Воспитание самостоятельного и сознательного отношения к занятиям физической культуры
классный час по физкультуре (7, 8, 9 класс)

Сальцинов Иван Александрович

          В настоящее время наиболее актуальной является проблема здоровья. Все чаще вспоминаем слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто». В рекламных блоках СМИ предложения универсальных оздоравливающих средств занимают основное место. Зайти в аптеку становится таким же привычным делом, как в булочную. Закономерно возросло внимание к здоровью школьников.  О  неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание самостоятельного и сознательного отношения

 к занятиям физической культуры

                                                           Творческая работа

                                                           учителя физической культуры

                                                           Сальцинова Ивана Александровича

                                                           МБОУ «Большемеминская СОШ»

                                                                                 

 

с. Большие Меми

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

        I.        Введение. Привитие интереса к занятиям физической культурой………....3

        II.       Развитие самостоятельного и сознательного отношения к занятиям физической  культурой……………………………………………………………………………..5

        2.1.  Инструктивная направленность урока и формирование навыков самостоятельности…………………………………………………………………………………5

        2.2.  Индивидуальный подход………………………………………………………..6

        2.3.  Привитие навыков самостоятельности…………………………………………8

        2.4.  Активизация и интенсификация деятельности учащихся

 на основе игровых технологий………………………………………………..………………….8

        2.5.  Побуждение учащихся работать над собой……………………………………9

        2.6.  Внеклассные физкультурно-оздоровительные

и спортивные мероприятия........................................................................................................... .11

        III.   Заключение. С физкультурой на всю жизнь…………………………………..13

        IV.   Литература………………………………………………………………………14

        Приложение № 1.План-конспект урока физической культуры

 «Я, ты, он, она»............................................................................................................................... 15

        Приложение № 2.Использование межпредметных связей

 на уроках физической культуры…………………………………………………………………20

        Приложение № 3.Указания к самостоятельным занятиям………………………....21

        Приложение № 4.Ксерокопия листа рабочей тетради учителя……………………22

        Приложение № 5.Таблица уровня физической подготовленности учащихся……23

        Приложение № 6.Комплекс домашних заданий……………………………………24

        Приложение № 7.Программа проведения соревнований «День здоровья»………25

        Приложение № 8.Фрагмент спортивного праздника «Зарница»………………….28

        Приложение № 9.Фотоматериал внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий…………………………………………………………………………30

Введение. Привитие интереса к занятиям физической культурой.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо    

          В настоящее время наиболее актуальной является проблема здоровья. Все чаще вспоминаем слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто». В рекламных блоках СМИ предложения универсальных оздоравливающих средств занимают основное место. Зайти в аптеку становится таким же привычным делом, как в булочную. Закономерно возросло внимание к здоровью школьников.  О  неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.

Продолжают возрастать учебные нагрузки учащихся, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится, но раньше это не носило массового характера.

      Организация учебного процесса, основанная на его интенсификации и преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объема двигательной активности учащихся. В итоге снижается естественная сопротивляемость детского организма, нарушаются процессы развития.

      Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.  В настоящее время для учителей физкультуры созданы все условия для творческой деятельности, внесения своих форм работы, которые должны способствовать оздоровлению ребят и в дальнейшем укрепить их здоровье. Для воспитания сознательного отношения к укреплению здоровья, к личному уровню физической готовности, начиная с пятого класса, мы постоянно внедряем в сознание детей такое понятие-программу: «Сегодня я лучше, чем вчера, а завтра должен быть лучше, чем сегодня». Это очень важно, ибо уровень двигательных способностей, как правило, отражает уровень здоровья школьника. Такая направленность позволяет любому ученику заниматься на уроках физической культуры без пропусков, помогает «неподдающимся» перейти со временем в категорию «активно занимающихся». Поэтому моя работа направлена на изучение и применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры за счет индивидуального подхода к учащимся, развития самостоятельного и сознательного отношения к занятиям физической культурой. Наиболее часто в своей работе использую игровые технологии, технологию личностно-ориентированного и развивающего обучения. В этом случае педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности.

