Инновационный педагогический опыт (ИПО): «Формирование навыков коммуникации и сотрудничество в рамках предмета физическая культура»
опыты и эксперименты по физкультуре

Федькин Николай Михайлович

Публичное представление  инновационного

педагогического опыта учителя физической культуры

МБОУ «Дубенская СОШ» Дубенского муниципального района

Республики Мордовия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_opyt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление  инновационного

педагогического опыта учителя физической культуры

МБОУ «Дубенская СОШ» Дубенского муниципального района

Республики Мордовия

Федькина Николая Михайловича

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО): «Формирование навыков коммуникации и сотрудничество в рамках предмета физическая культура»

Актуальности и перспективы опыта.

Актуальность моего педагогического опыта, в том, что сейчас возрастает необходимость развития у учеников таких качеств, которые будут способствовать их профессиональному и социальному росту. В соответствии с ФГОС реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий на основе активного и интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это наиболее современная, новая форма активного обучения. Оно подразумевает   широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. Поэтому одной из форм интерактивного обучения является командная работа.

Нам, педагогам, работающим с детьми, особенно важно, каким станет наше подрастающее поколение, поэтому ведущая идея моего педагогического опыта «Развить навыки коммуникации и сотрудничества посредством активного обучения в рамках проведения уроков по предмету «Физическая культура».  Для осуществления идеи необходимо решить ряд задач:

привлечение детей к групповой работе для  формирования и улучшения навыков коммуникации и сотрудничества;

стимулирование  проявления самостоятельности и сотрудничества учеников;

повышение интереса детей к урокам физической культуры.

Теоретическая база опыта

 В работе известного педагога В.И. Ковалько содержится теоретический и практический анализ состояния педагогики здоровьесбережения в наше время, приводится пример программы здорового образа жизни. В ее основе лежит комплексная программа развития физической культуры. Задача физического воспитания в школе - развитие физических качеств соответственно возрасту обучающихся, для их всестороннего развития. «Этот процесс возможно осуществить только посредством физических упражнений – многократного повторения заданного  двигательного действия». Познание явлений сферы физической культуры в настоящее время происходит по-новому – имеет место тренинг и тесты, как средство контроля за уровнем развития физических качеств. Хотя частично эта задача может решаться в ходе обучения двигательными действиями. Она должна ставиться специально, должна предусматриваться в учебном процессе средства ее решения, соответствующие формы организации и контроля.

Из этого следует, что основными видами обучения являются:

-    основное обучение-урок,

-    дополнительно-физкультурное оздоровительное мероприятие,

-    факультативно-спортивные тренировки,

-    самостоятельно-досуговые занятия.

Одним из методов физических упражнений можно назвать: участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций. Эффективность универсальных учебных действий во многом зависит от желания и активного отношения обучающихся  к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно.

Технология опыта.

Реализуя эти задачи в своей практической деятельности использую  принципы:  равного участия, наглядности, доступности, коллективизма.

Однажды, я столкнулся с такой ситуацией. Один ученик выполнял упражнение, а другой выкрикивал: «Ты неправильно делаешь». То есть навыки правильного общения, сформированы в недостаточной степени. Ученики не имеют навыков общения друг с другом, недостаточно развито чувство коллективизма. Тогда я решил проводить этапы урока в необычной форме, а именно в групповой, когда к решению можно прийти только путем совместной работы. Что я и продемонстрирую Вам на своем уроке.

Как учителю, для меня важно научить детей не только быть обучаемыми, но и самостоятельно приобретать новые знания и умения. Эту задачу я реализую через исследовательскую деятельность, где проявляется сотрудничество как между учителем и учеником, так и между самими учениками.

