Кружок "Подвижные игры" 2 класс
рабочая программа по физкультуре

Рогова Людмила Игоревна

Рабочая программа расчитана на 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx181.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Ярцевская основная школа №5

«Рассмотрено»

руководитель ШМО

______ И.В.Николайчук  

Протокол №1

от «__» ________ 2016г.

«Согласовано»

заместитель директора _______ И.Г.Костишина

от «__» ________ 2016г.

 

«Утверждено»

директор школы

_______Т.Н. Богданова

Приказ №___

от «__» ________ 2016г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

Внеурочной деятельности

 Спортивно-оздоровительного направления

«Подвижные игры»

для 2 класса

учителя I квалификационной категории

Роговой Людмилы Игоревны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол №___ от __  ___ 2016г.

г. Ярцево

2016-2017 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Результаты освоения курса        2

Основное содержание курса        4

Календарно-тематическое планирование        7

Приложение        10

Результаты освоения курса

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы секции являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— соблюдать правила подвижных игр, использовать их в повседневной и соревновательной деятельности.

Предметными результатами

— представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить подвижные игры с разной целевой направленностью, подбирать подвижные игры учитывая подготовку учащихся и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила выполнения подвижных игр, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

Основное содержание курса

Формы организации

  • Занятия с образовательно - тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала до окончания основной части занятия. Помимо целенаправленного развития физических качеств, формируются у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма.
  • Соревнования
  • Состязания и эстафеты
  • Групповые занятия (круговая тренировка)
  • Беседы
  • Тестирующие занятия
  • Игровые уроки: сюжетные, сюжетно-ролевые, спортивные, общеразвивающие, развивающие.

Содержание и виды деятельности

Содержание

часы

Виды деятельности

Основы знаний:

Физическая культура и спорт России: 

Понятие о физической культуре. Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармоничного развития.

В процессе занятий

Раскрыть понятие «физическая культура» и анализировать положительное влияние ее компонентов (регулярные занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоровье т развитие человека.

Осваивать правила личной гигиены.

Руководствоваться правилами профилактики  травматизма во время занятий физической культурой.

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.

Основные правила личной гигиены. Основные причины травматизма. Признаки заболеваний.

Правила подвижных игр:

 Места занятий, оборудование, инвентарь, виды подвижных игр, правила хранения спортивного инвентаря, правила подвижных игр.

Считалочки:

Русские народные считалочки, считалочки для детских подвижных игр

В процессе занятий

Подвижные игры:

31

На развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве:

 «К своим флажкам», «Пятнашки», «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты», «Гуси лебеди», «Бредень»

3

Уметь: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием

Осваивать универсальные действия в самостоятельной организации и проведения подвижных игр

Излагать правила и условия проведения подвижных игр

Осваивать двигательные действия составляющие содержание подвижных игр

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх

Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности

На развитие  скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве:

 «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Прыжки по полосам», «Удочка», «Волк во рву».

3

Игры с  метанием на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей:

 «Точный расчет», «Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Подвижная цель»

2

Игры на овладение элементарными навыками и умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча, и ориентированию в пространстве.

 «Мяч водящему», «Снайперы», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Пионербол»

4

Русские народные игры:

«Пятнашки с домом», «Круговые пятнашки», «Берегись», «Много троих, хватит двоих»,  «Стоп», «Кошка и мышка в лабиринте», «Море волнуется», «Карусель», «Мышеловка», «Караси и щука», «Лапта», «Город за городом»,  «Двенадцать палочек»,  «Борьба за флаг»

15

Общеразвивающие игры:

«День и ночь», «Космонавты», «У медведя во бору», «Конники-спортсмены», «Вызов номеров», «Мы веселые ребята», «Салки на марше»

4

Контрольные испытания:

Соревнования внутри группы по эстафетам, соревнованиям по подвижной игре «Лапта», соревнования по «ОФП».

3

Выполнять тестовые задания, играть в игры

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх и эстафетах

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности

Календарно-тематическое планирование

 Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата проведения

№ занятия

факт

2

3

4

5

6

7

Подвижные игры

Подвижные игры  «Пустое место», «Белые медведи».

1

ОРУ. Считалочки. Подвижные игры  «Пустое место», «Белые медведи». Развитие скоростных способностей.

1

Подвижные игры  «Белые медведи», «Космонавты».

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «Белые медведи», «Космонавты». Развитие скоростных способностей.

2

Подвижные игры  «Космонавты», «Гуси лебеди», «Пятнашки».

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «Космонавты», «Гуси лебеди», «Пятнашки». Развитие скоростных способностей.

3

Подвижные игры  «Зайцы в огороде», «Прыжки по полосам».

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «Зайцы в огороде», «Прыжки по полосам». Развитие скоростно-силовых способностей.

4

Подвижные игры  «Зайцы в огороде», «Удочка».

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «Зайцы в огороде», «Удочка». Развитие скоростно-силовых способностей.

5

Подвижные игры  «Волк во рву», «Удочка».

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «Волк во рву», «Удочка». Развитие скоростно-силовых способностей.

6

Подвижные игры  «Гонка мячей по кругу», «Метко в цель».

1

ОРУ.  Подвижные игры  «Гонка мячей по кругу», «Метко в цель». Развитие скоростно-силовых способностей.

7

Подвижные игры  «Точный расчет», «Подвижная цель».

1

ОРУ. Подвижные игры  «Точный расчет», «Подвижная цель». Развитие скоростно-силовых способностей.

8

Подвижные игры  « Снайпер»,  «Метко в цель».

1

ОРУ.  Подвижные игры  « Снайпер»,  «Метко в цель». Развитие скоростно-силовых способностей.

9

Подвижные игры  «Перестрелка», «Пионербол».

1

ОРУ.  Подвижные игры  «Перестрелка», «Пионербол». Развитие скоростно-силовых способностей.

10

Подвижные игры  «Перестрелка», «Пионербол».

1

ОРУ.  Подвижные игры  «Перестрелка», «Пионербол». Развитие скоростно-силовых способностей.

11

Подвижные игры  «Перестрелка», «Пионербол».

1

ОРУ.  Подвижные игры  «Перестрелка», «Пионербол». Развитие выносливости.

12

Подвижные игры  «Охотники и утки», «Пионербол».

1

ОРУ.  Подвижные игры  «Охотники и утки», «Пионербол». Развитие выносливости.

13

Подвижные игры  «Охотники и утки», «Пионербол».

1

ОРУ.  Подвижные игры  «Охотники и утки», «Пионербол». Развитие выносливости.

14

Подвижные игры  «Круговые пятнашки», «Кошка и мышка в лабиринте»

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «Круговые пятнашки», «Кошка и мышка в лабиринте». Развитие выносливости.

15

Подвижные игры  «Кошка и мышка в лабиринте», «Много троих, хватит двоих»

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «Кошка и мышка в лабиринте», «Много троих, хватит двоих». Развитие силовых способностей и координации в пространстве.

16

Подвижные игры  «Берегись», «Много троих, хватит двоих»

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «Берегись», «Много троих, хватит двоих». Развитие силовых способностей и координации в пространстве.

17

Подвижные игры  «Берегись», «Стоп».

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «Берегись», «Стоп». Развитие силовых способностей и координации в пространстве.

18

Подвижные игры  «Карусель», «Мышеловка»

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «Карусель», «Мышеловка» «Караси и щука». Развитие силовых способностей и координации в пространстве.

