Рабочая программа 2 год обучения, ГБОУ школа 439 (коррекция) Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
рабочая программа по физкультуре

Рабочая дополнительная общеобразовательная  программа по спортивным играм (2 год обучения)

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа по баскетболу разработана на основе дополнительной общеобразовательной программе по баскетболу, в соответствии с учебным планом образования ГБОУ школы №439 (коррекция) Петродворцового района г. Санкт-Петербурга и календарно-учебным графиком на 2020-2021учебный год.

Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенная для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Рекомендуется применить в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, вариативная часть: «баскетбол»,  а также самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_god_439.docx42.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

 

  «Принято» на педагогическом совете                         «Утверждено»

  Протокол № ___От «___» _________2020г.               Приказ №                                                                                                  

                                                                                           «____» ___________ 2020г.

                                                                                           Директор          В.Н.Гнездилова                                      

                                                                               

Рабочая дополнительная

  общеобразовательная  программа

по спортивным играм

                                                              Составил: Россадюк Велевмир Сергеевич,

                                                              учитель

Санкт-Петербург

2020год

                                                                                                             

Нормативно-правовая база

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа по баскетболу разработана на основе дополнительной общеобразовательной программе по баскетболу, принятой на педагогическом совете, протокол №           от                        и в соответствии с учебным планом образования ГБОУ школы №439 и календарно-учебным графиком на 2020-2021учебный год.                  

Пояснительная записка


           Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенная для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Рекомендуется применить в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, вариативная часть: «баскетбол»,  а также самостоятельно.

Программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.

Актуальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.

 Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).

Программа так же приобщает школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. Программа предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, задержкой психического развития и легкого интеллектуального нарушения, она способствует коррекции и развитию данной категории детей.

Педагогическая целесообразность программы  «Баскетбол», как и многие другие виды спорта, требует постепенного перехода от простого к сложному.
Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах. Программа способствует коррекции и развитию детей с задержкой психического развития и легким интеллектуальным нарушением.

Цель программы создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны. Она способствует коррекции и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Корекционно-образовательные:

- познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
- углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры.

Корекционно-развивающие:

- укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

- способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;

- целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка;

- расширение спортивного кругозора детей.

Корекционно-воспитательные:
-формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

- прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.

              Коррекционные: 

- исправление недостатков физического и психического развития посредством специальных упражнений;

- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

- овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;

- формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью;

- овладение умениями включаться в занятия, дозировать физическую нагрузку.

Условия реализации программы:

-программа предназначена для детей 8-14 лет;

-в коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний

-группа для лиц ЗПР (задержки психического развития) и ЛИН (легкими интеллектуальными нарушениями).

Сроки реализации программы:

-1-й год обучения -34 часа,  занятия проводятся 1 раз в неделю по 1часу

Наполняемость учебной группы по годам обучения:

-1-й год обучения - 15 человек,

Формы организации обучения:

- командная, малыми группами, индивидуальная.

Формы проведения занятий:

-тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.

Ожидаемые результаты:

К моменту завершения 1-го года обучения:

- научатся действиям в защите (изучат зоны защиты 2-1-2, 3-1-1, 1-2-2);

- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;
- будут уметь выполнять заслоны (боковые, наводящие, фронтальные, тыльные, сдвоенные);

- усовершенствуют навыки бросков корзину со средней и дальней дистанции;

- научатся грамотно действовать под кольцом в нападении и в защите;

- усовершенствуют навыки бросков с ближней дистанции;

- усовершенствуют навыки передач в движении;

- усовершенствуют навыки дриблинга;

- усовершенствуют навыки игры в нападении, защите;

- научатся освобождаться для получения мяча;
- улучшат общую физическую подготовку;

- группы с ЗРП и ЛИН также:

- улучшат координацию движений, гибкость, выносливость, силу и скорость;

- будут развивать коммуникативные навыки (общение, действия в команде);

- стабилизация морально-психического и эмоционального состояния;

- укрепление памяти, внимания, мышления.

Способы определения результативности образовательной программы:

- систематическое наблюдение;

- участие в спортивных мероприятиях, конкурсах;

- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации рабочей дополнительной образовательной программы по баскетболу:

- контрольные тесты и упражнения (проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год);

-тестирование  (проводится в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе; и в конце - апреле – мае);

-контрольные игры (проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям);

- входной контроль (проводится в начале учебного года);

- текущий контроль (проводится в ходе отработки темы программы);

- промежуточный контроль (проводится по окончанию изучения темы программы);

- итоговый контроль (проводится в конце учебного года).