         Важнейшее условие изменения (пересмотра) педагогического процесса по физической культуре в общеобразовательных учреждениях – совместная деятельность на занятиях учителя и учащихся, перевод процесса обучения и воспитания на принципы гуманизации и демократизации. Средний школьный возраст является переходным, и, соответственно, мотивы занятий физическими упражнениями могут носить избирательный и неустойчивый характер. В данный период очень важно сохранить интерес к урокам на достаточно высоком уровне, чтобы участие в них было вызвано внутренними побуждениями. Можно выделить основные средства и методы воспитания у школьников интереса к занятиям физической культурой:

  1. Беседы с учащимися на различные темы, связанные с физической культурой и спортом.
  2. Просмотр спортивных программ.
  3. Передача по радио и телевидению о физкультурно-оздоровительной и спортивной работе, проводимой в школе.
  4. Создание спортивных традиций коллектива учащихся в школе.
  5. Фотомонтажи, выставки, показывающие успехи спортсменов школы, города, области и страны.
  6. Система индивидуального учета и контроля знаний, умений, навыков.

Учителям физической культуры предложены несколько учебных программ по физической культуре. Мы имеем право выбрать любую из этих программ, которая больше всего подходит к условиям работы нашего общеобразовательного учреждения, больше отвечает интересам учителя и учащихся. Решая задачу укрепления здоровья средствами физической культуры, необходимо помнить, что здоровье является комплексным понятием, охватывающим физические, психические и социальные стороны жизни человека. В статье №1 Закона РФ «Об образовании» записано, что охрана здоровья учащихся заключается в создании в образовательных учреждениях таких условий для их жизнедеятельности, которые не вредили бы их здоровью. И уповать здесь только на занятия физическими упражнениями неправомерно. Нужны целые научно разработанные комплексы мероприятий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

      Системы физического воспитания учащихся образовательных учреждений включает в себя ряд положений:

  1. Учебную работу на уроках физической культуры;
  2. Внеклассные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

II Развитие самостоятельного и сознательного отношения к занятиям

физической культурой

      Учебная работа по физической культуре – важнейшая часть физического воспитания. В то же время уроки физической культуры занимают довольно незначительное место в недельном двигательном режиме учащихся. В связи с этим неэффективно использовать уроки лишь в целях повышения двигательной подготовленности. Я стараюсь, чтобы уроки физической культуры прежде всего отвечали образовательным задачам, имели инструктивную направленность и способствовали вооружению учащихся способами саморазвития. Важнейшая черта современного урока физической культуры – вовлечение учащихся в совместную с учителем творческую учебную деятельность. На таком уроке учащиеся вместе с учителем находят ответы на поставленные им вопросы. Физкультурная познавательная деятельность стимулируется постановкой разнообразных задач, которые учащиеся решают в совместной работе. Причем при выполнении двигательных действий они могут видоизменить упражнения в зависимости от индивидуальной подготовленности, особенностей развития, склонностей к тому или иному виду деятельности. Исключительно важно, чтобы учащиеся понимали смысл и значение выполняемых упражнений (призывая себе на помощь уже полученные ранее знания, в том числе и из других предметов) и на основании этого постигали способы овладения различными движениями. Необходимо не только обучить школьников тем или иным умениям, но и обязательно научить их учиться.