19

.  Подвижные игры  «Караси и щука», «Мышеловка»

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «Караси и щука», «Мышеловка». Развитие силовых способностей и координации в пространстве.

20

Подвижные игры   «Двенадцать палочек», «Город за городом»

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры   «Двенадцать палочек», «Город за городом». Развитие скоростных способностей.

21

Подвижные игры   «Двенадцать палочек», «Борьба за флаг»

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры   «Двенадцать палочек», «Борьба за флаг». Развитие скоростно-силовых способностей.

22

Подвижные игры   «Город за городом», «Борьба за флаг».

1

ОРУ. Считалочки. Подвижные игры   «Город за городом», «Борьба за флаг». Развитие скоростно-силовых способностей.

23

Подвижные игры   «Городки», «Борьба за флаг».

1

ОРУ. Считалочки. Подвижные игры   «Городки», «Борьба за флаг». Развитие скоростно-силовых способностей.

24

Подвижные игры   «Городки», «Лапта».

1

ОРУ. Считалочки. Подвижные игры   «Городки», «Лапта». Развитие скоростно-силовых способностей.

25

Игра «Лапта».

1

ОРУ. Считалочки. Подвижная игра   «Лапта». Развитие скоростно-силовых способностей.

26

Игра «Лапта».

1

ОРУ. Считалочки. Подвижная игра   «Лапта». Развитие скоростно-силовых способностей.

27

Игра «Лапта».

1

ОРУ. Считалочки. Подвижная игра   «Лапта»

28

Игра «Лапта».

1

ОРУ. Считалочки. Подвижная игра   «Лапта». Развитие скоростно-силовых способностей.

29

Игры «День и ночь», «Салки на марше»

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «День и ночь», «Салки на марше». Развитие скоростных способностей и координацию в пространстве.

30

Игры «День и ночь», «Салки на марше»

1

ОРУ. Считалочки.  Подвижные игры  «День и ночь», «Салки на марше». Развитие скоростных способностей и координацию в пространстве.

31

Конт испыыт

Соревнования по игре в  «Лапту».

1

Соревнования по подвижной игре «Лапта»

32

Соревнования по ОФП.

1

Соревнования по ОФП (скакалка, «пресс», «челночный бег 3 по 10м, прыжок с/м)

33

Соревнования в эстафетах.

1

Общеразвивающие эстафеты

34

Приложение

ДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Название игры

Содержание и правила

Направление

Игры на внимание

«Группа, смирно!»

Описание игры. Ученики строятся в одну шеренгу. Учитель, стоя лицом к играющим подает команды. Ученики должны выполнять команды только в том случае, если перед командой будет сказано слово «класс!». Если это слово отсутствует, то реагировать на команду не надо. Допустивший ошибку, делает шаг вперед и продолжает играть.

Правила игры:

  1. все действия начинать после слов учителя: «Класс!»
  2. не начинать упражнения если нет не сказано слово «Класс!»

игра на внимание, подготавливает к строевым упражнениям

« У ребят порядок строгий»

   Все играющие строятся за чертой в одну шеренгу или колонну по одному.
      
Описание игры. По сигналу учителя играющие выходят из шеренги (колонны)  и идут по залу в колонне по одному (или парами)  в разных направлениях, поют или говорят:

У ребят порядок строгий:
Знают все свои места

Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та.

      После этого учитель командует: «Становись!» Все быстро бегут и строятся в шеренгу  на свои места за чертой. Когда все построятся, звучат команды: «Равняйсь!» (по носкам), «Смирно!», «Направо!» (прыжком), «Шагом марш!». Дети снова начинают двигаться по залу в колонне по одному, повторяя песенку. По команде «Разойдись!» они расходятся в разных направлениях и поют песенку сначала. По команде «Становись!» все бегут за черту и становятся в шеренгу по росту. Скорость построения в шеренгу учитель проверяет на счет «раз-два-три». Проигравшим считается тот игрок, который встал последним и не на свое место.
      Правила игры:
      1) все действия выполняются игроками только после команды учителя;
      2) при построении в шеренгу нельзя толкаться и мешать друг другу.

игра на внимание, подготавливает к строевым упражнениям

«Отгадай, чей голосок?

Все играющие образуют круг. Один игрок становится в середине.

Описание игры.

Все участники идут по кругу вправо и поют: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг! (все поворачиваются на 360 градусов), а  как скажем- скок, скок,  скок – отгадай чей голосок!». После этих слов все останавливаются. Стоящий в центре с закрытыми глазами открывает их и должен  указать пальцем того, кто сказал  слова:  «скок, скок, скок!» Если ведущий угадал, они меняются местами, если не угадал, то он снова закрывает глаза и игра повторяется.

Правила игры:

  1. Ведущий стоит с закрытыми глазами;
  2. Слова «скок, скок, скок!» говорит ученик, указанный учителем;
  3. После остановки учащиеся молчат.

игра на внимание

«Запрещенное движение»

Описание игры:  Все дети стоят в шеренгу по одному с  без предмета или с предметом.  Учитель обозначает «запрещенное движение», например, руки вверх». Дети повторяют все движения учителя, кроме «запрещенного». Выбывают из игры те, кто ошибся, остается одни выигравший ученик.

Правила игры:

  1. запрещенное движение выбирается учителем и меняется спустя несколько движений;
  2. ученик, выполнивший неправильное движение выбывает из игры.

игра на внимание

Игры на развитие скоростных качеств

«К своим флажкам»

Описание игры. Играющие делятся на 3-4 группы. Группы становятся в кружки. В центре каждого кружка находится игрок с цветным флажком. С первой командой учителя: «Разбежались!» все ученики,  кроме учеников с флажком, разбегаются по площадке. Со второй командой: «Сели!» разбежавшиеся ученики останавливаются, присаживаются и закрывают глаза, а игроки с флажками  переходят на другие места. После слов учителя: «К своим флажкам!», играющие открывают глаза и бегут к своему флажку. Побеждает команда, первая образовавшая круг возле своего флажка.

Правила игры:

  1. ученики, которые держат флажки, должны передвигаться тихо и молча;
  2. игроки, которые без флажка не подсматривают, после команды «сели!».

игра с координацией в пространстве, бегом

«Пятнашки»

Описание игры. Играющие разбегаются по площадке, а «пятнашка» (водящий)- их ловит. Тот, кого он запятнает, становится «пятнашкой». В игру можно вводить ряд дополнительных правил.

Правила игры:

  1. нельзя толкаться;
  2. запятнанный ученик не имеет право запятнать обратно водящего.

игра с бегом

«Пустое место»

Описание игры. Все игроки за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого и кладут руки за спину. Водящий – за кругом.

Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо по плечу со словами «Хоп»  и после этого бежит в обратную  сторону по кругу. Игрок, которого он коснулся, бежит в  противоположную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются: подают друг другу руки (можно приседать и т.д.). Водит тот, кто не успел занять пустое место.

Правила игры:

  1. все игроки смотрят в центр круга;
  2. после того, как одного игрока осалит водящий, он должен бежать в противоположную сторону с водящим;
  3. водящий должен коснуться одного из играющих по плечу со словами «хоп!», развернуться и бежать в противоположную сторону;
  4.  на свободном месте остается тот, кто раньше его занял.

игра с бегом и координацией в пространстве

«Белые медведи»

Описание игры.

 В круг, изображающий «льдину», становятся два игрока («медведя»). Остальные играющие   располагаются вне льдины. Медведи идут на «охоту», держась за руки. Настигнув кого-то, они стараются охватить его свободными руками и отводят его на льдину. Когда «медведи» поймают двух игроков, они меняются ролями.

