УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ
материал по физкультуре

Мосалова Анастасия Владимировна

Целью данной работы является изучение воздействия утренней гигиенической гимнастики на человека. При написании работы ставились следующие   задачи: раскрыть значение утренней гимнастики для учащихся; рассмотреть структуру   и содержание утренней гимнастики, проанализировать методику проведения утренней гимнастики с детьми в целом. Практическая   значимость работы в том, что данный материал может быть использован  руководителями физического воспитания для занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА – ЗАЛОГ                       ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ

Анастасия Владимировна Кузьма, учитель физической культуры, МОУ «Дашковская СОШ», г.о. Серпухов.

Актуальность

Формирование   человека на всех этапах его эволюционного   развития проходило в неразрывной   связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности. Ребенок еще не родился, а его будущее развитие уже взаимосвязано с   двигательной активностью. Потребность   в движении является характерной особенностью растущего организма. К сожалению, взрослый человек ощущает значительно меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците двигательной активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения. Выполняя   физические упражнения, человек попадает в мир новых ощущений, положительных   эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил. Гимнастические упражнения позволяют гармонично развивать   мускулатуры, целенаправленно формировать красивую фигуру, развивать силу. Я считаю, что регулярное выполнение гимнастических упражнений оказывает глубокое положительное воздействие на организм и формирует правильную осанку.

Целью данной работы является изучение воздействия утренней гигиенической гимнастики на человека. При написании работы ставились следующие   задачи: раскрыть значение утренней гимнастики для учащихся; рассмотреть структуру   и содержание утренней гимнастики, проанализировать методику проведения утренней гимнастики с детьми в целом. Практическая   значимость работы в том, что данный материал может быть использован  руководителями физического воспитания для занятий.

     Цели и задачи утренней гигиенической гимнастики

Медицинскими специалистами установлено, что систематические занятия утренней гигиенической гимнастикой (УГГ), соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального уровня деятельности и работоспособности организма. Степень изменения деятельности внутренних органов зависит от характера работы; чем сложнее и интенсивнее мышечное движение, тем больше выражены изменения внутренних органов.  Регулярные занятия гимнастикой, особенно в сочетании с дыхательными упражнениями, повышают подвижность грудной клетки и диафрагмы. У занимающихся дыхание становится более редким и глубоким, а дыхательная мускулатура - более крепкой и выносливой. При глубоком и ритмичном дыхании происходит расширение кровеносных сосудов сердца, в результате чего улучшается питание и снабжение кислородом сердечной мышцы.  Систематические занятия физкультурой особенно необходимы девушкам. Они не только защитят от социальных перегрузок, что сегодня чрезвычайно актуально, и помогут справиться с гиподинамией, но и позволят приблизиться к эталону красоты – стать грациозной и здоровой. А «здоровому все здорово» - с народной мудростью не поспоришь. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему человека после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом. Под влиянием регулярных занятий гигиенических упражнений и общей физкультуры мышцы человека увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость; в мышцах в несколько раз увеличивается число функционирующих капилляров, которые в состоянии покоя находятся в спавшемся положении и через них кровь не проходит. При мышечных сокращениях капилляры открываются, в них начинается усиленное движение крови. В результате этого уменьшается венозный застой, увеличивается общее количество циркулирующей крови и улучшается доставки кислорода к органам и тканям. Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию человеческого организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающий  человеческий организм. Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у человека привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

      Критерии влияющие на подбор средств и методики УГГ

Каждый организм характеризуется комплексом специфических, присущих только ему свойств.  При разработке комплекса утренней гимнастики необходимо учитывать     следующие наиболее важные факторы:

1.Состояние здоровья организма. Состояние здоровья организма в существенной мере должно определять, какие упражнения включать в комплекс утренней гимнастики, с какой интенсивностью и длительностью их выполнять. В некоторых случаях занятия утренней гимнастикой противопоказаны. Однако противопоказания чаще всего носят временный характер. Обычно, наличие и характер того или иного заболевания не указывает на необходимость отказаться от утренней гимнастики, а требует внесения корректив в комплекс используемых средств. Временные противопоказания для выполнения упражнений утренней гимнастики:  Повышение температуры тела;  Острые периоды воспалительных заболеваний;  Внутренние   кровотечения;  Заболевания, сопровождающиеся тяжелым состоянием организма и сильными болями;  Другие противопоказания, определяемые лечащим врачом или врачом лечебной физической культуры. В остальных случаях выполнять   утреннюю гимнастику не только можно, но и полезно. Человеку, недавно перенесшим те или иные виды заболеваний (простудные, инфекционные и др.) следует на некоторое время (от двух недель до двух месяцев зависимости от характера заболевания и его тяжести) воздержаться от использования в зарядке закаливающих процедур. Людям, страдающим сердечными заболеваниями, гипертонической болезнью, некоторыми болезнями крови (тромбофлебитами), болезнями сосудов и др. следует избегать резких движений, наклонов вниз из положения стоя, прыжков, с осторожностью выполнять глубокие приседания. Беговые упражнения лучше заменить различными видами ходьбы и малоинтенсивными танцевальными движениями. В целом, людям, страдающим теми или иными заболеваниям, перед разработкой комплекса утренней гимнастики целесообразно проконсультироваться с лечащим врачом, а также с врачом лечебной физической культуры. В этом случае утренняя гимнастика будет способствовать не только эффективному пробуждению, то и служить хорошим средством лечения.

