Методическая разработка «Подвижные игры с элементами баскетбола на уроках физической культуры»
методическая разработка по физкультуре

Селеткова Елена Михайловна

«Подвижная игра является упражнением,

посредством которого ребенок готовится к жизни. (П.Ф.Лесгафт)

Подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков во всех видах деятельности.

 Подвижные игры одно из основных средств физического воспитания детей в любом возрасте. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся  удовлетворить в играх. Игра для них, прежде всего – это движение и мотивация к нему. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и соблюдать определенные правила.

В урочную форму занятий подвижные игры включаются как составная часть педагогического процесса и служат как одна из основ  учебно-воспитательной деятельности, управляемой учителем, тренером, инструктором, методистом.

При правильной организации занятий, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры  оказывают благоприятное влияние на рост, развитие  и укрепление костно связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а так же повышают функциональную деятельность организма. Правила и двигательные действия подвижных игр создают у учеников верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе взаимоотношениях между людьми.

Подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Кроме того занятия играми вырабатывают координированные, экономные, и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи необходимо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_nsportal.docx278.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №301 Фрунзенский район г.Санкт-Петербург

Методическая  разработка

 «Подвижные игры с элементами баскетбола на уроках физической культуры»

                                                                                             

Елена Михайловна Селеткова

                                                                учитель первой категории

                                                                        предмета физическая культура

                                                      ГБОУ СОШ  № 301

                                                          Фрунзенского района

                                                    Санкт-Петербурга  

                                                                     Педагогический стаж: 12 лет

Санкт-Петербург

2019 г.

Содержание

Пояснительная записка.

1.Классификация подвижных  игр.

2.Подвижные игры на уроках баскетбола.

3.Педагогические основы применения подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре.

4.Особенности применения ПИ в изучении баскетбола.

Заключение.

Список литературы.

 

Пояснительная записка

«Подвижная игра является упражнением,

посредством которого ребенок готовится к жизни. (П.Ф.Лесгафт)

Подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков во всех видах деятельности.

 Подвижные игры одно из основных средств физического воспитания детей в любом возрасте. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся  удовлетворить в играх. Игра для них, прежде всего – это движение и мотивация к нему. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и соблюдать определенные правила.

В урочную форму занятий подвижные игры включаются как составная часть педагогического процесса и служат как одна из основ  учебно-воспитательной деятельности, управляемой учителем, тренером, инструктором, методистом.

При правильной организации занятий, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры  оказывают благоприятное влияние на рост, развитие  и укрепление костно связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а так же повышают функциональную деятельность организма. Правила и двигательные действия подвижных игр создают у учеников верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе взаимоотношениях между людьми.

Подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Кроме того занятия играми вырабатывают координированные, экономные, и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи необходимо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.

1.Классификация подвижных игр

Разнообразие подвижных игр с давних времен приводило исследователей и составителей сборников к необходимости группировать игры, классифицировать их. Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как  Л.И.Чулицкая, Е.А.Аркин, М.М.Конторович, Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, а позднее В.М.Богусловская, А.И. Быкова, А.И.Сорокина,Е.Г.Батурина, Н.Г.Кожевникова и др.

Наиболее простая и доступная квалификация была составлена П.Ф.Лесгафтом. 

                                                              Подвижные игры

        ПИ

 с правилами (элементарные)                                             Игры с элементами спортивных игр

                            (сложные)

Сюжетные        Игры,забавы,        - Волейбол

                                    атракционы        - Баскетбол

           Бессюжетные                                                                   -  Городки

                                                                                                      -  Футбол

С предметами        С элементами                                              - Хоккей

                                 соревнований,

         эстафет.

Подвижные игры различаются                             По степени физической нагрузки

по их двигательному режиму.

2. Подвижные игры на уроках баскетбола.

 Многолетняя практика работы показывает, что для обучения   целому ряду тактических элементов закрепления и совершенствования навыков выполнения технических упражнений лучше всего создать специальные игровые условия.

«Акулы и рыбки» (салки). Игроки делятся на две равные команды. Одна команда строится на лицевой линии – акулы, игроки  второй перемещаются  по морю (внутри баскетбольной площадки). Перемещения могут быть в виде беговых упражнений, а так же  с ведением мяча. По каждому сигналу учителя одна акула выплывает в  море и осаливает рыбку, после чего выходят за рамки моря. Когда все рыбки пойманы, игроки меняются ролями.