Правила игры:

  1. «медведи» на охоте держаться за руки и не размыкают их;
  2. медведи должны поймать играющих, а не осалить.

игра с бегом

«Космонавты»

Описание игры. По углам площадки чертят 5-8 больших кругов-ракетодромов. Внутри каждого ракетодрома рисуют 2-5 кружков-ракет (можно положить обручи).

Общее количество ракет должно быть меньше числа играющих.

Ученики идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по ракетам,

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места на любой из ракет.

Оставшиеся  без места, выбывают из игры.

      Правила игры:
      1) начинать игру можно только по сигналу учителя;
      2) разбегаться можно только по сигналу учителя после слов «Опоздавшим места нет!». Игра продолжается 3—5 мин.
      

игра с бегом на внимание и координацией в пространстве

«Два Мороза»

Описание игры. На противоположных сторонах зала на расстоянии 10-20м линиями отмечают «дом» и «школу». Выбираются двоих водящих-«Морозы», а остальные играющие- «ребята». Ребята располагаются в одну шеренгу за линией дома, а посредине площадки - «на улице» стоят два «Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами:

«Мы два брата удалые, два Мороза молодые.

Я - Мороз Красный нос,

Я - Мороз Синий нос.

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?»

Все ребята отвечают:

 «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!».

После этих слов ребята бегут из дома в школу. Морозы ловят и «замораживают» перебегающих. Осаленные тут же останавливаются и стоят на месте, где их заморозил «Мороз». Затем Морозы опять обращаются к детям с теми  же словами, а ребята,  ответив, перебегают обратно домой, по дороге выручая «замороженных» ребят: дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным игрокам.

Правила игры:

  1. ребятам можно перебегать на противоположную сторону, только после слов «и не страшен нам мороз!»;
  2. осаленные ребята остаются на том месте, где «Мороз» их коснулся;
  3. «Морозам» можно салить детей только «на улице».

игра с бегом

«Невод»

  Описание игры.

Выбирается   один водящий, который исполнят роль «невода», все остальные ученики-это рыбки, они разбегаются по игровой площадке. По сигналу «невод»  догоняет учеников, поймав первого берет егоза руку  и уже вдвоем ловят третьего учащегося.

   Правила игры:
      1)  разрывать руки (невод) нельзя;

      2)  пойманный ученик при разорванном неводе- отпускается;

      3) игра продолжается, пока все рыбки не будут переловлены.

игра с бегом

«Гуси-лебеди»

  Описание игры. Учащиеся под руководством учителя выбирают «волка»  и ведущего (лучше, если ведущим будет учитель). Остальные дети — «гуси-лебеди». В одном углу зала стоит «волк», а в другом углу — «гуси-лебеди».
      Ведущий говорит: «Гуси-лебеди гуляют в поле, щипают травку. Они должны улететь домой».

 Зовет их: «Гуси-лебеди, пора домой». «Гуси-лебеди» отвечают: «Старый волк под горой не пускает нас домой». Ведущий: «Ну, бегите же домой!» «Гуси-лебеди» бегут, а «волк» их салит. Осаленные  выходят из игры.
      
Правила игры:
      1) «гуси-лебеди» должны бежать только по обозначенной площадке;
      2) «гуси-лебеди» могут бежать домой только после слов: «Ну, бегите же домой!»

игра с бегом

Игры на развитие скоростно-силовых качеств

«Прыжки по кочкам»

Описание игры. Играющие делятся на  2-4 равные по количеству игроков команды, которые выстраиваются в колонну. На площадке обозначаются 2-4 ряда не больших кружков диаметром до 50см-«кочки»-на расстоянии 40-50см. В каждом ряду 5-6 кружков. По сигналу учителя первые игроки прыгают на одной или двух ногах из одного кружка в другой, стараясь не выступить ногой за пределы кружка. Команда, скорее всех и точнее перепрыгнувшая по всем кочкам, выигрывает.

Правила игры:

  1. перепрыгивать с кочки на кочку только обозначенным способом;
  2. заступать за пределы «кочки» нельзя.

игра с прыжками

«Зайцы в огороде»

Описание игры. На полу чертятся два круга: большой (диаметром 6-8м) и внутри меньше (диаметром 3-4м). Выбирается сторож, он становится в середине малого круга, в огороде.

Остальные играющие – «зайцы», они размещаются вне большого круга. Между кругами растет морковка (разбросаны кегли). По сигналу учителя «зайцы» начинают прыгать на двух ногах  и воровать «морковку» у сторожа. Если сторож осалит «зайца», то «морковку» он оставляет в огороде. А сам выходит из игры. Побеждает тот ученик у кого окажется больше морковки.

Правила игры:

  1. сторож не имеет право салить «зайцев» за границей  большого круга;
  2. осаленные «зайцы» возвращают «морковку» сторожу, а сами присаживаются на лавочку;
  3. выигрывает «заяц», который набрал больше «морковки».

игра с прыжками.

«Парашютисты»

Описание игры:

Класс делится на две, равные по количеству, команды «парашютистов». В зале ставятся в ряд скамейки на расстоянии 3-4 м между каждой. Это - «самолеты», с которых парашютисты будут делать прыжки. С правой и левой сторон каждой из скамеек, на расстоянии 80см, обозначаются по четыре кружка диаметром 30см.

Перед одним из концом каждой скамейки на расстоянии 1м чертится еще один кружок диаметром 40см. Это - места для точного приземления. Парашютисты первой команды производят «посадку в самолет» (по 6-8 человек на каждую скамейку). Четверо встают лицом  к кружкам, с правой стороны, другие четверо- с левой стороны. По сигналу учителя парашютисты прыгают с самолетов, стараясь точно приземлиться в кружки. Парашютист точно приземлившийся получает для команды очко.

Затем первая команда идет на отдых, вторая садится в самолет и производит прыжки.

Правила игры:

  1. команды  парашютисты спрыгивают по очереди;
  2. спрыгивают по сигналу учителя;
  3. нужно спрыгнуть точно в кружок.

игра с прыжками

«Прыгающие воробушки»

Описание игры. На полу чертиться круг диаметром 4-5м. Выбирается водящий - «Кошка». Остальные играющие - «воробушки» -находятся вне круга.

По сигналу учителя «воробьи» начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. «Кошка»  старается поймать «воробья», не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный приседает или садится в центре круга (или скамейку).

Когда «кошка» поймает 3-4 воробья, выбирается новая «кошка» из пойманных.

Правила игры:

  1. «воробьи» прыгают только на двух ногах;
  2. осаленные «кошкой» «воробьи» садятся в центре круга или на лавочку;
  3. за пределами круга «воробьев» салить нельзя.

игра с прыжками

«Лиса и куры»

Описание игры. Все играющие – «куры» - находятся в «курятнике» (гимнастические скамейки), водящий – «лиса» -за пределами «курятника» ( за гимнастическими скамейками). По сигналу учителя «лиса» перепрыгивает через скамейку и пытается поймать как можно больше «кур». Спасаясь от «лисы», «куры» прыгают на насест (скамейку), где «лиса» осалить их не может. По сигналу учителя игра заканчивается, «лиса» уходит к себе, подсчитываются осаленные.

Правила игры:

  1. осаливать кур нельзя если они сидят на   «насесте»;
  2. на «насесте» могут сидеть не более 4 «кур»;
  3. если на «насесте», более «4 кур», то можно салить любую «курицу».