  1. Инструктивная направленность урока

и формирование навыков самостоятельности

        Важной предпосылкой эффективного обучения учащихся является последовательная работа над усилением инструктивной направленности уроков физической культуры. Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Применяя педагогику сотрудничества, в системе использую задания по комментированию техники выполнения упражнений другими учениками, по основам знаний, правилам страховки и самостраховки, взаимообучения и взаимоконтроля. Таким образом, на каждом уроке после сообщения и уяснения учебных заданий и соответствующей организационно-подготовительной работы учащиеся получают возможность, во-первых, после необходимого инструктажа помогать друг другу при выполнении упражнений в парах, тройках, посменно в шеренгах. Во-вторых, выполнять роль помощников учителя. В-третьих, помогать одноклассникам, когда сами юные инструкторы поняли и уже освоили разучиваемые упражнения. С первых уроков использую практические задания, способствующие формированию у учащихся умений самостоятельно решать отдельные задачи урока. На примере предлагаемых ниже задач и соответствующих им заданий для учащихся разного возраста и с разным уровнем сформированности навыков самостоятельности можно проследить процесс обучения умениям проводить разминку с группой одноклассников.

2-4 Классы. Задача: способствовать освоению занимающимися роли ведущего в упражнении.

Задания.

  1. Выполняя упражнение, вести подсчет вместе с проводящим.
  2. Классифицировать ошибки, допущенные проводящим при проведении упражнения (указать, где они допущены: в объяснении показа, подаче команд, в подсчете).
  3. Самостоятельно подобрать упражнение и выполнить его с группой. При оценке выполнения учитывать сформированность умений: а) выделять (объяснять, показывать) исходное положение; б) правильно подавать команду к началу и окончанию упражнения; в) ритмично вести подсчет.

    5-7  Классы. Задача: учить правилам подбора упражнений для общей части разминки.

Задания.

  1. По указанию учителя выполнить упражнения, из числа ранее изученных, на подготовку определенной группы мышц.
  2. Учитель указывает часть тела, которую нужно подготовить к предстоящей работе. Задание учащимся: подобрать и выполнить упражнения для подготовки соответствующих групп мышц.
  3. По предварительно полученному заданию подготовить и провести с группой учащихся комплекс общеразвивающих упражнений. Оценивать выполнение по соответствию упражнений целям разминки и правилам их расположения в комплексе.

 8-9  Классы. Задача: способствовать освоению учащимися приемов и средств проведения отдельных частей общей и специальной разминки.

Задания.

  1. В соответствии с задачами разминки, определенной учителем, самостоятельно подготовить и провести с группой учащихся комплекс упражнений.
  2. По заданию учителя поиск возможных изменений в проведении разминки (в ее содержании, формах организации, в собственных действиях или действиях партнеров) направленных на более эффективное решение поставленных учебных задач.

  10-11    Классы. Задача: освоение общих действий проводящего при подготовке и проведении занятия.

Задания.

Старшеклассникам разъясняется задача следующего урока, указывается часть занятия (вводная, основная, заключительная), в которой ряд учеников будут выполнять роль ведущего в своих группах. Им ставится задание: составить и провести комплекс упражнений, способствующий решению поставленной задачи в указанной части урока. Например, цель урока – совершенствование в технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания», вводная часть занятия – разминка (можно уточнить: общая или специальная). Дома подобрать комплекс упражнений и в ходе вводной части урока самостоятельно провести его с группой занимающихся. Как правило, выполнение заданий с конкретно поставленной задачей способствует накоплению знаний, формированию умений и навыков, необходимых учащимся для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

2.2. Индивидуальный подход

         Одна из проблем в нашей работе – как строить рабочие и чисто человеческие отношения с детьми, которые чрезмерно стройны или, наоборот, имеют избыточный вес. Тем более, что и те и другие в наших школах не редкость. Как таких детей вовлечь в полноценные занятия физической культурой, на что обращать особое внимание в первую очередь. Отнести детей к той или иной группе по весу и росту не столь уж сложная задача. Внешний вид их телосложения сам по себе говорит об этом. А вот отношение к таким детям со стороны одноклассников, родителей неоднозначна. Однако нельзя забывать и о том, что школьники не вечно пребывают в мире детства. Из них вырастают взрослые люди. И комплекс некой неполноценности может сопровождать их порой на протяжении всей жизни. Нацеливая себя на работу с такими детьми, я прежде всего стараюсь осознать первопричины возникающих у них проблем. Однако в таком деликатном и сложном деле важно не только не обидеть ребенка, не убить в нем веру в свое «Я», но самому педагогу найти достойное место в процессе детского самосознания и самосовершенствования.