«Уровни». На площадке  определяются  уровни: от лицевых  к центру три метра, от средней в обе стороны по три метра. В каждом уровне стоит игрок без мяча, охраняя свою зону. На лицевой линии, построены все игроки. По сигналу каждый игрок начинает движение с ведением с лицевой линии. Игрок с мячом  пытается пройти все уровни. Если нападающий потерял мяч, то он меняется с защитником местами.

«Пять (восемь)  передач». Игроки делятся на две команды. Каждая команда должна выполнить пять передач. Перемещаться с мячом нельзя. Счет ведется в слух. Если мяч был потерян или перехвачен, то счет ведется заново.

«Двое против одного». Игра ведется на четверти баскетбольной площадки. Участвуют 3 человека.  

Два участника – нападающие – передают мяч друг другу, а третий защитник – старается, перехватит его или хотя бы задеть рукой.

Если мяч выйдет за пределы площадки, будет перехвачен или игроки нарушат правила ведения, то игрок, допустивший ошибку, меняется местами с защитником.

«25 передач». Все игроки делятся на пары и выстраиваются в две шеренги на расстоянии не менее 10 метров друг от друга. Перед каждой шеренгой проводится линия; можно построиться на боковых линиях баскетбольной площадки. Каждая пара должна выполнить 25 передач любым способом, не заступая за линию. Если мяч ударится о пол до не, то игрок должен вывести мяч за линию, а потом произвести передачу. Выигрывает та пара, которая быстрее выполнит 25 передач.

«Борьба за мяч». Участвуют две команды по два человека в каждой. Игра проводится одновременно в разных местах площадки.  Применяя разученные передачи, игроки, предают мяч друг другу, удерживают или отнимают его, соблюдая правила игры в баскетбол.

«Три на два». Все игроки делятся на группы по пять человек в каждой. Для каждой пятерки играющих выделяется четверть площадки. За пределы своей площадки выбегать нельзя. Внутри каждой пятерки игроки делятся на две команды. В одной три игрока – нападающие, в другой два – защитники. Нападающие, передавая мяч, друг другу, стараются удержать его как можно дольше, а защитники пытаются овладеть мячом.  Нападающий, совершивший ошибку при передаче, меняется ролями с защитником.

«Борьба за мяч». Участвуют две команды по 2 человека в каждой. Игра проводится одновременно в разных местах площадки. Применяя разученные передачи, игроки передают мяч друг другу, удерживают или отнимают его, соблюдая правила игры в баскетбол.

«Вызов номеров с мячом». Все игроки делятся на две команды. Внутри команд производится расчет по порядку номеров. На равном расстоянии от каждой из команд лежат по мячу. Учитель произвольно называет номер игрока. Названные номера выбегают, поднимают мячи и ведут его до обозначенной линии (расстояние до нее должно быть одинаковым для обеих команд), затем разворачиваются, с ведением мяча возвращаются и кладут мячи на исходную позицию. Победитель приносит своей команде 1 очко.

«Десять». Игроки делятся на две команды и выстраиваются в колонны по одному справа от щита, но не ближе чем в 5 м от него. По сигналу направляющий бросает мяч в корзину, ловит его и передает следующему, после чего занимает место в конце колонны. Затем то же задание выполняют остальные.

После трех совместных попаданий участники команды перебегают к боковому кольцу, где, сохраняя порядок расстановки, они должны поразить кольцо еще 4 раза, доведя счет своих попаданий до 7, затем снова переходят к другому кольцу, в которое нужно попасть еще 3 раза. Побеждает команда, которая успеет первой поразить кольцо 10 раз.

«Двадцать». Участники делятся на несколько групп по количеству баскетбольных щитов; в каждой игра проводится самостоятельно и носит индивидуальный характер. Все участники имеют право на 3 последовательных броска в корзину. Первый выполняется из-за линии штрафного броска; затем надо подбежать, поймать мяч - обязательно в воздухе - и повторить бросок; таким же образом выполняется третий бросок. За удачно выполненный первый бросок начисляется 3 очка, за второй - 2, за третий - 1. Игрок, не успевший поймать мяч до того, как он коснется пола после первого или второго броска, не имеет права на остальные броски. Если игрок попал в корзину 3 раза, он имеет право еще на 3 броска, и так до первого промаха. Все игроки бросают мяч поочередно. Выигрывает участник, который первым наберет 20 очков.