игра с бегом и прыжками

« Прыжки по полосам»

Описание игры. На полу чертят одна за другой 6-8 полосы, каждая шириной 50см. Играющие делятся на 3 команды. Они выстраиваются в шеренги, по трем сторонам от полосок.

По вызову учителя из каждой команды выходит по одному ученику, которые становятся перед первой полоской. По команде учителя «можно» они прыгают на двух ногах с одной полоски на другую, стараясь не наступить на линии. Побеждает команда, получившая меньше замечаний.

Правила игры:

  1. на линию наступать нельзя;
  2. прыгать на двух ногах.

игра с прыжками

«Волк во рву»

Описание игры. Посередине площадки или зала проводятся две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м одна от другой. Это - «ров» (его можно начертить и волной). 1-2 водящих «волка» встают во рву. Все остальные играющие - «козы» - размещаются на одной стороне площадки за линией «дома». На другой стороне площадке прочерчивается линией «пастбище».

По сигналу учителя «козы в поле!», козы бегут из дома  через «ров» на противоположную сторону площадки. «Волки», не выходя из «рва», стараются осалить как можно больше « коз». «Козы» перепрыгивают « ров», а «волки» их салят. Осаленные отходят в сторону.

Правила игры:

  1. «волк не должен выходить из «рва»;
  2. «коза» наступившая на «ров» считается пойманной;
  3. перебегать из «дома» на «пастбище» можно только по команде учителя.

игра с прыжками, бегом

«Удочка»

Описание игры. Играющие встают в круг, лицом к центру, расстояние между ними 1-2 шага. Водящий становится в круг и крутит «удочку» (скакалка или веревка с мешочком на конце) таким образом, чтобы мешочек проходил под ногами учеников, стоящих в кругу, слегка касаясь земли. Дети стараются прыгать через «удочку», стараясь ее не задеть.

Правила игры:

  1. «удочку» крутить нужно низко, не выше 20см;
  2. увиливать от прыжков через «удочку» нельзя.

игра с прыжками

Игры с метанием

«Гонка мячей по кругу»

Описание игры.

 Дети становятся по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом к центру, рассчитываются на первые и вторые номера. В каждой группе выбирают водящих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу водящие должны перебрасывать мяч в одном направлении и только своим игрокам. Выигрывает группа, в которой мяч вернулся быстрее к водящему.

Правила игры:

  1. мячик перебрасывают двумя руками;
  2. команда, не правильно перекинувшая мяч считается проигравшей;
  3. мяч перекидывают способами  оговорившими ранее, усложняя каждый раз.

игра с бросками и ловлей мяча

«Подвижная цель»

Описание игры. Играющие образуют большой круг и становятся на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. Перед носками игроков, стоящих по кругу, проводится черта. В центре водящий. Находящиеся за кругом игроки пытаются попасть в водящего мячом. Игрок,  попавший в водящего, становится на его место. Игра начинается снова.

Правила игры:

  1. высекать по голове нельзя;
  2.  водящему нельзя выбегать за пределы круга.

игра с метанием мяча

Точный расчет

Описание игры. Команды строятся за линией метания, у каждого участника по мячу. На расстоянии 6—8- м от линии метания перед командами лежат обручи. По сигналу участники команд поочередно бросают свой мяч, стараясь попасть им в обруч. Выигрывает команда, поразившая мишень большее число раз.

 Варианты: 1) броски выполняют в определенную зону: 1-я зона расположена от линии броска на расстоянии 12 м, 2-я — 16 м, 3-я — 20 м; каждая зона имеет цифровые обозначения— 1—2—3; команда-победительница определяется по сумме очков, набранных всеми ее участниками; 2) броски выполняют в щит-мишень с несколькими кругами с различными цифровыми обозначениями (3—2—1), расстояние до мишени 8—10 м, высота — 2,5—3 м; места команд определяют по сумме набранных очков.

игра с метанием мячей

Игры с ловлей, бросками и ведением

«Охотники и утки»

Описание игры. Дети делятся на 2 команды – «охотников» и «уток». На земле чертят большой круг. «Утки» размещаются в кругу, «охотники» – за кругом. «Охотники», перебрасывая большой мяч, стараются попасть им в «уток». «Утки», в которых попали, выбывают из игры. Когда будут запятнаны все «утки», команды меняются местами.

Правила игры: 1. «уткам» запрещается выбегать за границы круга;

  1. выбивать «уток» по головам запрещается.

Игры с бросками и ловлей мяча

Мяч водящему

Описание игры. Играющие строятся в две-три колонны. На расстоянии 1 м от них стоят водящие с большим мячом в руках. Между ними черта, за которую нельзя заходить. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне; тот броском возвращает его обратно и бежит в конец колонны, затем водящий бросает мяч второму и т.д. Когда первый игрок в колонне вновь окажется на своем месте, он поднимает руки вверх.

Правила игры:

  1. заходить за линии броска нельзя;
  2. выполнять броски оговоренными способами.

игра с бросками и ловлей мяча

Мяч ловцу (капитану)

Описание игры. На площадке размером не менее 6 x 12 метров (лучше побольше) в противоположных углах, находящихся с правой стороны короткой линии площадки, проводится линия, образуя треугольник. Параллельно ей на расстоянии двух-трех метров проводятся еще по линии, которые образуют
коридор около каждого бокового треугольника; эти коридоры - нейтральные зоны. Посередине площадки чертится круг диаметром в один метр - отсюда начинается игра. Играющие делятся на две команды.

Каждая выбирает себе капитана и водящего - ловца. Одна команда от другой отличается
цветом маек, шапочек и т.п. Разыгрывается какой команде принадлежит тот или другой угол. Ловцы - водящие - становятся в свои углы, капитаны - около центрального круга лицом друг к другу и в сторону своих ловцов.

Все остальные размещаются произвольно по площадке, стараясь придерживаться парами - один из одной команды, другой - из другой (рис.).

Судья бросает мяч между капитанами у центрального круга. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам.
Завладев мячом, игроки каждой команды стремятся, передавая мяч друг другу, подвести его как можно ближе к своему ловцу и бросить ему мяч так, чтобы он поймал его с лёту.
Соперники стараются перехватить мяч и, в свою очередь, подвести его поближе и бросить своему ловцу. Играющие могут мешать ловцу поймать мяч, но при этом не имеют права заходить в нейтральную зону. Ловец старается ловить мяч так, чтобы тоже не заходить в нейтральную зону.

С целью более организованной игры игроки каждой команды делятся на нападающих и защитников. Те и другие передвигаются по всему полю, но защитники стараются быть ближе к ловцу соперника, мешая нападающим бросить ему мяч, а нападающие ближе к своему ловцу, чтобы при случае передать ему мяч.

Когда ловец какой-либо команды поймает мяч на лету, его команда получает очко и игра опять начинается с центра поля.

Игра проводится в два тура (периода), по 10-15 минут каждый. После каждого периода команды меняются местами.

Их ловцы переходят на противоположную сторону площадки.

