качества ты открыл в товарище во время игры?

12.  Что ты открыл в себе?

13. Было ли тебе комфортно в игре?

Игровая ситуация

«Бревно»

Содержание

На спортивном стадионе или в спортивном зале лежит «бревно»

Задание

Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

Лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек

Правила для участников

1.  Участникам, стоящим в ряду запрещается придерживать движущегося игрока

2. Упражнение выполняется в полном молчании.

3. Критериями для остановки упражнения служит: небезопасный способ выполнения, нарушение правил, сильная физическая усталость участников.

4. В случае нарушения правил – участник возвращается в начало

Среднее время проведения

От 20 мин до 40 мин

Моделирование игровой ситуации

Зайдя на бревно, упавшее через пропасть твари успели выплюнуть ядовитые шипы, пролезающие тело.  Не успел вступить на бревно безумный учёный у него есть антидот. Уколов последнего участника ему надо перейти на другой край бревна не скинув игроков в пропасть.

Материалы

Гимнастическое бревно

Методика

Учитель рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и класс приступает к работе. Они могут сразу начать выполнять задание. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению.

После выполнения (не важно -  выиграли или не выиграли), учитель проводит курс рефлексии, помогает участникам проанализировать полученный опыт

Рефлексия

1. Какую цель преследовал каждый?

2. Что нужно сделать, чтобы достигнуть цели?

3. Почему трудно достичь цели с первого раза?

4. Что мешало понять друг друга?

5. Что помогло выполнить задание?

6. В чем была сложность договориться?

7. Какие были чувства в тот или иной момент игры?

8. Чтобы ты изменил, если бы проходил снова?

9. Какой опыт вынесли, чему научились?

10. Где и как можно использовать полученный опыт в жизни?

11. Какие новые качества ты открыл в товарище во время игры?

Игровая ситуация

«Встань, не разорви!»

Содержание

Собраться всем вместе в круг или в линию

Задание

Сесть на землю, не отпуская руки друг друга. Затем нужно точно так же встать. Команда делиться сначала на пары, потом на четверки, потом на восьмерки. В финале задание выполняется общей командой

Правила для участников

1. Участникам запрещается разъединять руки

2.Упражнение выполняется в полном молчании.

3. Критериями для остановки упражнения служит: небезопасный способ выполнения, нарушение правил, сильная физическая усталость участников.

4. В случае нарушения правил – участник возвращается в начало

Среднее время проведения

От 15 мин до 30 мин

Моделирование игровой ситуации

Вы захватили космический корабль. Чтобы начать полет, необходимо сесть в командном отсеке специальным образом –ноги вытянуты, руки прочно переплетены. Токи в корабле идут по биопроводам ваших рук. Разрывать сцепленные руки нельзя. Корабль отрывается от Земли в момент, когда все участники поднялись на ноги – плавно и одновременно. Посадить корабль можно таким же образом – всем вместе сесть на пол.

Материалы

Свободная площадка в  спортивном зале

Методика

Учитель рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и класс приступает к работе. Они могут сразу начать выполнять задание. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению.

После выполнения (не важно -  выиграли или не выиграли), учитель проводит курс рефлексии, помогает участникам проанализировать полученный опыт

Рефлексия

1. Почему проще выполнить задание с меньшим количеством участников?

2. С кем проще договориться, почему?

3. Что произошло вовремя игры?

4. Что было самым сложным/важным во время выполнения задания?

5. Что помогло выполнить задание?

6. В чем была сложность договориться?

7. Какие были чувства в тот или иной момент игры?

8. Чтобы ты изменил, если бы проходил снова?

9. Какой опыт вынесли, чему научились?

10. Где и как можно использовать полученный опыт в жизни?

11. Какие новые качества ты открыл в товарище во время игры?

12.  Что ты открыл в себе?

13. Было ли тебе комфортно в игре?

Игровая ситуация

«Подними, не пролей»

Содержание

Игра проводится в спортивном зале. В центре находится таз, наполненный водой до краев. Можно вокруг таза уложить по кругу маты.

Задание

Лечь на спину вокруг таза с водой. Упереться ногами в края таза. Поднять таз с водой, не пролив ни капли.

Правила для участников

1. Во время игры нельзя разговаривать.

2. Все обсуждения по технике подъема должны обсуждаться, когда участники не начали игру или прервались на перерыв.

3. Не рекомендуется отпускать ноги и убегать, если вода начинает переливаться через край в вашу сторону.

4. любые выкрики во время выполнения задания требуют остановки игры и подъем начинается сначала.

Среднее время проведения

От 20 минут до 45 мин

Моделирование игровой ситуации

Вы захватили корабль космических пришельцев. У вас есть емкость с топливом. Необходимо залить топливо в баки по инструкции, которую вы нашли на корабле. В соответствии с ней, бак с топливом необходимо поднять задними щупальцами до высоты необходимой по техническому описанию. Топливо агрессивно к биологическим тканям. Проливать его на себя нельзя.

Методика

Учитель рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и класс приступает к работе. Они могут сразу начать выполнять задание. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению.

После выполнения (не важно -  выиграли или не выиграли), учитель проводит курс рефлексии, помогает участникам проанализировать полученный опыт

Рефлексия

1. Почему проще выполнить задание с меньшим количеством участников?

2. С кем проще договориться, почему?

3. Что произошло вовремя игры?

4. Что было самым сложным/важным во время выполнения задания?

5. Что помогло выполнить задание?

6. В чем была сложность договориться?

7. Какие были чувства в тот или иной момент игры?

8. Чтобы ты изменил, если бы проходил снова?

9. Какой опыт вынесли, чему научились?

10. Где и как можно использовать полученный опыт в жизни?

