«Волейбол»
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Никитин Анатолий Анатольевич

Рабочая программа разработана на основе модифицированной дополнительной общеобразовательной программы «Волейбол» физкультурно-спортивной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voleybol_ddt.docx60.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Угранский Дом детского творчества»  Угранского  района  Смоленской области

                           

 

  Принята на заседании                                                                                                  Утверждаю   педагогического совета                                                                                                    Директор ДДТ

               от 30.08.2018.                                                                                                  Е.А. Кудрявцева

               Протокол №1                                                                                                         07.09. 2018.                                                                                                      

                                                                                                                                               Приказ № 32

                   

               

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно – спортивной  направленности

«Волейбол»

                                                       

                                                       

                                                         Возраст детей: 11-18 лет                                                                        

                                                         Срок реализации:  2 года

                                                                                                                     

                                                                                                                         

                                                                                               

                                                                                                  Автор-составитель:

                                                                                    Никитин Анатолий Анатольевич,

                                                                               педагог  дополнительного образования            

                                                                                               

                                                                                           

                                                               с. Угра, 2018.

Пояснительная записка

Пропаганда здорового образа жизни, забота о здоровье нашего будущего поколения становится в настоящее время особенно острой и необходимой. Особенно полезно закладывать основы хорошего здоровья в детстве, юношестве. Это обеспечит успех подросткам в их настоящей и будущей жизни.

Волейбол – одна из захватывающих, интересных и популярных игр на сегодняшний день. Технические приёмы, тактические действия заключают в себе большие возможности для расширения и развития физических способностей, а также помогают в нравственном воспитании детей и подростков. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями.

   Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.

   Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у учащихся в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет  оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы организма.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Волейбол» физкультурно-спортивной направленности, модифицированная (базовый уровень)

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия по этой программе позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры, т.к. количество учебных часов, отведенных на изучение раздела «Волейбол» в школьной программе, недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приемами.

Особенностью программы является её направленность не только на развитие спортивного мастерства, но и на оздоровление детей, позволяя посещать занятия учащимся с разной физической подготовкой и физическими способностями. Программа включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации.

волейбол имеет большую популярность. Взрослые и дети хотят играть в волейбол. Приобщение детей к спорту и здоровому образу жизни, делает волейбол по настоящему массовым и общедоступным.

Адресат программы

Возраст детей участвующих в реализации данной программы, от 11 до 18 лет.

В секцию принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.

 Наполняемость группы – 15 человек, состав группы – смешанный по возрастному и половому признаку.

Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы - 2 года

Объем программы- 432 часа на два года обучения

1 год обучения – 6 часов в неделю, 216 часов в год;

2 год обучения - 6 часов в неделю, 216 часов в год.

Форма организации образовательного процесса – очная.

Основными формами учебно-воспитательного процесса при реализации программы являются:

- Групповые, теоретические и практические занятия, соревнования различного уровня, подвижные игры, эстафеты.

Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования по волейболу. Главная задача педагога дать учащимся основы владения мячом, тактики и техники волейбола.

Режим занятий:                                                                

 Первый год обучения  - 2 раза в неделю по 3 часа;

 Второй год обучения  - 2 раза в неделю по 3 часа.

Цель программы – воспитание гармонично развитой личности через занятия волейболом и общение с коллективом.

В рамках реализации этой цели программа волейболу будет способствовать решению следующих задач:

Основные задачи:

1.Обучающие задачи:

- Обучение техники приемов и передач мяча сверху и снизу.

- Обучение техники верхней и нижней подач.

- Обучение техники нападающего удара.

2.Развивающие задачи:

- Формирование навыков сотрудничества в тренировочных, игровых ситуациях

- Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации

и гибкости;

- Формирование у учащихся необходимых теоретических знаний в области

физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

3.Воспитательные задачи:

- Формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;

- Воспитание моральных и волевых качеств;

- Развитие чувства коллективизма.

   Работа по дополнительной общеобразовательной программе «Волейбол» отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организованных навыков, активности, находчивости.

Форма организации деятельности учащихся на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах и фронтальная (работа по подгруппам).

Форма проведения занятий:  соревновательные различного уровня (тренировочные, школьные, районные, областные), эстафеты, подвижные игры.

  Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является  практические занятия и соревнования по волейболу. Главная задача педагога дать учащимся основы владения мячом, тактики и  техники волейбола. Образовательный процесс  такой, чтобы учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях.

