Здоровьесбережение план
методическая разработка по физкультуре

Силина Татьяна Михайловна

                                      Утверждаю

                                  

                            Директор школы                В.И.Лукашова

 

 

 

Программа МКОУ Стригинской

ОШ

«Формирование здоровьесберегающей среды в системе школьного образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         2019г. -2023г.

 

 

 

 

 

 

 

 

             В современных условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт одной из актуальных задач образовательного учреждения является ориентация на ценность здоровья человека всех участников педагогического процесса, которые заинтересованы в обеспечении условий и реализаций средств здоровьесберегающего подхода

 

  Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. 
           В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Состояние здоровья детей вызывает очень серьезное опасение специалистов. Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников.
              О ситуации экологического неблагополучия на планете в последнее время много говорят и пишут. Актуальны эти проблемы и для нашей страны, до 70% территории которой стало зоной экологического бедствия. Детский организм реагирует на экологическую дисгармонию особенно остро. Отсюда – резкий рост аллергических проявлений, заболеваний дыхательной системы, нарушение обмена веществ, снижение иммунитета и т.д. Невозможно полностью уберечься от неблагоприятного для здоровья воздействия загрязненного воздуха, воды, радиоактивных излучений, растительной пищи, впитавшей яды из земли. Остается по мере возможностей нейтрализовать эти воздействия и помогать организму бороться с их последствиями.

        В законе «Об образовании РФ» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о её возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.

        Оценка состояния здоровья складывается из оценки уровней физического, нервно-психического    развития ребёнка, функционального состояния органов и систем, наличия или Отсутствия хронических заболеваний, врождённых пороков развития.

          Несмотря на то что сельские школьники находятся в более благоприятных условиях для реализации биологических потребностей в движении, проблема оптимизации двигательной активности для них также актуальна. Обучение в школе сопряжено с необходимостью длительного пребывания в положении сидя, что вызывает статическое напряжение мышц спины (статический стресс), огра­ничивает подвижность, способствует возникновению некоторых болезней, на­рушению роста и физического развития детей.

Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного  

физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и

 физических дефектов. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На

 протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым,

можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа.

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нём. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

 -  в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

 -  в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

 -  в нравственном плане – честен, самокритичен;

 -  в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

 -  в эмоциальном плане – уравновешен, способен удивлятЬся и восхищаться.

          Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 81% учащихся первого класса и у 93% старшеклассников. По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития. Также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы школьников, нарастание невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний.

          Это неблагоприятно отражается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, можно отметить следующие:

-  ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);

 -  низкий уровень организации питания обучающихся;

 -  отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;

 -  нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

 -  отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);

 -  несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;

 -  увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;

 -  распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;

 -  недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;

        Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

        Результаты проведённых в школах России исследований позволяют выявить у многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение, низкий уровень валеологической грамотности. Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье.

       Яркой иллюстрацией низкой валеологической культуры школьников и их родителей является тот факт, что только 31% учащиеся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41% - иногда, а 23% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.

        Культура здоровья - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма

      Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

      К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

 -  организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;

 -  социальное здоровье учащихся;

 -  здоровье учителя;

 -  благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

     Очень важны  условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно:

 -   благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор);

 -   строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);

 -   построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;

 -   обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое, цветовое оформление т.п.).

          Правила лечебной педагогики:

- Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.

- Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.

- Будь терпелив, требователен, вежлив и снисхо- Не навреди здоровью ребёнка.

дителен в обращении с учащимися.

- Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора.

- Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.

- Добивайся доверия учащихся и береги его.

- Умей беречь здоровье учащихся и своё.

- Твоё личное здоровье - пример для учащихся.

 

           Для решения всех проблем в МКОУ Стригинская  ОШ была разработана Концепция и программа развития школы. В школе ведется научно-исследовательская работа по проблеме сохранения здоровья участников образовательного процесса, руководителями которой являются администрация школы и учитель физической культуры Силина Т.М.  

        Задачами построения образовательного пространства в Стригинской основной общеобразовательной школе являются создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегуляции и самоконтролю.

     Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью. Важнейшая задача школы – помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и о своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым. Решение этих вопросов также нуждается в эффективных здоровьесберегающих образовательных технологиях.

