Спортивное ориентирование в системе внеурочной деятельности
презентация к уроку

Рогова Людмила Игоревна

Презентация знакомит с видом спорта спортивное ориентирование. Основными правилами и и методикой обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovanie.pptx2.06 МБ
Файл praktikum.docx104.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спортивное ориентирование с системе внеурочной деятельности Учитель физической культуры МБОУ ОШ№5 Рогова Людмила Игоревна

Слайд 2

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения

Слайд 3

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ- вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции . Виды спортивного ориентирования: По способу передвижения- Бегом На велосипедах На лыжах По времени Дневные Вечерние По способу старта Индивидуальные Групповые Эстафетные

Слайд 4

По способу выполнения задач проводятся следующие виды соревнований по ориентированию Ориентирование в заданном направлении «ЗН» — прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. Путь от одного КП до другого участники выбирают по своему усмотрению. Ориентирование по выбору «ВО» — прохождение КП из числа имеющихся в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный, по усмотрению участника. Ориентирование на маркированной трассе (МТ) — прохождение дистанции, маркированной на местности от старта до финиша, с нанесением на карту местоположения КП, установленных на дистанции. 2 1 3 4 5 32 31 34 35 33 36 37

Слайд 5

Участники соревнований обязаны: выполнять Правила соревнований; соблюдать очередность стартов и своевременно являться на старт; стартовать с номером, определенным жеребьевкой; стартовать с номером и контрольной карточкой, выданными Организатором; беречь от случайных проколов и разрывов карту и контрольную карточку; оказать помощь во время соревнований участнику, получившему травму; сообщить о нем на финише; на финише сдать судьям контрольную карточку вместе с упаковкой, а если требуют организаторы, то и карту; при передаче эстафеты коснуться рукой партнера по команде в пределах зоны передачи Участник, сошедший с дистанции, должен в возможно более короткий срок явиться на финиш, заявить об этом на финише, сдать контрольную карточку и карту. Он никоим образом не должен влиять на ход соревнований и помогать другим спортсменам. Разрешенные действия участников соревнований.

Слайд 6

Участникам соревнований запрещено: принимать допинг в любой форме; предпринимать попытки заранее знакомиться с местностью в планируемом районе соревнований или с картой данных соревнований, если это не разрешено Организатором; в ходе соревнований пользоваться навигационным оборудованием, кроме компаса; выходить в район расположения дистанции до своего стартового времени; после финиша выходить в район соревнований без разрешения Главного судьи; во время нахождения на дистанции снимать номер; применять какие-либо технические средства передвижения; выходить на дистанцию со средствами мобильной связи и другими радио устройствами; изменять устройство и оборудование КП; привлекать к себе внимание какими-либо сигналами в ходе соревнований (кроме сигналов о помощи в случае травмы или если участник заблудился); вмешиваться в работу судейской коллегии; пересекать запрещенные участки местности; пользоваться какой-либо посторонней помощью, кроме медицинской (в случае необходимости Запрещенные действия участников соревнований .

Слайд 7

Контрольный пункт (КП) — точка, в которой должны побывать участники соревнований. Точка обозначается на карте - и оборудуется спортивной призмой на местности. Для контроля на КП должен быть инструмент отметки: станция электронной отметки, компостер и тд . чип Каждому КП дается цифровое обозначение, для чего используются двухзначные и трехзначные числа, начиная с 31. Номера, которые могут быть неоднозначно прочитаны (66, 68, 86, 89, 98, 99 и т.п.) для обозначения КП использовать запрещается.

Слайд 8

На карту, выдаваемую участнику соревнований , н аносят красным цветом элементы дистанции. Для спортивных карт обычно применяются масштабы 1:5000, 1:7500, 1:10 000 и 1:15 000 с высотой сечения рельефа 5 м и 2,5 м. старт финиш КП Карта - это плоское изображение земной поверхности и расположенных на ней объектов с использованием условных топографических знаков. Направление «север- юг» на спортивных картах указывается линиями магнитного меридиана синего цвета . Север всегда соответствует верхней кромке карты. Масштаб карты показывает во сколько раз расстояние между объектами на местности больше, чем между этими объектами, изображенными на карте. Для того чтобы определить, сколько метров содержится в одном сантиметре карты нужно мысленно зачеркнуть два последних нуля в знаменателе масштаба. Например, масштаб 1:7500 - в 1 см карты содержится 75 метров расстояния на местности.

Слайд 9

искусственные объекты – изображают линиями и знаками черного цвета Условные знаки для спортивных карт разделены в следующие группы скалы и камни – изображают знаками черного цвета Гидрография - изображают синим цветом рельеф – изображают горизонталями и знаками коричневого цвета растительность- изображают белым, зеленым и желтым цветом знаки дистанции - изображают красным цветом.

