Использование игровых заданий при обучении ведения мяча без зрительного контроля на уроках баскетбола.
методическая разработка по физкультуре (6, 7 класс)

Макаровская Юлия Владимировна

В статье речь идет об актуальности использования игрового метода при обучении школьников основным приёмам игры в баскетбол. Описаны игровые задания, формирующие навык ведения мяча без зрительного контроля и развивающие перифирическое зрение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей №144 Калининского района Санкт-Петербурга

Использование игровых заданий при обучении ведения мяча без зрительного контроля на уроках баскетбола.

                                  Автор: Макаровская Ю.В.

                               2018 г

 В настоящее время приоритетной задачей развития физкультурно-спортивного движения в нашей стране является максимальное вовлечение детей, подростков и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта такими, как: баскетбол, волейбол, футбол  легкая атлетика.

      Баскетбол  –  это общедоступная игра,  состоящая  из естественных движений различных действий с мячом. К естественным движениям относятся бег, ходьба и прыжки. Действия с мячом – это броски и ловля, ведение мяча на месте и в движении.  Кроме общедоступности баскетбол имеет ещё одно достоинство – это очень интересная и увлекательная игра, которой можно обучать детей с младших классов общеобразовательной школы. Мяч – это игрушка, которая есть у каждого ребенка в раннем возрасте. Малыши с удовольствием берут его в руки, бросают, наблюдая, как он прыгает и катится по полу. Для подросших детей мяч становится не просто игрушкой, а предметом, с которым можно играть по определенным правилам со своими друзьями и одноклассниками в увлекательную игру – баскетбол.

Задача учителя помочь детям овладеть техническими и тактическими приемами игры, дать определенный объем знаний, необходимых для овладения этой игрой, пробудить еще больший интерес к игре с мячом.

      В процессе игры применяются  специфические двигательные  действия без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.).    Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения, нервной деятельности.  Достижение спортивного результата требует от игроков целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.

       Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания.

       Моя многолетняя практика работы в школе показывает, что для обучения целому ряду тактических элементов, закрепления и совершенствования навыков лучше всего создать специальные игровые условия. В большинстве случаев их использование позволяет повысить интерес детей к занятиям, а также качество обучения и тем самым сократить период обучения баскетболу, что очень важно в условиях современной школы. Ведь, обучению игре в баскетбол в годовом плане посвящена только часть уроков.

Средства обучения игры в баскетбол.

Практическая реализация обучения подразумевает применение адекватных средств и методов. На уроках по баскетболу используют как общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия), так и специфические средства (физические упражнения).   

         Общепедагогические средства широко применяются практически на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на занятиях всегда предшествует сообщение определенной информации о предмете изучения. С помощью слова учитель организует учеников, ставит перед ними задачи, дает оценку выполнению и вносит коррективы в процесс обучения. Речь педагога должна отличаться конкретностью, лаконичностью. И в то же время она должна быть эмоциональной и  образной, будить у занимающихся интерес и творческую активность. Личный пример учителя – это очень важный момент при занятиях с восьмиклассниками.

        К специфическим средствам обучения относятся физические упражнения вспомогательные и основные. Критериями такого разделения служат их содержание и направленность воздействия на организм занимающихся.

       Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения техникой и тактикой игры. К ним относятся упражнения других разделов школьной программы: гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр. С их помощью решается задача, как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических качеств, необходимых при игре в баскетбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, гибкости, выносливости. Вспомогательные упражнения решают, так же еще одну важную задачу – это развитие быстроты реакции, периферического зрения.

На своих уроках я часто использую для развития быстроты эстафеты с бегом наперегонки с мячом и без мяча, прыжковые упражнения, челночный бег с ведением мяча и без него для развития координации и ловкости, подвижные игры, помогающие развить быстроту реакции.

       Основные упражнения направлены на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. Это различные упражнения, включающие ведение мяча, броски и ловлю, броски в корзину, выполнение финтов и т.д.  К ним относятся также игровые задания, которые требуют эффективного воспроизведения технико-тактических действий в вариативных условиях противодействия, включая игровое противоборство.

При овладении техникой игры в зависимости от сложности учебного материала можно использовать упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям (по разделениям).

