Формирование образовательного процесса, с применением современных педагогических технологий.
статья по физкультуре

Бойко Ирина Юрьевна

Понятие «педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirov_obrazov_protsessa.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование образовательного процесса, с применением современных педагогических технологий.

  Ирина Юрьевна Бойко

учитель физической культуры

 ГБОУ гимнази №190

города Санкт-Петербурга

    Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить

                                                                                        А. Дистервег

В настоящее время существует много проблем в организации учебного процесса. Каждый учитель сталкивается с проблемами: что придаёт современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от  урока вчерашнего? Какие характеристики урок  может иметь?

Понятие «педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, своей задачей оптимизацию форм образования. Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса – использование педагогических технологий.

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического взаимодействия;
  • организация учебного процесса;
  • ученик, учитель;
  • результат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий – термина ставшего довольно популярным в последние десятилетия:

  • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»);
  • Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько);
  • Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передачи информации. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен уметь организовать учебную деятельность и управлять ею. Реализовать это можно, используя различные педагогические технологии. Только они помогут сформировать у наших учеников способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Педагог создает особые  условия, обеспечивающие деятельность Учителя и Ученика в новом образовательном процессе. 

Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, проектировать их самим, необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности.

 Существует более ста различных педагогических технологий. Мы попробуем разобраться в их богатстве и разнообразии.

  1. Традиционная педагогическая технология

                                        Нет силы более могущественной, чем традиция.

                                                                                        Ф. Энгельс

Традиционное обучение подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским. Характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. 

Позиция ученика: Ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик – еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».

Позиция учителя: Учитель – командир, единственное инициативное лицо,  («Всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящий стрелы»

Методы усвоения знаний основываются на: сообщении готовых знаний; обучении по образцу; индуктивной логике от частного к общему; механической памяти; вербальном изложении; репродуктивного воспроизведении.

  1. Игровые технологии

                                Раздражительный наставник не наставляет, а раздражает.

                                                                Святитель Московский Филарет

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

  1. Технологии личностно-ориентированного обучения

                                                                                Дари себя детям!

                                                                                            Ш.А Амонашвили

  • Технология поддержки ребенка. Данная технология подразумевает помощь ребенку в его личностном росте. Наиболее полно она разработана зарубежными педагогами по гуманистической психологии.
  • Педагогика сотрудничества.  Такое название было дано группой педагогов-новаторов: К. Ушинский, Н. Пирогов, Л. Толстой, С. Шацкий, В. Сухомлинский, А. Макаренко. Как целостная технология педагогика сотрудничества не воплощена в конкретной модели, но ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
  • Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Учитель должен любить и понимать ребенка, верить в свои педагогические способности, быть добрым, откровенным и искренним.
  • Разноуровневое обучение. В классах с уровневой дифференциацией учащиеся делятся на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном, базовом и вариативном уровнях.
  • Технология полного усвоения знаний. Все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.
  • Метод проектов – вид обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
  • Дальтон-технология – сочетает в себе кабинетное обучение с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Она наиболее близка к методу проектов.
  1. Технологии развивающего обучения

                                                        Любая личность развивается

                                                                                Л.Карсавин

  • Дидактическая система Л.В. Занкова. Способствует общему психическому развитию школьников. Акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.
  • Система содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Особое внимание уделяется теоретическому мышлению школьников.
  • Развивающее чтение – как интегральное понятие возникло на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи.
  1. Технология коллективного взаимообучения

                                        Обучение - это общение человека с человечеством.

                                                                                        А. Петровский

Технология группового обучения. Разновидности групповых технологий:

  • групповой опрос;
  • общественный смотр знаний;
  • учебная встреча;
  • диспут;
  • нетрадиционные уроки.
  1. Проблемное обучение.

                                            Нужно выслушать человека таким, каков он есть

                                                                                        Л.Шестов

Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.

  1. Обучение на интегративной основе

                                        Только сознание общих задач и конечных идеалов

                                        делает человека стойким и последовательным

                                                                                        С.Л. Франк

Обучение на интегративной основе предполагает вести интегрированные курсы (например, МХК, общество: история и социальные дисциплины).

  1. Витагенные технологии

                                Безжалостная действительность уничтожает иллюзию

                                                                                                   В.Ф.Эрн.

Витагенная педагогика базируется на ряде принципов:

  • опора на жизненный опыт ученика – главный путь превращения знаний в ценность;
  • жизненный опыт дает личности возможность реализовать потенциальные возможности в образовательном процессе;
  • жизненный опыт должен использоваться многомерно;
  • актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться на самоуважении личности.
  1. Этнокультурные технологии

                        Национальность проявляется в культурном творчестве

                                                                                        С.Н. Булгаков

Этнокультурные технологии -        поликультурное образование.

  1. Компьютерные (информационные) технологии        

                                                                Могущество разума беспредельно

                                                                                        И.Ефремов.

Так называют все технологии        обучения, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология».        

        

  1. Технология программированного обучения

                                        Научимся программировать - научимся обучать

                                                                                                        А.Берг

        Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.)

В основе программированного подхода лежат  три представления об обучении:

- как процессе управления;

- информационном процессе;

- процессе индивидуализированном.

Программированное обучение включает в себя: блочное и модульное.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы выбрали педагогические технологии: игра - как форма обучения, развивающее обучение, модельное обучение, метод проектов, компьютерные, дистанционные, интерактивные.

  Без спорно, применяя современные педагогические технологии, идет активное совершенствование образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности повышения эффективности учебного процесса с применением современных педагогических технологий.

Современный этап развития образования требует  интенсивного поиска нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы ЗУНов - знаний, умений и навыков. Поиском путей повы...

Применение современных педагогических технологий в образовательной деятельности учителями иностранного языка

краткий обзор педагогических технологий, применяемых на уроках иностранного языка учителями гимназии №7...

Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий

Тезисы к выступлению на тему: «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»...

Научная публикация "Применение современных педагогических технологий в процессе обучения английскому языку в рамках ФГОС"

Статья кратко описывает современные педагогические технологии в рамках ФГОС на уроках английского языка в основнйо школе...

Презентация «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»

Презентация на тему «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»...

Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе

Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ФОРМАТЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащи...