ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре

Изучение физического воспитания детей школьного возраста на основе развития совместной деятельности различных социальных институтов (семьи, школы, сверстников) в процессе формирования рациональной физической активности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Условия жизнедеятельности детей и молодежи (обучение в школе, проживание в семье, организация досуга) и их воздействие на уровень физической активности предполагает изменение показателей здоровья и культурного развития школьников. Обобщенные показатели, характеризующие уровень физической активности учащихся, полученные в результате массового опроса, являются  следствием целого ряда объективных и субъективных факторов. В первую очередь - это социально-экономические условия, условия обучения в школе и проживания в семье.

Целью настоящего исследования является совершенствование физического воспитания детей школьного возраста на основе развития совместной деятельности различных социальных институтов (семьи, школы, сверстников) в процессе формирования рациональной физической активности. На первом этапе исследования решалась следующая задача - изучить влияние семьи, школы, сверстников на образ жизни, уровень физической активности и отношение к физической культуре детей школьного возраста.  

Решающее значение имеет влияние ближайшего социального окружения на развивающуюся личность ребенка, становление, закрепление и стимулирование физкультурно-спортивных потребностей детей, воспитание интереса к двигательной деятельности в целях укрепления здоровья. Поэтому важно, в какой степени родители и учителя сами осознают социальные функции физической культуры, современные понимания здорового образа жизни.

Положительным моментом является активное отношение родителей к своему здоровью, личный пример в отношении физической активности. В этом плане, трудности социализации возникают в случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей (например: курение, алкоголь). Очевидно, что социальное окружение оказывает значительное влияние на формирование различных видов деятельности. Установлено, что физическая активность родителей, учителей, друзей может влиять как на повышение, так и на снижение уровня физической активности учащихся.

Соотношение частоты занятий физическими упражнениями ближайшего социального кружения с данным показателем у детей школьного возраста позволил выявить особенности этого влияния (табл. 1, 2).

Таблица 1.

Влияние физической активности социального окружения на уровень физической активности школьников (мальчики, %)

Показатели

Частота занятий школьниками

4 и более раз

в неделю  

1-3 раза

в неделю

1 и менее

раз в месяц      

Не занимаются

Отец

Каждую неделю

23,6

18,6          

13,9          

13,3

Редко  

23,8

25,0          

17,9            

17,1

Не занимается

32,9

32,6

40,5

30,5

Не знают, не имеют

13,8

23,8          

27,8          

39,1

Мать

Каждую неделю

11,0

11,4

5,2

5,7

Редко  

21,2

22,2

13,3

15,2

Не занимается

50,5

51,8

63,6

47,6

Не знают, не имеют

17,2

14,6

17,9

31,4

Старший брат

Каждую неделю

19,2

14,0

12,1

14,3

Редко  

8,1

8,3

7,5

6,7

Не занимается

9,8

10,3            

15,0

9,5

Не знают, не имеют

63,0

67,5

65,3

71,5

Старшая сестра

Каждую неделю

8,8

6,4

6,9

1,9

Редко  

8,1

6,1

5,8

5,7

Не занимается

12,6

12,8

16,8

17,1

Не знают, не имеют

70,5

74,7

70,5

75,3

Лучший друг (подруга)

Каждую неделю

52,5

42,5

30,1

30,5

Редко  

17,5

19,1

17,3

14,3

Не занимается

8,1

8,5

18,5

9,5

Не знают, не имеют

22,0

29,9

33,1

45,7

Классный руководитель

Каждую неделю

11,6

8,8

11,6            

7,7

Редко  

5,3

3,9

1,2

6,7

Не занимается

14,6

12,6

15,0

15,4

Не знают, не имеют

68,4

74,6

72,2

70,2

Таблица 2

Влияние физической активности социального окружения

на уровень физической активности школьников (девочки, %)

Показатели

Частота занятий школьниками

4 и более раз

в неделю  

1-3 раза

в неделю

1 и менее

раз в месяц      

Не занимаются

Отец

Каждую неделю

24,0

19,4

16,6

13,9

Редко  

22,8

24,1

22,1

12,0

Не занимается

31,0

30,8

36,1

47,7

Не знают, не имеют

14,2

25,7

15,1

26,4

Мать

Каждую неделю

16,4

14,6

10,9

8,3

Редко  

29,1

26,7

24,2

14,3

Не занимается

43,1

46,5

51,3

64,1

Не знают, не имеют

11,3

12,2

13,5

13,4

Старший брат

Каждую неделю

19,4

14,0

12,1

14,3

Редко  

5,1

8,1

6,7

9,2

Не занимается

11,0

8,3

8,3

9,7

Не знают, не имеют

64,5

67,6

70,1

66,9

Старшая сестра

Каждую неделю

11,2

8,9

6,4

4,1

Редко  

8,1

9,7

7,6

3,2

Не занимается

11,3

9,3  

13,1

16,1

Не знают, не имеют

69,5

72,2

72,9

76,5

Лучший друг (подруга)

Каждую неделю

50,4

36,8

21,6

19,4

Редко  

15,7

23,9

25,4

13,8

Не занимается

10,2

11,4

19,5

26,3

Не знают, не имеют

23,8

28,0

33,5

40,5

Классный руководитель

Каждую неделю

10,7

10,7

10,9

7,4

Редко  

5,0

3,9

2,9

1,8

Не занимается

13,0

9,1

12,6

18,9

Не знают, не имеют

71,3

76,3

73,6

71,9

Среди мальчиков, занимающихся 4 и более раз в неделю 53% отметили, что их лучший друг  занимается каждую неделю, 24 %  - отец, 11 % - мать, 12 % - классный руководитель. В группе тех школьников, кто не занимается физическими упражнениями, указывают на то, что такая же физическая активность - у лучшего друга, 10 %,  у отца - 31 %, у матери - 48 %, у классного руководителя - 15 %.  В группе девочек, занимающихся 4 и более раз в неделю,  50% отметили, что их лучшая подруга занимается каждую неделю, 24 %  - отец, 10 % - мать, 11 % - классный руководитель. Среди тех школьниц, кто не занимается физическими упражнениями, указывают на то, что такая же физическая активность -  у лучшей подруги, 10 %,  у отца - 31 %, у матери - 48 %, у классного руководителя - 15 %.

В ходе исследования была изучена взаимосвязь между уровнем физической активности учащихся и социальной поддержкой, осуществляемой учителями, одноклассниками, родителями. Представляет значительный интерес тот факт, что школьники, имеющие более высокий уровень физической активности отмечают, что чаще, по сравнению с остальными группами респондентов, получают помощь от своего ближайшего социального окружения (табл. 3).

Таблица 3

Взаимосвязь физической активности школьников и социальной поддержки (%)

Показатели

Частота занятий школьниками

4 и более раз

в неделю  

1-3 раза

в неделю

1 и менее

раз в месяц      

Не занимаются

МАЛЬЧИКИ

Помощь учителей

Всегда

19,9

14,4

12,1  

15,2

Часто  

38,6

44,4

44,5

32,4

Редко

28,3

27,0

32,4

34,3

Никогда

13,2

14,2

11,0

18,1

Помощь одноклассников

Всегда

20,4

12,3

10,4

13,3

Часто  

31,5

28,9

25,4

24,8

Редко

25,8

35,3

31,2

28,4

Никогда

22,3

23,5

33,0

37,1

Помощь родителей

Всегда

71,3

67,9

56,1

51,9

Часто  

16,0

18,1

23,1

15,2

Редко

7,7

9,9

10,4

11,4

Никогда

5,1

4,1

10,4

11,5

ДЕВОЧКИ

Помощь учителей

Всегда

26,4

16,8

13,1

15,7

Часто  

41,4

44,3

41,8

34,6

Редко

20,9

26,2

29,5

31,3

Никогда

11,3

12,7

15,7

14,4

Помощь одноклассников

Всегда

21,4

15,3

16,6

17,5

Часто  

27,9

31,5

34,2

24,0

Редко

27,9

30,2

25,7

30,4

Никогда

22,8

23,0

23,5

28,1

Помощь родителей

Всегда

68,4

63,2

53,9

60,4

Часто  

16,3

17,6

19,5

10,1

Редко

9,5

12,0

15,7

18,4

Никогда

5,9

7,2

10,9

11,0

Мальчики, занимающиеся 4 и более раз в неделю указывают, что всегда ощущают помощь: 71 % - от родителей, 20 % - от учителей, 20 % - от одноклассников; не занимающиеся физическими упражнениями - 51 %, 15 %, 13 %, соответственно. Девочки, имеющие высокий уровень физической активности считают, что постоянно получают помощь: 68% - от родителей, 26 % - от учителей, 21 % - от одноклассников; не занимающиеся физическими упражнениями - 60 %, 16 %, 17 %, соответственно.