Правила игры:

  1. с мячом разрешается пробежать только два-три шага, не более, а на четвертом обязательно передать его товарищу. В противном случае мяч передается команде соперников, а та выбрасывает его из-за боковой черты напротив того места, где была допущена ошибка.
  2. мяч считается пойманным, если ловец поймал его с воздуха или после отскока от соперника. Мяч, пойманный после отскока от земли или стены, не засчитывается.
  3. мяч, вылетевший за границу площадки, вбрасывается игроком из команды соперников с того места, где мяч перелетел через эту границу.
  4. если защитник или нападающий зайдут в нейтральную зону, мяч вбрасывается их соперником сбоку.
  5. если ловец при ловле мяча зайдет в нейтральную зону, очко команде не засчитывается.
  6. после того, как ловец поймал мяч, игру начинают с середины поля или вбрасывают мяч с лицевой стороны около угла соперника (по договоренности).
  7. нельзя толкать друг друга и вырывать мяч. За нарушение этого правила дается штрафной бросок: пострадавший игрок становится в пяти-шести метрах от своего ловца и бросает ему мяч, который имеет право отбивать только один из защитников команды соперника. Штрафная линия чертится в пяти-шести метрах от границы угла. Все остальные играющие во время штрафного броска должны находиться за штрафной линией.
  8. если два игрока одновременно схватили мяч, дается спорный бросок: судья бросает мяч между игроками, схватившими одновременно мяч, и каждый из них старается отбить его своим игрокам.

игра с ведением, бросками и ловлей мяча

Перестрелка

Описание игры. Дети делятся на две равные команды по 5-6 человек. Командам дается по 6 мячей. По свистку игроки начинают перебрасывать мячи на сторону соперника до тех пор, пока не прозвучит второй свисток судьи. Выигрывает та команда, на площадке которой после свистка окажется меньше мячей. 
Правила игры: 

  1. мячи перебрасываются с любого участка площадки; нельзя бросать мячи под сеткой;
  2. нельзя бросать мячи после 2-го свистка судьи.

игра с бросками и ловлей мяча

«Передал - садись»

Описание игры.

Две колонны игроков встают на расстоянии 3-4 шагов одна от другой. Расстояние между игроками – вытянутая рука. В 5-6 шагах перед колонной проводят черту, где стоят капитаны. По сигналу капитаны передают мяч первому игроку, который ловит его и возвращает обратно, а сам присаживается. Капитан бросает мяч второму и т.д. Когда последний игрок отдаст мяч капитану, он его поднимает вверх - это означает команда - выиграла.

Правила игры:

  1. игрок, вернувший мяч капитану присаживается;
  2. передавать мячи оговоренными  способами.

игра с бросками и ловлей мяча

«Попади в обруч»

Описание игры. Дети встают в шеренгу и размыкаются на вытянутые руки. Каждому дают по малому мячу. Ведущий становится в конец шеренги и оттуда прокатывает вдоль шеренги, на расстоянии 2-3м от нее, гимнастический обруч.

Как только обруч приблизится к кому-либо из стоящих в шеренге, тот бросает в него мяч. Победителями считаются, те, кто  попал мячом в обруч.

Правила игры:

  1. выходить из шеренги нельзя;
  2. у каждого в руках по одному теннисному мячу.

игра с  метанием мяча

Снайперы» (вариант игры «Защита мяча»).

Описание игры. Игроки строятся в две шеренги на вытянутые руки, образуя, таким образом, две команды по четыре—шесть игроков.
      Перед каждым игроком первой команды (на расстоянии 5—6 м от него) лежат волейбольные мячи. Игроки второй команды стараются попасть в мяч и поразить как можно больше целей.
      Если у противника осталось один-два мяча, игроки второй команды выбирают основного снайпера, который должен довести игру до победного конца, если это у него получится. Побеждает снайпер, выбивший больше мячей.

 Правила игры:
      1) игроки, которые первыми начинают игру, отходят от расположения мячей к заранее проведенной линии и готовятся выполнять броски;
      2) каждому игроку учитель дает маленький теннисный мяч;
      3) по сигналу учителя игроки команд, не заходя за черту, бросают теннисные и волейбольные мячи;
      4) не разрешается переступать за линию, выполнять метание без сигнала учителя;
      5) другая команда собирает мячи после метания первой.

игра с метанием и бросками

«Пионербол»

Описание игры.  В игру играют волейбольным мячом, команды из 6 человек располагаются по разные  стороны от сетки на волейбольной площадке. Игрок задней линии, по сигналу учителя  перебрасывает одной рукой через сетку мяч. Соперники ловят мяч и сделав не более трех передач в команде и не более трех шагов каждый перебрасывают мяч обратно соперникам через сетку. Перекидка продолжается до тех пор, пока мяч не коснется земли. Команда, допустившая это или бросившая мяч за пределы площадки соперника, проигрывает  очко.

Правила игры:

  1. подающий мяч стоит на пределах границы площадки;
  2. игра начинается по свистку учителя;
  3. каждый ученик может выполнить не более трех шагов;
  4. команда может выполнить не более 3-х передач;
  5. игра продолжается до 15 очков, после чего команды меняются местами;
  6. командой победительницей считается команда, выигравшая из трех партий 2;
  7. если при подаче мяч не перелетел сетку и подающий бросил мяч за пределы площадки, очко проигранно.

игра с бросками и ловлей мяча

Русские народные игры

«Много троих, хватит двоих»

Описание игры. Дети делятся на пары, а затем все вместе образуют круг, стоя в затылок друг другу. Двое водящих находится вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может в любой момент встать впереди любой пары, а оказавшийся третьим убегает. Если догоняющий сумеет запятнать убегающего, то они меняются ролями.

Правила игры:

  1. водящие бегают вне круга;
  2. как только убегающий встанет перед любым из играющих, убегающим становится тот ученик, который оказался посредине;
  3. убегающий может встать перед учащимся как вне круга, так и внутри круга;
  4. если догоняющий осалит убегающего, они меняются местами.

игра с бегом и координацией в пространстве

«Круговые пятнашки»

Описание игры.  Играющие встают по кругу, каждый свое место отмечает кружком. Двое играющих стоят за кругом на некотором расстоянии друг от друга. Один из них «пятнашка», он догоняет второго. Если убегающий видит, что «пятнашка» его догоняет, он называет одного из близко стоящих в кругу по имени. Тот оставляет свое место и бежит по кругу от «пятнашки», а игрок занимает его место. Свободный кружок может занять и «пятнашка», тогда «пятнашка» становится тот, кто остался без места. Он догоняет игрока выбежавшего из круга.

Правила игры:

  1. бегать через круг не разрешается;
  2. если «пятнашка» осалил убегающего, то они меняются ролями;
  3. игроку, убегающему от «пятнашки», можно пробегать не более одного круга.

Указания к проведению:

Дети по кругу стоят на расстоянии одного шага друг от друга, лицом к центру. «Пятнашку» можно заменить, если он пробежал два круга и не запятнал или не занял свободное место.

игра с бегом

«Пятнашки с домом»

Описание игры. По краям площадки ставят гимнастические скамейки. Низенькие стульчики и т.д.  Дети, убегая от «пятнашки», могут встать на какой-нибудь предмет, где «пятнашка» салить их не может. Если «пятнашка»  касается играющего на игровом поле, то осаленный становится «пятнашкой».

Правила игры:

  1. нельзя пятнать игрока, который стоит на лавочке или предмете;
  2. запятнанный игрок может сразу же возвратить пятнание водящему;
  3. нельзя сталкивать игроков с предметов.

игра сбегом

«Берегись»

Описание игры. С одной стороны площадки протягивают шнур, за ним становится «пятнашк»а. Все участники игры находятся на противоположной стороне площадки - «дом». «Пятнашка» громко говорит: «Берегись раз, берегись два, берегись три!». Играющие в это время подходят близко к шнуру. С последними словами он перепрыгивает шнур и догоняет ребят. Вместе с запятнанным он убегает назад. Игра продолжается снова, но уже пятнашек двое.