 

            Педагогический коллектив школы работает над решением единой методической проблемы: «Формирование здорового образа жизни как средство повышения уровня обученности, воспитанности, укрепления здоровья и развития творческих способностей учащихся».

     Для решения организационных аспектов проблемы в  Стригинскрй основной общеобразовательной школе создана система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающая как уроки по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов. Уроки здоровья по большей части проходят в форме активных методов обучения (учебных игр, дискуссий, просмотров видеоматериалов).

 

      Учителя школы используют здоровьесберегающие технологии, которые позволяют:

 -   внимательно относиться к состоянию  каждого ребенка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;

 -  регулировать учебную нагрузку в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка;

 -  организовать режим учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;

 -      изменять рабочую позу во время урока для снижения уровня напряженности и уменьшения искривления позвоночника.

Большую роль в сохранении здоровья школьников играет и умелая организация физкультурно-оздоровительной работы в школе. В учебный план школы включён дополнительный час физической культуры в рамках регионального компонента. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место отведено проведению подвижных игр и физических упражнений на переменах. Традиционными стали Дни здоровья, спортивно – массовые мероприятия

               В рамках внеурочной работы классные руководители ежемесячно на классных часах проводят:

-    Занятия по правилам дорожного движения.

-    Беседы по соблюдению режима дня, о правильном и полноценном питании.

-    Проводятся Уроки здоровья

-    Праздники «Весёлые старты»,  Дни Здоровья

-    Учащиеся получают первые знания по валеологии, ведётся ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины, воспитывается культ здоровья.

-    Формы и методы профилактики вредных привычек носят игровой характер, что позволяет школьникам ненавязчиво осваивать, развивать полезные навыки, усваивать в процессе игровой деятельности сложные понятия.

Созданы условия реализации формирования здоровьесберегающей среды в школе ( условия в соответствии с СанПиНом)

• соблюдение размеров мебели; 

• воздушно-тепловой режим; 

• освещенность мест занятий; 

• оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.); 
 

• водоснабжение и канализация; 

• спортивное оборудование и инвентарь; 
-  расписание; 
-  учебная нагрузка
-  мониторинг здоровья ( уровень физического, психического развития, уровень заболеваемости детей, уровень знаний о здоровье и т. д.)
- коррекционно-оздоровительная деятельность школы ( организация горячего питания, спортивные секции.)

- обучение здоровью или формирование потребности в здоровом образе жизни ( уроки физической культуры и ОБЖ, дни, недели и праздники здоровья, физминутки на уроках, викторины, конкурсы и классные часы по ОБЖ и ПДД, уголки здоровья, участие детей в исследовательской деятельности по здоровьесбережению)
     Условия реализации по оздоровлению детей в школе достаточно благоприятные и позволяют в полном объеме проводить мероприятия по сохранению здоровья учащихся. Классы  в школе светлые, теплые, проветриваемые. Классы соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям: освещение, режим работы школы, учебный план, наполняемость классов, вентиляция учебных помещений.

    Уроки имеют продолжительность 45 минут с пятидневной нагрузкой в наделю. Для питания учащихся  отведена перемена 20 минут  третьего урока и подвижная перемена 20 минут после четвёртого урока. Остальные 10-минутные перемены позволяют ученикам восстановить свои умственные и физические способности после напряженного труда на уроках.

 Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, учителя проводят физкультминутки, примерно через 15-20 минут от начала урока.

  В состав упражнений для физкультминуток учителя  включают: 
-упражнения по формированию осанки, 
-укреплению зрения, 
-укрепления мышц рук, 
-отдых позвоночника,
-упражнения для ног,
-потягивание,
-массаж области груди, лица, рук, ног,
-психогимнастика,
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания
 

      Проводится педагогический лекторий для родителей, на заседаниях которого обсуждаются вопросы:

 -   «Адаптация ребёнка к школе»;

 -   «Роль семьи в воспитании здорового школьника»;

 -   «Культура приготовления домашних  заданий»;

 -   «Оптимальный двигательный режим школьника»;

      Таким образом, здоровьесберегающее пространство в НАШЕЙ школе включает следующие составляющие:

 -    медицинское обследование,

 -    профилактическая работа по ЗОЖ;

-     гиподинамии (динамические паузы, подвижные перемены  );

