Рабочая программа кружка "Азбука шахмат"
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Тахир Исмаилович Юсубов

Данная программа нацелена на обучение детей младшего школьного возраста обучению игре шахмат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2019_kruzhok_shakhmaty.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей предметников

_________/Козловская Т.В./

                          ФИО                                    

Протокол № ______от

«____»_____________2018г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «ООШ п.Тимонин»

___________/Укинова С.А./

                         ФИО                                    

«____»_____________2018г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «ООШ п.Тимонин»

_________/Сероштанова НТ/

                          ФИО                                    

Приказ  № ______от

«____»_____________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Азбука шахмат»

общеинтеллектуальное направление

7 – 10 лет

Срок реализации:  1 год

2018-2019 учебный год

Разработана учителем физической культуры Юсубовым ТахиромИсмаиловичем

без категории;

п.Тимонин;

2018 г.

Принято  на заседании

                                                                                                             педагогического совета

                                                                                                            протокол № _____от

«____»___________2018г.

  1. Содержание программы учебного курса

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Повторение изученного материала

2.

Краткая история шахмат

3.

Шахматная нотация

4.

Ценность шахматных фигур

5.

Техника матования одинокого короля

6.

Достижение мата без жертвы материала

7.

Шахматная комбинация

15ч

8.

Шахматные мероприятия

Итого:

34 ч

2.Планируемые результаты освоения программы

№ п/п

Раздел

учебного курса,

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характер

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

3. Тематическое планирование

Классы 1-4

Учитель: Юсубов Т.И.

Количество часов: 38 часов,  в неделю 1  час.

Планирование составлено на основе варианта программы внеурочной деятельности на уровне начального общего образования авторской программы:

И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений"

                

№ уроков

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

(по плану)

Дата проведения урока

(по факту)

1

Повторение изученного материала. Просмотр фильма.

1

2

Игровая практика.

1

3

Краткая история шахмат.

1

4

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

5

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

1

6

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

1

7

Достижение материального перевеса.

1

1

8

Способы защиты.

8

9

Защита.

1

10-11

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

2

12-13

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

2

14-15

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

2

16-17

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

2

18

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

19

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  

1

20

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

21

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

6

22

Матовые комбинации. Тема завлечения.

1

23

Матовые комбинации. Тема блокировки.  

1

24

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

1

25

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

1

26

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

1

27

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1

28

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  

2

29

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

1

30

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  

1

31

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  

14

32

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

1

33

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

1

34

Типичные комбинации в дебюте.

1

35

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1

36

Шахматный турнир.

1

37

Шахматная сказка.

1

38

Викторина по шахматам.

1

ИТОГО:

38 час

4. Планирование практической части учебной программы.

        

Содержание

Кол-во часов по разделу

контроль

к/р

п/р

Зачет/тест

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа кружка: "Шахматы".

Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Грамотно поставленный пр...

Рабочая программа кружка «Шахматы»

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...

Рабочая программа по Шахматам

УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда________________Ёнзак Д.Д.«_...

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...