Шахматы
рабочая программа по физкультуре

Хайруллин Амержян Фатхлисламович
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею  развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому  в значительной степени способствует обучение в игре  в шахматы.  Ведь игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре  у детей развивается произвольное внимание и произвольная память.  В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов.  Игра в шахматы в больше степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.  Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества.  
 Шахматы являются одним  из средств развития проявления целеустремленности, самообладании и воли детей.   Отсюда, шахматы представляют собой весьма удобную и работоспособную модель для апробации эффективности различных психолого-педагогических теорий и методических приемов для  развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительно-образовательная программа составлена на основе Закона «Об образовании», Концепция развития ФК до 2015 года, федеральных и республиканских законов в области физической культуры и спорта, на базе современных требований педагогики, психологии, физиологии и теории ФК, регламентирующих учебное содержание образовательной дисциплины, примерных учебно-тематических программ ведущих тренеров по шахматам России.

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею  развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому  в значительной степени способствует обучение в игре  в шахматы.  Ведь игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре  у детей развивается произвольное внимание и произвольная память.  В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов.  Игра в шахматы в больше степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.  Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества.  

 Шахматы являются одним  из средств развития проявления целеустремленности, самообладании и воли детей.   Отсюда, шахматы представляют собой весьма удобную и работоспособную модель для апробации эффективности различных психолого-педагогических теорий и методических приемов для  развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Рабочая программа адресована для детей   от 5-7 лет.  

Срок реализации программы – 3 года.

Цель программы: 

  • творческое развитие способностей каждого юного шахматиста при индивидуальном подходе к нему;
  • личностное развитие каждого ребёнка посредством шахмат;
  • совершенствование шахматных навыков ребёнка при изучении теории шахм. игры.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать базовые навыки стратегии, тактики и техники шахматной игры;
  • сформировать знания приемов игры в миттельшпиле, закономерностей эндшпиля;
  • закрепить полученные знания, умения и навыки в турнирной практике;
  • познакомить с историей шахматной игры;
  • формировать навыки самостоятельной работы с шахматными источниками.

Развивающие:

  • развитие мышления обучающихся в процессе анализа партий, решения задач и этюдов и т.п.;
  • развитие внимания, особенно концентрации, устойчивости и переключаемости в процессе шахматной игры;
  • развитие памяти через усвоение шахматной теории;
  • развитие навыков пространственного ориентирования в процессе работы с шахматной доской;
  • развитие познавательных интересов в процессе погружения обучающихся в мир шахмат и его историю.

Воспитательные:

  • воспитание положительных качеств личности – аккуратности, усидчивости, дисциплинированности, самостоятельности, потребности в саморазвитии и др.
  • воспитание положительных мотивов к обучению через использование ситуации успеха;
  • воспитание обще-учебных навыков в процессе работы с шахматной литературой, поведения на занятии.

Валеологические:

  • использование кабинета шахмат, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
  • отсутствие монотонных,  неприятных звуков,  раздражителей и т.д.;
  • использование различных наглядных средств, средств ТСО,  мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН;
  • активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;
  • наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.
  • наличие на уроках эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.
  • благоприятный психологический климат на занятии, учет возрастных особенностей учащихся при работе на занятии.

Возрастной диапазон освоения программы -  от 5 лет.  В порядке исключения допускается принятие наиболее подготовленных  учащихся и успешно преодолевших конкурсный отбор (собеседование с педагогом, решение тестовых упражнений, участие в контрольном турнире) юных шахматистов сразу в группу второго года обучения.

В программе также предусмотрена в конце учебного года контрольная проверка знаний каждого учащегося при помощи контрольных требований.

Для развития творческих и спортивных успехов необходима ситуация успеха, т.е. воспитанники в течение года регулярно принимают участие в городских, районных первенствах.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы требуются ресурсы:

1) кабинет шахмат, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа

2) инвентарь (шахматы, часы, демонстрационная доска с магнитными фигурами)

3) дидактический материал (диаграммы с заданиями по различным темам, пакеты контрольных работ)

4) судейские и организационные документы (турнирные таблицы, протоколы, карточки участников)

5) шахматная литература (учебники, задачники и периодика) и др.