 -    внеклассную физкультурно – оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;

 -   организацию питания детей;

 -    выполнение СанПиНов;

 -    работу с родителями;

 

      С целью оптимизации двигательной активности в режим учебного дня учащихся педагоги включают различные формы занятий физическими уп­ражнениями, организовывают подвижные перемены и используют малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика, физкультурные паузы). Дневной бюджет двигательного режима учащихся в школе слагается в соответствии с гигиенической формой двигательной активности из следующих величин и компонентов:

10 мин - утренняя гимнастика;

3-5 мин физминутки и физпаузы на  3-ем, 4-ом, 5-ом уроках;

20 мин - подвижные игры во время активного отдыха на подвижной перемене для детей 1-9-х классов (с 12.25- 12.45ч);

20-30 мин - выполнение домашних заданий по физкультуре и плюс три урока физкультуры в неделю.

       При таком распределении времени и соотношении различных форм заня­тий физическими упражнениями на двигательную деятельность выпадает в среднем 2-2,5 часа активных ежедневных двигательных действий, что и обес­печивает гигиеническую норму физической активности.

       В связи с этим мы считаем, что главная задача нашей школы состоит в том, чтобы суметь найти опти­мальное соотношение различных форм и средств, внеклассных учебно-воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий таким обра­зом, чтобы отдельные компоненты двигательного режима могли чередоваться с учебной деятельностью. Такое тесное переплетение различных форм активного отдыха с учебно-трудовой деятельностью является эффективным средством по­вышения физической подготовленности школьников, укрепления их здоровья и улучшения работоспособности. В этой связи в школьной системе педагогического воздействия на учащихся сейчас исключительное место занимает правильно организованный процесс физического воспитания

       Вся многогранная деятельность учащихся Стригинской основной общеобразовательной школе и их школьная жизнь организованы так, чтобы они могли не только сохранить, но и укрепить здоровье. Проблема сохранения здоровья школьников поставлена на одно из важных мест в деятельности педагогического коллектива и администрации.

       Результативность работы школы

       Результатом работы школы стало снижение уровня заболеваемости детей в течение учебного года, улучшение показателей физической подготовленности учащихся  Оценка физической подготовленности производится на основе тестов.

        Основными задачами являются:

     -  дальнейшее совершенствование спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми и во внеурочное время;

    - укрепление здоровья учащихся, вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом;

    -    повышение их двигательной активности, формирование у учащихся здорового образа жизни;

 

   -     популяризация спортивного стиля жизни школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Цели и задачи работы школы, содействующей здоровью учащихся

 

  1. Обеспечение общего образования для каждого учащегося на уровне государственных образовательных стандартов, учитывая реальные учебные возможности учащихся, их способности, склонности, интересы, возрастные психофизиологические особенности. Для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей создание благоприятных условий для формирования ЗУН, превышающих минимальные государственные стандарты.
  2. Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе  удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования.
  3. Предоставление возможности для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, для получения начального профессионального образования и предпрофессиональной подготовки.
  4. Создание благоприятных условий для формирования у каждого школьника потребности в выборе своего места в жизни, обществе, в системе человеческих ценностей.
  5. Создание условий для формирования личности, обладающей следующими компонентами культуры - здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению среды обитания.
  6. Создание в школе здоровьесберегаютельного пространства.

Принципиальным является осуществление активно-деятельностного подхода к образованию, который позволяет не только усваивать знания, но и формировать у учащегося практические навыки сохранения и укрепления своего здоровья, развивать творческие способности к конструированию индивидуального здоровья и собственного стиля (образа) жизни.

Задачами построения образовательного пространства в Стригинской основной общеобразовательной школе являются создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегуляции и самоконтролю.

Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью. Важнейшая задача школы – помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и о своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым. Решение этих вопросов также нуждается в эффективных здоровьесберегающих образовательных технологиях.

  Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, сберегающих здоровье ребенка, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности организма школьника:

  •  доброжелательное и уважительное отношение к каждому ребенку;
  • объяснение учебного материала до полного понимания;
  • дифференцированный подход;
  • спокойное (без нервозности) ведение занятий;
  • насыщенность занятий и соблюдение всех норм, методов, требований современного урока.

Основными идеями воспитательной системы нашей школы здоровья являются:

-  "педагогика радости", "ситуация успеха";

  • доброжелательность и искренность, стремление к взаимопониманию, взаимной поддержке, максимально сближающие учеников, учителей, родителей;
  • творческое сотрудничество на различных уровнях;
  • личностно-ориентированный подход, в центре внимания - каждый ребёнок как самобытная личность с индивидуальным характером и неповторимым жизненным опытом.

Выполнение поставленных задач возможно через упорядоченность жизнедеятельности школьного коллектива, то есть взаимосвязь учебной и внеурочной воспитательной работы, скоординированность всех воспитательных мероприятий, их необходимость и достаточность, разумное размещение в пространстве и во времени.

Основные направления работы школы

1 направление - диагностика здоровья школьников.

Начало деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства в школе составила диагностическая работа и повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучению здоровому образу жизни. Диагностическая работа проводилась с учащимися и учителями.

На уровне учащихся проводился углубленный медицинский осмотр, который выявил, что 48 % детей практически здоровы, 11% - имеют нарушение зрения, 11% детей часто болеют простудными заболеваниями, 8% - с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, но самый высокий процент детей страдают нарушениями осанки 22% . В соответствии с данными медицинского осмотра учащиеся были распределены по группам здоровья. Дети с ослабленным здоровьем персонально отслеживаются

 

2 направление - овладение здоровьесберегающими образовательными технологиями.

     Для решения организационных аспектов проблемы в  Стригинскрй основной общеобразовательной школе создана система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающая как уроки по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов. Уроки здоровья по большей части проходят в форме активных методов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_plan.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                                       Утверждаю

                                   

                            Директор школы                В.И.Лукашова

  1. Программа МКОУ Стригинской
  2. ОШ
  3. «Формирование здоровьесберегающей среды в системе школьного образования»

                                                         2019г. -2023г.

             В современных условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт одной из актуальных задач образовательного учреждения является ориентация на ценность здоровья человека всех участников педагогического процесса, которые заинтересованы в обеспечении условий и реализаций средств здоровьесберегающего подхода

  Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. 
           В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Состояние здоровья детей вызывает очень серьезное опасение специалистов. Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности в сфере образования, поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников.
              О ситуации экологического неблагополучия на планете в последнее время много говорят и пишут. Актуальны эти проблемы и для нашей страны, до 70% территории которой стало зоной экологического бедствия. Детский организм реагирует на экологическую дисгармонию особенно остро. Отсюда – резкий рост аллергических проявлений, заболеваний дыхательной системы, нарушение обмена веществ, снижение иммунитета и т.д. Невозможно полностью уберечься от неблагоприятного для здоровья воздействия загрязненного воздуха, воды, радиоактивных излучений, растительной пищи, впитавшей яды из земли. Остается по мере возможностей нейтрализовать эти воздействия и помогать организму бороться с их последствиями.

        В законе «Об образовании РФ» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о её возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.

        Оценка состояния здоровья складывается из оценки уровней физического, нервно-психического    развития ребёнка, функционального состояния органов и систем, наличия или Отсутствия хронических заболеваний, врождённых пороков развития.

          Несмотря на то что сельские школьники находятся в более благоприятных условиях для реализации биологических потребностей в движении, проблема оптимизации двигательной активности для них также актуальна. Обучение в школе сопряжено с необходимостью длительного пребывания в положении сидя, что вызывает статическое напряжение мышц спины (статический стресс), ограничивает подвижность, способствует возникновению некоторых болезней, нарушению роста и физического развития детей.

Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного  

физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и

 физических дефектов. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На

 протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым,

можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа.

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нём. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

 -  в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

 -  в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

 -  в нравственном плане – честен, самокритичен;

 -  в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

 -  в эмоциальном плане – уравновешен, способен удивлятЬся и восхищаться.

          Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 81% учащихся первого класса и у 93% старшеклассников. По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития. Также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы школьников, нарастание невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний.

          Это неблагоприятно отражается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, можно отметить следующие: 

-  ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);

 -  низкий уровень организации питания обучающихся;

 -  отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;

 -  нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

 -  отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);

 -  несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;

 -  увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;

 -  распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;

 -  недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;

        Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

        Результаты проведённых в школах России исследований позволяют выявить у многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение, низкий уровень валеологической грамотности. Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье.

       Яркой иллюстрацией низкой валеологической культуры школьников и их родителей является тот факт, что только 31% учащиеся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41% - иногда, а 23% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.

        Культура здоровья - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма

      Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

      К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

 -  организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;

 -  социальное здоровье учащихся;

 -  здоровье учителя;

 -  благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

     Очень важны  условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно:

 -   благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор);

 -   строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);

 -   построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;

 -   обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое, цветовое оформление т.п.).

          Правила лечебной педагогики:

- Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.

- Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.

- Будь терпелив, требователен, вежлив и снисхо- Не навреди здоровью ребёнка.

дителен в обращении с учащимися.

- Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора.

- Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.

- Добивайся доверия учащихся и береги его.

- Умей беречь здоровье учащихся и своё.

- Твоё личное здоровье - пример для учащихся.

           Для решения всех проблем в МКОУ Стригинская  ОШ была разработана Концепция и программа развития школы. В школе ведется научно-исследовательская работа по проблеме сохранения здоровья участников образовательного процесса, руководителями которой являются администрация школы и учитель физической культуры Силина Т.М.  

        Задачами построения образовательного пространства в Стригинской основной общеобразовательной школе являются создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегуляции и самоконтролю.

     Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью. Важнейшая задача школы – помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и о своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым. Решение этих вопросов также нуждается в эффективных здоровьесберегающих образовательных технологиях.

            Педагогический коллектив школы работает над решением единой методической проблемы: «Формирование здорового образа жизни как средство повышения уровня обученности, воспитанности, укрепления здоровья и развития творческих способностей учащихся».

     Для решения организационных аспектов проблемы в  Стригинскрй основной общеобразовательной школе создана система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающая как уроки по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов. Уроки здоровья по большей части проходят в форме активных методов обучения (учебных игр, дискуссий, просмотров видеоматериалов).

      Учителя школы используют здоровьесберегающие технологии, которые позволяют:

 -   внимательно относиться к состоянию  каждого ребенка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;

 -  регулировать учебную нагрузку в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка;

 -  организовать режим учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;

 -      изменять рабочую позу во время урока для снижения уровня напряженности и уменьшения искривления позвоночника.

Большую роль в сохранении здоровья школьников играет и умелая организация физкультурно-оздоровительной работы в школе. В учебный план школы включён дополнительный час физической культуры в рамках регионального компонента. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место отведено проведению подвижных игр и физических упражнений на переменах. Традиционными стали Дни здоровья, спортивно – массовые мероприятия

               В рамках внеурочной работы классные руководители ежемесячно на классных часах проводят:

-    Занятия по правилам дорожного движения.

-    Беседы по соблюдению режима дня, о правильном и полноценном питании.

-    Проводятся Уроки здоровья

-    Праздники «Весёлые старты»,  Дни Здоровья

-    Учащиеся получают первые знания по валеологии, ведётся ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины, воспитывается культ здоровья.

-    Формы и методы профилактики вредных привычек носят игровой характер, что позволяет школьникам ненавязчиво осваивать, развивать полезные навыки, усваивать в процессе игровой деятельности сложные понятия.

Созданы условия реализации формирования здоровьесберегающей среды в школе ( условия в соответствии с СанПиНом)

• соблюдение размеров мебели; 

• воздушно-тепловой режим; 

• освещенность мест занятий; 

• оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.); 

• водоснабжение и канализация; 

• спортивное оборудование и инвентарь; 
-
 расписание; 
-  учебная нагрузка
-  мониторинг здоровья ( уровень физического, психического развития, уровень заболеваемости детей, уровень знаний о здоровье и т. д.)
- коррекционно-оздоровительная деятельность школы ( организация горячего питания, спортивные секции.)

- обучение здоровью или формирование потребности в здоровом образе жизни ( уроки физической культуры и ОБЖ, дни, недели и праздники здоровья, физминутки на уроках, викторины, конкурсы и классные часы по ОБЖ и ПДД, уголки здоровья, участие детей в исследовательской деятельности по здоровьесбережению)
     Условия реализации по оздоровлению детей в школе достаточно благоприятные и позволяют в полном объеме проводить мероприятия по сохранению здоровья учащихся. Классы  в школе светлые, теплые, проветриваемые. Классы соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям: освещение, режим работы школы, учебный план, наполняемость классов, вентиляция учебных помещений.

