Методы восстановления
методическая разработка по физкультуре

Стеценко Вячеслав Михайлович

Методическая разработка по работе с детьми с проблемами здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_vosstanovleniya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

    Методы восстановительного лечения при заболевании ДЦП.

Стеценко Вячеслав Михайлович, учитель физической культуры

Применение методов восстановительного лечения и реабилитации больных ДЦП основывается на следующих принципиальных положениях:

  • Перед процедурой ЛФК достигается максимальное расслабление спазмированных мышц с помощью массажа;
  • Проводится подавление тонических рефлексов;
  • Проводится расслабление мышечных контрактур в суставах конечностей;
  • Тренировка равновесия и коррекция ходьбы;
  • Воспитание манипулятивной функции рук, мелкой моторики.

Лечебная гимнастика

Общими принципами  ЛФК являются:

  • Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;
  • строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;
  • Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

                                 Основными задачами ЛФК являются:

  • Нормализация мышечного тонуса, снижение спастичности мышц;
  • Увеличение подвижности в суставах;
  • Коррекция порочных поз и установок опорно-двигательной системы;
  • Коррекция осанки, тренировка силовой выносливости мышц туловища, формирование физиологических изгибов позвоночника;
  • Улучшение зрительно-моторной координации, равновесия, тренировка вестибулярного аппарата;
  • Развитие навыков стабилизации положения тела, ползания, сидения, ходьбы;
  • Развитие функции рук и предметно-манипулятивной деятельности;
  • Расширение двигательной активности и познавательной деятельности.

В лечебно-педагогическом процессе используются индивидуальные занятия, утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, игры и т. д. Физические упражнения направлены на нормализацию мышечного тонуса, оптимизацию движения в суставах, воспитания правильной осанки, улучшения координированной деятельности анализаторных систем, улучшения общей подвижности и координации движений, формирования навыков самообслуживания.

Гимнастические упражнения. Гимнастические упражнения являются ведущими средствами лечебной физической культуры. Используются обще-развивающие гимнастические упражнения и специальные упражнения, которые состоят из специально подобранных сочетаний различных движений, отвечающих решению определенных задач.

Основная трудность при выполнении упражнений заключается в том, что каждый ребенок обладает индивидуальными двигательными возможностями, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха – варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Важны также порядок и степень трудности упражнений. Упражнения с постепенным возрастанием степени сложности дают возможность выбрать движения, соответствующие силе и двигательным возможностям ребенка.

        Для снижения спастичности даются упражнения, направленные на расслабление мышц, а также ежедневные упражнения на растяжение спастических мышц. Дозированное растягивание мышцы позволяет на несколько часов снизить мышечный тонус и увеличить объем движений в соответствующем суставе. Механизм воздействия растягивающих упражнений,  возможно, связан с изменением механических свойств мышечно-сухожильного аппарата.

Упражнения для увеличения мышечной силы. Они применяются для воздействия на ослабленные мышечные группы. При выраженной атонии выполняются упражнения по минимальному активному напряжению мышцы. При появлении мышечных сокращений ребенок обучается дозировать мышечное напряжение и расслабление, дифференцируя степень усилия.

При выраженной мышечной атонии широко применяются условия облегчающие работу мышцы, например, снижение силы трения на скользкой поверхности, скольжение по роликовой дорожке, использование платформы на колесиках и т. п.; снижение веса конечности или тела в воде, на подвесных системах.

В процессе занятий нагрузка увеличивается постепенно, по мере восстановления мышечной силы. Это достигается изменением длины рычага, амплитуды движений, кратностью повторений, темпом, скоростью, переменой исходных положений, увеличением трения, веса и т. д.

Упражнения для снижения повышенного мышечного тонуса. Используются пассивные (на расслабление) и активные упражнения. Упражнения на расслабление начинают со здоровой конечности, создавая ощущение ее расслабленного состояния. Затем пациент обучается расслаблять мышцы пораженной конечности. Активные упражнения реализуются в направленном напряжении мышц антогонистов  спастичных мышц.

Необходимо выбрать оптимальный вариант для нормализации мышечного тонуса с учетом клинического состояния и тяжести заболевания. Обязательно проводятся мероприятия по воспитанию тех или иных активных движений.

1) Поза эмбриона. Руки ребенка согнуты, сложены на груди, ноги согнуты, колени прижаты к животу, голова к груди, тело согнуто. Производятся покачивающие движения в разных направлениях. Прием можно повторять многократно.

2) Потряхивание. Нога или рука ребенка берется ниже сустава, в котором имеется контрактура, и дистальный отдел потряхивают, постепенно увеличивая амплитуду и скорость. Для расслабления всей конечности производят потряхивание за дистальные отделы (кисть, стопу).

3) Стимулирующий точечный массаж углов лопаток при отведенных назад плечах.

4) Покручивание кончиков пальцев кистей.

5) С помощью большого фитомяча (диаметр 75-90 см) качания в разных направлениях уложенного животом на мяч ребенка.