     Во-первых, предлагаю учащимся самостоятельно подбирать физические упражнения, которые им по душе. По истечении 3-4 недель занятий прошу выполнить упражнения, которые раньше вызывали у ребят отрицательные эмоции. Сдвиг в сторону прироста двигательных умений, как правило, бывает всегда. Хотя он может быть и очень незначительным. Но в любом случае это вызывает уже положительные эмоции, у детей появляется удовлетворительность собой. Во-вторых, всегда пытаюсь напомнить, что каждый ребенок хорош по-своему. Тому, кто имеет большой вес, в радость поднимать и переносить тяжести, стоять на страховке. К тому же заметно, что суставная гибкость у полных детей бывает достаточно велика и сохраняется на долгие годы. Худые дети малого роста хорошо реагируют на то, что большинство гимнастов не такие уж и рослые. Как говорится, были бы кости, а мышцы нарастут. Худые и высокорослые увлекаются играми с мячом. Учет этих и других особенностей помогает сделать занятия физической культурой нужными для всех независимо от веса и роста. А это обязательно способствует восстановлению душевного равновесия детей, и, как следствие, приводит к положительным сдвигам в физической подготовленности. Самое же главное – помочь детям уверовать в свои способности и возможности, научить их управлять процессом духовного и физического самопознания и самосовершенствования.

     Вот несколько конкретных примеров работы при прохождении различных разделов учебной программы. Во время беговой подготовки всегда слежу за тем, чтобы и полные и худые, как и все ослабленные дети, не бегали через силу. При беге на выносливость, особенно на  начальном этапе обучения, они всегда следуют установке: «Устал – можешь перейти на шаг, но никогда резко не прекращай бег, не останавливайся». В спринте стараюсь так комплектовать забеги, чтобы не было слишком большой разницы в скоростной подготовке ребят. В младших классах полных детей и мальчиков и девочек, ставлю в один забег. Практикую и бег тройками, типа военизированных патрулей, когда результат команды определяется по последнему участнику, пришедшему на финиш. Этот прием сплачивает ребят, приучает помогать друг другу. Правда, всегда стремлюсь в тройки собирать детей, находящихся в дружеских отношениях между собой. Прыжки и метания организую по группам, формируемым согласно двигательной подготовленности учащихся. В прыжках в высоту нередко применяю наклонную веревочку. Тем, кому трудно, а это могут быть и полные и чрезмерно худые, преодолевают веревочку с того конца, где она натянута ближе к земле. Чтобы ребята с высокой физической подготовкой не очень давили на остальных сверстников своим превосходством, предлагаю им в прыжках в длину совершать толчок, не доходя до доски отталкивания, а в прыжках в высоту прыгать с тяжелым поясом, укрепленным на талии. При метании всегда подчеркиваю физическую мощь полных ребят и неплохую координацию худеньких.

  1. Привитие навыков самостоятельности

   В гимнастике те, кому тяжело, выполняют меньше подходов к снарядам. На брусьях они работают обычно ниже жердей. При подтягивании разрешаю вис на подбородке.

     В младших классах, начиная обучать технике акробатических упражнений (кувырок вперед, назад, стойка на лопатках), я выявляю ученика, который первым начинает правильно выполнять это упражнение. Совместно с ним разбираем ошибки, которые допускают его одноклассники, уточняем способы их устранения. Учащиеся как бы стажируются в оказании помощи товарищам, страховки и рациональной организации места занятий. После такой подготовки он уже может самостоятельно работать с группой одноклассников. Если еще кто-то из учеников хорошо осваивает технику выполнения упражнения, я направляю его в группу у первому ученику, который проверяет его умение видеть и исправлять ошибки, обучает приемам оказания помощи и страховки и дает ему своеобразный допуск к обучению товарищей, за которых он несет ответственность. Это длится до тех пор, пока в данном классе образуется 5-6 мест занятий, на которых идет учебный процесс. Себе же я оставляю наиболее слабо физически и технически подготовленных учащихся. В процессе самостоятельной работы происходит передача учащимся (физоргам, командирам отделений, инструкторам) некоторых функций контроля за учебным процессом. При этом в младших классах поручается преимущественно количественная оценка выполнения движений, старшеклассники постепенно осваивают и качественную оценку выполняемых упражнений. Управляя самостоятельной учебной деятельностью учащихся, важно своевременно указать на допущенные ошибки, рекомендуя выбор способов исправления этих ошибок.