    Уроки имеют продолжительность 45 минут с пятидневной нагрузкой в наделю. Для питания учащихся  отведена перемена 20 минут  третьего урока и подвижная перемена 20 минут после четвёртого урока. Остальные 10-минутные перемены позволяют ученикам восстановить свои умственные и физические способности после напряженного труда на уроках.

 Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, учителя проводят физкультминутки, примерно через 15-20 минут от начала урока.

  В состав упражнений для физкультминуток учителя  включают: 
-упражнения по формированию осанки, 
-укреплению зрения, 
-укрепления мышц рук, 
-отдых позвоночника,
-упражнения для ног,
-потягивание,
-массаж области груди, лица, рук, ног,
-психогимнастика,
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания

      Проводится педагогический лекторий для родителей, на заседаниях которого обсуждаются вопросы:

 -   «Адаптация ребёнка к школе»;

 -   «Роль семьи в воспитании здорового школьника»;

 -   «Культура приготовления домашних  заданий»;

 -   «Оптимальный двигательный режим школьника»;

      Таким образом, здоровьесберегающее пространство в НАШЕЙ школе включает следующие составляющие:

 -    медицинское обследование,

 -    профилактическая работа по ЗОЖ;

-     гиподинамии (динамические паузы, подвижные перемены  );

 -    внеклассную физкультурно – оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;

 -   организацию питания детей;

 -    выполнение СанПиНов;

 -    работу с родителями;

      С целью оптимизации двигательной активности в режим учебного дня учащихся педагоги включают различные формы занятий физическими упражнениями, организовывают подвижные перемены и используют малые формы физического воспитания (утренняя гимнастика, физкультурные паузы). Дневной бюджет двигательного режима учащихся в школе слагается в соответствии с гигиенической формой двигательной активности из следующих величин и компонентов:

10 мин - утренняя гимнастика;

3-5 мин физминутки и физпаузы на  3-ем, 4-ом, 5-ом уроках;

20 мин - подвижные игры во время активного отдыха на подвижной перемене для детей 1-9-х классов (с 12.25- 12.45ч);

20-30 мин - выполнение домашних заданий по физкультуре и плюс три урока физкультуры в неделю.

       При таком распределении времени и соотношении различных форм занятий физическими упражнениями на двигательную деятельность выпадает в среднем 2-2,5 часа активных ежедневных двигательных действий, что и обеспечивает гигиеническую норму физической активности.

       В связи с этим мы считаем, что главная задача нашей школы состоит в том, чтобы суметь найти оптимальное соотношение различных форм и средств, внеклассных учебно-воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий таким образом, чтобы отдельные компоненты двигательного режима могли чередоваться с учебной деятельностью. Такое тесное переплетение различных форм активного отдыха с учебно-трудовой деятельностью является эффективным средством повышения физической подготовленности школьников, укрепления их здоровья и улучшения работоспособности. В этой связи в школьной системе педагогического воздействия на учащихся сейчас исключительное место занимает правильно организованный процесс физического воспитания

       Вся многогранная деятельность учащихся Стригинской основной общеобразовательной школе и их школьная жизнь организованы так, чтобы они могли не только сохранить, но и укрепить здоровье. Проблема сохранения здоровья школьников поставлена на одно из важных мест в деятельности педагогического коллектива и администрации.

  1.        Результативность работы школы

       Результатом работы школы стало снижение уровня заболеваемости детей в течение учебного года, улучшение показателей физической подготовленности учащихся  Оценка физической подготовленности производится на основе тестов.

        Основными задачами являются:

     -  дальнейшее совершенствование спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми и во внеурочное время;

    - укрепление здоровья учащихся, вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом;

    -    повышение их двигательной активности, формирование у учащихся здорового образа жизни;

   -     популяризация спортивного стиля жизни школьников.