       На занятиях по баскетболу широко применяются подводящие упражнения. По своей координационной структуре они схожи с основными и являются их составными компонентами.  Выполняются подводящие упражнения в облегченных условиях: на месте, в замедленном темпе, при отсутствии или ограничении влияния сбивающих факторов и т. п. В связи с этим, подводящие упражнения просты в усвоении, ускоряют процесс обучения и подводят занимающихся к овладению рациональной техникой и тактикой игры.

       На уроках баскетбола используются разнообразные  методы обучения: словесные, наглядные и практические.

На своих уроках я использую  эти три метода. Объяснение, рассказ,  анализ ошибок, разбор игровых ситуаций. Таким образом, использование словесного метода  очень важно и широко используется мною на уроках баскетбола.

В качестве примеров использования наглядного метода являются просмотр видеозаписей матчей с участием известных команд, использование демонстрационной доски, показ действий игроков в разных ситуациях непосредственно на площадке. Ведь народная мудрость гласит: «Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать». Сочетание словесного и наглядного методов очень эффективно.

Без практического метода научить играть в баскетбол невозможно. Я часто говорю своим ученикам, которые по тем или иным причинам не хотят выходить на площадку для игры: «В баскетбол можно научиться играть, только играя в него».

    Игровой метод используется в  качестве самостоятельного метода на уроках по баскетболу.  Его  применение создает благоприятный эмоциональный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, формирует интерес занимающихся  к систематическим занятиям. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях, регламентированных установленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой.

      Участие занимающихся в специальных эстафетах, подвижных играх и игровых заданиях связано с воспроизведением компонентов их физического, технического и тактического потенциалов в различных сочетаниях и в постоянно изменяющихся условиях. Игровая деятельность происходит на фоне повышенного эмоционального состояния игроков и создает соответствующие условия для применения всей совокупности навыков и качеств, приобретенных на занятиях по баскетболу.

      Следует отметить, что, несмотря на всю привлекательность игрового метода, его применение требует определенной подготовленности учащихся в плане обучения и овладения основами техники игры.

            Учащиеся 8-х классов обладают хорошими навыками ведения мяча шагом, бегом, с изменением скорости и направления, уверенно выполняют броски и ловлю мяча в парах и тройках. Но часто у них возникают трудности с применением этих навыков в игровых ситуациях, когда становится необходимо не просто вести мяч с заданной скоростью и по заданной траектории и забрасывать его в кольцо, а выполнять какие либо действия с мячом в постоянно меняющихся условиях. В игровой ситуации игрок должен держать в поле зрения всю площадку, своих партнёров и противников. Ведение мяча в быстром темпе без зрительного контроля является задачей, решение которой позволяет подвести обучающихся к успешному решению игровых заданий, предложенных учителем, в которых необходимо видеть партнеров и противников, следить за меняющейся ситуацией.

              Решение этой задачи является актуальной, так как отсутствие навыка ведения мяча без зрительного контроля помешает учащимся быть успешными в игре. Как правило, в игре учащиеся, не обладающие навыком ведения без зрительного контроля,  не могут быть полезными для команды в нападении, так как не видят игроков на площадке, плохо ориентируются, не могут во время выполнить передачу своему партнеру, готовому к броску в кольцо, часто теряют мяч в игре. Овладение ведением мяча без зрительного контроля дает возможность игроку следить за изменением ситуации на площадке и своевременно реагировать на него конкретными игровыми действиями. Оно применяется, когда игрок уверенно и непринужденно владеет техникой ведения и  приема, т.е. у него выработано «чувство мяча».

             Для решения задачи обучения и совершенствования ведения баскетбольного мяча  без зрительного контроля, для развития «чувства мяча»  очень хорошо подходит игровой метод.  Вот примеры подвижных игр, которые можно использовать на уроке.

Игра «Светофор»

Цель игры: развитие периферического зрения, совершенствование навыка ведения мяча без зрительного контроля.

Учащиеся располагаются вокруг баскетбольной площадки. У учителя в руках три разноцветные палочки зеленая, желтая и красная. Когда учитель поднимает зеленую палочку, учащиеся выполняют бег по кругу с ведением мяча. Когда поднята желтая палочка, дети переходят на шаг. Когда поднимается красная палочка, все игроки  должны быстро остановиться. Дриблинг не прекращается на протяжении всей игры.

Второй вариант игры (усложненный): дети двигаются хаотично по всему залу. В этом случае они должны держать в поле зрения сигналы учителя и учеников класса, что бы двигаться, не сталкиваясь друг с другом.