         2.Общую физическую подготовленность организма. Тренированному человеку показаны большие физические нагрузки, чем нетренированному. Это связано с тем, что одна и та же нагрузка у тренированного организма вызывает меньшие физиологические изменения, чем у нетренированного. Зарядка тренированного человека должна продолжаться более длительно и включать в себя упражнения большей интенсивности, чем зарядка нетренированного человека.  При хорошей переносимости утренних нагрузок тренированному человеку можно использовать в зарядке бег и даже силовые упражнения (подтягивания на перекладине, отжимания, упражнения с отягощениями и другие). При этом однако не следует допускать развития чрезмерного утомления. Даже тренированному человеку не стоит рассматривать зарядку как средство развития выносливости или силы.

 3.Индивидуальные биологические ритмы организма. Для каждого человека можно выделить определенный период времени в сутках, когда его физиологические системы обеспечивают наибольшую умственную и физическую работоспособность. В зависимости от того, на какое время   суток приходится наибольшая активность физиологических систем организма, людей можно условно разделить на три типа:  Люди утреннего типа - «жаворонки»;  Люди дневного типа - «голуби»;  Люди вечернего типа - «совы».    Людей, у которых пик активности физиологических функций приходится на утренние часы, называют «жаворонками». «Жаворонки» легко и рано просыпаются, хорошо чувствуют себя по утрам, в утренние часы у них регистрируется наилучшая для их организма физическая и умственная работоспособность. В вечернее же время такие люди чувствуют себя вялыми, уставшими, у них появляется сонливость, желание поспать. Умственная и физическая работоспособность заметно понижены.  Из   сказанного следует, что утренняя зарядка «жаворонков» может быть более длительной и интенсивной, чем у «голубей» и особенно «сов». Им показаны занятия на открытом воздухе, с применением закаливающих процедур (холодных или контрастных обливаний и других). В зарядку «жаворонков» может быть включен бег трусцой и даже силовые упражнения.

Утренняя зарядка «сов» должна быть менее интенсивной и длительной, чем у «жаворонков». Нецелесообразно использовать в зарядке более или менее длительный бег, прыжки, силовые упражнения

 Соответственно, физическая нагрузка во время зарядки «голубей» должна быть несколько меньше, чем у «жаворонков», но больше, чем у «сов».

Есть еще и гигиенические требования к организации УГГ.

Требования к одежде: для занятий утренней гимнастикой предпочтительнее одежда из натуральных материалов (например, из хлопковых тканей). Натуральные материалы не затрудняют процессы испарения пота с поверхности кожи, и одновременно обеспечивают задержку тепла, выделяемого организмом, способствуя его согреванию после сна. Кроме того, одежда для занятий должна быть свободной, удобной, легкой, не стесняющей движения.  

Требования к помещению: помещение для занятий должно быть относительно просторным, хорошо проветренным, чистым, с хорошим освещением. В зарядку можно проводить на улице. В этом случае организм испытывает на себе действие естественных природных факторов - солнца, воздуха оказывающих закаливающий эффект.  

Требования к музыкальному сопровождению: упражнения утренней гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку. Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной системе. Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться.

           Составление комплексов УГГ 

Составление комплекса УГГ включает ряд последовательных этапов. Прежде всего определяют его общую продолжительность согласно физической подготовленности и двигательных возможностей учащихся. Наиболее оптимальной является длительность 10-15 мин. Далее определяется содержание и последовательность выполнения упражнений:

1. В начале выполнения упражнений - легкая ходьба, бег трусцой в течение 2-3 мин, упражнения на "потягивание" с глубоким дыханием. При этом важно следить за осанкой. После выполнения предыдущих упражнений усиливается дыхание, согревается тело, активизируется деятельность кардиореспираторной системы, повышается общий обмен веществ и создаются условия к выполнению следующих упражнений.

 2. Следующий этап состоит в выполнении упражнений для мышц шеи, плечевого пояса и рук. Это влияет на укрепление мышц верхних конечностей и плечевого пояса, улучшения подвижности суставов.

3. Далее нужно выполнять упражнения для мышц туловища и ног. Это приводит к увеличению эластичности и подвижности позвоночника, укрепление мышц туловища, улучшение условий для деятельности внутренних органов, а также укрепление мышц и увеличение подвижности нижних конечностей. К упражнениям 2 и 3 пунктов добавляются силовые упражнения без отягощения или с небольшими отягощениями для мышц рук, туловища и ног (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения с легкими гантелями, с эспандер, резиновыми амортизаторами.

 4. Четвертая серия упражнений выполняется на развитие гибкости из положений стоя, сидя и лежа. Они способствуют увеличению эластичности, гибкости и ловкости.