Программа рассчитана на трёхгодичное обучение юных шахматистов и включает в себя следующие разделы: изучение основ шахматной игры, историю шахмат, историю развития советской шахматной школы, развития шахмат в России, изучение теории дебюта, миттельшпиля и эндшпиля, компьютерное обучение учащихся, психологическую и физическую подготовку к соревнованиям.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ          ( 1  год обучения )

Годовым планом  I  года обучения предусматривается  240 учебных часа (120 занятий по 2 часа 3 раза в неделю в течение 10 месяцев).  Все занятия состоят из изложения теоретического учебного материала (20-30 минут),  практического занятия по усвоению изученного материала и двусторонних игр.

Программа I года обучения включает в себя творческое изучение основ шахматной игры  (преподнести в виде уроков-сказок), истории шахмат, истории развития шахмат в России и за рубежом, изучение основ дебюта, миттельшпиля и эндшпиля.

Программа I года обучения – это программа обучения начинающего шахматиста, одна из самых важнейших программ тренера, которая закладывает фундамент в становлении юного шахматиста и призвана научить любить и понимать шахматы, их красоту, которая развивает творчество юного шахматиста.   Даже тема вступительного занятия по истории развития шахмат должна быть не только популярной, но и своим материалом должна увлечь, заинтересовать детей.

1. История развития шахмат

а)        Для юных шахматистов 5-8 лет: путешествие в шахматную сказку, история возникновения шахмат в Индии и других государствах.  Чем привлекательны шахматы?

б)        Для юных шахматистов 9 лет и старше: легенда из VII века, происхождение шахмат, их развитие. Родственные игры.  Первые, чемпионы мира: В. Стейниц, М. Ласкер, Х.-Р.Капабланка. Краткая творческая биография основоположника отечественной шахматной школы М. Чигорина, продолжателя традиций А.Петрова и русских мастеров XIX века.   А. Алехин - его выдающиеся успехи на международных турнирах.  Победа А.Алехина в матче с Х.-Р.Капабланкой.  Шахматы в России после 1917г.

2. Первоначальные сведения о шахматной игре

Изучение в виде игровых занятий правил игры, основных понятий шахматной терминологии. Материал, средства и цель в шахматной партии, правила поведения во время игры. Простейшие виды матов. Упражнения на свободное владение шахматной доской и запись ходов  (полная и краткая нотация).

3. Элементы шахматной партии

Основные принципы развития в начале партии. Примеры нарушения основных принципов развития. Три главных принципа-закона дебюта: борьба за центр, развитие фигур, безопасность короля, сравнительная и относительная ценность фигур, их свойства, подвижность. Центр и фланги, тяжелые и легкие фигуры и другие основные понятия. Шахматные поля в центре и на фланге, их особенности.

Игра в "догонялки" в пешечном эндшпиле.   Правило квадрата.  Правило оппозиции, ее значение. Элементарные пешечные окончания, способ образования проходной пешки. Важность выигрыша темпа.  Пешечный прорыв.   Правило "треугольника".

Различные виды преимущества в шахматной партии. Материальное преимущество. Преимущество в пространстве, во времени.   Превосходство в количестве фигур не всегда решает исход борьбы. Примеры выигрыша при меньшем материале, но лучшем расположении и подвижности фигур. Позиционное преимущество.

Дебют, классификация дебютов. Название дебютных построений. Ловушки в дебюте. Как изучать дебют? Создание условий для борьбы за инициативу, позиционное преимущество в дебюте, почему ошибаются в дебюте мастера? Когда оправдывается риск? Открытые дебюты. Полуоткрытые начала. Закрытые дебюты.

Роль короля в различных стадиях партии. Короткая и длинная рокировка. Открытый (вскрытый), двойной шах. Мат - конечная цель шахматной борьбы.  Огромная роль короля в эндшпиле. "Мат Динарам", "мельница" К. Торре и ее аналогии.

4. Основы шахматной комбинации

Комбинация и ее составные части. Понятие комбинации, различные ее виды. Расчет комбинации.

Матовые комбинации. Мотив комбинации: положение короля в центре, плохое расположение фигур, отсутствие или ослабление защиты позиции короля. Метод осуществления: жертвы фигур или пешек с целью устранения или отвлечения фигур, защищающих короля, завлечения фигур на поля, где они стесняют короля, разрушения прикрытия короля.

