Формирование психологической сплоченности в футбольной команде
статья по физкультуре (6 класс)

Проблема сплочения в спортивной деятельности, феномен групповой сплоченности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование психологической сплоченности

в футбольной команде

В настоящее время одной из актуальных проблем является проблема сплочения в спортивной деятельности. От уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Феномен групповой сплоченности представляется как сложное, многоаспектное явление, взаимозависимых факторов: личностных, групповых, межгрупповых.

Спортивный коллектив является формой общественного объединения молодежи для совместной подготовки и участия в соревнованиях, деятельность которых представляет собой целостную динамическую систему, оказывающую воздействие на их индивидуально-психологические качества, общение, межличностные отношения, морально-психологический климат в коллективе, мотивацию, общественное мнение и др.

Сплоченность (сплоченность группы, сплоченность коллектива) – характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом. 

Формирование и сплочение коллектива в процессе спортивной деятельности осуществляется на основе познания и анализа противоречий и трудностей, проявляющихся в его функционировании, разрешение которых позволяет проектировать целенаправленное управление воспитанием спортсменов.

Становление и сплочение спортивного коллектива носит этапное развитие, характеризуется многоуровневой структурой межличностных взаимоотношений, иерархия которых обеспечивает построение нескольких моделей спортивных групп.

Процесс сплочения спортивного коллектива осуществляется успешнее, если: ясно выражена общественная значимость и необходимость подготовки к конкретным соревнованиям; обеспечено единство целей и интересов всех спортсменов; организация совместных учебно-тренировочных занятий побуждает к товарищеской выручке и взаимопомощи; учебный и тренировочный процессы организованы с учетом индивидуального опыта спортсменов, дает им возможность проявить творчество, инициативу, ясно видеть свою перспективу; ставит спортсмена в определенную зависимость и позицию по отношению к коллективу, заставляет переживать свое отношение к делу и к каждому товарищу по группе.

В командных же видах спортивной деятельности, например в спортивных играх, психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимоотношения между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплочённости команд, а следовательно, и фактором спортивного успеха.

Командная сплочённость является социально – психологическим групповым феноменом, объективно выражающимся в сыгранности, а субъективно – в чувстве общности членов команды, обозначаемом в речи словом «Мы» и противопоставлением себя соперникам словом «Они».

При этом под командной сплоченностью специалисты в области спортивной психологии обычно понимают межличностное притяжение игроков, взаимную симпатию, дружеские отношения между игроками, формирующими психологическую атмосферу взаимопонимания и целостность команды как спортивного микросоциума.

Существенное значение для сплоченности спортивной команды имеет изучение самооценки спортсменов,  ее завышенное значение вызывает неприятие окружающих; заниженное – не инициирует спортсмена на изменение статуса в команде.

И в связи с этой проблемой мной было проведено исследования сплоченности футбольной команды МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» 2005-2006 г.р.

Мною были использованы три методики направленные на выявления  сплоченности в данной команде.

- Методика «Сколько голов, столько умов?»

- Методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишира»

- Методика «Что важнее»

На основе анализа результатов проведенного тестирование было выявлено, что у этой команды низкий уровень сплоченности, ценностно-ориентационное единство отсутствует.

В связи с этим было разработана и предложена программа, для ее внедрение  в тренировочный процесс. Она включала комплекс упражнений направленных на сплочение команды.

Диалог, лекция. Сплочение как фактор эффективной способ достижения поставленной цели.

В этой лекций тренер или психолог пытается донести до занимающихся, то что без совместной работы  в команде не возможно достичь высоких спортивных результатов. Объясняет что такое  сплоченность, какое значение имеет сплочение для  психологического комфорта человека и команды, от чего зависит сплоченность, и к чему может привести сплочение  команды. В конце лекций спортсменам дается шанс высказаться и задать интересующий их вопросы.

Описание упражнения

Тренер предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения

Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

«Рисунок на спине»

Описание упражнения

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Тренер  рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого.

Список литературы

1. Бойченко, Б.Ф. Возрастная динамика физических качеств и технико-тактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов / Б. Ф, Бойченко. - Краснодар, 2009.

2. Вихров, К.Л. Физическая подготовка юных футболистов / К. Л. Вихров. - Киев, 2000.

3. Воль, А. В. История футбола / А. В. Воль. - М.: Просвещение, 2008.

4. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола: Техника игры: Т. 1./ С. В. Голомазов. - М.: СпортАкадемПресс, 2005.

5. Поурочная программа подготовки юных футболистов / под редакцией М. А. Годик, С. М. Мосягин, И. А Швыкова, Н. В. Котенко. - Нижний Новгород., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива

В работе представлен обмен обытом в сплочении и формировании ученического коллектива, а именно  пятиклассников,  в период адаптации. Названы некоторые формы и методы работы, применяемые мною...

Формирование групповой сплоченности команды, обусловленное индивидуальными психологическими характеристиками игроков.

В моем материале рассказано, как влияют психологические характеристики игроков в баскетболе на групповую сплоченность команды. А так же даны методические разработки по повышению групповой сплоченности...

Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.       ...

Методическая разработка зачитана на заседании тренерского совета спортивной школы "Психологический настрой каждого игрока команды в целом на достижение высоких результатов"

В данном материале описаны приемы психологического настроя членов команды на достижение высоких результатов на собственных примерах автора...

Проект развития спортивного коллектива футбольной команды тренировочного этапа СДЮСШОР № 9 г.о. Самара средствами современных образовательных технологий

Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Отмеченная социально-педагогическая и психол...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ...

Воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи и чувства коллективизма у детей с ОВЗ на примере школьной футбольной команды.

В 2020-2021 году были организованы две спортивные группы учащихся в составе: младшая группа - 19 человек, старшая группа - 9 человек. Обучающиеся работали по программе дополнительного образования.Зада...