5. Легкие прыжки или подпрыгивания, маховые движения, выполняются в среднем или быстром темпе с равномерным дыханием, усиливают общий обмен веществ, укрепляют мышцы и суставы ног, улучшают кровообращение. Продолжительность этих упражнений 20-30 с.

6. В заключительной части комплекса применяют упражнения, направленные на расслабление мышц, успокоение дыхания, что в свою очередь, приводит к успокоению организма, достижения психического и физического равновесия.

              Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики 

 1.Ходьба на месте или с передвижением с размашистыми движениями рук, сжимая и разжимая пальцы. Длительность 1 минута  Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Отводить локти назад, делая вдох, и расслабляться на выдохе.  Стоя, ноги вместе, руки опущены. С шагом ноги в сторону поднять руки к плечам, затем вернуться в исходное положение. Темп средний.  Стоя, ноги на ширине плеч, одна рука вверх, другая опущена. Выполнять махи руками попеременно.  Стоя, руки опущены. Делая вдох, поднять руки через стороны вверх, на выдохе опустить. Темп средний.  Ходьба на месте, высоко поднимая колени, постепенно ускоряя и замедляя темп.  Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоняться (выдох), доставая руками носки ног. Темп средний.  Стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью. Рывковые движения согнутыми руками на два счета и прямыми на два счета. Темп средний.  Стоя, ноги вместе, руки опущены. Попеременно поднимать руки вверх - вдох, опускать - выдох. Темп медленный.  Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. По 3 боковых наклона туловища, вернуться в исходное положение. Темп средний.  Стоя, ноги на ширине ступни, руки опущены. Выполнять пружинящие полуприседания с маховыми движениями рук вперед - назад. Темп средний.  Спокойная ходьба с расслаблением (встряхиванием рук, ног поочередно) в течение 15 - 20 секунд.  При ходьбе попеременно поднимать руки вверх - вдох, опуская - выдох. Темп медленный.

Самоконтроль для занимающихся гимнастикой

 При выполнении физических упражнений необходим самоконтроль. Нагрузку надо давать с таким расчетом, чтобы количество сердечных сокращений не превышало 110-120 в минуту. После окончания зарядки пульс должен составлять 120 - 150% от исходного уровня. Нагрузку следует повышать постепенно. Величина пульса может несколько колебаться в каждой части зарядки в зависимости от индивидуальных особенностей организма. Кроме того, необходимо помнить, что при выполнении утренних физических упражнений не должно быть чрезмерного потоотделения, сильного покраснения лица, частой одышки. Зарядка должна вызывать умеренные физиологические сдвиги. Таким образом, при серьезном и вдумчивом отношении к организации и проведению утренней физической зарядки можно добиться значительного повышения ее эффективности, а значит, и улучшения физического состояния, самочувствия и повышения работоспособности - одного из главных условий роста профессионального мастерства и летного долголетия. Обязательными условиями, выполнение которых совершенно необходимо для получения эффекта при использовании физических упражнений, являются систематичность и регулярность занятий. Систематичность выражается в подборе отдельных упражнений и их сочетании, а регулярность - в ежедневных занятиях.

  Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей конкретного человека, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня. Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утренней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека. Утренняя физическая зарядка необходима каждому человеку для улучшения и поддержания нормального состояния здоровья. Особенно актуальна она для городских жителей, а также для тех чья работа предполагает длительное нахождение в одном положении, так называемая «сидячая работа».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Воропаев В.В., Пушкин С.А., Хомяк П.А. Краткий курс гимнастики. Учебное пособие. //Издательство: Советский спорт, 2008 – 72с.

2.Менхин Ю.В. Физическое воспитание. Теория, методика, практика.// Издательство: СпортАкадемпресс,2003 – 324с.  

3.Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие //СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - 231 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей: "Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика"

Материал для родителей: «Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика» (рекомендации по выполнению утренней гимнастики) Многие выдающиеся люди считали физические упражнения...

Материал для родителей: "Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика"

Материал для родителей: «Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика» (рекомендации по выполнению утренней гимнастики) Многие выдающиеся люди считали физические упражнения...

Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика

Рекомендации по выполнению утренней гимнастики...

Комплекс утренней гигиенической гимнастики

Общеразвивающие упражнения с рисунками....

Статья "Значение утренней гигиенической гимнастики".

Значение утренней гигиенической гимнастики.И.П. Павлов рассматривает сон как процесс разлитого внутреннего торможения, протекающего с понижением возбудимости центральной нервной системы.Под дейст...

Гимнастика до учебных занятий и утренняя гигиеническая гимнастика

Гимнастика до учебных занятий и утренняя гигиеническая гимнастикаГимнастика до учебных занятий представляет собой ежедневное выполнение перед первым уроком под музыку в течение 6-8 минут комплекса из ...

Гимнастика до учебных занятий и утренняя гигиеническая гимнастика

Гимнастика до учебных занятий и утренняя гигиеническая гимнастика...