Обучение строится на следующих гуманистических принципах:

1.Принцип безусловного принятия учащегося, когда его принимают

таким, какой он есть, со всеми его плюсами и минусами.

2.Принцип активности и самостоятельности учащегося. Подросток сам

осуществляет свой выбор, сам выбирает активность и ее формы. Педагог подстраивается

под него.

3.Принцип учета интересов и потребностей учащегося. В основе работы

учитываются желания, потребности, интересы учащихся.

4.Принцип сотрудничества подростка и педагога, а не соревнования. Мы обмениваемся

своим опытом, совместно реализуем свои желания. Взаимный обмен деятельностью ведет

к тому, что мы все выигрываем.

5.Принцип обеспечения успеха каждому учащемуся. Личность растет от успеха к успеху.

Мы создаем условия, чтобы они были адекватны развитию подростка и его опыту, чтобы

он имел в них успех.

6.Принцип ответственности каждого – и педагога, и подростка – за свое поведение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Отражают индивидуальные личностные качества учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данной программы.

Это:

-понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

-навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;

-знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;

-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-готовность к личностному самоопределению;


-уважительное отношение к иному мнению;

-овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

-этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

-положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;

-дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

-оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты

Характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:

-определение наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты

Характеризуют умение и опыт учащихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы по волейболу. Это:

-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять свое время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Основными критериями оценки работы учащихся являются качество и скорость овладения технико-тактическими элементами игры в волейбол, уровень развития физических способностей, желание и уровень мотивации к тренировочным занятиям, дисциплина и поведение на тренировках, а также умение применять приобретенные умения и навыки в соревновательных условиях. Итоги реализации программы: участие в соревнованиях, товарищеские игры, сдача контрольных нормативов и контрольные задания.

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу обучения по данной программе учащиеся будут

знать:

  • что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
  • как правильно распределять свою физическую нагрузку;
  • правила игры в волейбол;
  • правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
  • правила проведения соревнований;

уметь:

  • проводить специальную разминку для волейболиста
  • овладеют основами техники волейбола;
  • овладеют основами судейства в волейболе;
  • вести счет;

Разовьют следующие качества:

  • улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
  • улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим   нагрузкам;
  • повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
  • коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.

Личностные результаты – развитие положительных личностных качеств учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).

Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимать задачи, поставленные педагогом;
  • знать технологическую последовательность выполнения работы;
  • правильно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • научиться проявлять творческие способности;
  • развивать сенсорные и моторные навыки.

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в коллективе;
  • проявлять индивидуальность и самостоятельность.

Предметные результаты – формирование навыков игры в волейбол, применения технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В результате регулярного посещения занятий учащиеся будут :

УМЕТЬ:

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;

- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;

- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию.

ЗНАТЬ:

- основы строения и функций организма;

- влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;

- правила оказания первой помощи при травмах;

- гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной одежде;

- правила игры в волейбол;

- места занятий и инвентарь.


Способы определения результативности: В систему отслеживания и оценивания результатов входят: мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе, промежуточная и итоговая аттестация.

В начале обучения проводится Стартовый (входной) контроль.

Формы входного  контроля: опрос, анкетирование, тестирование детей, выявляющие уровень имеющихся навыков  по программе

Текущий контроль проводится в течение всего учебного года. Это и педагогическое наблюдение, опрос, игры,  соревнования.

В конце первого полугодия осуществляется промежуточная аттестация учащихся с целью определения результатов обучения в форме соревнования

Итоговая аттестация проводится в конце учебного года и предполагает зачет в форме тестирования по общей физической подготовке и контрольной игры в волейбол.

 Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

Умения и навыки проверяют во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства  соревнований.

В процессе тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:

- оценки результатов выступления в соревнованиях команды и индивидуальных игровых показателей;

 - выполнения контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования.

Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как происходит овладение техническими и тактическими приемами, как обучающиеся применяют их в игре.

Одним из методов контроля эффективности занятий является участие юных спортсменов в учебных, контрольных и календарных играх. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры проводятся согласно отдельному плану.

Результаты диагностики служат педагогу основанием для внесения коррективов в содержание программы и организацию образовательного процесса.

