Внеурочная деятельность- баскетбол
рабочая программа по физкультуре

Демин Игорь Владимирович
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Баскетбол" для 5-8 классов разработана на основе пособия для учителей и методистов: Внеурочная деятельность учащихся "Баскетбол" Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., 2013г..Программа рассчитана на пять лет (общий объем - 140 часов), исходя из 1 часа занятий в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол» для 5-8 классов разработана на основе пособия для учителей и методистов: Внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., 2013г..

Программа рассчитана на пять лет (общий объем - 140 часов), исходя из 1 часа занятий в неделю.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Актуальность программы

          Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

         Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты и мяч.

Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Баскетбол» образовательной программы основной школы (5-8 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «Баскетбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Баскетбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

        Цели конкретизированы следующими задачами:

  • пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
  • популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха (физической рекреации);
  • формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;
  • обучение технике и тактике игры в баскетбол;
  • развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
  • формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;
  • воспитание моральных и волевых качеств

Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С. Кузнецов, Г.А.  Колодницкий, — М.: Просвещение, 2013г. (Работаем по новым стандартам)» и учебно-методическая литература,   перечисленная  в разделе «Описание материально технического обеспечения внеурочной деятельности».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отличительная особенность программы «Баскетбол» в её социальной направленности.  Программа предоставляет возможности детям, достигшим 11-15 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий  баскетболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

Образовательная деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:

1.     Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий);

2.     Техническая подготовка;

3.     Тактическая подготовка

4.     Физическая подготовка;

5.     Подвижные игры и эстафеты;

6.     Судейская практика

В образовательном процессе используются технологии:

  • Игровые;
  • Здоровьесберегающие

Основные  формы организации учебных занятий: теоретические и практические занятия, соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские  игры, тестирование.

Методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ПЛАНЕ

Секция «Баскетбол» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 136 часов  для детей 12-15 лет.

Сроки реализации программы. 5 класс 1 час в неделю - 35 часа, 6 класс 1 час в неделю - 35 часа,

7 класс 1 час в неделю - 35 часа, 8 класс 1 час в неделю - 35 часа.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В СОДЕРЖАНИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.   Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.       

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

– умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;

Предметные результаты:

– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;

– знать о физических качествах и правилах их тестирования;

– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;

– владеть основами судейства игры в баскетбол.

Эффект: участие в соревнованиях школьного и городского уровня, судейство школьных соревнований.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основы знаний

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу

Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов

Тактические действия в баскетболе

Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.

Передвижения и остановки без мяча

Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево

Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений

Остановки: двумя шагами, прыжком

Прыжки, повороты вперед, назад

Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)

Ловля мяча

Ловля мяча:

•         двумя руками на уровне груди;

•        двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)

Передачи мяча

Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении

Передача мяча одной рукой от плеча

Передача мяча двумя руками сверху

Ведение мяча

Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)

Ведение мяча с изменением скорости передвижения

Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)

Ведение мяча в движении с переводом на другую руку

Ведение мяча с изменением направления движения

Ведение мяча с обводкой препятствий

Броски мяча

Бросок мяча двумя руками от груди с места

Бросок мяча одной рукой от плеча с места

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения

Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке

Штрафной бросок

Отбор мяча

Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении

Вырывание мяча из рук соперника

Накрывание мяча при броске

Отвлекающие приемы (финты)

Финты без мяча

Финты с мячом

Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

Сочетание приемов без броска мяча в кольцо

Сочетание приемов с броском мяча в кольцо

Тактика игры

Индивидуальные действия в нападении и защите

Групповые действия в нападении и защите:

•        взаимодействие двух игроков;

•        взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);

•        взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)

•        взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;

•        взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);

•        взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);

•        взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);

•        взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)

Двусторонняя учебная игра

Подвижные игры и эстафеты

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

Игры, развивающие физические способности

Физическая подготовка

Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости

Судейская практика

Судейство игры в баскетбол

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем

Всего часов

5кл(35ч)

6кл(35ч)

7кл(35ч)

8кл(35ч)

140ч

Теория

Практика  

Теория

Практика

Теория

Практика  

Теория

Практика  

1

Основы знаний

2

Передвижения и остановки без мяча

13

6

3

2

2

3

Ловля мяча

11

4

3

3

1

4

Передача мяча

11

4

3

3

1

5

Ведение мяча

28        

9

7

6

6

6

Броски мяча

23

5

6

6

6

7

Отбор      мяча

7

-

2

2

3

8

Отвлекающие приемы (финты)

7

-

2

2

3

9

Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

8

4

2

2

-

10

Тактика игры

27

3

6

8

10

11.

Подвижные игры и эстафеты

-

12.

Физическая подготовка

-

13.

Судейская практика

5

-

1

1

3

Всего:

140

35

35

35

35

Распределение учебного материала по баскетболу по классам

п/п

Учебный материал

5

6

7

8

1

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу

2

Терминология в баскетболе. Техника выполнения игровых приемов

3

Тактические действия в баскетболе

4

Правила соревнований по баскетболу. Жесты судей.