Правила игры:

  1. играющие убегают «домой», только после слов: «Берегись три!»;
  2. «пятнашка» может салить только одного игрока;
  3. за чертой «дома» салить нельзя.

игра с бегом

«Стоп»

Описание игры. На одной стороне площадки чертится круг (диаметр 1м)- дом водящего. На расстоянии 15-20м от круга проводится линия кона. За ней стоят играющие.

Водящий, стоя спиной к полю, громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай… Стоп! В это время дети идут  к нему, на слове «Стоп» замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто вовремя не успел остановиться после слов «Стоп», возвращает за линию кона. Далее игра продолжается.

Правила игры:

  1. водящему не разрешается оглядываться назад до слова «Стоп»;
  2. свои слова водящий может говорить в любом темпе;
  3. передвигаться можно только шагом;
  4. ученик первым зашедший в «дом» водящего –выигрывает и становится водящим.

игра на внимание

«Карусель».

Описание игры. Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой или левой рукой, ходят по кругу и произносят:

Завертелась карусель.
На нее мы все уселись

Очень быстро побежали,
Чтобы вы нас не поймали.

      Сначала играющие двигаются медленно, а после слов «не поймали» бегут быстрее. По команде учителя «Стой!» дети берутся за веревку другой рукой и продолжают движение в противоположную сторону. Потерявший веревку выбывает из игры.
      
Правила игры:
      1) если дети держатся за веревку правой рукой, то движение начинается вправо, и наоборот;
      2) не разрешается разрывать движение, опережать впереди стоящего игрока;
      3) не разрешается разговаривать во время игры.

игра на внимание и с бегом

«Горелки»

Описание игры. Выбирается водящий. Все остальные становятся парами друг за другом, водящий впереди на 2-3 шага от играющих. Ученики хором говорят слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Стой подоле, гляди на поле. Ходят грачи, да едят калачи. Птички летят, колокольчики звенят!». После этих слов водящий должен посмотреть вверх, а игроки последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, каждый со своей стороны. Как только они поравняются с ним, все громко кричат ему: «Раз, два не воронь, Беги, беги как огонь!». Дети бегут  вперед увертываясь от водящего и стараются вновь взяться за руки. Если они возьмутся за руки, то водящий снова горит, а они становятся первой парой. Если водящий поймал игрока, то он с ним становится первой парой. Кто без пары, тот горит.

Правила игры:

  1. водящий не должен поворачиваться назад;
  2. игроки последней пары начинают бег только с последними словами:  «Колокольчики звенят!»;
  3. водящий догоняет сразу же после слов: «Беги как огонь!».

игра с бегом

«Горелки с платочком»

Описание игры. Все участники встают парами, друг за другом. Водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.

Играющие говорят хором:

Гори, гори, масло

Гори, гори, ясно

Чтобы не погасло.

Глянь на небо, птички летят!

После слов: «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим впереди колонны, а опоздавший горит.

Правила игры:

1) игроки последней и последующих пар бегут вперед по разные стороны колонн.  

игра с бегом

«Кошка и мышка в лабиринте»

Описание игры. Играющие стоят в шеренги или колонны по несколько человек и берут друг друга за руки. «Мышка» от «кошки» убегает между рядами. Как только «кошка» начинает догонять «мышку», по сигналу учителя играющие опускают руки, поворачивают направо или налево и перестраиваются в перпендикулярные ряды (из колонны в шеренгу, из шеренги в колонны). «Кошка» вновь оказывается далеко от «мышки». Когда «кошка», все-таки поймает «мышку», они вместе встают в один из рядов, выбирают новых «кошку» и «мышку».

Правила игры:

  1. раньше сигнала руки не опускать;
  2. мышка и кошка не имеют права разрывать сцепленные руки и пролезать под ними.

игра с бегом и координацией в пространстве

«Море волнуется»

Описание игры. Участники игры разбегаются по площадке, останавливаются друг от друга на расстоянии 1м и каждый свое место обозначает кружком. Водящий ходит между играющими  выполняя различные движения. Он походит к играющим и со словами «Море волнуется» кладет руку на плечо игрока. Все до кого он дотрагивается,  идут за ним выполняя те же движения. Так, играющие уходят со своих мест. Водящий уводит их как можно дальше от кружков, затем останавливается и быстро говорит: «Море спокойно!». После этих слов водящий и играющие бегут занимать свои кружки. Тот, кто не успел занять кружок, становится водящим.

Правила игры:

  1. играющие точно выполняют движения за водящим;
  2. разбегаться по кружкам можно, только после слов: «Море спокойно!»;
  3. занимать можно только свои кружки.

игра на внимание и координацию в пространстве

«Мышеловка»

Описание игры. Играющие делятся на  две группы. Одна группа играющих, взявшись за руки, образуют «мышеловку» (круг). Другая группа -  «мыши», располагаются вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, двигаются по кругу вправо и говорят хором:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть,

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут-вот напасть

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас!»

Мыши в это время двигаются влево. После слов «Доберемся мы до вас!» мышеловка останавливается, играющие поднимают сцепленные руки вверх и говорят хором:

«Вот поставим мышеловку

Переловим всех сейчас!»

Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. Руководитель дает сигнал- мышеловка закрывается – стоящие в кругу приседают и опускают руки. Мыши, оказавшиеся внутри мышеловки считаются пойманными и выходят из игры.  Игра повторяется несколько раз, затем команды меняются ролями.

Правила игры:

  1. мышеловка может захлопнуться только по сигналу учителя;
  2. если мышеловка захлопнется без сигнала, мыши пойманными не считаются;
  3. те, мыши, которые уклоняются от перебежки через мышеловку, считаются пойманными.

игра на внимание с бегом

«Лапта»

Описание игры.  Игра проводится на площадке. На одном конце - линия города, на другом - кона, между ними поле. Участвуют две команды, у каждой есть капитан. Бросают жребий, кто идет в поле, а кто в город.

Команда, которая в поле, размещается по всему полю, лицом к городу. Другая - в городе и они начинают. Один из полевых игроков идет с мячом в город, он будет подавальщиком. Подавальщик, подбрасывает мяч, а первый игрок города отбивает его как можно дальше в поле. Если удар был хороший он бежит через поле до кона и обратно. Если же удар слабый, игрок может остаться и ждать следующего удара. Игроки поля стараются поймать мяч в воздухе (свеча) или схватить мяч с земли и запятнать им перебегающих. Если кому – либо из игроков удастся поймать свечу, то все они идут играть в город, а другая команда переходит в поле. Если же игрокам поля удалось попасть мячом в кого-либо из перебегающих игроков, то они также меняются местами.

Правила игры:

  1. играющие в городе отбивают мяч в поле по очереди, капитан последним и у него три удара на случай, если вся его команда, окажется за линией кона;
  2. игрок бьет только один раз несмотря на то, что попал битой по мячу или нет;
  3. лапта остается всегда в городе;
  4. подавальщик имеет право салить мячом перебегающих;
  5. перебегать можно до тех пор пока мяч не на территории города;
  6. если мяч по воздуху после подачи улетел за правую и левую границу площадки, то команда поля переходят в город.

игра с бегом, метанием

«Город за городом»

Описание игры: Играющие делятся на две команды с капитанов в каждой. По жребию одна команда играет в главном городе, другая в поле (где устанавливаются территории 4 городов). У команды, находящейся в главном городе, маленький мяч и лапта.