Учебно-тематический план

первый год обучения

Программный материал

Всего

Количество часов

Форма аттестации /контроля

часов

 

теория

практика

1

Теоретические сведения

В процессе занятий

Опрос,анкетирование

2

Волейбол. Обучение техники и тактики навыков учащихся

142

2

140

Наблюдение, игра

3

Общефизическая подготовка

22

1

21

Игра,соревнование

4

Специальная  физическая  подготовка. Совершенствование тактики и техники игры в волейбол при помощи двусторонней игры

21

1

20

Соревнования, игра

Зачет,Соревнование

5

Подвижные и спортивные игры

31

1

30

6

итого

216

5

211

 

Учебно-тематический план

второй год обучения

Программный материал

Всего

Количество часов

Форма аттестации /контроля

часов

 

теория

практика

1

Теоретические сведения

 В процессе знаний

Опрос

2

Волейбол. Обучение техники и тактики навыков учащихся

150

1

149

Игра, наблюдение

3

Общефизическая подготовка

21

1

20

Игра, соревнования

4

 Специальная  физическая подготовка Совершенствование тактики и техники игры в волейбол при помощи двусторонней игры

24

1

23

Игра

5

Подвижные и спортивные игры

21

1

20

Зачёт, соревнование

6

итого

216

4

212

                                          Содержание программы

Первый и второй годы обучения являются этапами начальной подготовки юных

волейболистов.

Теоретическая подготовка:

− Основы истории развития волейбола в России;

− Сведения о строении и функциях организма человека;

− Правила игры в волейбол (пионербол);

− Основы техники и тактики волейбола.

Волейбол:

− Перемещения и стойки, скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов

перемещений и остановок;

− Передачи и приемы мяча сверху и снизу на месте, в движении, в стену, передачи мяча

над собой;

− Нижняя прямая подача;

− Отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от нее, отбивание мяча с

собственного подбрасывания;

− Взаимодействие игроков у сетки.

Общефизическая подготовка:

− Строевые упражнения;

− Гимнастические упражнения;

− Легкоатлетические упражнения;

− Подвижные и спортивные игры.

Специальная физическая подготовка:

− Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;

− Упражнения для развития прыгучести, ловкости, координации движений,

специальной выносливости, упражнения силовой подготовки, упражнения для

развития гибкости;

− Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;

− Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;

Основная

направленность

1-ый год обучения

2-ой- год обучения

Основы знаний

История волейбола. Знаменитые волейболисты мира. Развитие волейбола в нашей стране. Правила игры в волейбол. Организация и судейство соревнований по волейболу. Жестикуляция судей. Правила техники безопасности при занятиях волейболом. Технико-тактические действия в защите и в нападении.

Освоение техникой передвижений

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.)

Освоение техники приемов и передач мяча

Передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещений. Передачи над собой, перед собой. Во встречных колоннах через сетку с переходом в конец противоположной колонны.

Передачи мяча в прыжке через сетку. Передачи мяча сверху и снизу стоя боком, спиной к цели. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3,4.

Освоение техники подачи мяча и приема подач.

Верхняя прямая подача через сетку из-за лицевой линии. Верхняя прямая подача на количество попаданий на противоположную площадку. Прием подачи через сетку.

Верхняя прямая подача на количество попаданий, указанным зонам.

Верхняя прямая подача в прыжке.

Прием подачи в зону 3.

Освоение техники прямого нападающего удара

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Нападающий удар с разбега из зоны 2, 4 с передачи мяча игроком из зоны 3.

Нападающий удар с разбега из зоны 6 с передачи мяча из зоны 2, 4.

Прямой нападающий удар при встречных передачах.

Овладение техникой защитных действий

Блокирование нападающего удара (индивидуальное ). Страховка.

Овладение тактикой игры

Выполнение подач в определенные зоны.

Командные тактические действия через игрока передней линии с изменением

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Учащиеся будут знать:

1. Правила игры в волейбол.

2. Тактику нападения.

3. Тактику защиты.

4. Индивидуальные, групповые и командные действия.

5. Судейскую терминологию.

Учащиеся будут уметь выполнять:

1. Верхнюю передачу двумя руками.

2. Нижню предачу двумя руками.

3. Прямую верхнюю, прямую нижнюю, боковую верхнюю и в прыжке подачи.

4. Прием мяча сверху и снизу.

5. Атакующий удар с передней и задней линии.

