Методическая разработка по организации активного отдыха учащихся. Ура! Физкультминутка!
методическая разработка по физкультуре

Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строиться основа человеческого бытия: первый – здоровье, было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как дает предпосылки к развитию и совершенствованию духа, души и тела; второй – здоровье является высшей ценностью общества.  С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся должны проводиться на уроках физкультминутки и гимнастика для глаз. Физкультминутки способствуют активизации двигательного режима детей, повышают физическую нагрузку на организм и работоспособность на занятиях. Они положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую, дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ura_fizkultminutka.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ура! Физкультминутка!

Методическая разработка по организации активного отдыха детей младшего школьного возраста. 

У кого есть здоровье – у того есть надежда. У кого есть надежда – у того есть все.                                                                                                          

Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строиться основа человеческого бытия: первый – здоровье, было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как дает предпосылки к развитию и совершенствованию духа, души и тела; второй – здоровье является высшей ценностью общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Однако результаты многолетних исследований состояния здоровья подрастающего поколения показывают, что отчетливой положительной динамики в состоянии здоровья российских детей и подростков, к сожалению, не наблюдается. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся должны проводиться на уроках физкультминутки и гимнастика для глаз. Физкультминутки способствуют активизации двигательного режима детей, повышают физическую нагрузку на организм и работоспособность на занятиях. Они положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую, дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов.

         Как сделать учение приятным и легким? Один из способов – научить детей активно отдыхать во время проведения учебных предметов.

Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма школьника, повышают роль двигательной активности. Физкультминутки и паузы относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений. Значимость и ценность физкультминуток в том, что они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению, обеспечивают подготовку школьника к работе различного характера (учеба, занятия музыкой, работа за компьютером, другие виды  деятельности).

Физкультминутки – кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности.

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

            -активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

            -эмоциональную «встряску» учащихся, возможность «сбросить» накопившийся (например, во время опроса), груз отрицательных эмоций и переживаний.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, улучшению мозгового кровообращения, упражнения по выработке рационального дыхания и др.

Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, способствовать расслаблению мышц выполняющих значительные статические или статико-динамические нагрузки.

Методические рекомендации по проведению  физкультминуток

-они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия), так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта;

-содержание физминуток может органически сочетаться с программным содержанием занятия, урока;

-упражнения для физминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

-комплексы физминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;

-необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, и, следовательно, результативность.

Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Проведение физкультминуток может вменяться «дежурному по здоровью». Положительный эмоциональный фон – обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение. Повысить интерес детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе, может какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд или класс.

Физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения под текст стихотворений, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Предлагаемые комплексы упражнений для физкультминуток для детей младшего школьного возраста

 Упражнения стоя

1.Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое другой ногой.

2.И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох; 3-4 — исходное положение — выдох.

3.Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и. п.

4.И. п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

5.И. п. — ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

6.«Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).

7.И. п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

8.Поднимание прямых рук через стороны вверх — вдох. Возвращение в и. п. — выдох.

9.И. п. — ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

Еще несколько примеров упражнений, которые помогают избегать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе, в программе физкультминутки.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И. п. — стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 — повернуть туловище направо; 2 — повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания.

И. п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс; 2 — левую руку на пояс; 3 — правую руку на плечо; 4 — левую руку на плечо; 5 — правую руку вверх; 6 — левую руку вверх; 7-8 — хлопки руками над головой; 9 — опустить левую руку на плечо; 10 — правую руку на плечо; 11 —левую руку на пояс; 12 — правую руку на пояс; 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 3-4 — быстрый; 1-2 — медленный.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки

1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2.Ходьба обычная, следя за осанкой.

3.Ходьба на носках, руки за головой.

4.Ходьба на пятках, руки на поясе.

5.Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п., 3 — поворот головы налево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, 6 — и. п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И. п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение для глаз

Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить, что для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

Упражнение «на корточках» облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту.

Упражнения для снятия утомления помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости.

1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 минут — и стало жарко. Повторить три раза.

2.Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.

3.Растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).

4.«Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.