Комбинации для достижения перевеса или уравнения игры. Двойной удар, отвлечение фигур, завлечение под связку, под открытый шах, под открытое нападение.

Ловушки. Понятие ловушек. Различные виды ловушек в дебюте и миттельшпиле. О вреде "начетничества".

Активная и пассивная оборона. Защита в шахматной партии, ее принципы. Примеры активной и пассивной защиты.

Решение комбинаций. Решение заданий на различные мотивы по сборнику С.Д. Иващенко и карточкам.

Шахматная задача, этюд. Введение в шахматную композицию.

"Шахматное лото".  Игра на развитие внимания и сообразительности среди детей и решение задач на мат в 1 ход.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН        ( 1  год обучения )

Основные разделы и темы образовательного процесса

Количество часов

  1.  История развития шахмат, шахматы в России и за рубежом

4

  1. Первоначальные сведения о шахматной игре

70

Шахматная игра, доска

2

Расположение фигур

2

Превращение пешек

2

Значение короля.  Шах

2

Цель игры.  Мат

2

Ничья. Вечный шах

2

Пат

2

Рокировка

2

Ценность фигур

2

Шахматная нотация

10

Правила поведения во время игры

2

Мат ферзем

8

Мат ладьей

10

Линейный мат

6

Мат двумя слонами

6

Проведение пешки в ферзи

6

Взятие на проходе

4

  1. Элементы шахматной партии

70

Как начинать партию. Принцип быстрейшего развития

4

Борьба за центр

6

Роль короля в различных стадиях партии

6

Различные виды преимущества в партии

8

Гармоничное пешечное расположение

4

Учебные партии

12

Классификация дебютов

4

Как играть в эндшпиле

6

Реализация материального перевеса

6

Правила квадрата

4

Оппозиция

2

Король и пешка против короля

6

Безопасность короля

2

  1. Основы шахматной комбинации

96

Комбинация и ее основные части

6

Матовые комбинации

10

Комбинации для достижения перевеса или уравнивания игры

10

Ловушки

10

Решение комбинаций

20

Активная и пассивная оборона

10

Шахматные задачи.   Этюд

30

                                                                                          Итого:  

240

1 год обучения  - 40  занятий по 2 часа 3 раза в неделю  (240 учебных часов)

Разделы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Всего

часов

1.

История развития шахмат, шахматы в России и за рубежом

2

2

4

2.

Первоначальные сведения о шахматной игре

22

12

12

12

12

70

3.

Элементы шахматной партии

12

12

12

10

10

10

4

70

4.

Основы шахматной комбинации

14

14

20

24

24

96

Итого:

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

240

Контрольные  требования   -   1  год  обучения

  1. Знать правила шахматной игры.
  2. Владеть шахматной нотацией.
  3. Знать сравнительную ценность фигур (абсолютную и относительную).
  4. Уметь ставить линейный мат, мат ферзём, мат ладьёй.
  5. Знать основные принципы разыгрывания дебюта.
  6. Решать типичные комбинации в 1-2 хода  (преимущественно на мат).
  7. Уметь проводить пешку в ферзи и пользоваться правилом квадрата.
  8. Владеть приёмами борьбы ферзя против пешки.
  9. Принять участие в 2-х турнирах новичков.
  10. Выполнить норму  2 юношеского разряда.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ     к   1  году обучения

  1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. М.:ФиС, 1988.
  2. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. М.:Физкультура и спорт, 1986.
  3. Рохлин А.Г. Юный шахматист. М.:Физкулыура и спорт, 1977.
  4. Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры. М.:Физкультура и спорт, 1975.
  5. Левенфиш Г.Я. Книга начинающего шахматиста. М.Физкультура и спорт, 1957.
  6. Ласкер Эм, Учебник шахматной игры, Л.Государственное изд-во, 1986.
  7. Бондаревский И.З. Учитесь играть в шахматы. Л.:Лениздат, 1966.
  8. Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов IV-III разрядов. М.:Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1969.
  9. Вайнштейн Б.С. Комбинации и ловушки в дебюте. М.:Физкулыура и спорт, 1965.
  10. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций.. Киев: Радяньска школа, 1986.
  11. Авербах Ю.Л. Что надо знать об эндшпиле. М.:Физкультура и спорт, 1965.
  12. Яковлев Н, Костров В. Найди лучший ход! С-Пб, 1998

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ       ( 2  год  обучения )

Годовым планом 2 года обучения предусматривается  320 учебных часов   (160 занятий по 2 часа 4 раза в неделю в течение 10 месяцев).

