программа внеурочной деятельности 9 класс
рабочая программа по физкультуре (9 класс)

Сухов Константин Иванович

программа внеурочной деятельности 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoydeyatelnosti_9b.docx50.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре  для 9 б класса на 2019-2020 учебный год составлена на основании нормативных документов и методических материалов:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  2. Закон об образовании от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ
  3. Федеральный государственный стандарт Приказ МОиН № 373 от 06.10.2009г. регистрация Минюст № 17785 от 22.12.2009
  4. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Приказ МОиН №1241 от 26.11.2010г., зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный №19707 Приказ МОиН №2357 от 22.09.2011г., зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный №22540 Приказ МОиН №1060 от 18.12.2012г.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа - 21.02.2015)
  6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин2.4.2.2821-10

В системе физического воспитания школьников одним из направлений является спортивная деятельность. Программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ с. Петровское с использованием способов двигательной деятельности из раздела «волейбол». Обеспечение содержания занятий через реализацию школьной программы затруднено, поскольку речь идет об углубленном изучении раздела «волейбол». Обеспечить содержание занятий на основе программы детско-юношеской спортивной школы не представляется возможным, так как ее содержание строго дифференцировано в соответствии  с годом обучения и уровнем спортивного мастерства.

Возникает необходимость создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях общеобразовательного учреждения с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовки.

Программа  позволяет не только добиваться системности в работе, привлечения учащихся к дополнительным занятиям, формирования у них положительного интереса к физической культуре, получать достойные  спортивные результаты.

Актуальность и педагогическая целесообразность образовательной  программы:

Волейбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, работа объединения дополнительного образования (секции волейбола) спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Волейбол, как вида спорта, помогает решать основную задачу, физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностейобучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, развития физических качеств необходимых в подготовке к сдаче норм ГТО.

Занятия волейболом  позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу, выносливость, координацию движения, улучшают подвижность в суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают волевые качества.

Волейбол развивает точность зрительного восприятия, быстроту движений и пространственное представление о своём теле на площадке.

       Создание условий для снятия умственного и психического напряжения, релаксации, физического развития, сохранения и укрепления здоровья – все это чрезвычайно актуально для детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы, обеспечивающие дополнительную ( углубленную) подготовку по предметам. Учащиеся  МБОУ СОШ с. Петровское  имеют возможность выбора образовательной программы дополнительного образования по различным видам спорта. Педагогическая целесообразность программы в ее ориентации на вовлечение детей с неявно выраженными физическими данными в систематические занятия  спортом.  Этим обусловлен выбор педагогических технологий, ориентированных на создание условий для мотивации подростков ( игровые технологии, проведение большого количества соревнований, конкурсов и т.д.)

Цель занятий – формирование физической культуры занимающихся.

Всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.

Задачи образовательной программы:

Образовательные:

-ознакомление с ролью физической культуры спорта в сохранении и укреплении здоровья, необходимости и важности здорового образа жизни;

-изучение технических приемов и правил игры в волейбол;

-знакомство с историей вида спорта, вкладом российских ( советских)  спортсменов в развитие олимпийского движения;

-изучение правил техники безопасности во время занятий физической культурой, правил гигиены юного спортсмена;

- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «волейбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;

- формирование умений в организации и судействе спортивной игры «волейбол».

-приобретение опыта участия в соревнованиях ( районной спартакиаде);

Развивающие:

- совершенствование функциональных возможностей организма;

Воспитательные:

- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;

Условия реализации программы: возраст обучающихся  14-15 лет, свободный набор. Условием допуска к занятиям является отсутствие противопоказаний к занятиям физической культурой.

Срок реализации: 1 год.

Режим занятий:

Содержание данной программы рассчитано на систему одноразовых занятий в неделю, продолжительностью;  на 1 год обучения — 1 час (1 раза в неделю по 1 часу), всего 34 часа,  Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по волейболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Формы организации деятельности детей на занятии: групповые, индивидуально-групповые, коллективные, по звеньям и т.д.

Формы занятий: занятие, беседа, тренировка, соревнование, мастер-класс и т.д.

Основной формой организации занятий   является занятие. Занятие по программе физкультурно-спортивной направленности  состоит из вводно-подготовительной части, включающая упражнения общей и специальной подготовки, основной части, направленной на обучение технических приемов в волейболе, тактических действий на площадке и игры в волейбол по правилам, и заключительной части.

Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2005). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки волейболиста и тактико-техническим действиям волейболиста.

Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния волейбола, правил соревнований по волейболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, подачи, нападающий удар и блокирование. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

В результате освоения программы по волейболу обучающиеся  

  • знают:

– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;

– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

– способы закаливания организма;

  • умеют:

– составлять и выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

– выполнять технические действия по волейболу;

– выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;

– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений по волейболу;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

– включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются: начальный контроль ( сентябрь), промежуточный контроль ( декабрь-январь), итоговый контроль ( май).

Форма подведения итогов: зачетное занятие, тест, соревнование, сдача контрольных нормативов.  

                                  Тематический план 1 года обучения (35 часов)

№ п/п

Наименование раздела

Виды учебной деятельности

Количество часов

1

 Волейбол

Введение в образовательную программу. Физическая культура и спорт в России. Сведения о строении и функциях организма занимающихся.Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма

Правила соревнований, их организация и проведение

Общая и специальная физическая подготовка

Основы техники и тактики игры

Контрольные игры и соревнования

Контрольные испытания

посещения соревнований

34

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Содержание  занятия

Кол-во часов

Дата

По плану

По

 факту

1

Правила по технике безопасности  на занятиях  спортивных игр. Развитие волейбола.

Разучивание стойки игрока. Подвижные игры.

1

09.09

2

Развитие специальной ловкости. Упражнения с мячом. Перемещения в стойке волейболиста. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

16.09

3

Правила игры в волейбол. Терминология. Жесты судьи. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

23.09

4

Ловля мяча после перемещения. Упражнения на ловкость с мячом. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

30.09

5

Развитие силы .Упражнения с медицинболами. Подвижные игры и эстафеты. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

07.10

6

Подводящие упражнения для изучения передачи сверху. Подвижные игры и эстафеты. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

14.10

7

Правила игры. Пионербол

1

21.10

8

Сочетание способов перемещений. Разучивание передачи сверху. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

9

Сочетание способов перемещений. Разучивание передачи сверху. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

10

Эстафеты. Разучивание передачи сверху над собой. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

11

Верхняя передача над собой и в стену. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

12

Верхняя передача над собой и в стену. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

13

Учебная игра . Пионербол.

1

14

Верхняя передача после перемещения. Введение в начальные игровые ситуации. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

15

Верхняя передача после перемещения. Введение в начальные игровые ситуации.

1

16

Общая и специальная физическая подготовка. Передачи сверху  в паре, в тройках. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

17

Верхняя передача через сетку. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

18

Разучивание нижней прямой подачи. Взаимодействие игроков первой линии.

1

19

 Нижняя прямая подача. Взаимодействие игроков первой линии. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

20

Нижняя прямая подача. Взаимодействие игроков второй линии. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

21

Нижняя прямая подача. Взаимодействие игроков второй линии. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

22

Правила игры. Учебная игра.

1

23

Изучение нижней передачи над собой.  Развитие специальной ловкости. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

24

Изучение нижней передачи над собой.  Развитие специальной ловкости Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

25

Нижняя передача в стену, после перемещения. Командные взаимодействия.  Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

26

Нижняя передача в стену, после перемещения. Командные взаимодействия. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

27

Эстафеты с элементами волейбола. Учебная игра

1

28

Передачи сверху. Прием снизу. Отбивание мяча кулаком через сетку. Учебная игра.

1

29

Отбивание мяча кулаком через сетку. Командные взаимодействия. Учебная игра.