  1. Активизация и интенсификация деятельности учащихся

на основе игровых технологий

     Информация, полученная нами в результате анализа большого количества уроков во всех возрастных группах, позволила сделать однозначный вывод: ключом, открывающим дверь в эмоциональный мир ребенка, тем что движет его непосредственным интересом к уроку физической культуры, являются игровые моменты или сама игра. Именно игровые моменты для абсолютного большинства ребят оказываются тем положительным раздражителем, который запускает в работу эмоциональную сферу ребенка и вовлекает его в многовариантную двигательную деятельность, обеспечивает повышение самостоятельности и ответственности учащихся. На занятиях с ребятами среднего и старшего возрастов игра, почему-то отходит на второй план. Да, надо разучивать технику и тактику спортивных игр, правила соревнований. Но дефицит учебного времени не позволяет одолеть проблему овладения спортивными играми в желаемой мере. Мы стараемся в решение этой проблемы отнести работу  кружков и школьных секций. В уроке использую самые доступные игры:  русскую лапту, пионербол, перестрелку, знамя, сюжетные, народные подвижные игры. Минимум времени на разучивание техники и максимум самой игре. Такой подход в чем-то, не исключено, неточен, зато он дает реальную возможность выйти из тяжелейшей ситуации обездвиженности наших детей. Схема такого урока выглядит так:

  1. Вводная часть – 8-10 мин. Проводится методами фронтальным или круговой тренировки.
  2. Основная часть – 15-20 мин. В ней решаются поставленные на урок образовательные задачи.
  3. Игра 12-15 мин. Младшие дети – игры с сюжетом, игры-эстафеты, подвижные и народные игры. Средний школьный возраст – подвижные и спортивные (лапта, пионербол, знамя, футбол, баскетбол), игры-эстафеты. Старший школьный возраст – в основном спортивные игры (волейбол, баскетбол, стритбол, футбол).
  4. Заключительная часть-1-2 мин. Подведение итогов.    Приложение №1

В результате проведения уроков по такой схеме на фоне эмоциональной деятельности улучшились показатели физической подготовленности учеников. Но дело не только в этом. Заметно возросла сплоченность ребят, улучшились их взаимоотношения, окрепли дружеские связи, повысился интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Но самостоятельность – это не только высокий навык, умение, но и мотив, воля. На самостоятельную работу учащихся обращаю особое внимание. Здесь нам очень помогает наличие в школе небольшого количества различного нестандартного гимнастического оборудования, постоянно используемого на уроке. 

     К сожалению,  в последнее время мы нередко наблюдаем падение интереса к занятиям физической культурой. Это можно объяснить излишней стереотипичностью и несовершенством методики проведения уроков. Стимулировать активность учащихся, раскрыть творческие силы, скрытые возможности каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока, которые успешно решают образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В числе ведущих тенденций современного урока физической культуры можно отметить усиление его образовательной направленности. Я стараюсь на уроках широко применять межпредметные связи, позволяющие учащимся более полно и глубоко осмысливать изучаемый программный материал. Межпредметные связи могут быть реализованы путем включения в урок в виде фрагмента отдельного его этапа, на котором наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Приложение №2

2.5.Побуждение учащихся работать над собой.

     Предлагаемые учебной программой проверки уровня физической подготовленности два раза в год (сентябрь и май) мало что дают для корректировки организации и содержания занятий. Целесообразно такие проверки проводить каждую четверть. Тогда можно анализировать ход работы, при необходимости вносить в ее программу поправки. После уточнения программы требований к ученикам даю в доступной форме им рекомендации, как проводить самостоятельные занятия, направленные на повышение уровня физической подготовленности. Приложение № 3

      Рекомендуемые для самостоятельных занятий физические упражнения проделываем на уроке в обстановке, приближенной к той, в которой ученики будут выполнять их сами. Учитывая ухудшение здоровья детей в последние годы, обращаю внимание на индивидуальный подход к учащимся при выставлении оценок. Сначала я решил отказаться от существующей оценочной (бальной) системы и перейти к тестам. А длительная работа по тестам привела к их разнообразию.    С начала учебного года принимаю на уроках у учащихся младших классов нормативы, которые встречаются у них в период обучения в начальном звене школы, и частично и в среднем. Принимаю результаты только сам и очень тщательно. Результаты заношу в свою рабочую тетрадь. Приложение № 4

      Результаты учета преподношу как стартовые (для каждого индивидуальные), от которых пойдет отсчет изменений в последующих тестированиях. В дальнейшем будут фиксироваться не абсолютные результаты, а изменения в них по отношению к стартовым. В этом случае не исключено, что слабый обойдет сильного. То есть, соперниками ребят сделаются они сами, а не нормативы, главным станет стремление к победе над собой к самостоятельным занятиям. Чтобы ученики показывали максимальный результат по каждому виду испытаний, стимулирую их оценкой и перестроением два раза в год. В сентябре – по результатам прошлого года и в январе – по результатам текущего учебного года. Таким образом, первыми в строю стоят дети, показывающие в сумме лучшие результаты, не зависимые от их роста и телосложения. У девочек и мальчиков результаты подводятся отдельно.

     Для проверки уровня физической подготовленности учащихся итоги подвожу по  основным тестам: скоростные – 30 м, координационные – челночный бег 3 х 10 м, скоростно-силовые – прыжок с места, гибкость – наклон вперед из положения сидя, выносливость – 6 мин. бег или 500 м (1-4 кл.), или 1000 м (5-8 кл.), или 1500 м (9-11 кл.), силовые – подтягивание (мальчики на высокой перекладине, девочки – на низкой) и др. Приложение № 5

     Как видно из таблицы, Федоров Юрий набрал наименьшее количество баллов (10),    значит, он будет стоять в строю первым. Если бы не было такого мониторинга, то ученики не старались бы улучшить свои физические возможности, занимаясь самостоятельно, работая индивидуально. Ученики теперь не только знают, какие из двигательных качеств им надо развивать, но и для чего это необходимо, для освоения каких двигательных умений и навыков нужно. Я нахожу время вести индивидуальную работу с каждым и каждому стараюсь вовремя подсказать, какое физическое качество в данный момент следует считать отстающим и рекомендую комплексы домашних заданий. Приложение №.6

       В последующих классах принимаю не только эти основные нормативы, но и другие (два раза в год). Если ученик улучшает свой результат хотя бы на 1 см или на 0,1 сек, ставлю ему «пятерку». Если улучшения прежнего результата нет, то ученик получает «четверку». Если же ученик показывает худший результат, оценку получает «три». У всех учеников, получивших «3» или «4», есть право исправить свою оценку во внеурочное время. Если ученик устанавливает рекорд класса в каком-то виде испытания, то он получает поощрительную оценку «5», как чемпион класса. Если этот результат окажется рекордным для школы среди параллели, то ставлю ему еще одну «5», а результат заношу на доску рекордов школы. Таким образом, ученик может получить две пятерки за один результат. В случае трехкратного подряд повторения прежнего результата ставлю оценку не «4» , а «3». Если чемпион класса – параллели не улучшает, а повторяет свой результат, в этом виде состязания, то получает оценку «4». За участие в школьных или городских соревнованиях всегда ставлю своим ученикам «пятерки», стимулируя их за участие в соревнованиях, развивая их интерес к физической культуре. На уроках постоянно акцентирую внимание учеников на том, что каждый из них соревнуется (спорит) сам с собой и если он где-то недоработает, поленится, то это сразу же отразится на его результатах, соответственно и на оценку. Считаю, что такая система оценок, а не абстрактная таблица нормативов, побуждает учащихся работать над собой самостоятельно, и она более справедлива.