Капитан подающей команды устанавливает очередь кому за кем подавать. Игрок, назначенный первым, берет лапту и встает за переднюю черту города, а капитан напротив него на этой же линии. Капитан подбрасывает мяч, а игрок отбивает его лаптой. Если удар был хороший. То игрок бежит в первый город, затем, если успеет во второй, третий, четвертый и обратно в главный город. Если же удар плохой, он может совсем не бежать и ждать удара следующего игрока.

Игроки поля стараются поймать мяч с воздуха или схватить мяч с земли и осалить перебегающего. Если удается поймать «свечу» или осалить игрока, то команды меняются местами.

Каждый игрок большого города, оббежавший все города и возвратившийся в главный город, выигрывает для своей команды и очко и право в порядке очереди подавать.

Правила:

  1. играющие имеют право перебегать из города в город, только, когда мяч находится в поле;
  2. в одном городе могут укрываться несколько игроков;
  3. игрок имеет право на один удар, а капитан (или игрок, оставшийся один в большом городе) на три;
  4. игрок, промахнувшийся по мячу не имеет право сразу бежать в города.
  5. каждый подающий   игрок команды большого города должен побывать в каждом из городов и вернуться назад;
  6. команды меняются местами в следующих случаях:

а) если мяч, посланный из города, пойман с воздуха;

б) если кто-либо из перебегающих был осален мячом в поле;

в) если у подающей команды в городе не осталось игрока, который мог бы выполнить удар;

г) если при ударе мяч залетел за правую и левую границу поля по воздуху.

игра с мегом и метанием

«Караси и щука»

Описание игры. На концах площадки отмечаются линиями дома «карасей». Выбирается одну «щуку», остальные «караси». «Щука» находится на середине, караси в одном из «домов».

«Щука» хлопает в ладоши три раза и считает: «Раз, два, три!»- и «караси» бегут на противоположную сторону в «дом». «Щука» старается их запятнать. Пойманные отходят в сторону. Так же «караси» перебегают и обратно. Когда будут пойманы 4-6 «карасей», они становятся в одну линию по середине площадки лицом к «карасям» и соединяя руки образуют «сеть». «Щука» становится за «сетью» и снова считает:  «Раз, два, три!». «Караси» пробегают под руками, а «щука» их ловит. Затем сеть разворачивается снова лицом к «карасям», а пойманные присоединяются к сети.

Игра может усложняться - пойманные игроки могут образовывать коридор в который «караси» должны будут пробегать или корзины.

Правила:

  1. раньше слов «щуки» «караси» не имеют права выбегать из дома;
  2. если «караси», уклоняясь пробегают мимо сети, корзины или коридора, они считаются пойманными;
  3. если «караси» задерживаются дома,  в сети, в корзине долго, то «щука» может досчитать до трех, и, если они не бегут, то будут считаться пойманными.

игра с бегом

«Двенадцать палочек»

Описание игры. Небольшая дощечка кладется на камень так, чтобы один конец ее был на земле, а другой приподнят. На нижний конец дощечки укладывают 12 палочек. Выбирают водящего. Водящий ударяет по свободному концу ногой. Палочки разлетаются в разные стороны. Водящий начинает собирать палочки. В это время все играющие убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся игроков. Кого нашли, тот садится в стороне. Спрятавшийся игрок может незаметно для водящего подбежать к дощечке со словами: «Двенадцать палочек летят» - ударить ногой по дощечке. Водящий в этом случае должен опять собрать палочки, а все играющие, в том числе и пойманные, перепрятываются.

Игра идет до тех пор пока водящий не найдет всех. Игрок, найденный последним, становится водящим.

Правила:

  1. прятаться можно только после удара ногой по дощечке;
  2. водящий, собирая палочки по сторонам не смотрит.

игра с бегом и прятками

«Борьба за флаг»

Описание игры. Игра проводится на площадке 10*20м. Играющие делятся на две команды и располагаются каждый на своей половине площадки, где стоит (можно в ведерке) их флаг, а вокруг него нарисован круг (диаметр 2м)

По сигналу учителя игроки обеих команд бегут на сторону противника, стремясь завладеть флажком. Захватит флаг, игрок старается унести его на свою сторону. Игроки осаливают противников на своей стороне. Осаленные игроки остаются на том месте, где их осалили, а взятый флаг возвращается на место. Осаленного может выручить игрок его команды, коснувшийся его руки. Вырученный участник вступает в игру. Играют установленное время. Выигрывает команда, сумевшая перенести на свою сторону флаг большее количество раз.

Правила:

  1. салить противников можно только на своей половине поля;
  2. игрок, подбежавший к флагу противника, может задержаться в большом круге, но не более 5 секунд;
  3. если игрока несшего флаг осалили, то флаг возвращается на место.

игра с бегом и координацией в пространстве

Общеразвивающие игры

«Вызов номеров»

Описание игры. Играющие, кроме одного из них, образуют большой круг и становятся в маленькие, заранее нарисованные на полу кружочки. Учитель пересчитывает учеников по пятеркам (четверкам, тройкам). Водящий становится в середину круга, составленного учениками. Затем водящий в любом порядке называет номера(1-5). Игроки, чьи номера названы, обязаны поменяться местами. Водящий старается занять освободившееся место, после чего получает номер игрока, выбежавшего из круга. Оставшийся без места, водит. Выигрывают те дети, кто ни разу не оказался водящим.

Правила игры:

  1. водящий громко выкрикивает номер  учащихся, которые должны поменяться местами;
  2. игрокам, чей номер был назван, оставаться на своем месте нельзя.

игра на внимание и координацию в пространстве

«У медведя во бору»

Описание игры. В одной стороне площадки – берлога медведя (чертится круг), на другой стороне –« дом» (чертится линия)  для детей . По сигналу учителя дети идут из дома по направлению к берлоге со словами:

«У медведя во бору грибы-ягоды беру. А медведь сердит и на нас рычит».

После этих слов медведь выскакивает из берлоги и начинает (салить) играющих. Дети убегают «домой».

Правила игры:

  1. «медведь» сидит в «берлоге»  и начинает догонять детей после слов «… и на нас рычит»;
  2. осаленные дети присаживаются на лавочку;
  3. «медведя» меняют после 4-5 пойманных ребят.

игра с бегом

«День и ночь»

Описание игры. Две команды становятся на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии двух шагов. Одной команде дается название «день», другой- «ночь». У каждой команды на своей стороне площадки в 10-12м есть дом. Ведущий игру неожиданно произносит название одной из команд, например «день». Эта команда быстро убегает в свой «дом», а игроки другой команды догоняют их и пятнают.

Правила игры:

  1. ведущий называет команду неожиданно;
  2. догоняющая команда осаливает соперников;
  3. осаленных ребят подсчитывают и отпускают обратно в команду;
  4. называть одну и туже команду можно пудрят несколько раз.

игра с бегом и координацией в пространстве

«Конники-спортсмены»

Описание игры. На полу, в 1м от стен и таком же расстоянии от другого, раскладывают кружки и квадраты. Их должно быть меньше числа играющих на три. Ученики, став левым боком к центру, передвигаются вперед по кругу. Имитируется выездка спортивных лошадей. Учитель подает команды:

«Шаг коня» - ученики, согнув руки в локтях, ладонями вниз, высоко поднимают колени, доставая ими до ладоней;

«Поворот»- повернувшись кругом, продолжают движение в противоположную сторону;

«На рысь» - бегут;

«Шаг коня» - переходят на ходьбу;

«По местам!» - все ребята разбегаются, стараясь занять кружок или квадрат.  Оставшиеся без кружка проигрывают.