Наблюдаются определенные различия в характере общения школьников, имеющих различный уровень физической активности (табл. 4).

Таблица 4.

Взаимосвязь физической активности и общения  со сверстниками (%)

Показатели

Частота занятий школьниками

4 и более раз

в неделю  

1-3 раза

в неделю

1 и менее

раз в месяц      

Не занимаются

МАЛЬЧИКИ

Ощущение одиночества  

Очень часто

5,6

5,0

9,8

9,5

Достаточно часто  

6,5

7,7

5,8

8,6

Иногда

46,5

46,9

53,8

44,8

Редко  

41,4

40,4

30,6

37,1

Приобретение новых друзей  

Очень легко

14,4

8,9

10,4  

12,4

Легко  

57,1

56,6

45,1

44,8

Тяжело

25,5

29,1

36,4

31,4

Конечно, нет

3,0

5,4

5,4

11,4

Досуг с друзьями (в неделю)  

4 – 4 дней

45,9

32,9

28,9

26,7

2 – 3 дня

33,4

57,9

34,7

36,2

1 день и реже

19,6

26,9

34,1

33,3

Друзей нет

1,0

2,1  

2,3

3,8

ДЕВОЧКИ

Ощущение одиночества  

Очень часто

12,4

10,4

11,9

11,5

Достаточно часто  

5,9

7,2

6,2

9,2

Иногда

52,4

58,1

64,4

52,5

Редко  

29,3

24,2

17,6  

26,3

Приобретение новых друзей  

Очень легко

21,9

14,6

11,7

13,4

Легко  

54,1

57,1  

58,6

58,5

Тяжело

20,6

25,1

26,7

22,1

Конечно, нет

3,4

3,1

3,1

6,0

Досуг с друзьями (в неделю)  

4 – 4 дней

40,9

30,0

33,3

39,6

2 – 3 дня

32,7

37,6

33,0

23,0

1 день и реже

23,7

30,2

32,3

33,2

Друзей нет

2,6

2,1

1,4

4,1

Среди мальчиков, занимающихся 4 и более раз в неделю 88% отметили, что ощущают одиночество редко, 72 % легко приобретают новых друзей, 79 % более 2 дней в неделю проводят досуг с друзьями. В группе учащихся, которые не занимаются физическими упражнениями,  получены следующие значения данных показателей - 82 %,  57 %, 63 %, соответственно. В группе девочек, занимающихся 4 и более раз в неделю  82% считают, что ощущают одиночество редко, 76 %  легко приобретают новых друзей, 74 % более 2 дней в неделю проводят досуг с друзьями. Среди тех школьниц, которые не занимаются физическими упражнениями, установлены следующие значения данных показателей - 79%, 72%, 63%, соответственно.

Очевидно, что одним из важнейших условий психического и физического здоровья учащихся является рациональная социализация, а также выработка навыков адаптации к изменяющимся условиям социальной среды. В этой связи важно отметить, что пропаганда здорового стиля жизни должна исходить не столько от медицинских работников, сколько от педагогов и воспитателей, специалистов в сфере физической культуры.

Проведенный опрос, направленный на изучение процесса, результатов и факторов, обуславливающих формирование физической активности позволил установить некоторые особенности, определяющие характер социализации детей школьного возраста в условиях физкультурного образования.  На основании установления прямой зависимости физической подготовленности от уровня физической активности, выявлена взаимосвязь данных характеристик с обучением в школе, отражающим процессы социализации школьников (табл. 5).

Таблица 5.

Взаимосвязь физической подготовленности  и обучения

в школе (%)