  1. . Внеклассные физкультурно-оздоровительные                                                           и спортивные мероприятия.

Спортивные соревнования – неотъемлемая часть педагогического процесса и отличная школа всестороннего воспитания учащихся, независимо от того, являются они непосредственными участниками, судьями или зрителями – болельщиками. Игры по станциям могут использоваться в любое время года на улице или в помещении. Чтобы игра не стала утомительной, не потеряла привлекательности, станций не должно быть много. На каждой станции ребятам предлагается выполнить то или иное задание, которое является проверкой их знаний, умений, навыков. Для создания эмоционального настроя обязательный яркий старт игры и столь же яркое подведение итогов.

В нашей школе сложилась традиция проводить праздник «День здоровья», посвященный Дню защиты детей.

           Он проводится на территории школы. В соревнованиях участвует весь класс, в том числе и дети, которые освобождены на данный момент от физических нагрузок. Эти дети не остаются в стороне, так как могут проявить себя при выполнении заданий по знанию правил дорожного движения, оказанию медицинской помощи, правил пожарной безопасности и т.д. Командам выдается маршрутный лист-карточка с перечисленными станциями-заданиями, указанием места соревнования. В то же время нет строгих требований по составу команды, на разных станциях, при выполнении разных заданий состав команды класса может меняться.

Программа проведения соревнований

Цели и задачи:

  • Формирование здорового образа жизни
  • Воспитание потребности к систематическим занятиям физической культурой.
  • Воспитание характера, умения управлять эмоциями, чувство товарищества и взаимопомощи.

Место проведения: территория школы

Состав команды: весь класс. В спортивных конкурсах участвуют 5 мальчиков и 5 девочек.

         Для уменьшения времени отводимого на проведения соревнований, они проводятся сразу на всех этапах. Для этого каждой команде выдается индивидуальный маршрутный лист, в который заносится время прохождения этапа, очки, штрафные баллы. На каждом этапе данные заверяются подписью судьи на этапе.

Приложение № 7

         В нашей школе проводится много спортивных мероприятий. Все ребята с удовольствием принимают в них участие. Одно из любимых – «Зарница» (для начальных классов – «Зарничка»). Этот спортивный праздник проводится в феврале месяце, во время месячника по военно-патриотическому воспитанию. Два года назад на базе нашей школы открылся кадетский класс. Именно эти ребята принимают активное участие в проведении этого спортивного праздника. Схема проведения данного мероприятия та же. Командам выдается маршрутный лист-карточка с перечисленными станциями-заданиями, указанием места  соревнования. У каждой команды класса есть свой «посредник» из числа кадетов.

Приложение № 8,9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельного и сознательного отношения к занятиям физической культуры

      В работе подробно изложены основные приемы работы учителя по развитию физкультурной познавательной деятельности школьников: инструктивная направленность урока, индиви...

ПРИМЕНЕНИЕ ТРУБЧАТОГО АМОРТИЗАТОРА ЭКСЕРТЬЮБА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

На сегодняшний день, одна из острых проблем в преподавании - повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой.Своих учеников я призываю к сознательному, целеустремлённому подходу в отношен...

Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой

В данном докладе я попытаюсь выразить главную идею своей методической системы – идею развития у ребёнка школьного возраста внутренней мотивации к сознательному и самостоятельному укреплению свое...

Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой

В данном докладе я попытался на фоне обобщения своего педагогического опыта выразить главную идею своей методической системы – идею развития у ребёнка школьного возраста внутренней мотивации к с...

«Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»

laquo;Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»...

«Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»

Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни ...