Какие социальные условия влияли на развитие двигательной активности во времена СССР?
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Бадалов Вагиф Энверович

Движение – это естественная потребность организма человека, такая же, как потребность в пище и воде. Оно образовывает человеческий организм, его функции, стимулирует обмен веществ в организме, улучшает деятельность сердечнососудистой системы, а также функции органов, которые играют большую роль в приспособлении человека к условиям окружающей среды. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какие социальные условия влияли на развитие двигательной активности во времена СССР?

Движение – это естественная потребность организма человека, такая же, как потребность в пище и воде. Оно образовывает человеческий организм, его функции, стимулирует обмен веществ в организме, улучшает деятельность сердечнососудистой системы, а также функции органов, которые играют большую роль в приспособлении человека к условиям окружающей среды.  

На двигательную активность влияет количество свободного времени, мотивация, доступность мест и сооружений для осуществления физических нагрузок. Огромное влияние на становление и развитие двигательной функции человека оказывают факторы социального происхождения. Например, такие как социальные условия жизни, климатические условия, возраст, техническое обеспечение, объемы движения и т.п. А отличалось ли влияние этих факторов в 90-е года от настоящего времени?

Социальные условия — условия существования человека  в обществе, не только во время трудовой деятельности, но и в процессе проведения досуга.

В советское время считалось, что массовый спорт является залогом здоровья и одной из форм отдыха людей того времени, поэтому в его развитие вкладывались огромные ресурсы. Все спортивные клубы и школы вовлекались в идеологическую работу, направленную на развитие патриотизма.

В связи с перестройкой, начиная с 1990-х гг., в стране господствовал политический и социальный хаос: рухнули те законы, которыми руководствовалась вся социалистическая система, в стране нарастал системный кризис, затронувший и спорт.

Экономический кризис конца 80-х – 90-х годов привел к упадку массового спорта, на протяжении ряда лет недостаток финансирования остро ощущался и в профессиональном спорте. Особенно пострадали те виды спорта, которые требовали дорогостоящего оборудования (например, водные виды спорта). Сократились возможности для занятия и такими популярными видами спорта, как футбол и хоккей. На содержание стадионов и дворцов спорта также не хватало ресурсов. Тренеры были вынуждены менять работу или уезжать за границу. Спортивные секции и кружки закрывались, а дворцы спорта перепрофилировались. Двигательная активность населения уверенно скатывалась к минимуму.

К концу 90-х годов индустрия досуга стала оказывать положительное влияние на российский спорт. Практически разрушенные подвальные клубы превратились в  современные фитнес-центры. Формирующийся средний класс стал основой возрождения массового спорта. Посещение фитнес-клубов, занятия различными оздоровительными гимнастиками, йогой постепенно стало не только престижным, но и довольно распространенным занятием. В целом можно сказать, что массовый спорт трансформировался в массовое развлечение, что стало важным отличием от советской эпохи.

Развал системы СССР с одной стороны, раскрепостил развитие двигательной активности, физической культуры и спорта в нашей стране, но с другой, особенно на первом этапе, - поставил серьезнейшие проблемы.

Мы видим влияние социальных условий того времени на развитие физической культуры, а влиял ли техническое состояние страны на это?

Стремление использовать спорт в первую очередь с коммерческими целями становится характерной чертой отечественных СМИ  90-х годов ХХ века. При этом утрачивается социальная сторона деятельности, в первую очередь – привлечение население к физической культуре и массовому спорту. Формируется потребительское отношение к спорту и спортсменам и утрачивается ряд важных социальных ценностей, воспитываемых спортом, как занятием не только в коммерческих целях.

Совершенствование технических средств приводит к тому, что телевидение не ограничено расстоянием. Потребитель сегодня имеет возможность использовать в качестве приемного устройства не только телевизор, но и компьютер, который дает возможность записывать интересующие потребителя программы, причем делать это в автоматическом режиме, тем самым сводит к минимуму живую двигательную активность.

У детей 90-х не было смартфонов, ноутбуков, планшетов, интернета, и прочих технических средств. Родившимся после 2000-ых годов может показаться, что детство того периода — это невероятно скучно и однообразно. Но это далеко не так. У  этого поколения было нечто большее — настоящее «аналоговое» детство с кучей игр, которые объединяли детей со всех соседних дворов и делали их по-настоящему счастливыми! Ребята бегали во дворах и играли: вышибалы, классики, резиночки, казаки-разбойники, фанты, квадрат, прятки, жмурки, море волнуется раз – это неполный перечень дворовых игр. Дети постарше на летнее время уезжали в пионерские лагеря отдыха, с зарницами, спартакиадами и всевозможными походами.

Нередко мы видим на улице скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм детей. Многие ребята перестали выходить играть во двор, отдавая предпочтения малоподвижным видам деятельности, это вызывает тревогу за наших детей. Ведь ребенка малоподвижный образ жизни - это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Именно находясь в движении, ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, получить массу радостных эмоций и переживаний. Утрата массовости физкультурного движения, упадок "дворового спорта", невозможность для многих семей пользоваться платными услугами в сфере физического воспитания детей вызывают необходимость активизации и систематизации процесса обучения играм с элементами спорта в дошкольных учреждениях.

Можно сделать вывод, что двигательная активность в жизнедеятельности человека играет значительную роль, ведь движение это жизнь независимо от временного периода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в обучении баскетболу как средство развития двигательной активности

Цель исследования:Создание педагогических условий для обучения младших школьников элементам игры в баскетбол через подвижные игры. Задачи:  Проанализировать психолого-педагогическую литерату...

Развитие двигательной активности ребенка, как основа для развития речевых функций

 Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участи речи. Она является одним из основ...

Показатели, условия и пути развития творческой активности подростков в процессе организации социально-культурных событий в среде школы

Показатели, условия и пути развития творческой активности подростков в процессе организации социально-культурных событий в среде школы...

Какие социальные условия влияют на развитие двигательной активности в наши дни?

Двигательная активность и спорт являются наиболее важными условиями здоровой жизни. Человек сам творит свое здоровье. С давних времен известно, что правильно организованная двигательная активность явл...

Проект: «Плавание – эффективный способ укрепления здоровья и развития двигательной активности подростков в условиях Севера»

  Здоровье детей - богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точек планеты. Сегодн...

Развитие двигательной активности – важное условие сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Развитие двигательной активности – важное условие сохранения и укрепления здоровья обучающихся....