Слайд 10

Рельеф на карте Значительная часть изображения пересеченной местности приходится на тонкую паутину горизонталей, с помощью которых изображают рельеф, т.е формы земной поверхности Горизонтали – это замкнутые кривые линии, соответствующие постоянным высотам участков местности над уровнем моря. Крутой склон обозначается- густым сплетением горизонталей, а пологий -более редким. Короткие штрихи( бергштрих ) показывают куда течет вода и тем самым поясняют, где гора или котловина, хребет или лощина. Оценить характер рельефа местности помогают профили сечения рельефа А- холм Б- яма В-седловина

Слайд 11

Определение и контроль направлений Карта и компас для занимающегося спортивным ориентированием неотделимы друг от друга. Компас служит двум целям - ориентированию карты и выдерживанию направления во время движения на местности. Владея компасом можно безошибочно передвигаться от одного контрольного пункта к другому по азимуту. Азимут- это угол между магнитным меридианом и направлением на искомую точку, отсчитанный по часовой стрелке. Строение компаса Ориентирование карты по компасу и определение азимута

Слайд 12

Ориентирование карты по местным предметам – значит держать ее так, чтобы линии на карте совпадали по направлениям с линейными ориентирами на местности . Верно сориентировав карту по местным предметам, ты сможешь также узнать, где находится север, ведь теперь север на карте и север на местности совпадают. Всегда держи карту перед собой в направлении движения. В этом случае карта сориентирована на местности и совпадает с ней. Север карты совмещай с севером местности. Это важнейшее правило ориентирования. Всегда следи, чтобы красная стрелка компаса и север карты "смотрели" в одном направлении. Только в этом случае ты можешь читать карту: теперь она сориентирована по местности.

Слайд 13

Пирамида обучения спортивному ориентированию Понимание карты. Ориентирование карты Цвета карты. Основные условные знаки Определение расстояний Рельеф местности Чтение карты Приёмы ориентирования карты Определение точки стояния Движение по азимуту Тактико-технические приемы выбора пути движения Физическая подготовка

Слайд 14

Практическая работа Рисование карты (класса, двора), определяя свои условные знаки (см. рис 1,2) Рисование условных знаков Правило большого пальца- « тамбинг » Движение в заданном направлении «Карта класса» Определение рельефа Определение азимута «Звездное ориентирование» Рис. 2 Рис. 1



Предварительный просмотр:

Практикум

Упражнение №1.

 Используя как можно больше условных обозначений,

нарисуйте какую-нибудь забавную картинку.

Пример:http://spo.1september.ru/2009/10/15.4.jpg

Упражнение  2

В океане 5 островов. Найти соответствующие их силуэтам изображения на карте. 

Пример: 1 – Д;

1

2

3

4

5

Д

http://spo.1september.ru/2009/10/15.6.jpg

Упражнение №3. 

Подобрать к описанию графическое изображение рельефа, записать в таблицу

1.  холм с двумя одинаковыми вершинами;
2.  холм с двумя вершинами, причем восточная выше западной;
3.  холм с крутым западным склоном;

4.  холм с пологим спуском на юг;
5.  холм с пологим северо-западным склоном 

1

2

3

4

5

Б

http://spo.1september.ru/2009/10/15.5.jpg

Упражнение №4.

Определите высоту холмов, если известно, что высота сечения рельефа 5 м.  

холм

А

Б

В

высота

Упражнение №5.

 Определите глубину впадины (ямы), если известно, что высота сечения рельефа 5 м.

холм

А

Б

В

высота

Упражнение №6

Ориентирование по карте класса в заданном направлении.

Буквенное обозначение КП - ЧЕМПИОН

Упражнение № 7

Определите последовательно азимут от старта на КП.

 Результаты измерений занесите в таблицу.  

№ КП

1

2

3

4

5

6

Азимут

                                                                                    КП 1

                               КП 6

                                                                                                                       

                КП 5                                                                                                                 КП 2

                                                                                                                           КП 3

                                        К

Горизонталь - замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одинаковой высоте над уровнем моря. На картах это линии, которые не только соединяют равные высоты, но и наглядно передают рисунок формы рельефа.

Рисунок 9. Проволочный макет рельефа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие на тему "Спортивное ориентирование в системе дополнительного образования детей на примере городской станции юных туристов г. Ногинска"

В этом методическом пособии дано описание средств и методов проведения занятий по спортивному ориентированию в системе дополнительного образования на примере городской станции юных туристов. Даны прим...

Методика проведения занятий по спортивному ориентированию в системе учреждений дополнительного образования детей (СЮТур)

Дети приходят в спорт, полные надежд. Важно не обмануть их ожидания, чтобы они не только обучились чему-то новому, но и получили удовольствие и не потеряли интереса к дальнейшим занятиям спортом.В мет...

Практико-ориентированные технологии во внеурочной деятельности

Выступление на Всероссийской олимпиаде по русскому языку. Тема: «Использование практико-ориентированных технологических приёмов  во внеурочной деятельности» 2016 год...

Методическая разработка "Проект воспитания и физического развития "Моя спортивная страна" для организации внеурочной деятельности школьников 5-6-х классов

Методическая разработка «Проект воспитания и физического развития «Моя спортивная страна» предназначен для организации внеурочной работы с детьми в возрасте 11-12 лет. Проект полностью соответствует т...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

Личностно-ориентированный подход во внеурочной деятельности

Личностно-ориентированный подход во внеурочной деятельности...

3D-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена анализу применения 3D-технологий и элементов  музейной педагогики в системе внеурочной деятельности. Раскрываются возможности данных технологий как средств реализации задач форми...