Показатели

Физическая подготовленность  

Превосходная

Хорошая

Средняя

Плохая

МАЛЬЧИКИ

Учебная нагрузка  

Очень тяжелая  

35,1

27,7

21,8

18,2

Тяжелая  

56,8

62,1

65,5

59,1

Немного тяжеловата  

6,1

9,7  

11,3

16,7

Легкая  

2,0

0,6

1,4

6,1

Школьная успеваемость  

Отличная

12,8

8,2  

6,8

6,0

Хорошая

47,3

51,9

42,6

51,5

Удовлетворительная

36,5

35,1

43,3

27,3

Плохая

3,3

4,8

7,4

15,1

Отношение к школе  

Очень нравится

23,0

16,8

14,4

15,2

Нравится

48,0

56,9

53,0

48,5

Не очень нравится

22,3

22,5

28,3

31,8

Совсем не нравится

6,8

3,7

4,2            

4,5

ДЕВОЧКИ

Учебная нагрузка  

Очень тяжелая  

41,7

33,2

25,3

23,04

Тяжелая  

49,2

60,3          

63,4        

59,0

Немного тяжеловата  

6,8            

6,0            

10,2        

16,5

Легкая  

1,5          

0,5              

1,1

1,4

Школьная успеваемость  

Отличная

18,1

12,8            

7,9            

9,3

Хорошая

52,3          

60,4            

51,7        

49,6

Удовлетворительная

29,5          

23,6            

36,2        

37,1

Плохая

0,1            

3,2            

4,2          

9,3

Отношение к школе  

Очень нравится

28,8          

24,6          

16,4        

13,7

Нравится

48,5          

51,0          

49,4        

44,6

Не очень нравится

17,4          

21,5          

29,4        

33,1

Совсем не нравится

5,3            

3,0            

4,7          

8,6

В группе мальчиков, считающих свою физическую подготовленность превосходной, 35 % указали на то, что для них учебная нагрузка очень тяжелая, в тоже время в группе респондентов с плохой подготовленностью таких учащихся оказалось 18%. Среди девочек, считающих свою физическую подготовленность превосходной, получены следующие значения показателей: 41 % и 23 %, соответственно.

По самооценке школьной успеваемости, установлено, что в группе мальчиков с превосходной физической подготовленностью отличной свою успеваемость считают 13 %, в группе с плохой подготовленностью таких учащихся оказалось 6 %.  Среди девочек, считающих свою физическую подготовленность превосходной,  получены следующие значения показателей: 18 % и 9 %, соответственно. Следует обратить внимание на тот факт, что отношение к школе - более позитивное у учащихся с превосходной физической подготовленностью: мальчики - 23 % и 15 %, соответственно; девочки - 19 % и 14 %, соответственно.

Интерес к уроку физической культуры имеет взаимозависимость с приобщенностью школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями (табл. 6). В группе школьников, занимающихся физическими упражнениями 4 и более раз в неделю, 39 % отмечают, что уроки физической культуры им очень нравятся, среди не занимающихся - 27 % респондентов. Среди девочек, занимающихся 4 и более раз в неделю, предмет физической культуры очень нравится 36%  и 20 %, среди не занимающихся.

Таблица 6.

Взаимосвязь между интересом к уроку физической культуры и уровнем физической активности школьников (%)

Показатели

Частота занятий  

4 и более раз в неделю

1 – 3 раза в неделю

1 и менее раз в месяц

Не занимаются

МАЛЬЧИКИ

Уроки очень нравятся

38,7

28,2        

20,3          

26,7

В целом нравятся  

30,4          

37,6        

31,2          

25,7

В целом не нравятся

23,0          

30,4        

38,7          

33,4

Уроки очень не нравятся  

7,9

3,7

9,8

14,3

ДЕВОЧКИ

Уроки очень нравятся

35,3        

25,0          

14,7          

20,3

В целом нравятся  

27,8        

28,4          

24,5          

22,6

В целом не нравятся

25,4        

38,2          

48,5          

42,9

Уроки очень не нравятся  

11,4

8,3

12,4

14,3

Среди педагогических факторов наиболее значимой является взаимосвязь отношения к школе с показателями, характеризующими физическую культуру и физическую активность: физкультурно-спортивные знания, физическая подготовленность, спортивная активность, игровая активность, активный досуг (табл. 7, 8).

Таблица 7.

Взаимосвязь отношения к школе с  показателями физической культуры и активности  (мальчики,  %)

