Метапредметный подход в обучении плаванию
статья по физкультуре

Рашевская Дарья Владимировна

Выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Центр образования «Тавла» -

Средняя общеобразовательная школа №17»

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ

Подготовила:

 учитель физической культуры

 Рашевская Д.В.

г.о. Саранск - 2020г.

Вступление.

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Сегодня я хочу познакомить вас со своей работой по обучению плаванию. И начать я бы хотела с того, что к сожалению многие люди, в том числе и учителя, к урокам физической культуры относятся, мягко говоря, как к необязательным, не требующих основательной подготовки, не влияющим на успеваемость в остальной школьной программе. А вместе с тем, физическая культура и спорт оказывают прямое воздействие на усвоение школьного курса.

С учетом последних событий в мире и России вопрос о гиподинамии встает очень остро. Отсутствие достаточной физической нагрузки и сидячий образ жизни влияет на все системы организма человека, а тем более – ребенка. Высокая утомляемость, гипертрофия мышц, недостаточное снабжение кислородом всего организма – результат отсутствия физических упражнений в повседневной жизни ребенка. В следствии чего возникает перевозбуждение или, наоборот, вялость, отсутствие психологической устойчивости к стрессовым ситуациям.

И наша задача, как учителей физической культуры, прямым образом повлиять на сложившуюся ситуацию. Не только привить детям привычку к здоровому образу жизни, но и дать им знания: почему физическая культура и спорт так необходимы для гармоничного развития и функционирования человека в повседневности.

Почему я выбрала плавание.

Так случилось, что я родилась в семье пловцов и плавание для меня – неотъемлемая часть жизни. Я никогда особо не задумывалась над этим, принимая это как данность. Я работала по этому направлению и моей задачей было научить детей держаться на воде, пока однажды я не стала очевидцем несчастного случая на Луховском пруду. Молодой парень, 20 лет, пошел мерять глубину не умея плавать, оступился, потерял равновесие, запаниковал – следствие: утонул. С тех пор моей основной целью является не просто научить детей плавать, но и правильно действовать в критической ситуации. И даже если ребенок не любит воду или боится её, я тем более настаиваю на необходимости обучения.

С чего начинается обучение плаванию.

Как любое направление в физической культуре, обучение плаванию начинается с объяснения техники безопасности и формирования правильных гигиенических навыков. И если с техникой безопасности всё более-менее понятно, то на формировании гигиенических навыков приходится заострять внимание. Здесь мы даем ученикам первичные знания из анатомии, а конкретно, о выделительной системе человека. Как всем известно, к выделительной системе относятся не только мочевыводящие органы, но также легкие и кожа. Особое внимание уделяется кожным покровам.

Далее, как и на всех уроках физкультуры, мы переходим к разминке. Во время выполнения упражнений на суше я также рассказываю ученикам для чего мы выполняем те или иные упражнения и на какие группы мышц они оказывают влияние.

После выполнения разминки на суше мы переходим к упражнениям в воде. Здесь важным аспектами являются знания о свойствах воды, химическом составе, а также физических свойствах тела, погруженного в воду. Так, например, если вода достаточно холодная (на водоемах) ребенок должен знать, что нельзя стаять, а, наоборот, активно двигаться. Если вода соленая, то тело человека становиться в воде легче и испытывает меньшее сопротивление при движении. Если тело человека расслабленно, то оно подобно мячу, наполненному воздухом (кислородом), и легко держится на поверхности воды.

После того, как ребенок освоился в воде, научился опускать лицо в воду и лежать на воде, переходим к следующему этапу обучения – скольжению. Здесь особое внимание уделяется контролю тела на воде, для того, чтобы оттолкнуться от дна или бортика используя мышцы – сгибатели и разгибатели ног, одновременно делая вдох, и тут же при самом скольжении полностью расслабиться. Тоже самое упражнение выполняем на спине.

Далее переходим к обучению работе ног и рук, а также дыханию при проплывании коротких и более длинных дистанций. Во время согласования всех движений при плавании активизируются не только все мышцы ребенка, но и работа обоих полушарий головного мозга.

На уроках плавания ученики на практике изучают физические свойства тел и воды, баланс тела на водной глади, плотности воды, так как отталкивается от нее для продвижения вперед.

Методы и приемы.