11. Какие новые качества ты открыл в товарище во время игры?

12.  Что ты открыл в себе?

13. Было ли тебе комфортно в игре?

Игровая ситуация

«Лыжи»

Содержание

Игра проводится в спортивном зале

Задание

Необходимо всем участникам команды встать на лыжи и взять в руки веревки для поднимания лыж.   Игроки должны добраться из пункта А в пункт В. Можно играть на время.

Правила для участников

1.  Во время движения нельзя разговаривать.

2.  При падении участника или при касании ногой земли игра останавливается, игроки обсуждают ошибки и движение начинается заново

3. Нельзя опираться на впереди идущего и помогать соседу держать равновесие.

4. Разговоры допускаются только стоя на земле, на лыжах должна сохраняться полная тишина

Среднее время проведения

От 15 минут до 1 академического часа

Моделирование ситуации

Для того, чтобы детям было интереснее, к игре придумывается легенда.

Например, на Землю упал Челябинский метеорит и принес на себе микробы иных планет.  Мир начал меняться мутировать. Вы остались последними представителями человечества. В природе появились мутанты, от которых надо спастись.

Материалы

Специальная пара лыж, на которую могут встать сразу много участников. Лыжи снабжены веревками, за которые держаться участники.

Методика

Учитель рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и класс приступает к работе. Они могут сразу начать выполнять задание. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению. Когда участник косается ногой пола, игра останавливается для обсуждения.

После выполнения (не важно -  выиграли или не выиграли), учитель проводит курс рефлексии, помогает участникам проанализировать полученный опыт

Рефлексия

1. Почему проще выполнить задание с меньшим количеством участников?

2. С кем проще договориться, почему?

3. Что произошло вовремя игры?

4. Что было самым сложным/важным во время выполнения задания?

5. Что помогло выполнить задание?

6. В чем была сложность договориться?

7. Какие были чувства в тот или иной момент игры?

8. Чтобы ты изменил, если бы проходил снова?

9. Какой опыт вынесли, чему научились?

10. Где и как можно использовать полученный опыт в жизни?

11. Какие новые качества ты открыл в товарище во время игры?

12.  Что ты открыл в себе?

13. Было ли тебе комфортно в игре?

Игровая ситуация

«Лабиринт»

Содержание

В спортивном зале учащиеся встают в круг. В середине круга находится конструкция «лабиринт»

Задание

Необходимо каждому участнику взяться за конец веревки и всем вместе приподнять лабиринт над землей. Наклоняя лабиринт в разные стороны необходимо провести мяч из пункта А в пункт В

Правила для участников

1. Во время игры запрещается разговаривать

2. Запрещается держать веревку двумя руками. Левая рука должна быть убрана за спину.

3. При вылетании мяча с поля лабиринта, игра начинается сначала  

Среднее время проведения

От 15 минут до 1 академического часа

Моделирование игровой ситуации

Перед вами нано-карта города. Вам предстоит выбрать свой безопасный маршрут и понять, что может случиться на пути. В руках у вас колобок. Карта начинает работать, когда каждый участник подключит себя к «сити-гиду» через оптическое волокно (веревки по краям). Когда карта поднимется от земли на карте появится колобок (мяч). Провести колобка по городу нужно безопасным путем, не дать ему исчезнуть в черной дыре, застрять в топком болоте или погибнуть от голода в тупике лабиринта.

Материалы

Свободная площадка в спортивном зале

Методика

Учитель рассказывает условия, дает задание и вводит правила, и команда приступает к работе. Они могут сразу начать выполнять задание. Могут сначала обсудить, выработать план действий, попробовать и только потом приступить к выполнению.

После выполнения (не важно -  выиграли или не выиграли), учитель проводит курс рефлексии, помогает участникам проанализировать полученный опыт

Рефлексия

1. Почему проще выполнить задание с меньшим количеством участников?

2. С кем проще договориться, почему?

3. Что произошло вовремя игры?

4. Что было самым сложным/важным во время выполнения задания?

5. Что помогло выполнить задание?

6. В чем была сложность договориться?

7. Какие были чувства в тот или иной момент игры?

8. Чтобы ты изменил, если бы проходил снова?

9. Какой опыт вынесли, чему научились?

10. Где и как можно использовать полученный опыт в жизни?

11. Какие новые качества ты открыл в товарище во время игры?

12.  Что ты открыл в себе?

13. Было ли тебе комфортно в игре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования "Использование "звёздочки обдумывания" в проектной деятельности"

Мастер-класс проводился для педагогов нашего Центра детского творчества "Юность" с целью повысить мотивацию  педагогов к овладению   проектной деятельностью.  Педагоги познакомились с и...

ПРОГРАММА работы педагога дополнительного образования Третьякова В. Г. кружка “ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ” (спортивно-техническая направленность)

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей и направлена на воспитание па...

Учебная программа по дополнительному образованию "В мире движений" по подвижным и спортивным играм для учащихся 5-х классов

 Спортивные и подвижные игры, имеют важное значение в решении образовательных и воспитательных задач физического воспитания школьников. Они способствуют развитию быстроты, ловкости, ...

Семинар для педагогов дополнительного образования "Использование игровых технологий в учреждении дополнительного образования"

«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает че...

Методические рекомендации, составленные из опыта в целях повышения качества дополнительного образования "Использование игровых технологий на занятиях обучения стрельбе в полиатлоне , на этапе начальной подготовки."

В данной методике даются рекомендации по обучению приёмам стрельбы из пневматического оружия, в их основу положен обобщённый опыт проведения занятий по огневой подготовке в образовательных учреждениях...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...

«Качество образования: система работы, методика, опыт» Внеурочная деятельность спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ»

Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необхо...