8) Нормализация рефлекса на растяжение (с помощью фиксации в растянутом состоянии спазмированных мышц). Для этой цели используются ортопедические аппараты, различных конструкций и другие приспособления, позволяющие зафиксировать в определенном положении тело ребенка.

Упражнения для увеличения подвижности в суставах. С этой целью используются активные, пассивные  и активно-пассивные упражнения, которые начинают в облегченных условиях, с амплитудой, не вызывающей болезненных ощущений.

Упражнения на координацию. Это различные движения на точность и ловкость, на равновесие, стоя и при ходьбе по ровной поверхности (поролоновому мату, веревочке, следовой дорожке т. п.), для мелкой моторики кисти (застегивание-расстегивание пуговиц, кнопок, молний, складывание картинок из мозаики, заплетание косичек, перекладывание мелких предметов с разной скоростью).

Упражнения для выработки суставно-мышечного чувства. Для этого используют различные утяжелители для конечностей, ходьба по разным по жесткости и упругости материалам (поролон, песок, галька, массажные дорожки и т. п.).

Примерные физические упражнения.

Упражнения с отягощением.

1. Сгибание бедра. И. П. – сидя на стуле с закрепленным вокруг ноги в нижней трети голени грузом (0,5-0,75 – 1,0-1,5 кг) в зависимости от физических возможностей ребенка. Поднять одну, согнутую в коленном суставе ногу (как можно выше). Другая нога остается неподвижной. Удерживать это положение до двух мин, затем нога медленно опускается в исходное положение. Те же движения другой ногой. Упражнение выполняется в медленном темпе пять-шесть раз.

2. Ротационные движения в тазобедренном суставе. И. П. – сидя на стуле с закрепленным вокруг лодыжек грузом. Приподняв ногу, вращать бедро во внутрь, одновременно отводя стопу в сторону как можно дальше. Упражнение в медленном темпе выполняется пять-шесть раз. Тоже самое при ротации бедра наружу.

3. Вытяжение сухожилий подколенной области. И. П. – сидя на стуле с закрепленным грузом в нижней трети голени. Выполнять полное разгибание в коленном суставе. Удерживать это положение до 1 минуты. Затем медленно опускать и поднимать ногу пять-шесть раз в медленном темпе.

4. Упражнение для укрепления передней группы мышц бедра. И. П. – сидя с выпрямленными ногами, напрягать мышцы передней поверхности бедра. Удерживать это положение до 1 мин. Затем медленно опустить ногу и повторить упражнение другой ногой.

5. Укрепление передней группы мышц бедра. И. П. – сидя, положить под ноги в области подколенной ямки валик и закрепить груз вокруг лодыжек. Медленно выпрямить ногу в коленном суставе, удерживать это положение 1 минуту и медленно опустить ногу в исходное положение. Повторить другой ногой.

7. Укрепление отводящих мышц бедра. И. П. – лежа на боку. Вокруг ноги над голеностопным суставом закрепить груз. Медленно поднимать верхнюю ногу в выпрямленном положении вверх. При выполнении упражнения нога не должна перемещаться вперед. Медленно возвратить ногу в И. П. Повторить 5-6 раз.

8. Упражнение для натяжения подколенных сухожилий. И. П. – лежа на животе с грузом вокруг ноги над голеностопным суставом. Поднимать выпрямленную ногу над поверхностью. Удерживать это положение три-пять секунд, затем медленно опускать ногу. Выполнять пять-шесть раз. Повторить другой ногой.

9. Расслабление сухожилий и мышц тазового пояса. И. П. – лежа на животе. Закрепить груз вокруг ноги над голеностопным суставом. Согнуть ногу в коленном суставе, поднять бедро над поверхностью пола. Удерживать это положение до 1 минуты. Ногу медленно опустить. Упражнение повторить другой ногой.

10. Сгибание в коленном суставе. И. П. – лежа на животе с грузом вокруг лодыжки. Медленно согнуть колено, удерживать эту позу 1 минуту, затем медленно вернуться в исходное положение. Выполнять 5-6 раз.

Упражнения для тренировки опорной функции рук.

1. И. П. – стоя лицом к стенке, несколько отступив от нее, руки на уровне плеч. Сгибание рук в суставах с опорой о стенку, туловище держать прямо.

2.  И. П. – стоя на четвереньках. Ползание.

3. И. П. – стоя на четвереньках, под грудью мяч большого диаметра. Опираться на поверхность большого мяча.

4. И. П. – лежа животом на фитомяче.  Выкатывание на мяче вперед.

5. И. П. – лежа на животе на фитомяче, упереться руками на пол. Сгибание и разгибание в локтевых суставах, упражнение выполняется с помощью, затем самостоятельно.

6. И. П. – стоя на коленях. Имитация падения вперед, опираясь на вытянутые руки.

Упражнения для тренировки равновесия.

1. И. П. – стоя, руки на поясе. Встать на носки и удерживать положение 10-15 сек.

2. И. П. – то же. Встать на одну ногу, удерживать равновесие пять секунд.

3. И. П. – стоя, руки в стороны на высоте плеч. Ходьба по двум линиям, нанесенным на полу.