1

Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево

Р

З

З

С

2

Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений

Р

З

З

С

3

Остановки: двумя шагами, прыжком

Р

З

С

+

4

Прыжки, повороты вперед, назад

Р

З

С

+

5

Сочетание способов передвижений (бег, остановки, прыжки, повороты, рывки)

+

+

+

+

Ловля мяча

  •  двумя руками на уровне груди;
  • двумя руками «высокого» мяча (в прыжке)

Р

З

З

С

Р

1

Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении

Р

З

З

С

2

Передача мяча одной рукой от плеча

Р

З

3

Передача мяча двумя руками сверху

1

Ведение мяча правой и левой рукой с высоким и низким отскоком (на месте и в движении)

Р

З

З

С

2

Ведение мяча с изменением скорости передвижения

Р

З

С

3

Ведение мяча с изменением высоты отскока (на месте и в движении)

Р

З

З

С

4

Ведение мяча в движении с переводом на другую руку

Р

З

5

Ведение мяча с изменением направления движения

Р

З

З

З

6

Ведение мяча с обводкой препятствий

Р

З

1

Бросок мяча двумя руками от груди с места

Р

З

З

З

2

Бросок мяча одной рукой от плеча с места

Р

З

З

З

3

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения

Р

З

З

4

Бросок в кольцо одной рукой сверху в прыжке

5

Штрафной бросок

Р

Р

1

Выбивание мяча из рук соперника, выбивание мяча при ведении

Р

З

С

2

Вырывание мяча из рук соперника

Р

З

3

Накрывание мяча при броске

Р

1

Финты без мяча

Р

З

С

2

Финты с мячом

Р

Р

1

Сочетание приемов без броска мяча в кольцо

+

+

+

+

2

Сочетание приемов с броском мяча в кольцо

+

+

+

+

1

Индивидуальные действия в нападении и защите

Р

Р

З

2

Групповые действия в нападении и защите:

  • взаимодействие двух игроков;

Р

З

С

  • взаимодействие двух нападающих против одного защитника(2Х1);

Р

З

  • взаимодействие двух нападающих против двух защитников (2Х2)

Р

  • взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон»;

Р

  • взаимодействие трех нападающих против двух защитников (3Х2);

Р

  • взаимодействие в нападении с участием двух игроков («передай мяч и выйди на свободное место»);

Р

З

З

  • взаимодействие в нападении с участием трех игроков («тройка»);

  • взаимодействие в нападении с участием трех игроков («малая восьмерка»)

Двусторонняя учебная игра

+

+

+

+

1

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

+

+

+

+

2

Игры, развивающие физические способности

+

+

+

+

Развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости

+

+

+

+

Судейство игры в баскетбол

+

Условные обозначения: Р- разучивание двигательного действия; З – закрепление двигательного действия; С-совершенствование двигательного действия; «+» - указывает на использование данного материала в учебно-тренировочном занятии.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание

1

Библиотечный фонд

1.1.

Федеральный государственный стандарт  основого общего образования

Д

В составе кабинета по физической культуре

1.2.

Учебная  научная, научно-популярная литература по баскетболу

Д

В составе библиотечного фонда

1.3.

Методические издания по баскетболу для учителей

1.«Баскетбол: теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»

2.«Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984

4.«Физическая культура» Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001

5.«Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.

6.«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,

7.Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000

8.«Теория и методика физической культуры  Спб .издательство «Лань»,2003»

9.«Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев  ИЦ «Академия»,2008

10.«Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум».

Д

В составе кабинета по физической культуре.

В составе библиотечного фонда

2

Технические средства обучения

2.1

Аудиоцентр с системой озвучивания спортивного зала и площадки

Д

В составе материально-технического оснащения образовательного учреждения

2.2

Мегафон

Д

2.3

Радиомикрофон

Д

2.4

Сканер

Д

2.5

Принтер

Д

2.6

Мультимедиапроектор

Д

2.7

Экран

Д

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Аудиозаписи

Д

Для прослушивания песен, проведения соревнований и физкультурных праздников.

4

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

4.1

Кабинет для проведения аудиторных занятий

Г

4.2

Спортивный зал

Г

4.3

Площадка для игр подготовительных к баскетболу на открытом воздухе

Г

4.4

Медицинская аптечка

Д

В составе кабинета по физической культуре.

4.5

Мячи баскетбольные

К

4.6

Насос с иглой для надувания мячей

Д

4.7

Щиты баскетбольный

Г

В составе кабинета по физической культуре.

4.8

Щиты тренировочный навесные с кольцом и сеткой

Г

4.9

Стойки для обводки

Г

Д - демонстрационный экземпляр, К – комплект (на каждого учащегося), Г – комплект, необходимый для практической работы в группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Баскетбол"

Программа по баскетболу для  учащихся 5 – 6 классов  составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей 10-12 лет и н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Баскетбол 3-4 классы ФГОС

Программа по внеурочной деятельности, баскетбол.Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"

Данная программа разработанна на основе курса обучения игре в баскетбол  для общеобразовательных школ. Материал программы даётся в пяти разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Баскетбол»

ДОП по баскетболу для начальной школы физкультурно-оздоровительной напраленности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Баскетбол"

Рабочая программа расчитана на проведение внеурочных занятий по баскетболу для обучающихся начального и основного общего образования....

рабочая программа внеурочной деятельности Баскетбол 1-4 классы ФГОС

Программа курса внеурочной деятельности "Баскетбол"  предназначена для учащихся начальных классов. Составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразов...