"Формирование осанки у детей младшего школьного возраста"
статья по физкультуре

 Лариса Михайловна

Выступление на Республиканской научно - практической  конференци "Актуальные вопросы физического воспитания подрастающего поколения 

Презентация на тему : " Формирование осанки у детей младшего школьного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osanki_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование осанки у детей младшего школьного возраста»

Исаева Л.М.

Средняя общеобразовательная школа №15, г. Альметьевск.

Актуальность моего исследования я вижу в том, что в настоящее время наблюдается ухудшение состояния позвоночника у значительной части младших школьников. Изменения в осанке обнаруживается примерно у 30% всех обследованных.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику занятий физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки.

Объект исследования — занятия физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки.

Предмет исследования – формирование осанки средствами и методами лечебной физической культуры, обеспечивающие профилактику и нарушений осанки у детей 7-8-ми лет.

Гипотеза исследования: методика занятий лечебной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки, будет целесообразной и результативной, если:  будет включать в свое содержание комплексы специальных корригирующих упражнений для профилактики и коррекции:  а) лево  и правостороннего сколиоза; б) лордоза и кифоза;

Задачи исследования:

1.Изучить литературные источники по проблеме коррекции осанки средствами лечебной физической культуры.

2.На экспериментальном уровне апробировать методику занятий лечебной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки.

3.Сформулировать выводы исследования.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

1.Изучить возможность применения средств лечебной физической культуры для профилактики и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста и определить факторы, влияющие на формирование осанки;

2.Разработать комплексы специальных корригирующих упражнений лечебной физической культуры для детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки.

В предварительных исследованиях приняли участие 40 детей младшего школьного возраста школы № 15 г. Альметьевск.

Для определения эффективности разработанной методики были подобраны 2 группы детей с нарушенной осанкой: контрольная и экспериментальная по 20 детей в каждой. Возраст детей от 7 до 8 лет. Занятия корригирующей гимнастикой проводили групповым методом.  Индивидуализация лечебного воздействия при групповом методе достигалась комплектованием небольших групп детей 7-8 лет, однородных по возрасту и полу, назначением индивидуальных упражнений, их рациональной дозировкой.

Дети контрольных групп занимались в группе продленного дня с продолжительностью занятий - 45 минут, 2 раза в неделю. В начале и в конце педагогического эксперимента проводились контрольные измерения, где определялся уровень физического развития по следующим показателям: антропометрические - рост, вес, ОГК.

В предварительных исследованиях быٜли выявлены причины, влияющие на наٜруٜшеٜниٜе осанки, подбирались средства и меٜтоٜды, направленные на коррекцию нарушенной  осٜанٜки и формирование правильной осанки у детей 7-8 летнего возраста.

В хоٜде исследования решалась задача: разработать коٜмпٜлеٜксٜнуٜю методику, наٜпрٜавٜлеٜннٜую на коррекцию осٜанٜки у детей млٜадٜшеٜго школьного возраста, в основу которой воٜшлٜи средства оздоровительной фиٜзиٜчеٜскٜой культуры с исٜпоٜльٜзоٜваٜниٜем многофункционального реабилитационного компٜлеٜксٜа (МРК).

1.Наиболее значимыми факторами, способствующими нарушению осанки у детей младшего школьного возраста, являются: уменьшение времени пребывания на свежем воздухе (с 34,6 до 24,0 %), неудобная и не соответствующая росту мебель в школе и дома (66,6 %), длительное сидение на одном месте (54,4 %).

2.Дети, имеющие нарушения осанки, отстают от здоровых сверстников в росте - на 3-5см (мальчики) и 4-5см (девочки), в массе тела соответственно на 3-6 кг и 2-3 кг.

3.Выявлено, что (72,3%) детей не выполняют утреннюю гимнастику и только (27,7%) детей занимаются ею под руководством  родителей. Двигательная активность детей с возрастом уменьшается.