На уроках плавания, для лучшего освоения учащимися в воде я использую различные игры. Но одной из самых любимых игр у детей является «Поиск сокровищ». В эту игру играют даже те дети, которые боятся опустить лицо в воду. Для игры я использую различные тонущие игрушки и предметы. По всему бассейну разбрасываются игрушки и по сигналу дети начинают собирать их со дна. После того, как собраны все игрушки, мы их считаем: кто сколько собрал. Так как я заранее знаю количество, мы проверяем – все ли игрушки собраны (математика).

Понятно, что некоторым детям сложнее освоиться в воде. В таких случаях я даю задание сделать упражнение «Звездочка» всем детям вместе держась за руки. Как правило, это срабатывает и ребенок, который боялся самостоятельно лечь на воду, ложится вместе со всеми. После этого, опять -таки, я спрашиваю: кто легче – один ребенок или 10-15 детей? Когда ученик отвечает на вопрос, ему становится понятно, что если вода удержала всех одновременно, то его одного и подавно удержит.

На самом деле, таких приемов много и часто я их использую в зависимости от ситуации. Плавание – это такая область физической культуры, где, не освоив один навык, ты не сможешь перейти к изучению другого. Поэтому к каждому ученику подход индивидуальный и дифференцированный.

Работа с одаренными детьми.

В нашей школе действует спортивная секция по плаванию. В эту секцию дети проходят довольно жесткий отбор. Направление этой секции не простое – мы на ряду со спортивным плаванием занимаемся подводным спортом. Здесь есть два направления: плавание в ластах и подводная борьба. В секции занимаются 60 учащихся нашей школы. Я являюсь их тренером.

В данном направлении я учу детей как раз использовать свои навыки и умения в нестандартных ситуациях, так как подводная борьба дает возможность детям в дальнейшей жизни использовать свои знания при спасении утопающих на воде.

Наши дети выступают на различных соревнованиях: муниципальных, городских, республиканских. В этом учебном году две мои воспитанницы выступали на всероссийских соревнованиях по подводному спорту.

 Так же в нашей школе уже традиционно проходит первенство школы по плаванию среди учащихся с 1 по 11 классы. Многие дети при проплывании различных дистанций выполняют спортивные разряды.

Заключение.

В заключении хочу сказать, при обучении учащихся физической культуре, а в частности, плаванию, задействованы все учебные области школьной программы, в том числе и история, география, лингвистика, физика, химия, математика и даже технология. Все зависит от самого учителя: на сколько он любит свой предмет и на сколько он хочет вовлечь детей в процесс изучения и познания. Важно ли дать ученику те знания и умения, которые в дальнейшем он использует для своего совершенствования? Ведь даже в обычном уроке можно совершать открытия, находить сопричастность целого к общему.

 И последнее. На теоретических уроках в связи с различными карантинами, которые имеют место быть, я рассказываю ученикам об истории развития плавания, образования того или иного стиля. Но есть у меня один урок, когда я знакомлю детей со своим видом спорта – «Акватлоном» (борьба в ластах). На этом уроке я говорю о развитии акватлона, о его правилах, с какими видами спорта он связан и в какой области жизни применим. А в конце я показываю короткий фильм про акватлон. И все дети знают, что я являюсь Мастером Спорта и действующим членом сборной России по акватлону. И вот после этого урока дети за мной бегут и желают заниматься этим видом спорта.

И мне хочется верить, что то, чему я их учу пригодится им в жизни, даст им уверенность в своих силах и они будут ценить не только свою, но и чужую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"

Доклад на педсовет по теме "Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"". Доклад содержит основные понятия о метапредметности и конкретно о метапредмете "Проблема"....

Основы метапредметного подхода в обучении математике

         Одна из основных целей современной школы – создать ученику условия,  способствующие  формированию у него ключевой компетенции –  умению уч...

Метапредметный подход в обучении географии. Автор Кремза И.М.

Метапредметность – это новая образовательная форма, которая накладывается на традиционные учебные предметы и позволяет работать с фундаментальными образовательными объектами, носящими универсальный ха...

Метапредметный подход в обучении географии

Метапредметный подход в обучении географии...

Мастер –класс учителя биологии по теме"Метапредметный подход в обучении биологии "

«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков дет...

Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».

План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста.  На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...