Программа  2 года обучения позволяет совершенствовать навыки юного шахматиста, учит творчески подходить к дебютам и избранным им системам, учит понимать позицию, различные стадии партий,  дает более глубокие знания теоретических исследований дебюта, миттельшпиля и эндшпиля, учит умению расчета вариантов, совершенствованию комбинационного зрения и позиционного понимания.   Программой предусмотрено также участие юных шахматистов в сеансах одновременной игры, квалификационных соревнованиях, в различных шахматных конкурсах по решению задач и этюдов.

  1. Шахматы в России  и  за рубежом

Для юных шахматистов 5-9 лет – история развития шахмат.  Шахматы в Индии и других государствах. Шахматые сказки.   Подъем интереса к шахматам в нашей стране. Ведущие российские шахматисты. Творчество Г.Каспарова, А.Карпова, В.Крамника и др.

  1. Ведущие  мастера  русской  шахматной  школы,  их  партии

Проникновение шахмат в Россию.  Первый русский мастер А.Д.Петров, К.А.Яниш, братья Урусовы.   М.И.Чигорин - основатель русской шахматной школы. А.А.Алехин - первый русский чемпион мира.

  1. Ведущие  современные шахматисты,  их партии

Обзор последних циклов розыгрыша звания чемпиона мира, итоги зональных турниров, матчей претендентов. Творчество Я.Тиммана, Н.Шорта, В.Ананда, А.Широва, В.Иванчука, Г.Камского,  Ананда,  Карлесона и др.

  1. Эндшпиль

Различные пешечные окончания.   Король и пешка против короля. Способы выигрыша в различных положениях при большом числе пешек, пешечный прорыв и другие основные способы игры в пешечных окончаниях (углубленное изучение по теме I года обучения). Защищенная проходная пешка. Отдаленная проходная пешка. Этюд Рети.  Патовые идеи.

Борьба ферзя против пешки.  Способ выигрыша при отдаленном короле. Ничейные позиции.  Позиции-исключения.

Простейшие ладейные окончания. Позиция Филидора.  Способы оттеснения короля слабейшей стороны на одну вертикаль от движущейся пешки.  Ладья и две пешки против ладьи.  Позиции Шерона.

Ферзевые окончания.  Ликвидация угрозы вечного шаха при реализации материального перевеса.   Централизация короля.

Легкофигурные окончания.  Слон против слона.  Конь против слона.  Противостояние при небольшом материальном перевесе.  Наилучшее пешечное расположение.

Мат конем и слоном.  Два коня. Способ оттеснения короля. Две критические позиции. Способ достижения победы в окончании два коня против пешки.

Некоторые случаи ничьи при большом материальном перевесе. Вечный шах в окончаниях.

  1. Позиционная  игра

Перевес в развитии. Энергичная игра как способ игры на победу.

Захват центра. Захват центра обеспечивает свободу действий своих фигур и стесняет маневры противника.   Продвижение центральных пешек необходимо поддерживать своими фигурами.

Лучшее освобождение фигур. Фигуры нужно располагать так, чтобы они обладали максимальной подвижностью.

Лучшее пешечное расположение.  Сдвоенные пешки.

Отсталая пешка.

Изолированные пешки.

Слабые поля в лагере противника. Слабые поля – поля, которые могут быть заняты или атакованы фигурами противника и не могут быть защищены своими фигурами и, в особенности, пешками.

Захват открытых линий. Открытая линия – линия, не занятая пешками. Преимущества владения открытой линией.

Преимущество двух слонов.   Два слона в позициях открытого типа,  контроль диагоналей. Недостатки в позициях закрытого типа с пешечными цепям.

Централизация, блокада, профилактика.  Суть централизации состоит в борьбе за захват центральных вертикалей и полей.

Блокада состоит в ограничении подвижности неприятельских пешек.

Профилактика как предупреждение высвобождающих ходов противника.

  1. Комбинации

Двойной удар - одновременное нападение фигуры или пешки на два объекта противника.

Связка - нападение линейной фигуры на фигуру или пешку неприятеля, которая прикрывает собой другую фигуру или какой-либо важный пункт. Полная и неполная (частичная) связка.

Открытое нападение. Открытым нападением называется тактический прием, при котором в результате ухода какой-либо фигуры или пешки открывается линия действия другой фигуры того же лагеря, и эта открывшаяся фигура создает угрозу какому-либо неприятельскому объекту.

Открытый шах – частный случай открытого нападения.

Двойной шах.

С помощью тактического приема завлечение можно заставить фигуру противника занять невыгодную для нее позицию, на которой эта фигура либо подвергается атаке и гибнет, либо существенно мешает координации собственных сил, из-за чего гибнут другие фигуры.

Блокировка. Спертый мат.  При завлечении-блокировке фигура блокируется.

Комбинации на отвлечение. Отвлечение какой-либо сторожевой (реже - атакующей) фигуры или пешки противника от защиты важного поля, линии или другой фигуры.

Комбинации на освобождение поля.

Комбинации на уничтожение защитника. Лишение защиты какой-либо неприятельской фигуры, пешки или важного пункта в лагере соперника.

Изоляция и перекрытие. Захват пункта. Эти тактические приемы применяются с целью нарушить взаимодействие сил противника, перерезать его коммуникации.

Проникновение в замыслы гроссмейстеров, попытка угадать и осмыслить ходы выдающихся шахматистов - цель игры "Угадай ход гроссмейстера."

Основные разделы и темы образовательного процесса

Кол-во часов

  1. Шахматы в России и за рубежом

4

  1. Ведущие мастера русской школы, их партии

10

  1. Ведущие современные шахматисты, их партии

10

  1. Эндшпиль

110

Различные пешечные окончания

24

Борьба ферзя против пешки

10

Простейшие ладейные окончания

10

Легкофигурные окончания

20

Ферзевые окончания

20

Мат конем и слоном.  Два коня

10

Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе

16

  1. Позиционная игра

70

Перевес в развитии

12

Захват центра

12

Лучшее расположение фигур

12

Лучшее пешечное расположение

10

Слабые поля в лагере противника

6

Захват открытых линий

6

О

Преимущество двух слонов

6

Централизация. Блокада. Профилактика

6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН    ( 2 год  обучения )

  1. Комбинации

116

Двойной удар

8

Связка

8

Открытое нападение

8

Двойной шах

8

Блокировка. Спертый мат

8

Комбинации на отвлечение

8

Комбинации на освобождение поля

8

Комбинации на освобождение линии

8

Уничтожение защитника

8

Завлечение

8

Изоляция и перекрытие. Захват пункта

8

Шахматные задачи.   Этюд

28

Итого:

320

Группа 2 года обучения  - 160  занятия по 2 часа 4 раза в неделю  (320 учебных часов)

Разделы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Всего

часов

1.

Шахматы в России и за рубежом

2

2

4

2.

Ведущие мастера русской школы, их партии

2

2

2

2

2

10

3.

Ведущие современные шахматисты, их партии

2

2

2

2

2

10

4.

Эндшпиль

16

14

8

14

6

14

8

10

10

10

110

5.

Позиционная игра

10

10

10

10

10

10

10

70

6

Комбинации

12

6

12

6

12

6

12

10

20

20

116

Итого:

32

32

32

32

32

32

32

32

32

32

320

Контрольные  требования    -   2  год  обучения

  1. Знать первые ходы и идейную направленность нескольких открытых дебютов.
  2. Владеть основными тактическими приёмами и решать задания в  2-3 хода.
  3. Иметь понятия о «сильных» и «слабых» полях.
  4. Уметь ставить мат двумя слонами.
  5. Знать в пешечном эндшпиле приёмы оппозиции, цугцванга, прорыва,
  6. Уметь реализовывать лишнюю пешку в пешечном окончании, лишнюю фигуру в остальных окончаниях.
  7. Знать в ладейном окончании позицию Филидора, построение «мостика».
  8. Выполнить норму 3 разряда.