6. Блокирование соперников.

7. Судейство игр в своей и младшей группе.

8. Тактику защиты «углом вперед».

9. Тактику защиты «углом назад».

10. Прием мяча в падении с последующим перекатом

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение занятий

Место проведения: спортивный зал, спортивная площадка.

Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

         

  1. Сетка волейбольная                          2 штуки
  2. Мячи волейбольные                          15 штук
  3. Гимнастическая стенка                     6 пролетов
  4. Гимнастические маты                       4 штуки
  5. Скакалки                                             12 штук
  6. Мячи набивные (масса 1кг)              5 штук        
  7. Рулетка измерительная                     1 штука      
  8. Аптечка
  9. Свисток 

Методическое обеспечение программы

Применяемые методы:

− Словесные методы: объяснение, рассказ, обзорные беседы, обсуждение игровых моментов. и т.д.

-Наглядные методы:

1.Самостоятельный разбор тактических действий игроков;

2. Просмотр видео игр по волейболу

-Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание.

-Познавательные методы: познавательный интерес, выполнение творческих заданий.

-Волевые методы: предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, познавательные затруднения, прогнозирование деятельности.

-Социальные методы: создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах.

Для реализации программы используются технологии:

٧ Игровая

٧ Группового взаимодействия

٧ Личностно-ориентированная

٧ Проблемного обучения.

Контрольные и календарные игры:

- Участие в первенстве школы по волейболу;

- Участие сборной команды школы в первенстве района по волейболу;

- Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств;

- Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по волейболу.

Дидактические материалы:

- Правила игры в волейбол.

- Правила судейства в волейболе.

- Положение о соревнованиях по волейболу.

Для занятий по волейболу необходимо следующее оборудование и инвентарь:

Контрольные испытания:

1.Бег 30 м на скорость. Упражнение выполняется в парах на беговой дорожке с высокого старта.

2.Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек. Упражнение начинать из положения сидя, ногами упираться в мат / ноги не держать/, руки за головой. По сигналу туловище опустить на мат, голову, лопатки положить на мат. Поднимая туловище локтями коснуться коленей. Стопы от пола не отрывать.

  1. Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемою при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.
  2. Кросс. Бег выполняется в группе без учета времени.
  3. Бег 30 м( 5х6м). На расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
  4. Испытания на точность передачи в паре. Каждый учащийся выполняет  по 10 передач учитывается количественная и качественная сторона исполнения.

7.Испытания на точность подач - основные требования: нижняя прямая подача с 4-6 м в площадку.

 

Контрольные нормативы для обучающихся

 

п/п

Контрольные упражнения

девочки

мальчик и

 

1

Бег 30м с высокого старта

(с)

6,0

6,2

6,5

5,7

5,9

6,1

2

Поднятие туловища из положения лежа

за 30 с  

18

13

8

22

17

13

3

Прыжок в длину с места (см)

185

165

150

190

175

160

4

Кросс без учета времени

500 м

1000м

5

Бег 30м  (6х5) (с)

11.8

12,1

12,4

11,5

11,8

12.0

Контрольные    упражнения    по    общей    физической подготовке.

Физические

способности

Контрольные

упражнения

Возраст

11-13 лет

14-16 лет

Мал

Дев.

Юн.

Дев.

Скоростные

Бег 30 м, сек

-

-

-

-

Бег 60 м, сек

8,9

10,0

-

-

Бег 100 м, сек

-

-

14,1

17,4

Координационные

Челночный бег

3х10 м, сек

8,4

9,3

7,9

9,3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину

с места, см

190

165

205

170

Выносливость

Бег    2000    м,

мин/сек

9,20

11,30

-

10,40

Бег    3000    м,

мин/сек

-

-

12,40

-

Гибкость

Наклон   вперед из    положения сидя, см

8

12

9

12

Силовые

Подтягивание на       высокой перекладине из виса, раз

7

-

9

-

Подтягивание на         низкой перекладине из виса лежа

-

12

-

13

.


Контрольные упражнения по

специальной     физической подготовке.

п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Кол-во раз

1 год

2 год

3 год

Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены

4

6

8

Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий)

6

8

10

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4

4

6

8

Подача верхняя прямая в пределы площади

3

5

8

Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3

3

5

8

Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу

8

12

16

Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах

3

5

7

Вторая передача на точность: из зоны 2 в зону 4

3

5

8

Передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению)

3

5

7

Через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке

4

6

8

Передачи сверху, снизу (стоя у стены)

5

7

10

Подача на точность

4

6

8

Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 5, 6 и 1

3

5

7

Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зоны 4 (2)

3

5

7

Примечание: Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений.