Показатели

Отношение к школе

Очень нравится

Нравится

Не очень нравится

Не нравится

Физкультурно-спортивные знания  

Знают много  

39,6            

27,4              

11,0              

17,4

Знают достаточно      

48,7            

50,4            

54,6              

44,3

Знают мало    

10,3            

19,0              

23,2              

24,2

Ничего не знают          

1,4              

3,2              

11,2              

14,1

Физическая подготовленность  

Превосходная

18,1            

11,7            

12,0              

20,8

Хорошая

50,9            

53,4            

46,4              

43,8

Средняя

28,3            

32,2            

37,7              

32,3

Плохая

2,7              

2,6              

3,8              

3,1

Спортивные достижения  

Отличные

15,7            

11,3            

13,9              

25,0

Хорошие

55,2            

53,9            

47,5              

36,5

Средние

25,3            

31,0            

32,2              

32,3

Плохие

3,7              

3,8              

6,3                

6,3

Спортивная активность

Каждый день

14,4            

12,3            

16,0              

25,0

Каждую неделю

34,9            

34,4            

29,9              

28,1

Реже раза в неделю

6,4              

7,5              

8,2                

5,2

Не занимаются

44,3            

45,8            

45,9              

41,7

Игровая активность

Каждый день

20,5            

15,0            

18,5              

14,6

Каждую неделю

37,9            

37,5            

33,3              

26,0

Реже раза в неделю

27,7            

29,7            

31,5              

36,5

Не занимаются

13,9            

17,8            

16,7              

22,9

Активный досуг

Каждый день

12,8              

9,2              

9,5              

15,6

Каждую неделю

28,9            

27,6            

26,1              

19,8

Реже раза в неделю

39,3            

39,7            

39,9              

30,2

Не занимаются

19,0            

23,5            

24,5              

34,4

Таблица 8

Взаимосвязь отношения к школе с показателями физической культуры и активности  (девочки, %)

Показатели

Отношение к школе

Очень нравится

Нравится

Не очень нравится

Не нравится

Физкультурно-спортивные знания  

Знают много  

29,5            

17,8              

8,0                

6,3

Знают достаточно      

58,2            

51,2            

46,5              

48,4

Знают мало    

10,5            

27,3            

35,0              

30,2

Ничего не знают          

1,8              

3,7              

10,5              

15,1

Физическая подготовленность  

Превосходная

8,3              

5,7              

4,0                

7,4

Хорошая

51,9            

44,3            

36,4            

30,5

Средняя

35,7            

44,4            

51,6            

49,5

Плохая

4,1              

5,6              

8,0              

12,6

Спортивные достижения  

Отличные

6,5              

6,9              

5,6                

6,3

Хорошие

56,6            

45,8            

43,7              

33,7

Средние

32,9            

41,3            

43,5              

44,2

Плохие

3,9              

5,9              

7,2              

15,8

Спортивная активность

Каждый день

7,0              

6,5              

4,7                

7,4

Каждую неделю

22,0            

19,4            

16,4              

12,6

Реже раза в неделю

8,5              

6,3              

5,9                

3,2

Не занимаются

62,5            

67,5            

72,9              

76,8

Игровая активность

Каждый день

12,0              

8,0              

7,2              

12,6

Каждую неделю

35,7            

30,7            

24,3              

18,9

Реже раза в неделю

35,1            

39,1            

40,7              

34,7

Не занимаются

17,2            

22,2            

27,8              

33,1

Активный досуг

Каждый день

12,6              

9,5              

9,1                

9,5

Каждую неделю

33,1            

26,7            

22,0              

20,0

Реже раза в неделю

37,5            

42,9            

40,9              

35,8

Не занимаются

16,8            

20,8            

28,0              

34,7

В группе мальчиков, которым школа очень нравится, 40% считают, что в области физической культуры знают много, 1% - ничего не знают. Среди тех мальчиков, кому школа не нравится, получены следующие значения показателей: 17% и 14%, соответственно. В группе девочек, которые отмечают, что школа им очень нравится, 30%  считают, что в области физической культуры знают много  и 2% - ничего не знают. Среди девочек, которым школа не нравится,  установлены следующие значения показателей: 6% и 15%, соответственно.

Отношение к школе практически не влияет на физическую подготовленность учащихся: среди тех, кому школа очень нравится, считают, что их физическая подготовленность превосходная - 18% мальчиков и 8%  девочек. Среди тех, кому школа не нравится, физическая подготовленность превосходная у 23% мальчиков и 7% девочек. Спортивные достижения также практически не связаны с отношением к школе, как и физическая подготовленность: в группе респондентов, которым школа нравится, отличные спортивные достижения имеют 25% мальчиков и 6% девочек.

Сохраняется установленная тенденция и в проявлении спортивной активности школьников: 14% мальчиков и 7% девочек занимаются в спортивной секции каждый день и отмечают, что школа им очень нравится; 25% мальчиков и 7% девочек занимаются каждый день и относятся к школе негативно. Игровая активность школьников и ее взаимосвязь с отношением к школе выражена следующим образом: 21 % мальчиков и 12 % девочек, которым школа очень нравится, занимаются самостоятельно спортивными играми каждый день; 15 % мальчиков и 13 % девочек, которые относятся к школе негативно, не занимаются игровой активностью. Свой досуг активно проводят на свежем воздухе каждый день 13 % мальчиков и 13 %  девочек, которым школа очень нравится, 16 % мальчиков и 10 % девочек. которые к  школе относятся негативно.