4. И. П. – стоя, руки на поясе. Ходьба по двум линиям, нанесенным на полу.

5. И. П. – стоя, руки на поясе. Ходьба по нарисованным на полу следам.

6.  И. П. – стоя на коленях, руки вдоль туловища.  Слегка поднимаясь сесть на пятки.

7.  И. П. – стоя на четвереньках. Поднимать поочередно вверх одноименные руку и ногу.

8. И. П. – то же. Поднимать попеременно вверх разноименные руку и ногу.

9. И. П. – сидя на полу без опоры на руки. Поднимать ногу вверх и удерживать равновесие.

10. И. П. – то же. Вытянуть руки вперед, отвести в стороны, сохраняя равновесие.

Упражнения для укрепления мышц туловища, мышц плечевого пояса, мышц разгибателей бедра.

1. И. П. – лежа на животе на гимнастическом коврике,  руки вытянуты вперед. Поочередное поднимание прямых рук вверх; поднимание обеих рук; руки в «замке» на затылке – прогнуться назад; в руках гимнастическая палка, заведение палки за голову; поочередное сгибание ног в коленных суставах; сгибание обеих ног в коленных суставах; скрещивание ног.

2. Упражнение «Киска». И. П. – стоя на коленях опираясь на прямые руки.  Сгибание и разгибание позвоночника в грудном отделе с одновременным опусканием и подниманием головы.

3. Упражнение «Ласточка». И. П. – стоя на четвереньках руки прямые. Поочередное разгибание ног в тазобедренных суставах.

4. Повороты с живота – на бок – на спину, и обратно  руки и ноги прямые.

5. И. П. – лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Поочередное поднимание прямых ног на 15 – 20 см; поочередное отведение прямых ног в сторону на весу; сгибание ног в коленных суставах.

6.Упражнение "Ванька-встанька". И. П. – сидя с максимально согнутыми коленями и удерживает их руками. Выполняется перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук.

7. И. П. – сидя с максимально согнутыми коленями и удерживать их руками. Имитируя шагательные движения, сначала максимально напрягает ноги, затем возвращается в исходное положение.

8. И. П. – сидя опираясь на прямые руки сзади. Сохранить сидячее положение во время хлопка под ногами.

9. И. П. – сидя опираясь на прямые руки сзади себя. Стараться сохранить сидячее положение, поймать мяч.

10.  И. П. – сидя на полу, наклоны вперед и в стороны с прямыми ногами.

11. И. П. – лежа на спине с согнутыми под прямым углом ногами, опора на всю стопу, разведение коленей.

12. И. П. – лежа на спине, стопой одной ноги провести от стопы до колена другой ноги.

Упражнения для дыхательной и артикуляционной мускулатуры.

1. Задуть одну, две и т. д., поставленные в ряд свечи.

2. Перед зеркалом гримасничать .

3. Надувать мыльные пузыри.

4. Дуть на бумажные корабли, плавающие в тазу.

5. Дуть на «султанчик».

Упражнения для самостоятельной ходьбы.

Правильное положение «стоя» – ноги прямые, руки подняты вверх и чуть назад, позвоночник в положении небольшого переразгибания.

1. Ходьба боком приставными шагами.

2. Ходьба через препятствие лежащее на полу.

3.Выполнение шаговых движений в пределах нарисованных «следов». При улучшении устойчивости, размеры «следов» уменьшаются.

4. Ходьба спиной вперед на прямых ногах.

Упражнения для тренировки функции руки и кисти.

Должна соблюдаться последовательность: движения всей рукой – движения кистью – движения отдельно пальцами – комбинация движений – координаторные движения (с открытыми глазами, с закрытыми глазами).

И. П. – сидя на стуле, стопы на полу или на подставке.

1. Маховые движения руками вперед, вверх, в сторону.

2.Последовательное соединение пальцев рук с последующим их разъединением.

3. Сочетанные движения в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах.

4. Игры с мелкими предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-логопедическое занятие: "Предложение. Восстановление предложений. Работа с текстом"

Материал поможет логопеду при проведении занятия по коррекции дисграфии....

Элективный курс "Восстановление Сталинграда"

Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся    11 классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических заданий. Новиз...

Разработка урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру" Педагогическая мастерская.

Предлагаемый урок - педагогическая мастерская. Основной смысл этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс познания, позволяет шаг за ...

КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ

В докладе дана классификаци восстановительных средств, а также с какой целью они применяются, какой эффект производят на организм спортсмена. Дается характеристика утомлению....

Исследовательская работа "Методы релаксации и ее влияние на восстановление организма после физической нагрузки."

В работе рассматривается роль подвижной игры в формировании  интереса детей к релаксации. Приведенные в данной работе результаты экспериментадают мне основание утверждать, что для резу...

Методическое пособие для родителей по теме: «Средства и методы восстановления ребёнка в соревновательный период».

Методическое пособие для родителей по теме: «Средства и методы восстановления ребёнка в соревновательный период».С содержании материала: введение, характеристика средств и методов восстано...