Список  литературы  -  2 год  обучения.

  1. Линдер И.М. Первые русские мастера. М,:Физкультура и спорт, 1979.
  2. Васюков Е. и др. Михаил Чигорин. М..Физкультура и спорт, 1972.
  3. Котов А.А. Александр Алехин. М.:Физкультура и спорт, 1973.
  4. Мучник Х.Л. Первые шахматные уроки. М.:Военное издательство МО СССР, 1980.
  5. Котов А.А. Шахматное наследие Алехина. М.:Физкультура и спорт, 1982.
  6. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. М.:Физкультура и спорт, 1986.
  7. Персиц Б.Д. Роль центра в шахматной партии. М.-.Физкультура и спорт, 1983.
  8. Кочиев А., Яковлев Н. Преимущество двух слонов. М.'.Физкультура и спорт, 1989.
  9. Яковлев Н., Костров В. Найди лучший ход! С-Пб, 1998

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ       ( 3  год  обучения )

Годовым планом  3 года обучения предусматривается  320 учебных часов и  80 часов самостоятельной работы шахматиста.

За первые два года обучения ребята получили основательную теоретическую и практическую подготовку по тактике и определенные знания по другим разделам шахмат, поэтому в данном учебном плане при сохранении должного внимания к тактике больше времени уделено стратегии и окончаниям.

При работе над дебютной стадией ученики должны проявлять самостоятельность. Занимающиеся должны выбрать с помощью преподавателя несколько соответствующих их вкусам систем за белых и черных.

Самостоятельная работа включает в себя изучение книги А. Нимцовича «Моя система», теории эндшпиля, решения этюдов и конкурсов по тактике, разработку дебютного репертуара.

Все занятия состоят из теоретической части  и турнирной игры в классификационных турнирах.

Основы стратегии

  1. Различная активность фигур

Хорошие и плохие слоны. Положение шахматной теории. Два принципа Капабланки. Плохой слон в середине игры и эндшпиля.

Слон сильнее коня. Наличие свободных диагоналей для слона. Расстановка пешек по второму принципу Капабланки.

Конь сильнее слона. Игра на одном фланге. Центральный или близкий к центру пункт для коня, искусство игры пешками - первый принцип Капабланки.

Разноцветные слоны. Ничейная тенденция в эндшпиле. В миттельшпиле при атаке наличие двух слонов повышает шансы на успех.

Выключение фигуры из игры. Образцы этого приема можно найти в творчестве Капабланки. Обычно удается выключать из игры легкие фигуры, чаще слона.

2. Открытые и полуоткрытые линии

Использование открытых и полуоткрытых линий. Захват открытой вертикали и вторжение на «обжорный ряд». Создание слабой пешки на полуоткрытой линии. Открытые и полуоткрытые линии и атака на короля. Наличие открытых и полуоткрытых линий в районе расположения неприятельского короля - предпосылка для острой атаки, возможно, с жертвами.

Борьба за открытую линию.  Форпост.  Опорные пункты создаются с помощью пешек. Фигура, занимающая опорный пункт на открытой или полуоткрытой линии, называется форпостом. Наличие форпоста облегчает борьбу за линии.

  1. Проблема центра

Сильный пешечный центр. Пешечный центр силен при поддержке фигур и невозможности соперника его подорвать или организовать сильное фигурное давление.

Подрыв пешечного центра. Пешечные подрывы. Отставание в развитии может привести к атаке.

Фигурный подрыв центра. Совместное действие фигур против пешечной пары в центре.

Роль центра при фланговых операциях. Успешное выполнение фланговых операций зависит от положения в центре.

  1. Два слона

Два слона в миттельшпиле. При открытой игре или игре на обоих флангах два слона имеют преимущество.

Успешная борьба против двух слонов. Основной метод борьбы - ограничение их активности путем создания пешечных заграждений и завоевание опорных пунктов для коней.

  1. Слабые и сильные поля

Поле является слабым, если оно вообще или длительное время не может быть атаковано своей пешкой. Реальной слабостью поле становится тогда, когда возникает угроза вторжения на него. Свойством слабого поля является его способность повышать ценность оккупирующей фигуры, особенно коня или слона.