Среди социальных факторов наибольший интерес для рассматриваемой проблемы имеет взаимосвязь обеспеченности семьи школьника с показателями, характеризующими физическую культуру и физическую активность: физкультурно-спортивные знания, физическая подготовленность, спортивные достижения, спортивная активность, игровая активность, активный досуг (табл. 9, 10).

Таблица 9.

Взаимосвязь обеспеченности семьи с показателями физической культурой и активности  школьников (мальчики, %)

Показатели

Обеспеченность семьи

Очень хорошая

Достаточная

Средняя

Не достаточная

Физкультурно-спортивные знания  

Знают много  

38,3            

24,5              

10,2              

6,3

Знают достаточно      

43,0            

58,6              

59,9            

56,0

Знают мало    

17,5            

12,2              

20,1            

22,0

Ничего не знают          

1,2              

4,7                

9,8              

15,7

Физическая подготовленность  

Превосходная

24,7            

12,9            

11,1                

6,9

Хорошая

52,5            

56,6            

45,2              

34,4

Средняя

21,6            

28,8            

39,8              

48,1

Плохая

1,2              

1,7              

3,9              

10,6

Спортивные достижения  

Отличные

20,8              

13,4            

11,3              

9,4

Хорошие

58,4            

56,5            

45,8              

5,6

Средние

18,4            

27,2            

37,3              

1,3

Плохие

2,4              

3,0              

5,5            

13,8

Спортивная активность

Каждый день

16,1            

14,8            

12,0              

15,1

Каждую неделю

37,6            

34,2            

31,4              

26,4

Реже раза в неделю

5,1              

8,7              

6,8                

5,0

Не занимаются

41,2            

42,3            

49,8              

53,5

Игровая активность

Каждый день

18,4            

17,6            

15,5              

13,8

Каждую неделю

32,5            

37,1            

35,5              

36,3

Реже раза в неделю

29,0            

29,4            

32,4              

27,5

Не занимаются

20,0            

15,9            

16,5              

22,5

Активный досуг

Каждый день

16,5              

9,8              

9,1                

6,3

Каждую неделю

32,9            

29,5            

23,1              

20,0

Реже раза в неделю

27,1            

41,4            

40,7              

38,1

Не занимаются

23,5            

19,3            

26,9              

35,

Таблица 10

Взаимосвязь обеспеченности семьи с показателями физической культуры  и активности школьников (девочки, %)