       Цели и задачи работы школы, содействующей здоровью учащихся

  1. Обеспечение общего образования для каждого учащегося на уровне государственных образовательных стандартов, учитывая реальные учебные возможности учащихся, их способности, склонности, интересы, возрастные психофизиологические особенности. Для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей создание благоприятных условий для формирования ЗУН, превышающих минимальные государственные стандарты.
  2. Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе  удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования.
  3. Предоставление возможности для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, для получения начального профессионального образования и предпрофессиональной подготовки.
  4. Создание благоприятных условий для формирования у каждого школьника потребности в выборе своего места в жизни, обществе, в системе человеческих ценностей.
  5. Создание условий для формирования личности, обладающей следующими компонентами культуры - здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению среды обитания.
  6. Создание в школе здоровьесберегаютельного пространства.

Принципиальным является осуществление активно-деятельностного подхода к образованию, который позволяет не только усваивать знания, но и формировать у учащегося практические навыки сохранения и укрепления своего здоровья, развивать творческие способности к конструированию индивидуального здоровья и собственного стиля (образа) жизни.

Задачами построения образовательного пространства в Стригинской основной общеобразовательной школе являются создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегуляции и самоконтролю.

Среди многочисленных факторов, оказывающих воздействие на здоровье современного человека, все больше становится таких, которые угрожают здоровью. Важнейшая задача школы – помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и о своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым. Решение этих вопросов также нуждается в эффективных здоровьесберегающих образовательных технологиях.

  Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, сберегающих здоровье ребенка, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности организма школьника:

  •  доброжелательное и уважительное отношение к каждому ребенку;
  • объяснение учебного материала до полного понимания;
  • дифференцированный подход;
  • спокойное (без нервозности) ведение занятий;
  • насыщенность занятий и соблюдение всех норм, методов, требований современного урока.

Основными идеями воспитательной системы нашей школы здоровья являются:

-  "педагогика радости", "ситуация успеха";

  • доброжелательность и искренность, стремление к взаимопониманию, взаимной поддержке, максимально сближающие учеников, учителей, родителей;
  • творческое сотрудничество на различных уровнях;
  • личностно-ориентированный подход, в центре внимания - каждый ребёнок как самобытная личность с индивидуальным характером и неповторимым жизненным опытом.

Выполнение поставленных задач возможно через упорядоченность жизнедеятельности школьного коллектива, то есть взаимосвязь учебной и внеурочной воспитательной работы, скоординированность всех воспитательных мероприятий, их необходимость и достаточность, разумное размещение в пространстве и во времени.

Основные направления работы школы

1 направление - диагностика здоровья школьников.

Начало деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства в школе составила диагностическая работа и повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучению здоровому образу жизни. Диагностическая работа проводилась с учащимися и учителями.

На уровне учащихся проводился углубленный медицинский осмотр, который выявил, что 48 % детей практически здоровы, 11% - имеют нарушение зрения, 11% детей часто болеют простудными заболеваниями, 8% - с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, но самый высокий процент детей страдают нарушениями осанки 22% . В соответствии с данными медицинского осмотра учащиеся были распределены по группам здоровья. Дети с ослабленным здоровьем персонально отслеживаются

2 направление - овладение здоровьесберегающими образовательными технологиями.

     Для решения организационных аспектов проблемы в  Стригинскрй основной общеобразовательной школе создана система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающая как уроки по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов. Уроки здоровья по большей части проходят в форме активных методов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 1 классе в рамках городского семинара-практикума по теме "Преемственность в физическом воспитании и здоровьесбережению детей в ДОУ и начальной школе"

План-конспект был разработан для открытого урока городского семинара-практикума. Урок был проведен 11марта 2009г., для инструкторов физической культуры ДОУ и учителей ФЗК, преподающих в начальной школ...

План-конспект урока по формированию навыков здоровьесбережения

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компентенции по здоровому образу жизни,научить реализовы...

План экспериментальной работы педагога. Здоровьесбережение.

Вопросы здоровьесбережения наиболее актуальны в наши дни. В современной школе необходимо знание и введение в практическую деятельность разнообразных элементов здоровьесбережения. Степень усвоения мате...

План работы с родителями по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста

Планирование работы с родителями по здоровьесбережению детей в детском саду...

План воспитательной работы на год в 8 классе, адаптированный под программу здоровьесбережения "Вектор"

План воспитательной работы в 8 классе в этом учебном году мне пришлось корректировать в связи с тем, что на базе нашей школы открылась экспериментальная площадка по здоровьесбережению. План адаптриров...