Игровое задание «Цветные ворота»

        

Цель: совершенствование навыка ведения мяча без зрительного контроля при нападении в прямом направлении, справа и слева от щита, развитие периферического зрения, быстроты реакции.

На баскетбольной площадке установлены разноцветные ворота, справа, слева и в центре. Учащиеся, начиная двигаться к кольцу с противоположной части площадки должны увидеть боковым зрением цветовой сигнал и атаковать, пройдя через ворота, такого же цвета.

Упражнение следует выполнять в быстром темпе и без остановки. Учитель все время меняет свое расположение, вставая спереди,  справа или слева от направления атаки.

Игровое задание «Будь внимателен»

Цель: Совершенствование ведения мяча без зрительного контроля, развитие периферического зрения и быстроты реакции.

Учащиеся располагаются в свободной расстановке в спортивном зале. По сигналу учителя они начинают выполнять дриблинг с перемещениями вправо-влево, назад-вперед. Постоянно  находясь в движении, игроки не теряя мяч должны наблюдать за сигналом учителя. У учителя в руках две карточки с буквами М и Д. Когда учитель поднимает карточку с буквой М, мальчики класса начинают выполнять дриблинг на месте, вращаясь вокруг себя. Когда поднимается карточка с буквой Д, движение вокруг себя начинают выполнять девочки. Когда та или иная карточка опущена, вращение вокруг себя прекращается. Игроки продолжают выполнять первоначальное задание. Учитель может поднимать одновременно обе карточки или по очереди. Ошибающиеся  ученики выполняют штрафное задание (например: 10 приседаний с мячом за головой или пробежать два круга вокруг зала).

            Во время игры баскетболисту приходится следить и за мячом, и за партнёром, и за соперниками. Поэтому игроку не достаточно обладать только хорошим центральным зрением. Он должен обладать и хорошо развитым периферическим зрением. Хорошо развитое периферическое зрение  облегчает ориентировку игроков на поле, улучшает их взаимодействие, повышает эффективность технических и тактических действий.  

Умение видеть поле осуществляется в большой мере за счет бокового (периферического) зрения, которое в сочетании с технической подготовкой является основой тактического мастерства баскетболистов. Игрок должен уметь точно выполнить передачу своему партнеру, не поворачивая к нему головы, держа его в поле периферического зрения. Является неоспоримым фактом, что тактически грамотный игрок должен обладать хорошо развитым периферическим зрением и высокой техникой игры: первое поможет игроку разобраться в игровой обстановке, какой бы сложной она ни была, и подскажет, что он должен делать в данный момент игры, а второе позволит эти объективные наблюдения реализовать.

            Для развития периферического зрения тоже можно использовать следующие игровые задания.

Игра  «Останься в круге»

Цель игры: развитие периферического зрения, совершенствование навыка ведения мяча без зрительного контроля.

В кругах разметки баскетбольной площадки располагаются  4-5 игроков. Выполняя непрерывный дриблинг, они пытаются,  держа под контролем свой мяч, выбить мяч других участников игры.

Выигрывает 1 оставшийся в кругу игрок.

Игра «Вызов партнера»

Цель игры: развитие периферического зрения, быстроты реакции.

   Участники игры располагаются на половине баскетбольной площадки по кругу. В центре круга стоит водящий. Роль водящего может выполнять учитель, ребенок спец мед группы, которому противопоказан бег. Учащиеся начинают выполнять бег по кругу с ведением мяча, не поворачивая голову в сторону водящего. Водящий может назвать по имени любого игрока. При этом он выполняет разные движения руками, заданные учителем перед игрой (две руки подняты вверх, две руки вытянуты вперед-вниз, руки убраны за спину). Вызванный игрок должен боковым (периферическим) зрением увидеть водящего и положение его рук и выполнить точную передачу не останавливаясь: верхом – если руки водящего подняты вверх, низом, если руки вытянуты вниз-вперед. Водящий, получив передачу, выполняет бросок мяча обратно названному и вызывает следующего участника. Если при вызове партнёра руки водящего спрятаны за спину, пасовать ему нельзя. Вызванный игрок в этом случае выходит из строя и выполняет быструю обводку водящего справа или слева и встает на место. В этой ситуации учащиеся часто ошибаются. Они берут мяч в руки, готовясь пасовать, а потом, увидев ошибку, продолжают вести мяч, выполняя таким образом «двойное ведение».

      Игра проводиться сначала с медленным бегом, потом быстрым. После смены водящего направление движения игроков меняется.

