ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ФОРМАТЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
статья по русскому языку на тему

Шевцова Елена Павловна

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

Итак, рассмотрены некоторые способы достижения метапредметных результатов благодаря грамотной работе с предметным содержанием и орга­низации самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащих­ся.  Устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпи­зодическом вкраплении отдельных приемов в схему традиционного обучения. Требуется системная работа, в идеале - работа команды (хотя бы из двух-трех педагогов). Но даже использование отдельных приемов одним учителем способствует повышению качества обучения. Поэтому стоит пробовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.p.shevtsova-statya.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Е. П. Шевцова

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

П. Пролетарский

Ракитянского района 

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ФОРМАТЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,

 а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг.

Школа – живой организм, который чутко реагирует на изменения, происходящие в обществе. Что такое хорошее современное образование? Каков нынешний социальный заказ? По итогам опроса хорошее образование это:

  • личностно-ориентированное;
  • культуроцентрическое;
  • направленное на развитие самостоятельного мышления и творчества;
  • дающее социально-востребованные знания, гарантирующие защиту в разных жизненных ситуациях.

Можно выделить три составляющие хорошего образования:

  1. Знаниевая – интеграция знаний гуманитарных, общественных и естественных наук;
  2. Операционная – умение использовать знания. «Знать, чтобы научиться делать» А.М. Горький;
  3. Нравственная – формирование морально-нравственных качеств.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения чётко сформулировал требования к результатам освоения образовательных программ детально раскрыв личностные, предметные и метапредметные результаты.

Современный урок русского языка или литературы, то есть урок, отвечающий на вызовы времени, невозможен без использования современных педагогических технологий. По меткому выражению академика П.Л. Капицы «Образование – это индустрия, направленная в будущее».

В практике свой работы на уроках русского языка и литературы уместно использовать следующие педагогические технологии:

  • системно-деятельностного метода;
  • «Чтение и письмо для развития критического мышления»;
  • проблемного обучения;
  • диалогового обучения;
  • ИКТ;
  • исследовательского обучения;
  • игровые;
  • групповые;
  • здоровье-сберегающие.

Все эти технологии очень разнообразны, но их объединяет идея активного обучения. Школьники добывают знания усилиями своей мысли, своих эмоций. Успех урока зависит от правильно поставленных целей. Учитель должен развивать умение учеников самостоятельно определять цели и задачи урока через деятельность.

Наиболее важными результатами уроков русского языка и литературы являются метапредметные, сформулированные в терминах Универсальных Учебных Действий (УУД).

Лучше всего формированию УУД способствует технология «Педагогическая мастерская». Главное в мастерской – научить способам работы. Здесь важен процесс, путь познания. В процессе мастерской ученики организуют свою деятельность, работают в группах, получают новый социальный опыт –регулятивные УУД; учатся учитывать разные мнения, слушать и слышать собеседника, сравнивать разные точки зрения – коммуникативные УУД.

Технология «Развитие критического мышления» очень универсальна. Главная цель технологии – развитие интеллектуальных способностей учеников. Урок состоит из трёх этапов:

  1. Вызов – активизация мыслительной деятельности;
  2. Осмысление – работа с информацией;
  3. Рефлексия – соотнесение «новой» и «старой» информации.

Технология учит приёмам работы с информацией, использует множество вариантов различных таблиц, опирается на общение учеников в парах, группах. На стадии рефлексии информация анализируется, творчески перерабатывается. Особенно успешно формируются познавательные УУД при составлении таблицы «Знал – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ), «Плюс – Минус – Интересно» (ПМИ).

Эффективно формируются УУД при составлении кластеров. Это приём, который формирует и познавательные, и личностные, и регулятивные УУД. Особенно целесообразно составлять кластеры на уроках построения новых знаний или построения новых знаний. Коммуникативные УУД успешно формирует приём «Зигзаг».

Как в школе организовать образовательный процесс, формирующий и оценивающий метапредметные результаты? Каждая школа самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности, условия, социальный заказ. Но одно остается неизменным - от знаниевых технологий учитель переходит к деятельностным. При реализации деятельностного подхода, понятна значимость формирования умений управлять своей деятельностью, осуществлять ее контроль и самокоррекцию (регулятивные УУД), навыков сотрудничества (коммуникативные УУД) и, конечно, обрабатывать потоки нескончаемой информации (познавательные УУД.)

Задача современного образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться, то есть развивать и формировать у ребят в первую очередь УУД.        

Формирование  метапредметных  результатов  обучения

    Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебника от параграфа к параграфу, не может обеспечить достижения метапредметных результатов даже при грамотной организации учебного процесса. От педагога, желающего качественно улучшить результаты обучения, требуется серьезная работа по осмыслению предметного содержания, его структурированию, ранжированию, а также проектированию приемов грамотного представления.

При этом организационный аспект занятий имеет не меньшее значение, чем содержательный.   Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Эффективным средством развития данного умения является организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся.

Продуктивная мыслительная деятельность учащихся

 Оптимальные условия для развития мыслительных способностей создают ситуации, в которых люди мыслят продуктивно. Не припоминают заученное, не подбирают подходящее средство из освоенного арсенала, а додумываются до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности).

Метапредметные технологии:

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества. Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Интерактивная методика

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?

  1. Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
  2. Осмысление полученного опыта.
  3. Обобщение (рефлексия).
  4. Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми.

Личностноориентированные технологии обучения

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:

  • аналитические,
  • учебно-информационные,
  • коммуникативно-речевые.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

  • сопоставлять явления и факты;
  • выделять главное;
  • составлять из отдельных элементов целую картину;
  • формулировать общую проблему;
  • делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

1)  извлекать информацию из различных источников;

2)  составлять план;

3) отбирать материал по заданной теме;

4) составлять письменные тезисы;

5) подбирать цитаты;

6) составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

*составлять связное устное высказывание;

*соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

*выделять интонационно-значимые части высказывания;

*соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

*сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

*использовать различные средства наглядности;

*выражать свое мнение и аргументировать его;

*оформлять научно-исследовательские работы;

*пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

*вести дискуссию.

        В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

Итак, рассмотрены некоторые способы достижения метапредметных результатов благодаря грамотной работе с предметным содержанием и организации самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся.  Устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпизодическом вкраплении отдельных приемов в схему традиционного обучения. Требуется системная работа, в идеале - работа команды (хотя бы из двух-трех педагогов). Но даже использование отдельных приемов одним учителем способствует повышению качества обучения. Поэтому стоит пробовать.

ЛИТЕРАТУРА

1.Аксёнова Н. И. Системно – деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.-СПб: Реноме, 2012

2. Аксёнова Н. И. Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции.- СПб: Реноме, 2012-С. 140-142

3. Будько С. В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин/С. В. Будько //Управление качеством образования.-2012.-№3.С.66-67

4. Голубовская Е. В. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий/Е. В. Голубовская//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2002.-№5.-С. 23-29

5.Громыко Г. Обучение в парах – и просто, и сложно/Г. Громыко//Директор школы.-2010.-№3.-С. 67-70

6. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий

Тезисы к выступлению на тему: «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»...

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения  как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности   по англ...

Презентация «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»

Презентация на тему «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»...

«Современные педагогические технологии в формировании образовательного пространства школы»

   В российском обществе на сегодняшний день основополагающей идеей среднего образования является идея развития. Школа является одним из важных факторов формирования личности, поэтому...

Формирование образовательного процесса, с применением современных педагогических технологий.

Понятие «педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и сре...

Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"

  Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно  важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...