Обучающиеся по-разному относятся к занятиям, интересы так же различны. Одни любят волейбол, другие – ходьбу. Есть те, которым не интересен ни один вид упражнений. У таких обучающихся представление о предмете складывается по учителю, по его личному отношению к спорту. Жесты, мимика, интонация, юмор, нестандартные обращения к обучающимся, которые я использую, помогают им адаптироваться и с радостью приходить на мой урок. Например, ученик хорошо выполнил упражнение – вместо стандартного «Молодец!», я покажу ему большой палец. Выкрикивает кто-нибудь – прикладываю палец к губам. Выполнил ребенок трудный элемент – я пожму ему руку. Это во-первых. Во-вторых: чтобы обучающийся полюбил урок, его надо сделать не только интересным, а личностно значимым для самого ребенка.

Изначально нужно поставить цель по учебной дисциплине на год, на четверть, на неделю. (Например, на первом уроке мои ученики заполняют анкету, посредством которой я узнаю чему ребенок хочет научиться на уроке физкультуры. В конце года – сверяем ожидания и реальные достижения. Это полезно и детям, и мне с целью дальнейшего планирования своей работы).

 В силу своей деятельности учитель физической культуры постоянно должен совершенствовать своё спортивное мастерство. Поскольку только через показ упражнений, учитель может добиться того, чего он хочет от ученика. И именно принцип наглядности занимает на уроке физкультуры ведущую роль.

Навыки коммуникации развиваются в процессе игры. Именно в игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. В игре ученики не только отрабатывают элементы, но и настраивают себя на положительное отношение к самому предмету.

По сравнению с другими предметами «Физическая культура» имеет ряд преимуществ. Выполнение физических упражнений, например, исключает возможность «списать» задание. Посмотреть, как это делает кто-то другой, ученик может, но выполнять он будет сам, действуя согласно своим индивидуальным особенностям.

Для того чтобы учитель был интересен своим ученикам, он должен постоянно самосовершенствоваться. Именно поэтому я много времени уделяю самообразованию, и все полученные навыки, реализую  на своих уроках и внеклассных мероприятиях.

2019 год

Открытое внеклассное мероприятие «Полоса препятствий» и «Лабиринт» на методической неделе физической культуры школы;

2018 год

Выступление по теме  «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – необходимый фактор успешности в обучении» на заседании МО учителей школы.

2017 год

Открытый урок в 11 классе на тему «Сила-баскетбола» и выступление по теме «Внедрение комплекса ГТО в образовательных организациях, как условия сохранения здоровья» на семинаре  МО в августовской конференции педагогов;

Выступление по теме «Здоровьесберегающие технологии в школе» на заседании школьного педагогического совета;

Что главное в воспитании подрастающего поколения? Дети должны быть здоровым. Поэтому, что при воспитании ребенка нужно обращать особое внимание на создание и закрепление у него навыков здорового образа жизни. Естественно, эту задачу призваны решать, во-первых, родители. Но и школа – мощный фактор, оказывающий влияние на здоровье детей и подростков. Особое внимание в целях укрепления здоровья я уделяю внеурочной и внеклассной работам. Стало традицией проведения, в стенах школы,  таких мероприятий, как «День здоровья», соревнования по различным видам спорта, «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Веселые старты», и много других.

Анализ результативности. 

Труд педагога - тяжелый труд, но он радостный, когда видишь плоды своей работы. Использование различных материалов на уроках физической культуры дает возможность изложить материал наглядно, повышает качество обучения и способствует минимизации утомляемости обучающихся. Презентации, помогают учителю в повышении темпа изложения материала и в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности. В результате использования спортивных игр идет стабильный рост качества  ЗУН обучающихся по физической культуре. У обучающихся повысилась двигательная активность, повысился интерес к занятию спортом.

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что формирование универсальных учебных действий на уроках позволило:

- повысить успеваемость по предмету.

- повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

- повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

- повысить динамику состояния здоровья учащихся

Достойное участие и победы моих учеников в спортивных мероприятиях и соревнованиях вселяют в меня уверенность в том, моя работа приносит свои плоды в деле укрепления и сохранения здоровья.  Мои ученики занимают призовые места как в игровых, так и в циклических видах спорта. Это говорит о том, что я работаю с детьми в правильном направлении.

Грохина Анастасия I место в районных соревнованиях по бегу на призы олимпийского чемпиона В.Борчина. 2018 год

IV место в республиканском финале по мини-футболу среди юношей 2001-2002 г.р. 2019 год

I место в районных соревнованиях по волейболу среди девушек общеобразовательных учреждений. 2018 год.

II место в районных соревнованиях по баскетболу среди юношей общеобразовательных учреждений. 2018 год.

I место в традиционном пробеге, в честь Дня Победы. 2018 год.

 III место в закрытии зимнего сезона по лыжным гонкам среди общеобразовательных школ. 2019 год

Ермакова Кристина - II место в соревнованиях по лыжным гонкам «Лыжня России 2019».

Фадейкин Александр - III место в соревнованиях по лыжным гонкам, в закрытии зимнего сезона. 2019 год.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Некоторую трудность вызывает наблюдение за уровнем физической подготовленности обучающихся. Вызывает трудность проведения спортивных соревнований для обучающихся с низкой физической подготовкой.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт адресуется учителям физической культуры. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств (сила, выносливость, координация или ловкость, быстрота, гибкость), являются основой высокой работоспособности во всех видах деятельности: учебной, трудовой, и спортивной.  Физической  культурой и спортом заниматься можно в любом возрасте, которая укрепляет здоровье, развивает физические качества, воспитывает моральные и волевые качества, имеет высокий зрелищный эффект.

Наглядное приложение:

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, методических объединениях:

Доклад «Современные информационно-педагогические технологии как фактор повышения компетентности учителя физической культуры», 2018 г. (Заседание методического объединения учителей физической культуры, ОБЖ, технологии и музыки МБОУ «Дубенская СОШ»).

Доклад «Применение форм и методов исследовательской деятельности в процессе физического воспитания», 2019 г. (Заседание методического объединения учителей физической культуры, ОБЖ, технологии и музыки МБОУ «Дубенская СОШ»).

Доклад «Внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательных организациях как условие духовно-нравственного воспитания и сохранения здоровья подрастающего поколения», 2018 г. (Августовское секционное заседание учителей физической культуры Дубенского муниципального района).

Инновационный педагогический опыт представлен на сайтах:

https://nsportal.ru/fedkin-nikolay-mihaylovich

https://infourok.ru/user/fedkin-nikolay-mihaylovich  

http://scdub.schoolrm.ru/sveden/employees/36680/292981/

Видеоурок в сети Интернет. Урок физической культуры в 7 классе опубликован по ссылке: https://youtu.be/L7B_BAplfQE 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"В условиях социальных и экономических преобразований российского общес...

Использование ИКТ на уроках физической культуры. Инновационный педагогический опыт.

Тема опыта: «Активизация двигательной деятельности учащихся на уроках физкультуры». Условия возникновения, становления опыта.     Педагогический опыт «Активизация ...

Разработка методических приемов формирования регулятивных УУД по предмету физическая культура в рамках деятельности лицея как городской экспериментальной площадки « Создание вариативной модели внедрения ФГОС основного общего образования».Самообразование

Развитие современных информационных технологий привело к тому, что дети разучились общаться и играть друг с другом в реальном мире. Страх родителей, не выпускающих на улицу детей, за их жизнь и здоров...

Презентация к методическому семинару на тему: «Формирование навыков коммуникации и сотрудничество в рамках предмета физическая культура»

laquo;Формирование навыков коммуникации и сотрудничество в рамках предмета физическая культура»...

Инновационный педагогический опыт "Формирование исследовательских навыков и умений учащихся на уроках географии"

В современом мире наличие у человека исследовательских умений и навыков является важным условием социальной адаптации личности. Как утверждают психологи, возможности для раскрытия творческой индивидуа...

Управление процессом формирования метапредметных компетенций учащихся в рамках интеграции учебных предметов физическая культура и информатика

В федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного пр...