Малые школы: плюсы и недостатки для занятий физической культурой и спортом
статья по физкультуре

Левина Татьяна Юрьевна

Малыми школами считаются учебные заведения до 600 человек. Малые школы - это, в основном, обычные общеобразовательные организации, не направленные на углублённое изучение предмета. Это не лицеи и не гимназии. Это школы. Чем отличаются они от школ с большим количеством обучающихся? По масштабу они меньше, в них работает небольшое количество сотрудников, в отличие от школ больших. В школах с большим количеством занимающихся присутствуют от трёх и более параллелей. В каждом классе обучаются не менее 30 человек. Хорошо ли работать в малой школе? Это как-то будет отражаться на занятиях физической культурой? Моя статья предназначена для общего развития. Возможно, прочитав её, организаторы районных соревнований предпримут изменения в положениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Малые школы: плюсы и недостатки для занятий физической культурой и спортом

Левина Татьяна Юрьевна, ГБОУ СОШ №608 имени Героя Советского Союза Зины Портновой, учитель физической культуры

Малыми школами считаются учебные заведения до 600 человек. Малые школы - это, в основном, обычные общеобразовательные организации, не направленные на углублённое изучение предмета. Это не лицеи и не гимназии. Это школы. Чем отличаются они от школ с большим количеством обучающихся? По масштабу они меньше, в них работает небольшое количество сотрудников, в отличие от школ больших. В школах с большим количеством занимающихся присутствуют от трёх и более параллелей. В каждом классе обучаются не менее 30 человек. Хорошо ли работать в малой школе? Это как-то будет отражаться на занятиях физической культурой? Моя статья предназначена для общего развития. Возможно, прочитав её, организаторы районных соревнований предпримут изменения в положениях.

Я работаю в общеобразовательной организации с количеством обучающихся до 400 человек. У нас работает чуть меньше 50 преподавателей. Долгое время было по одной, по две параллели. 10-ый и 11-ый классы - всегда по одной параллели. С тех пор, как появились коррекционные классы, у нас по три параллели в начальной школе. Уроки физической культуры мы проводим в спортивном зале, на спортивной площадке, в актовом зале или в классе. Бывает, что в зале проводит урок один учитель, а бывает и три. В спортивном зале мы занимаемся круглый год. На улицу выходим, когда по программе идёт лёгкая атлетика - сентябрь, иногда октябрь, май, иногда апрель. В актовом зале не побегать и не поиграть в спортивные игры. Там можно проводить общеразвивающие упражнения, общефизическую подготовку, разучивание элементов по гимнастике. Для нашей школы является проблемным проведение уроков в одном зале несколькими учителями. Что же тогда творится в школах больших?

Начнём с плюсов больших школ. Как это отражается на занимающихся физкультурой? Хочу выделить одну самую важную вещь - это отбор детей на соревнования. Здесь обучается большое количество учеников. Среди них есть кого можно отобрать. Есть выбор. Есть разница, выбирать из 30 или из 150 человек? Приведём пример. Предстоят соревнования «Весёлые старты». Выступают ученики 3-4-х классов. В маленькой школе один - первый класс, один - второй. Это, к примеру, 40 человек. В больших школах может быть по 5 параллелей. Значит это 150 человек. Наверняка, из 150 человек можно больше найти спортивных и подвижных детей. Ещё мы не учитываем состояние здоровья учеников, пропуски занятий по болезни, травмы, семейные обстоятельства. Соревнования «Президентские состязания». Там выступает класс, начиная с 5-го - 8 мальчиков+8 девочек. В больших школах, как мы говорили, в классе обучается от 30 человек. Конечно же мы найдём 2 таких класса, чтобы выставить команду. В малых школах это проблемно. В классе может учиться 20 человек, из которых мальчиков может быть в 2 раза больше. По положению о Спартакиаде требуется выставить от школы 2 команды. Маленькой школе может не получиться это сделать. Ещё в прошлом году школы района делили на две группы - маленькие и большие школы. В общекомандном зачёте и некоторых дисциплинах группы судились отдельно. У маленькой школы были шансы на победу. С 2018 года в нашем районе все школы стали судиться вместе. Ещё хочу в пример привести одну дисциплину - плавание. Плавание входит в обязательные соревнования «Президентских спортивных игр» и в Фестиваль ГТО. Во многих школах района отсутствуют бассейны. Учителя не знают, как плавают их подопечные. Естественно, из большого числа детей легче найти пловцов. У маленькой школы в этих дисциплинах может быть незачёт.