Слабость комплекса полей.   Как правило, сторона, в расположении которой ослаблены поля определенного цвета, испытывает большие трудности, так как фигуры противника, безраздельно господствующие на этих полях, активно влияют и на другие, соседние поля.

О некоторых сильных полях. Это стратегически важные пункты, располагаясь на которых, фигуры проявляют большую активность.

  1. Особенности расположения пешек

Слабыми могут быть и изолированные, и сдвоенные, и отсталые, и висячие пешки. Их слабость зависит от расположения фигур. Чем ближе к эндшпилю, тем больше шансов использовать пешечные слабости и тем большее значение имеет количество пешечных «островков».

Сдвоенные пешки. Сдвоенные пешки обладают меньшей подвижностью, они больше подвержены нападению неприятельских фигур, но, с другой стороны, они часто выполняют роль «сторожа» открытых и полуоткрытых линий.

Отсталая пешка на полуоткрытой линии – серьезный дефект в пешечном расположении.

Проходная пешка обычно возникает как результат пешечного превосходства на одном из флангов. Хорошо и далеко продвинутая проходная может стать чрезвычайно опасной, поэтому проходные пешки необходимо своевременно блокировать.

  1. Окончания

Пешечные

Оппозиция.  Прием «отталкивания». Окончания с проходными пешками у обеих сторон.  Лучшее пешечное расположение.  Прорыв. Запасные темпы. Активность короля.

Ладейные

Владение 7-й (2-й) горизонталью. Использование открытой линии. Окончания с проходными пешками. Активность, Использование пешечных слабостей. Позиция Фшщдора. Реализация материального или позиционного перевеса.

Легко-фигурные

Мат слоном и конем. Разноцветные слоны в эндшпиле. Противостояние слона и коня. Проходная пешка при разноцветных слонах.

Ферзевые

Активность ферзя. Пешечное расположение. Окончания с далеко продвинутой проходной пешкой. Ферзь и пешка против ферзя.

  1. Борьба при необычном соотношении сил

Ферзь против различного материала.

Ферзь против двух ладей, против ладьи и легкой фигуры, против 3 легких фигур.

Компенсация за ферзя. Меньшие по абсолютной ценности силы могут успешно противостоять ферзю благодаря своей активности.

Ладьи против легких фигур. Две ладьи против 3 легких фигур. Две легкие фигуры против ладьи (с пешками). Ладья против легкой фигуры и двух пешек.

Компенсация за ладью. При жертве качества учитываются множество факторов: положение королей, активности фигур, возможности создания проходных пешек и т.д.

Легкая фигура против 3 пешек. Как правило, в дебюте и миттельшпиле фигура сильнее благодаря возможности атаки на короля. В эндшпиле перевес переходит в сторону пешек.

Компенсация за легкую фигуру. По возможности вести активные действия против короля, оставшегося в центре, или против недостаточно защищенной позиции рокировки две или даже одна пешка могут явиться достаточной компенсацией за легкую фигуру.

  1. Тактика

Атака на короля. Атака на не рокировавшего короля. Атака на короля при односторонних рокировках, при разносторонних рокировках.

Конкурсы решения комбинаций и задач-миниатюр.

Основные разделы и тема образовательного процесса

Количество

часов

  1. ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ

Различная подвижность (активность фигур)

110

24

Хорошие и плохие слоны

6

О

Слон сильнее коня

4

Конь сильнее слона

4

Разноцветные слоны в миттельшпиле

6

Выключение фигуры из игры

4

Открытые и полуоткрытые линии

12

Использование открытых и полуоткрытых линий

4

Открытые и полуоткрытые линии и атака на короля

4

Борьба за открытую линию, форпост

4

Проблема центра

22

Сильный пешечный центр

6

Подрыв пешечного центра

6

Э

Фигурный подрыв центра

6

Роль центра при фланговых операциях

4

3

Два слона

18

Два слона в миттельшпиле

6

Два слона в эндшпиле

6

J

Борьба против двух слонов

6

Сильные и слабые поля

12

Слабые поля

4

Слабости комплекса полей

4

О некоторых сильных полях

4

Особенности расположения пешек

22

Пешечные слабости

6

Сдвоенные пешки

6

Отсталая пешка на полуоткрытой линии

4

й

Проходная пешка

6

  1. ОКОНЧАНИЯ

120

Пешечные

40

Ладейные

40

Легкофигурные

20

Ферзевые

20

  1. БОРЬБА ПРИ НЕОБЫЧНОМ СООТНОШЕНИИ СИЛ

60

Ферзь против различного материала

16

Компенсация за ферзя

6

Ладьи против легких фигур

14

Компенсация за ладью

6

Легкая фигура против трех пешек

10

Компенсация за легкую фигуру

8

  1. ТАКТИКА

110

Атака на короля

40

Конкурсы решения комбинаций и задач-миниатюр

70

Итого:

400

3 год обучения

Разделы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Всего

часов

1.

Основы стратегии

10

12

10

12

10

12

10

12

10

12

110

2.

Окончания

20

18

20

8

10

8

10

8

10

8

120

3.

Борьба при необычном соотношении сил

10

10

10

10

10

10

60

4.

Тактика

10

10

10

20

20

20

20

110

Итого:

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

400

Контрольные требования  -  3 год обучения

  1. Знать основные планы игры в итальянской партии, защите 2-х коней, испанской партии, ферзевом гамбите, сицилианской защите.
  2. Уметь рассчитывать варианты на 3-4 хода.
  3. Уметь оценить позицию по внешним признакам и наметить план игры.
  4. Уметь реализовывать большой позиционный перевес.
  5. Владеть приёмами пешечного эндшпиля (треугольник, запасные темпы, идея Рети)
  6. Знать основные принципы игры в ладейных окончаниях.
  7. Выполнить норму 2 разряда.

Список рекомендуемой литературы к 3 году обучения.

  1. Голенищев В.Е. Подготовка юных шахматистов П разряда. М. :Советская Россия,        1979.
  2. Нимцович А.И. Моя система. М.’.Физкультура и спорт, 1984.
  3. Романовский П. Миттельшпиль. План. М..’Физкультура и спорт, 1960.
  4. Яковлев Н., Костров В. Найди лучший ход! С-Пб, 1998
  1. Горенштейн Р. Шахматы. Миттельшпиль. Москва: ШК Петросяна, 1997 2тома
  1. Яковлев H. Штурм королевских бастионов. С-Пб УНТИ, 1997
  2. Верховский Л. Карл Шлехтер, М.:Физкультура и спорт, 1984
  3. Глигорич С. Играю против фигур. М.:Физкультура и спорт, 1983
  4. Петросян Т. Стратегия надежности. М.:Физкультура и спорт, 1985
  5. ЮдовичМ. Гамбит. М.:Физкультура и спорт, 1980

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

С наиболее одарёнными и перспективными воспитанниками, в особенности в период к подготовке ответственных соревнований предусмотрены индивидуальные занятия. Преподаватель с 1-3 ребятами разбирает их партии, планирует график подготовки, шлифует дебютные схемы. Большое значение при этом может оказать использование шахматных обучающих, игровых и базовых компьютерных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ШАХМАТЫ

Визитка авторов сайта...

«Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»

Конспект интегрированного занятия   по шахматам и ИЗО  с использованием  компьютерных технологий.  Для детей 5 лет  Знакомство с  шахматной фигурой «король», c...

Рабочая программа + КТП внеурочной деятельности "Шахматы"

СамоанализВнеурочной деятельности учителя дополнительного образования Седип Э.Э.Внеурочную деятельность осуществляю ежегодно, как начала работать учителем. В начале это были кружки, элективные курсы, ...

Фильм "IV Первенство класса по шахматам".

                    Представляю Вам свой фильм, посвященный шахматному первенству класса. Оно проходит в классе ежегодно в первой четверти. Сна...

Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...

Первенство города по шахматам среди детей до 8 лет (сценарий)

Сценарий  проведения открытия и церемонии награжденияпервенства города по шахматам среди детей до 8 лет   28, 29 января 2012 г.      город Осинники, Кемеровска...

Учебно-методическое пособие "Шахматы - школе"

Данное учебно-методическое пособие можно использовать педагогами дополнительного образования на занятиях шахматами....