      В случае ошибки, игрок выполняет штрафное задание – отжимание от мяча. После этого он может вернуться в игру

         В игровой ситуации чаще приходится сталкиваться со сложными реакциями, для реализации которых необходимо:

1. Адекватно оценить ситуацию.

2. Принять необходимое двигательное решение.

3. Оптимально выполнить это решение.

       При этом необходимо помнить, что чем больше имеется вариантов решения двигательной задачи, тем более затруднено принятие решения и длительнее время реагирования. Наиболее существенное уменьшение времени сложной реакции наблюдается при совершенствовании ее моторного компонента.

       Реакции – это одно из проявлений физического качества быстроты. Быстрота реакции в игре баскетбол имеет огромное значение. Часто исход игры зависит от того, насколько своевременно и рационально реагирует игрок на изменения в ситуации во время игры.    Быстрота реакции поддается совершенствованию с помощью специальных упражнений, которые можно выполнять в процессе игр и игровых заданий.

       Вот некоторые из них.

Игровое задание «Перегонки»

Цель игры: развивать быстроту реакции, скоростные качества.

Учащиеся выполняют его в парах. Два ученика стоят под щитом спиной к центру площадки. Учитель выбрасывает в поле мяч и называет одного из них по имени. Названный игрок становится нападающим, другой защитником. Задача нападающего быстро повернуться, подобрать мяч и двигаться вперед для атаки. Задача защитника после поворота выполнить ускорение, перегнать нападающего и поставить заслон.

Игра «Два на два»

Цель игры: развивать быстроту реакции, совершенствовать технико-тактические действия игроков в защите и нападении.

Две пары игроков стоят по кругу в центре площадки через одного. По первому свистку игроки начинаю передавать друг другу мяч по кругу. Со вторым свистком игрок, оказавшийся с мячом в руках, устремляется к кольцу другой пары для атаки. Задача его партнера, оценив ситуацию подключиться к атаке. Задача второй пары организовать защиту. Учитель старается давать команды так, что бы направление атаки все время менялось. В случае успешной атаки, атакующая пара получает очко. В случае неудавшейся атаки, очко получают защитники.

Итак, игровой метод хорошо подходит для развития различных качеств, необходимых для успешного освоения игры в баскетбол.

Учащиеся восьмых классов  в силу своих возрастных особенностей психического развития во время игры в баскетбол всегда в большинстве очень эмоциональны и импульсивны. Часто переоценивают свои возможности и в стремлении самостоятельно завершить атаку не используют помощь партнеров, совершая тем самым ошибки, и в конечном итоге теряют мяч, увлекаясь ведением.  Сталкиваясь с этой проблемой, я использую игру,  исключающую ведение мяча, когда игроки доводят мяч до кольца противника только пасом друг другу. Можно использовать для игры, чуть сдутый мяч, которым невозможно выполнять дриблинг. Игра в таких условиях заставляет игроков выполнять броски освободившимся от опеки противников партнерам.

      Это только некоторые игры и игровые задания, которые можно использовать в практической работе учителя и которые превращают уроки физкультуры  из рутинных и скучных в увлекательные занятия, приводящие в конечном итоге к победам на баскетбольных турнирах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по баскетболу по теме "Обучение ведению мяча с изменением направления"

Урок физической культуры в 10 классе специальной (коррекционной) школы-интерната 6 вида...

ВНЕУРОЧНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЯ ПО БАСКЕТБОЛУ ОБУЧЕНИЕ ВЕДЕНЯ МЯЧА

На мой взгляд ведение мяча – один из основных приемов техники нападения  в баскетболе. Это единственный способ передвижения по площадке баскетболиста, владеющего мячом. Игрок должен уметь вести м...

Обучение ведению мяча в баскетболе

Ведение мяча в баскетболе — важный технический прием, без владения которым практи­чески невозможна эффективная деятельность игроков в отдельности и команды в целом. Используя ведение, баскетболист пол...

Баскетбол. Обучение ведению мяча

Урок идет для изучения баскетболу начальных приемов. Также для того что бы дети попробывали вести мяч одной рукой!...

Статья на тему "Анализ техники и методика обучения технике ведения мяча на месте и в движении"(Баскетбол)

Элементарные технические приемы в баскетболеТехника ведение мячаКлассификация ведения мячаПрименение техники на своих занятияхУпражнения для обучения ведению мяча...