Плюс малых школ состоит в том, что на урок физической культуры приходит не 30 человек, а чуть меньше. В спортивный зал не всегда приходит заниматься 3 класса. Чем меньше детей в классе, тем проще преподавателю физической культуры следить за учениками и обучать двигательным действиям. Но нужно ещё учитывать, что, если их совсем мало, например, коррекционный класс, около 10 человек, не интересно играть в какие-то игры, требуется большее количество детей. Для учителей физической культуры всегда присутствует проблема проведения нескольких уроков одновременно, имеется в виду, что несколько учителей проводят уроки в одном зале. Завуч школы составляет расписание. От него многое зависит. Проще, когда в одном зале находятся дети примерно одного возраста. Тогда можно объединить классы и проводить уроки вместе. Нужно продумать, как вы будете проводить разминку, чтобы не было хаоса. Дети могут бегать в одном направлении друг за другом. Ученики классов могут образовывать 2 круга, бежать двумя кругами - внутренний и внешний. В этом случае можно производить движения в разные стороны. Перестроив классы, провести общеразвивающие упражнения. Смотрим на тему урока. В зависимости от цели и задач урока, возможно обучение детей совместно, например, прохождение испытания «челночный бег» - наперегонки по классам, проведение спортивной игры. Если уроки проводятся в классах с большой разницей в возрасте, то один учитель занимается на одной половине зала, другой - на другой. Если 3 учителя в одном зале, двое могут объединиться. Проще, когда за окном весна или осень. Дети могут заниматься физкультурой на улице. Спортивная площадка больше спортивного зала. На улице можно провести спортивную игру между классами. Зимой в некоторых школах преподаётся лыжная подготовка. Не надо ютиться в зале. В некоторых школах есть 2 спортивных зала. Можно уйти одному из педагогов в другой зал. Есть актовый зал. Например, вы можете там проводить общеразвивающие упражнения, общефизическую подготовку, занятия по разделу «Гимнастика». Никто не исключал теоретическую подготовку. Физическая культура - это не только движения. Учитель в праве провести урок в классе. Можно показать видеоматериал, что вызовет интерес у учеников. Это может быть урок ознакомления: показ элемента, комбинации, знакомство с видом спорта. На таких уроках вы можете сообщать ученикам о допущенных ошибках, неправильной технике выполнения, о нарушении правил. Вы можете подготовить тестовую работу, или это будет урок на проверку знаний в виде опроса. Также на нём можно проверить домашнее задание - сообщение, реферат. После уроков проводится внеурочная деятельность. Она приходится на 6-ой, 7-ой или 8-ой уроки. Зал, в основном, бывает занят проведением урока. Нужно продумать где и что ты будешь проводить на этом занятии. Есть вариант провести внеурочную деятельность на тему «настольного тенниса». И зал не нужен.

В школах должны быть люди, отвечающие за несколько мероприятий - это ГТО, методическая работа, Зарница. Мы знаем, что в большинстве школ работает от двух преподавателей физкультуры и более. Каждый учитель отвечает за работу, назначенную директором. Не имеет значения, какое количество учителей работает в школе, какая школа - большая или маленькая, по одному преподавателю назначаются ответственные люди. Все учителя работают по этим направлениям, но ответственный человек должен подсказывать, что делать, доводить до всех нужную информацию, выполнять отчёты, посещать совещания.

Подведём итоги. В малых школах хорошо проводить уроки от того, если класс маленький, около 20 обучающихся. Есть возможность проводить уроки одному учителю в зале. Минус состоит в том, что сложнее отобрать детей на районные соревнования. Количество обучающихся маленькое, меньше возможности для выбора.

Хочется добавить, что хорошему учителю всё нипочём!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...

Повышение мотивации школьников к активным занятиям физической культурой и спортом как результат реализации этнокультурного компонента программы физического воспитания учащихся V-ХI классов

С 1999 года на базе МОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа им. Х.М. Николаева» реализуется Программа физического воспитания с этнокультурным компонентом для учащихся V-ХI классов МОУ «Олене...

Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта

Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...

Подвижные игры на занятиях физической культурой и спортом в школе. Методические материалы.

В методических материалах приведены подвижные игры народов бывшего Союза Советских Социалистических Республик, которые могут быть использованы в школе на занятиях физической культурой и дополнительног...

Создание места для занятия физической культурой и спортом «Спорт для всех! Спорт для каждого!"

Актуальность реализации данного проекта связана с тем, что в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020 года», в соответствии с ФЗ от 04.12.2007...

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» - одно из решений задачи по привлечению обучающихся к активным занятиям физической культурой и спортом в общеобразовательной школе.

На сегодняшний день проблема в области физического воспитания остается масштабной. По статистике, достаточно большой процент школьников имеют проблемы со здоровьем, у многих из них стало нормой не ход...