Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Родионова Наталья Викторовна

Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fiz-ra_5-9.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

                             Рабочая программа

                             учебного предмета

                                    «Физическая культура»

                              для 5-9 классов

 

   

Составитель: Н. В. Родионова,

учитель физической культуры

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

 «Физическая культура»

Личностные результаты

В области познавательной культуры:

- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и пере напряжения средствами физической культуры;

- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

-  умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;

- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты

В области познавательной культуры:

- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты

Выпускник научится:

- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;

- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать

его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической

подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных

привычек;

- раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в

процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками,

излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических

упражнений, развития физических качеств;

- разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими

упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест

занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во

время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия

физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей

и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом

функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

- классифицировать физические упражнения по их функциональной

направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе

самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

· самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям,

анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно

устранять их;

- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств,

сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в

процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на

развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и

координации движений);

- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа

хорошо освоенных упражнений;

- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);

- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;

- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол,

баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

- выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать

технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных

дистанций;

- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития

основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного

движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

- определять признаки положительного влияния занятий физической

подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических

качеств и основных систем организма;

- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление

планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной

функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального

физического развития и физической подготовленности;

- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной

ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их

оздоровительную направленность;

- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и

сеансов оздоровительного массажа;

- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом

имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;

- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью

разнообразных способов лазания, прыжков и бега;

- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

- выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного

комплекса «Готов к труду и обороне»;

- выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта.

- выполнять итоговый индивидуальный проект по предмету «Физическая

культура».

2. Содержание учебного предмета «Физическая культура»

I. Физическая культура как область знаний

История и современное развитие физической культуры:

Физическая культура в современном обществе. Олимпийские игры древности.

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское

движение в России. Современные Олимпийские игры. Физическая культура в

современном обществе. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на

Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских

игр. Виды спорта летних и зимних Олимпийских игр.

Современное представление о физической культуре (основные понятия)

Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением

здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных

занятий по развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели.

Спорт и спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс

«Готов к труду и обороне». Адаптивная и коррегирующая физическая культура. Здоровье

и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека

Здоровье и здоровый образ жизни. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья,

физическим развитием и физической подготовленностью. Коррекция осанки и

телосложения. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и

телосложения. Режим дня и его основное содержание. Режим питания. Закаливание

организма. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий

физической культурой и спортом.

II. Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой

Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и

одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор

упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки,

физкультминуток, физкультурных пауз, коррекции осанки и телосложения. Составление

планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной

физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического

развития. Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой

Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Оценка техники

осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок.

Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб). III. Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой.

Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания,

ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие

основных физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной физической

культуры (при нарушении опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы,

дыхания и кровообращения, при близорукости).

Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы.

Акробатические упражнения и комбинации. Гимнастические упражнения и комбинации

на спортивных снарядах (опорные прыжки, упражнения на гимнастическом бревне

(девочки), упражнения на перекладине (мальчики).

Легкая атлетика: беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения в метании малого мяча. Эстафетный бег.

Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в футбол, мини-

футбол, волейбол, баскетбол. Правила спортивных игр. Игры по правилам. Национальные

виды спорта: технико-тактические действия и правила.

Лыжные гонки: передвижение на лыжах разными способами. Подъемы, спуски,

повороты, торможения. Преодоление препятствий.

Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность

Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые

разными способами в разных условиях; лазание, перелезание, ползание; метание

малого мяча по движущейся мишени; преодоление препятствий разной сложности;

передвижение в висах и упорах. Полосы препятствий, включающие разнообразные

прикладные упражнения. Общефизическая подготовка. Упражнения, ориентированные на

развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,

гибкости, ловкости). Специальная физическая подготовка. Упражнения, ориентированные

на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта

(гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание,

спортивные игры). Подготовка к выполнению нормативов ГТО.

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

5 класс (70 ч.)

1

Основы знаний о физической культуре.

В процессе уроков

2

Легкая атлетика.

16

3

Гимнастика.

12

4

Лыжная подготовка.

10

5

Спортивные игры (волейбол).

10

6

Спортивные игры (баскетбол).

12

7

Спортивные игры (футбол).

10

6 класс (70 ч.)

1

Основы знаний о физической культуре.

В процессе уроков

2

Легкая атлетика.

20

3

Гимнастика.

12

4

Лыжная подготовка.

10

5

Спортивные игры (волейбол).

10

6

Спортивные игры (баскетбол).

10

7

Спортивные игры (футбол).

8

7 класс (70 ч.)

1

Основы знаний о физической культуре.

В процессе уроков

2

Легкая атлетика.

20

3

Гимнастика.

12

4

Лыжная подготовка.

10

5

Спортивные игры (волейбол).

10

6

Спортивные игры (баскетбол).

10

7

Спортивные игры (футбол).

8

8 класс (70 ч.)

1

Основы знаний о физической культуре.

В процессе уроков

2

Легкая атлетика.

20

3

Гимнастика.

12

4

Лыжная подготовка.

10

5

Спортивные игры (волейбол).

10

6

Спортивные игры (баскетбол).

10

7

Спортивные игры (футбол).

8

9 класс (68 ч.)

1

Основы знаний о физической культуре.

В процессе уроков

2

Легкая атлетика.

20

3

Гимнастика.

10

4

Лыжная подготовка.

10

5

Спортивные игры (волейбол).

10

6

Спортивные игры (баскетбол).

10

7

Спортивные игры (футбол).

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса на основе Авторской программы Матвеева А.П.

Данная программа составлена  в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы. Данный образец поможет составить программы учителям физической культуры, работающим по...

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под...

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г....

Рабочая программа по физической культуре для 9 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 9 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...