«40 попаданий». Все игроки делятся на четыре команды, по две на каждый основной щит. У первых номеров - по мячу. Игрокам нужно в сумме поразить кольцо 40 раз - по 10 попаданий с четырех разных точек. За каждое попадание начисляется 1 очко. После 10 удачных бросков участниками одной из команд объявляется победитель первой серии бросков и подсчитывается количество попаданий. Затем команды меняются местами, и игра продолжается. Необходимо соблюдать следующее условие: игрок, бросивший мяч, должен поймать его, не дав упасть на землю, независимо от того, попал ли он в корзину, и передать партнеру. За каждое падение мяча на площадку команда лишается 1 очка.

«Десять ударов с передачей». Участники выстраиваются в 2-3 шеренги. Дистанция и интервал между участниками - 2 м. Каждая шеренга представляет собой отдельную команду. Правофланговые получают баскетбольный мяч. По сигналу учителя они начинают ведение мяча на месте - 10 ударов о пол, а 11-м ударом направляют мяч следующему игроку своей шеренги. Тот без остановки выполняет то же упражнение, и так до конца шеренги. Последний игрок шеренги, выполнив задание, поднимает мяч над головой.

При повторном проведении игры можно выполнять задание от замыкающего к направляющему, но уже левой рукой. Побеждает команда, которая выполнит задание первой.

«Штрафные броски». Две команды строятся на линии штрафного броска в колонны по одному, у одной из

них мяч. Они выполняют штрафные броски до 3 промахов подряд, после чего мяч передается их соперникам. Побеждает команда, реализовавшая больше штрафных бросков.

3. Педагогические основы применения подвижных игр на учебных занятиях по  физической культуре

Педагог должен стремиться:

- сохранять и укреплять здоровье занимающихся;

- воспитывать необходимые морально-волевые качества;

- формировать организаторские способности;

- содействовать формированию жизненно необходимых навыков и умений;

- учитывать психофизические особенности каждого ребенка.

Чтобы интерес к игре у детей не падал, и одновременно выполнялись поставленные задачи, необходимо:

- из числа известных игр выбрать ту, что в большей степени соответствует поставленной задаче;

- оценить доступность игр и использовать такую, которая соответствует физическому и умственному развитию играющих. Излишняя сложность игры снижает интерес к ней, а чрезмерная простота не требует мобилизации и поэтому не развивает;

- место для игры должно быть предварительно хорошо подготовлено.

П.Ф. Лесгафт считал, что физические упражнения и движения, выполняемые без осознания и познавательного интереса, мотивации, ведут к механическим и ограниченным изменениям, не дают возможности даже физически развитой личности рационально использовать свои силы. В «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» отмечается, что главная задача педагогов - приучить ученика к сознательным действиям, научить управлять своими движениями, анализировать и сравнивать их, иначе его действия будут только имитационными.

В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации.

Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребенка, поскольку:

- создают условия для их активности;

- предоставляют возможность выбора;

- создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;

- предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения для своих товарищей;

- нацеливают на способ достижения результата;

- учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;

- развивают учебно-познавательные мотивы.

Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психологически-коррекционное, психотерапевтическое воздействие.

4. Особенности применения ПИ в изучение баскетбола.

В баскетболе разработано и предложено большое количество средств и методов подготовки спортсменов. И именно подвижные игры являются одним из основных вспомогательных средств при работе с баскетболистами. Помимо решения общих задач физического воспитания, подвижные игры позволяют решать специальные задачи обучения и тренировки

1.ПИ в комплексе с контрольными тестами позволяют решить проблему отбора новичков, поскольку в игровом методе наиболее ярко и естественно проявляются индивидуальные особенности занимающихся.

2.Наблюдая за поведением занимающихся в процессе игры, можно оценивать:

- Проявление инициативы и настойчивости;

- Отношение к соперникам по игре;

- Отношение к партнерам по команде;

- Дисциплинированность, требовательность;

- Отношение к победе, поражению.

3. ПИ, представляющие собой игровой метод физического воспитания, позволяют развить и совершенствовать такие физические качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость.

4. Оздоровительная ценность баскетбола исключительно высока. Первостепенное влияние оказывается на функциональное состояние центральной нервной системы. Расширяются возможности и других функциональных систем организма, и особенно сердечно-сосудистой системы

в процессе игры происходит, положительные изменения в опорно двигательном аппарате, укрепляется костная ткань, увеличивается сила мышц.

5. Игра дает нравственное воспитание, развивает познавательные интересы, вырабатывает волю и характер, формирует умения ориентироваться в окружающей среде действительности, воспитывает чувство коллективизма.

C:\Users\елена 1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_2018-11-05-23-34-47-1.png

Заключение

Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер

поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры. Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. В педагогической практике, социальной жизни и быту существуют две основные формы организации подвижных игр: урочная и внеурочная. Подвижные игры, относящиеся к внеурочной форме занятий, подразумевают большую роль организаторов, вожаков из среды самих детей; они организуются, как правило, эпизодически, состав участников может меняться, а игры варьируются по содержанию и объему игрового материала. При урочной форме проведения подвижных игр ведущую роль играет руководитель, который решает следующие задачи:

1) оздоровительные;

2) образовательные;

3) воспитательные.

Технология постановки подвижных игр представляет собой: подготовку к проведению игры, подготовку площадки для игры, подготовку инвентаря для подвижных игр, предварительный анализ игры, руководство игрой, размещение играющих и место руководителя при объяснении игры, объяснение игры, выделение водящих, распределение команды, выбор капитанов команд, выделение помощников, наблюдение за процессом игры и поведением играющих, судейство, дозировка нагрузки в процессе игры, окончание игры, подведение итогов игры, обсуждение игры.

Проведение игры - педагогический процесс, не всегда поддающийся прогнозированию. Практический опыт работы с детьми, умение наблюдать и анализировать действия играющих в процессе игры, умение правильно анализировать и оценивать свое поведение как руководителя игры способствуют совершенствованию мастерства руководства играми.

Основная задача уроков физической культуры в школе состоит в пробуждении у обучающихся интереса к развитию физических способностей, в том, чтобы научить их любить спорт и наслаждаться возможностями своего тела, испытывая потребность в систематическом занятии физическими упражнениями

В своей работе в сфере образования  я использую многочисленные  варианты подвижных игр для достижения  поставленных задач и целей в разных направлениях и областях физкультурно-спортивной, оздоровительной и воспитательно – развивающей деятельностей.

Я считаю, что подвижные игры важны для развития технических и двигательных навыков в любом виде спорта. А так же для формирования полноценной разносторонней личности с первых лет жизни. Пользуясь  играми, мы способствуем у ребенка формированию  умения  владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию»       (П.Ф.Лесгафт).  

 

 «Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития».

Лесгафт П.Ф. «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста»

Список литературы:

1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4.

2. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2002.

3. Дворкина Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет / Н.И. Дворкина // Теоретико-методологические основы физического образования / Под общ.ред. доц. В.А.Вострикова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.

4. Женило М. Ю. Театрализованные праздники 1-4 классы. Найди свою звезду. - М.: 2004. - 288 c.

5. Жуков М.Н. Подвижные игры. - М.: Изд-во: Академия. - 2000. - 160 с.

6. Исаева С. А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе (практическое пособие). - М.: Изд-во Айрис Пресс, 2004. - 40 с.

7. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Подвижные игры с элементами баскетбола" (для третьего класса).

План-конспект урока физической культуры, проведённый в третьем классе.Авторы программы: Лях В.И. и др.(Технологическая карта урока)...

Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 5 класса Тема «Подвижные игры с элементами баскетбола»

Задачи: 1. Обучение владению мячом: передаче на расстоянии, ловле, ведению, броскам в процессе подвижных игр.                 2. Развивать координационные,...

Конспект урока по физической культуре для слабослышащих обучающихся 4 класса на тему "Подвижные игры с элементами баскетбола"

Конспект урока по физической культуре для слабослышащих обучающихся 4 класса на тему "Подвижные игры с элементами баскетбола"...

План-конспект урока по физической культуре (раздел подвижные игры с элементами баскетбола) для учащихся 3 класса

Тема урока: Ведение мяча с изменением направления. Задачи урока:Развивать «чувство мяча», координацию движений, укреплять основные группы мышц.Совершенствовать технику передач и ловли...

Конспект урока на тему: "Подвижные игры с элементами баскетбола", УМК "Физическая культура" под. ред. В. И. Ляха (1-4 кл).

Раздел: Подвижные игры с элементами баскетбола.Тема урока: Техника ведения мяча.Цель урока: ознакомление и обучение техники выполнения ведения мяча.Задачи урока:  1) Воспитательная – воспит...

Технологическая карта урока физической культуры для 4 класса подвижные игры с элементами баскетбола

Тема урока: «Ловля низко летящего мяча, низкие передачи. Подвижные игры с мячами».Цель: развивать технические навыки и физические качества средством упражнений и игр с мячом....

Статья "Подвижные игры с элементами волейбола" на уроках физической культуры в 6 классе

Для проведения интересного урока в 6 классе необходимо включать в содержание подвижные игры, таким образом учащиеся охотнее вовлекаются в учебный процесс. В данной статье представлены некоторые подвиж...