1

30

Контрольные нормативы. Учебная игра.

1

31

Обучение передачи через сетку в прыжке.  Учебная игра.

1

32

Передача через сетку в прыжке.  Учебная игра.

1

33

Подача и прием  подачи. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

34

Подача и прием  подачи.  Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

Распределение времени на отдельном занятии

Примерное распределение времени на отдельном занятии по технической, тактической и физической подготовке представлено в Таблице 2. Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности  занятия 45 минут (1 час). Педагог, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, может изменять продолжительность занятия и распределение времени.

  1. Таблица 2

Виды подготовки

Время (мин)

1.

Техническая подготовка

15

1.1. Имитационные упражнения без мяча

1.5

1.2. Передача и приём мяча

6

1.3. Подачи мяча

4

1.4. Нападающий удар и блокирование

3.5

2.

Тактическая подготовка

7.5

2.1. Действия игрока в защите

3.5

2.2. Действия игрока в нападении

4

3.

Физическая подготовка

12.5

3.1. Общая

7.5

3.2. Специальная

15

     4.         Игра в волейбол

10

Содержательное обеспечение разделов программы

Теоретические занятия

     Физическая культура и спорт в России Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры. Выдающиеся спортсмены-волейболисты.

     Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.

     Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.

     Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Правила безопасности во время занятий, соревнований. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

     Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.

     Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

     Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.

     Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).

Практические занятия

Общая физическая подготовка.

-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;

-совершенствование навыков естественных видов движений;

-подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Строевые упражнения.

Гимнастические упражнения.

        -Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

        -Упражнения для туловища и шеи.

        -Упражнения для мышц ног и таза.

Акробатические упражнения.

Легкоатлетические упражнения.

        - Бег.

        - Прыжки.

        - Метания.

Спортивные игры.

Подвижные игры:

Ходьба на лыжах и катание на коньках.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий

Подвижные игры:

Упражнения для развития прыгучести.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.

Практические занятия по технике нападения.

Действия без мяча. Перемещения и стойки:  - стартовая стойка (И.п.)в сочетании с перемещениями;

- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; -перемещения приставными шагами спиной вперёд;

- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.

Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками:  - передача на точность, с перемещением в парах;

- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.

Подача мяча:  - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.

Нападающие удары.

Практические занятия по технике защиты.

Действия без мяча. Перемещения и стойки.

Действия с мячом.Приём мяча.Блокирование.

Практические занятия по тактике нападения.

Индивидуальные действия.

                                   Групповые действия.

                                   Командные действия.

Практические занятия по тактике защиты.

Индивидуальные действия.Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

 Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны  6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;

Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.

Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.

Контрольные нормативы:

Содержание требований (вид испытаний)

девочки

мальчики

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м)

               в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35

5,0

7,5

4,9

11,2

170

45

6,0

9,5

Техническая подготовленность:

Содержание требований (вид испытаний)

Количественный показатель

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4

Подача верхняя прямая в пределы площади

Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3

Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу

Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах

4

3

3

8

3

Список литературы

Для педагогов:

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.- М., 2014г

Раздел 3. Х-Х1 классы.  Часть1.  п.1.4.2. Спортивные игры.

Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы) Волейбол (юноши и девушки)

Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол.

Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2004г).

Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н. Чехов О.С.Подготовка юных волейболистов.- М.: Физкультура и спорт, 1967.-294 с.

ИвковаТ.П.Волейбол.- Минск, Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2008, -63 с.

Самасов А.В. Волейбол без компромиссов. – Воронеж 2001.

Загорский Б.И. Физическая культура. – М.: Высшая школа, 1989.

 Матвеев А.П. Примерная федеральная программа содержания видов спортивной подготовки - М, 2005.

Казаков С.В. Спортивные игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

       

Для учащихся:

Ивойлов А.В. Волейбол для всех. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

Железняк Ю.Д. Юный волейболист. – Москва: Физкультура и спорт. 1988..

Железняк Ю.Д.120 уроков по волейболу.-М.: Физкультура и спорт, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...