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2015г.
  2. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол.-  Г.А. Колодницкий, В.С.Кузнецов, Москва «Просвещение»2016г.
  3.  Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1– 11-х классов. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горсского. Москва 2014.
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Москва «Просвещение» 2017.          

Дополнительная литература для  педагога:

  1. Волейбол в школе – ФГБОУ ВПО СГАФКСТ – С. В. Легоньков, Т. К. Комарова. Смоленск 2014г
  2. Методика обучения предачи мяча двумя руками сверху и снизу в волейболе. Учебное пособие. Госкомспорт РФ. Е.Кириллов. Чайковский – 2013г.
  3. Поурочные разработки по физкультуре  5-9 класс. Ковалько В.И.  Москва «Вако» 2016.
  4. Практическое руководство для начинающих. Волейбол: шаги к успеху.  Б.Л.Виера,  Б.Д.Фергюсон. М – 2014г.
  5. Физическая культура 5-9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2014.

         

Основная литература для учащихся: 

Учебник для учащихся  5-9 х классов  М.Я. Виленский. Москва «Просвещение» 2014.

 

Дополнительная литература для учащихся: 

  1. Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту.  
  2. Олимпийский учебник. П. А. Киселёв, С. Б. Киселёва Москва ООО «Планета» 2013г

Интернет-сайты:

 http://spo.1september.ru Газета в газете «Спорт в школе» .

 http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ. Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта.

                                              Контрольные испытания

Общефизическая подготовка.

Бег 30 м.

Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.

Челночный бег 6 × 5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу пере собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову, испытуемый производит бросок вперед.

Техническая подготовка

Испытания на точность передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественные результаты: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи – рейки, цветные ленты, обручи (гимнастические), наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зону 2 и 4 расстояние передачи 3-3,5м, высота ограничивается 3 м, расстояние от сетки – не более 1,5 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток ; учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество передачи (передачи с нарушением правил не засчитываются).

Испытание на точность передачи через сетку. На противоположной стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч: в зоне 4 2 ×1, в зоне 1 и в зоне 6 – размером 3 × 3м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона исполнения.

Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном техничном исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зоны 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 и 1-2 (размером 6 × 2 м), в зоне 6 у лицевой линии размером 3 × 3 м. Каждый учащийся исполняет 3 попытки (в учебно-тренировочных группах – 5 попыток).

Испытания на точность нападающего удара. Требования к этим испытаниям состоят в том, чтобы испытуемые качественно, в техничном отношении, смогли выполнить тот или иной способ нападающего удара в три зоны: 1,6,5 из зон 4,2.

Испытание в защитных действиях («защита зоны»). Испытуемый находится в зоне G в круге диаметром 2,5 м. Стоя на подставке, учащийся ударом с собственного подбрасывания посылает мяч через сетку из зон 4 и 2.

Учащийся должен применить все изученные до этого приемы защиты. Количество ударов для каждого года обучения различное: группа начальной подготовки – первый год обучения – 5; второй год обучения – 10; учебно-тренировочные группы , первый год обучения – 15, второй год – 20.

Тактическая подготовка. Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) Выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) Выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по физической культуре для контроля знаний по теме:"История волейбола. Правила соревнований по волейболу."

Тесты по теме: "История волейбола. Правила соревнований по волейболу." применяются для контроля знаний учащихся старших классов, а так же детей, освобожденных от физической культуры или относящихся, п...

Волейбол (развитие волейбола в России) часть 2

В этой части презентации говорится о развитии волейбола в России...

Конспект урока по волейболу ( 4 класс) "Передача сверху в разделе программы "Волейбол".

Дан материал урока с приложениями. Урок интегрированный. Связан с математикой....

Конспект урока по волейболу в 7-м классе Тема: « Волейбол как средство повышения двигательной активности учащихся»

Цель урока: совершенствование техники выполнения элементов волейбола. Образовательные задачи: 1.Совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой по...

План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол. по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»

План-конспект проведения урока в разделе:  Спортивные игры.Волейбол.по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»...

План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"

Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...