Правила игры:

  1. все ученики выполняют упражнения по кругу в колонне и не имеют право обгонять;
  2. по команде учителя «По местам!», учащиеся должны занять свободные кружки или квадраты;
  3. если учащемуся не хватило кружка, то он выбывает из игры.

игра с бегом и координацией в пространстве

«Совушка»

      Описание игры. Перед началом игры дети – «зайчики» выбирают «совушку». «Совушка» сидит в своем гнезде. «Зайчики», взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Вокруг совушки иду,  

Пищу вкусную несу.

А сова не спит,

И на нас кричит: «Ух-ух».

      «Совушка» просыпается, пытается осалить «зайчиков». Тех, кого коснулась «совушка», она забирает к себе в гнездо.
      
Правила игры:
      1) «зайчики» должны крепко держать друг друга за лапки;
      2) не разрешается раньше времени разрывать круг и убегать;
      3) «совушка» не может ловить «зайчиков» до того, пока они не произнесут слова «ух-ух»;
      4) игра заканчивается, когда «совушка» поймает половину «зайчиков»;
      5) в игре «совушку» можно менять или выделять ей помощника.

игра с бегом

«Космонавты»

Описание игры. По углам площадки чертят 5-8 больших кругов- «ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома» рисуют 2-5 кружков- «ракет» (можно положить обручи).

Общее количество «ракет» должно быть меньше числа играющих.

Ученики идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по ракетам,

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После этих слов все бегут к «ракетодромам» и занимают места на любой из «ракет».

Оставшиеся  без места, выбывают из игры.

      Правила игры:  1)   разбегаться можно только по сигналу учителя после слов «Опоздавшим места нет!»;  2)  учащийся, оставшийся без ракеты выбывает из игры; 3) после каждой игры учитель убирает по одной ракете.

игра на внимание с бегом

Мы - веселые ребята

Описание игры. На противоположных сторонах площадки отмечают  линиями два «дома» на расстоянии 15-20м. один от другого. Между «домами» посередине площадки становится водящий. Остальные играющие находятся на одной стороне площадки, за линией дома.

Водящий, стоя посередине лицом к играющим, громко произносит:

«Раз, два, три!»

Все играющие говорят хором:

Мы- веселые ребята,

Любим бегать и играть

Ну, попробуй нас догнать!

После этого все ученики перебегают на противоположную сторону за линию дома. Водящий ловит перебегающих. Пойманные отходят в сторону. Когда все ученики перебегут, водящий опять считает: «Раз, два, три!».

Правила игры:

  1. водящий не имеет право салить за линией дома;
  2. осаленные ребята выбывают из игры.

игра с бегом

«Салки на марше»

Описание игры. Класс делится на две команды: «Быстрые» и «Ловкие». Команды строятся в шеренги на противоположных сторонах площадки  вдоль линий.. Команда «быстрых» – стоит лицом, а «ловких» – спиной.  По первому сигналу команда «быстрых» быстро идет вперед, а команда ловких стоит на месте. Когда команда быстрых приблизится к  «ловким» на 5м., учитель подает второй сигнал, по которому обе команды поворачиваются на 180 градусов. «Быстрые» – убегают, а «ловкие» – догоняют. Осаленные поднимают руки, учитель их подсчитывает и игра начинается с начала.

Правила игры:

  1. выполнить поворот на180 градусов, можно только по сигналу учителя;
  2. учеников которых догнала противоположная команда подсчитывают и отпускают;
  3. салить за линиями команд нельзя;
  4. убегают и догоняют команды  по очереди.

игра с бегом

« На прогулку»

Описание игры. Играющие встают в очерченные каждым на площадке маленькие кружки за исключение водящего. Водящий подходит к любому игроку и говорит: «На прогулку». Игроки идут вслед за водящим в колонне по одному. Когда все игроки  будут вызваны «на прогулку» и сойдут со своих мест, учитель произносит: «Дождь идет». Все играющие стараются скорее занять кружки. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Правила:

  1. Запрещается выталкивать игрока из занятого кружка и задерживать игроков.

игра на внимание с бегом и координацией в пространстве

Считалочки

1

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела:

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

2

Если чиж летит к стрижу,

Ты выходишь, я вожу.

Если стриж летит к чижу,

Водишь ты, я выхожу.

3

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой подоле, гляди на поле.

Едут там трубачи, да едят калачи.

4

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

И тебе водить велели.

5

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

и честных людей

6

Начинается считалка:

на дубу-скворец и галка.

Улетел домой скворец.

И считалочке конец.

7

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один читал газету,

Другой молол муку

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

8

У Литейного моста

Я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко.

Съела его кошка,

Помогали два кота,

Вот и нет теперь кита.

Ты не веришь другу?

Выходи из круга.

9

Ахи, ахи, ахи, ох,

Баба сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

10

Шли большие корабли,

По пути они зашли:

В Африку, Австралию,

Индию, Италию,

В Аргентину, в Уругвай.

Кто остался – вылетай!

11

Я вареньице варила-

Себе пальчик обварила..

Никому я не скажу,

Что без пальчика хожу!

12

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед,

Кот-сидит, сметаны-нет.

Помогите-ка Степану

Поищите с ним сметану.

13

Конь ретивый с длиной гривой

Скачет, скачет по полям.

Тут и там! Тут и там!

Где проскачет он-

Выходи из круга вон!

14

Аист-птица, аист птица,

Что тебе ночами снится?

 -Мне? Болотные опушки.

 А еще?

 -Еще? Лягушки!

 Их ловить-не изловить…

Вот и все! Тебе водить!

15

Две кукушки, две болтушки

Повстречались на опушке,

Сели рядом на суку

И кричат: «Ку-ку, ку-ку!»

Если хочешь-посчитай.

А не хочешь-вылетай.

16

Инцы-брынцы, балалайка!

Инцы-брынцы, поиграй-ка!

Инцы-брынцы, не хочу!

Инцы-брынцы, вой пойду!

17

Погляди на небо, звезды горят,

Журавли кричат: -Гу-гу! Убегу!

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь.

18

Тили-тели,-птички пели,

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить!

Кто не вьет, тому водить!

19

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети

И кричали: «Кук!, «Мак!»

Убирай один кулак!

20

Жили  были три чертенка

И два маленьких котенка.

Им велели дружно жить,

А тебе  идти водить!

21

Протекает речка, а над речкой мост.

Ходит там овечка, потеряла хвост.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ты поможешь ей искать.

22

До-ре-ми-фа-соль-ля-си!

Едет кошка на такси,

А котята прицепились

И бесплатно прокатились!

23

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь-стой и жди,

А не веришь-выходи.

24

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди.

Кто не верит- выходи!

25

. В гараже стоят машины:

«Волга», «Чайка», «Жигули».

От какой берешь ключи?

26

Летела птичка через сад,

Уронила виноград.

Кто его поднимет,

Тот из кона выйдет!

27

Я вареньице варила-

Себе пальчик обварила..

Никому я не скажу,

Что без пальчика хожу!

28

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из тумана:

Буду резать, буду бить,

Выходи тебе водить!

29

Дома курица сидит

И цыплятам говорит:

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко.

Раз, два, три, четыре, пять…

Кошка может вас поймать!»

30

Против школы новый дом.

В новом доме мы живем.

Мы по лестнице бежим

И считаем этажи.

Раз-этаж, два-этаж, три, четыре

–мы в квартире!

31

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два. Три, четыре-

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон!

32

Дождик, дождик, поливай!

Зайчик, в поле выбегай,

Будем все тебя ловить.

Кто поймал- тебе водить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....