Большинство школьников мало времени проводит на свежем воздухе, выполняет домашние задания, сидя за не соответствующей ростовым параметрам мебелью, спит на слишком мягких кроватях с высокими подушками. Все эти факторы способствуют увеличению числа детей с нарушенной осанкой.

4.Дифференциация оздоровительного воздействия занятий лечебной физической культурой с данной категорией детей при групповой форме организации занятий достигается путем комплектования небольших групп по 15-20 детей, однородных по возрасту и полу, назначением индивидуальных упражнений и их дозировки в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся. Форма занятия — урок, длительностью 45 минут.

5.Индивидуальная форма организации занятий предполагала круговую тренировку с использованием Многофункционального Реабилитационного Комплекса. Суть его состояла в выполнении упражнений на различные мышечные группы с минимальными отягощениями, рассчитанными для каждого ребенка индивидуально. МРК включался в урок только на втором этапе занятий, то есть, после двух месяцев выполнения упражнений в облегченном варианте. На этом для детей разработаны домашние задания и на каждого из участников исследования заведен «Дневник самоконтроля», проводился лекторий для родителей.

6.Комплексная методика занятий лечебной физической культурой с детьми младшего школьного возраста, включает в свое содержание комплексы специальных корригирующих упражнений

На первом этапе занятий (2-3 месяца) упражнения выполняются только симметрично, корригирующие позы длительностью до 10 минут применяются перед началом урока с первых занятий. На втором этапе (4-5-месяцев) предполагалось увеличение симметричной нагрузки на мышцы спины и брюшного пресса, и добавлялись упражнения на выравнивание дуги искривления позвоночника с использованием МРК. На третьем этапе (1-2 месяца) закреплялся достигнутый ранее результат, и исключались асимметричные корригирующие упражнения.

7.Педагогический эксперимент по определению эффективности экспериментальной методики занятий лечебной физической культурой показал значительное повышение уровня  физической  подготовленности школьников и их мотивации к двигательной деятельности. При этом уменьшилось число детей с нарушениями осанки.

В экспериментальной группе процент детей 7-ми лет, имеющих «средний» показатель нарушения осанки, достоверно уменьшился на 27,2%, а в контрольной   всего лишь на 4,9%..  На 11,4% стало меньше учащихся, имеющих показатели нарушения осанки «выше среднего», и ни у одного не обнаружено отклонений с «высокой» степенью нарушений по сравнению с контрольной группой.

У младших школьников 8-ми лет исследуемые показатели выглядят следующим образом: нарушения осанки «средней» степени сократилось с 47,6% до 28,5%, и в конце эксперимента не было ни одного ребёнка с «высокой» степенью отклонения позвоночного столба от вертикали (в начале исследования — 19,0%).

В контрольной группе детей 8-ми лет значительно увеличилось количество школьников, имеющих отклонения позвоночного столба «низкой» (с 0 до 16,4%), и «средней» (с 41 до 59,0%) степени, а в экспериментальной группе показатели значительно улучшились. В начале исследования осанка оценивалась как «выше среднего» у 25,8% детей, в конце  9,6%; «высокой» степени - соответственно 12,9% и 0)

Выводы:

Таким образом, применение комплексной методики занятий оздоровительной физической культурой для профилактики и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с применением много-функционального реабилитационного комплекса (МРК), как средство ранней диагностики и учета эффективности проводимых процедур. Позволила улучшить большинство контролируемых показателей, повысить самочувствие, настроение и состояние здоровья занимающихся, что, как правило, является первым признаком формирования мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Литература.

1.Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия М. 1991.

2.Коростелёв Б.Н., Воспитание здорового школьника, пособие для учителя. Москва: «Просвещение», 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...

"Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста"

ldquo;… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожидан...

Конспект НОД по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Насекомые» (вторая младшая группа)

В младшем дошкольном возрасте очень важна работа по развитию мелкой моторики. В данном занятии представлены игровые упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ по лексиче...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...