5.«Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему небу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10-15 секунд.)

6.«Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз.)

В методических рекомендациях "Минуты здоровья" предлагаются вниманию формы работы в учебно-воспитательном процессе, которые направлены на использование здоровьесберегающих технологий. Минуты здоровья можно отнести к таким технологиям. В отличие от традиционных физкультминуток они позволяют регулировать психическое состояние детей, оказывают положительное воздействие на физиологические процессы, снимают интеллектуальную и эмоциональную напряженность, формируют коммуникативные навыки детей.

Проведение минут здоровья в режиме дня детей младшего школьного возраста может способствовать решению более широкого комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Многие упражнения и задания, входящие в комплексы минут здоровья, являются психотехническими приемами.

Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении.

Педагог не должен допускать физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению; должен заботиться о физическом и психологическом благополучии детей и доводить до их понимания, что физические упражнения являются одним из источников крепкого здоровья.

Тогда, дети смогут с удовольствием выполнять различные упражнения и двигательные задания в любую погоду и время года; заниматься физическими упражнениями, игрой в подвижные игры; осуществлять контроль над своим самочувствием в процессе выполнения физических нагрузок.

Воспитательные задачи направлены на развитие умственных и физических способностей.

Педагог формирует у детей потребность в результативных занятиях физическими упражнениями; целенаправленно развивает основные физические и нравственно-волевые качества; развивает положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками; поощряет двигательное творчество и игровую деятельность.

Дети смогут научиться:

- сознательно относиться к выполнению различных физических упражнений и двигательных заданий;

- самостоятельно организовывать подвижные игры, используя свой двигательный опыт;

- подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных упражнений и игр.

Основные образовательные задачи направлены на овладение детьми определенным объемом знаний, умений, навыков о физических упражнениях и двигательных заданиях для их всестороннего развития.

Педагог расширяет у детей представления и знания о здоровом образе жизни;

- формирует у детей интерес к соревнованиям, конкурсам как форме максимального проявления их физических и психических возможностей;

- поощряет у детей стремление к выражению своих возможностей в процессе выполнения различных заданий;

- учит правильно оценивать свои силы;

- развивает у детей физические качества: силу, ловкость, выносливость, гибкость;

- закрепляет приобретенные навыки и умения, наблюдать, сравнивать и анализировать свои движения и движения сверстников;

- культивирует у детей ценностные отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям.

Дети учатся:

- уверено владеть "азбукой" движений;

- основам здорового образа жизни;

- ставить задачу и находить рациональные способы ее решения.

В основу рекомендаций проведения «Минуты здоровья» положены принципы фасцинации (от английского  fascination - завораживание) и творческой направленности.

          Они помогут педагогу осуществлять деятельность, направленную на формирование мотивации к здоровому образу жизни ребенка младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Организация активного отдыха школьников в семье"

В нашей стране физическому воспитанию подрастающего поколения придается большое значение. Занятия физической культурой включены в учебные планы дошкольных учреждений, школ, училищ, высших учебных заве...

Организация летнего отдыха учащихся

Лето – долгожданное время для детей и беспокойный период для родителей. Чем занять ребёнка, чтобы он не провёл три месяца у телевизора или компьютера? Как помочь ему не растерять, а приумножить знания...

Сочетание волонтерской деятельности и активного отдыха учащихся в период летней оздоровительной кампании

из опыта организации работы школьного волонтерского отряда «Руки добра»...

"Организация летнего отдыха учащихся в 2014 году"

Материал о проведении оздоровительной компании летом 2014 года в МБОУ Чикойская СОШ...

Методические материалы по организации летнего отдыха «Праздник, посвященный Дню защиты детей».

В данном методическом пособии представлены материалы из опыта работы ДОО(П)Ц «Венец», адресованные методистам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, всем тем, кто внедр...

Летний лагерь как традиционная форма организации активного отдыха детей и подростков

Статья о реализации проекта летеней смены "Экспедиционный корпус-3" в лагере с дневным пребыванием детей "Росток", Дом детского творчества г.Лысково.Идея создания проекта  осн...