Показатели

Обеспеченность семьи

Очень хорошая

Достаточная

Средняя

Не достаточная

Физкультурно-спортивные знания  

Знают много  

26,1            

19,6              

6,2                

5,4

Знают достаточно      

52,5            

53,7              

49,0            

44,2

Знают мало    

19,4            

21,9              

35,9            

31,7

Ничего не знают          

1,0              

4,8                

8,9              

18,7

Физическая подготовленность  

Превосходная

17,1              

6,3              

3,6                

2,7

Хорошая

51,3            

51,2            

35,4              

28,1

Средняя

29,5            

38,6            

53,6              

54,3

Плохая

2,1              

4,0              

7,4              

14,8

Спортивные достижения  

Отличные

18,7              

5,8              

4,7                

5,1

Хорошие

52,3            

52,5            

42,4              

34,4

Средние

25,9            

37,7            

45,1              

47,3

Плохие

3,1              

4,0                

7,8            

13,3

Спортивная активность

Каждый день

9,3              

6,1              

5,3                

6,6

Каждую неделю

21,8            

22,0            

16,1              

12,5

Реже раза в неделю

13,0              

6,8              

4,9                

5,5

Не занимаются

56,0            

65,2            

73,8              

75,4

Игровая активность

Каждый день

12,4              

9,9              

5,7              

10,9

Каждую неделю

28,5            

30,7            

30,0              

25,0

Реже раза в неделю

35,8            

38,9            

39,0              

37,5

Не занимаются

23,3            

20,6            

25,3              

26,6

Активный досуг

Каждый день

12,9            

10,2            

10,5              

5,9

Каждую неделю

33,7            

29,6            

23,7              

17,2

Реже раза в неделю

34,2            

41,2            

41,5              

43,4

Не занимаются

19,2            

19,0            

24,1              

33,6

В группе мальчиков, определяющих обеспеченность своей семьи как очень хорошую, 38 % считают, что в области физической культуры знают много, 1 % респондентов ничего не знают. Среди мальчиков, у которых обеспеченность семьи недостаточная, получены следующие значения показателей: 6 % и 16 %, соответственно. В группе девочек, считающих обеспеченность своей семьи вполне достаточной, 26 %  знают много в области физической культуры, 1 % - ничего не знают. Среди девочек, которые оценивают обеспеченность своей семьи как не достаточную, получены следующие значения показателей: 5 % и 19 %, соответственно.

Обеспеченность семьи оказывает существенное влияние на физическую подготовленность: среди тех, чьи семьи обеспечены очень хорошо, 25 % мальчиков  и 17 %  девочек считают, что их физическая подготовленность превосходная; в группе тех, чьи семьи обеспечены недостаточно, 7 % мальчиков и 3 % девочек высоко оценивают свою физическую подготовленность. Спортивные достижения, также как и  физическая подготовленность, в определенной степени связаны с обеспеченностью семьи: среди тех, у кого обеспеченность очень хорошая, свои спортивные достижения считают отличными 21 % мальчиков и 19 % девочек; среди тех, у кого обеспеченность семьи не достаточная, отличные спортивные достижения имеют 9 % мальчиков и 5 % девочек.

Тенденции взаимосвязи между анализируемой  социальной характеристикой и проявлением спортивной активности школьников не наблюдается: 16 % мальчиков и 19 % девочек считают, что их семья обеспечена очень хорошо и занимаются в спортивных секциях каждый день; 15 % мальчиков и 7 % девочек, имеющих недостаточную обеспеченность семьи, занимаются каждый день. Игровая активность и ее взаимосвязь с обеспеченностью семьи школьников выражена следующим образом: 18 % мальчиков и 12 % девочек, у которых семья обеспечена очень хорошо, самостоятельно занимаются спортивными играми  каждый день; 14 % мальчиков и 11 % девочек,  у которых обеспеченность семьи недостаточна, самостоятельно занимаются спортивными играми каждый день. Свой досуг активно проводят на свежем воздухе каждый день 17% мальчиков и 13% девочек, среди тех респондентов, у которых обеспеченность семьи очень хорошая; 6% мальчиков и 6% девочек,  в группе учащихся, у которых обеспеченность семьи недостаточная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа взаимодействия семьи со школой основывается на принципах построения личностно-ориентированного подхода, сочетания социальной инфраструктуры и педагогической системы. Основными функциями социально-педагогической деятельности являются:  образовательная (целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей); диагностическая (установление “социального диагноза”); организаторская (влияние досуга на социальную адаптацию и ориентацию); прогностическая (проектирование социального развития микросоциума); коммуникативная (обеспечение учебных и личностных контактов.

Уровень физической активности сверстников оказывает наиболее существенное действие по сравнению с другими на приобщенность школьников к занятиям физическими упражнениями, как среди мальчиков, так и среди девочек. Выявлено, что  школьная успеваемость выше у учащихся с более высоким уровнем физической подготовленности. Изучена взаимосвязь обеспеченности семьи, отношения учащихся к школе с отдельными показателями, характеризующими физическую активность и культуру личности школьника, среди которых выделены физкультурно-спортивные знания и спортивные достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние классических и народных произведений на нравственное и патриотическое воспитание детей школьного возраста

Одна из важнейших задач музыкального  образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти осно...

Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Физическое воспитание детей школьного возраста в семье».

В данном выступлении  говорится о роли и значении семьи в физическом воспитании детей школьного возраста....

Физическое воспитание детей школьного возраста

В статье рассматривается физическое воспитание детей школьного возраста.Какие есть здесь задачи,средства и методы, и их решения....

Трансляция опыта в сборнике на тему формирование познавательной активности у детей школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья в условиях с требованиям ФГОС (пункт 3.5)

Трансляция опыта в сборнике на тему формирование познавательной активности у детей школьного возраста,  с ограниченными возможностями здоровья в условиях           с...

Статья по теме физическое воспитание детей школьного возраста

Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически здорового моло...

Влияние физической культуры на детей школьного возраста

Влияние физической культуры на детей школьного возраста...