Материально-техническое обеспечение:

Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:

  1. Щиты с кольцами-2 комплекта.
  2. Щиты тренировочные с кольцами- 1шт.
  3. Стойки для обводки-6 шт.
  4. Гимнастическая стенка- 8 пролётов.
  5. Гимнастические скамейки- 4 шт.
  6. Гимнастические маты- 10 шт.
  7. Скакалки- 11 шт.
  8. Мячи набивные различной массы- 5 шт.
  9. Мячи баскетбольные- 15 шт.
  10. Насос ручной со штуцером- 1 шт.

Учебно-тематический план  1-го года  обучения

№ п/п

Название тем

теория

практика

Итого

часов

1

Вводное занятие. Правила баскетбола. Правила техники безопасности. Основы знаний

2

2

2

Общая физическая подготовка

10

10

3

Специальная физическая подготовка

6

6

4

Техническая подготовка

4

4

5

Тактическая подготовка

4

4

6

Игровая подготовка

4

4

7

Контрольные и календарные игры

4

4

ИТОГО

2

32

32

Содержание программы 1-го года обучения

1.Вводное занятие. Правила баскетбола. Правила техники безопасности

Теория

- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях баскетболом.

- Правила баскетбола.

- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.

- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

- Оказание первой помощи

Практика

- Отработка навыков оказания первой помощи

2.Общая физическая подготовка

Практика.

- Строевые упражнения.

- Упражнения для рук плечевого пояса.

- Упражнения для ног.

- Упражнения для шеи и туловища.

- Упражнения для всех групп мышц.

- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место», «Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей».

- Упражнения для развития быстроты.

- Упражнения для развития ловкости.

-Упражнения для развития гибкости.

-Упражнения для развития прыгучести.

3.Специальная физическая подготовка

Практика.

-Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.

-Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.

-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).

-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).

- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.

- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.

- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.

- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.

- Метание различных мячей в цель.

- Эстафеты с разными мячами.

4.Техническая подготовка

Практика.

- Отработка навыков передвижения в стойке баскетболиста.

- Отработка навыков техники остановок прыжком и двумя шагами.

- Прыжки толчком двух ног и одной ноги.

- Повороты вперед и назад.

- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке при встречном и параллельном движении.

- Передача мяча двумя руками от груди на месте, в движении, в стену, парами, при встречном и параллельном движении.

- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления, скорости, высоты отскока.

- Броски мяча в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа, с отскоком от щита, в движении.

- Броски мяча в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа, с середины, без отскока и с отскоком от щита.

- Отработка навыков техники двух шагов с места, в движении.

- Отработка навыков броска двумя руками от груди с двух шагов.

- Броски мяча в кольцо с дальней и средней дистанции.

5.Тактическая подготовка

Практика.

Нападение:

- Выход для получения мяча на свободное место.

- Обманный выход для отвлечения защитника.

- Розыгрыш мяча короткими передачами.

- Атака кольца.

- «Передай мяч и выходи».

- Наведение своего защитника на партнера;

- Отработка заслонов (боковые, наводящие, фронтальные, тыльные, сдвоенные).

Защита:
- Отработка действий в защите (зоны защиты 2-1-2, 3-1-1, 1-2-2)

- Противодействие выходу на свободное место.

6. Игровая подготовка

Практика.

- Отработка основных приемов техники игры.

- Противодействие розыгрышу мяча.

- Противодействие атаке кольца.

- Подстраховка.

- Система личной защиты во время игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.

- Отработка навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

7. Контрольные и календарные игры

Практика
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.

- Товарищеские игры с командами соседних школ.

- Итоговые контрольные игры.

8. Итоговое занятие.

Практика

Методическое обеспечение образовательной программы 2-го года обучения

Тема программы

Форма организации и проведения занятия

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1

Вводное занятие. Правила баскетбола. Правила техники безопасности.

Лекции, практические занятия

Плакаты, правила баскетбола, карточки, инструкции по охране труда.

Беседа, опрос

2

Общая физическая подготовка

Практические занятия

Спортивный инвентарь: гимнастические скамейки, скакалки, гимнастические маты, гантели.

Тестирование,
карточки судьи, протоколы

3

Специальная физическая подготовка

Практические занятия

Спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, баскетбольные мячи для каждого ученика, набивные мячи, стойки для обводки, футбольные и волейбольных мячи.

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест.

4

Техническая подготовка

Практические занятия

Спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, баскетбольные мячи для каждого ученика.

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование

5

Тактическая подготовка

Практические занятия

Спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскет-ыми стойками, баскетбольные мячи для каждого ученика.

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование

6

Игровая подготовка

Практические занятия

Спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскет-ыми стойками, баскетбольные мячи для каждого ученика.

Учебная игра,
промежуточный отбор, соревнование

7

Контрольные и календарные игры

Практические занятия

Спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскет-ыми стойками, баскетбольные мячи для каждого ученика.

Учебная игра

8

Итоговое занятие

Практические занятия

Спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскет-ыми стойками, баскетбольные мячи для каждого ученика.

Итоговая игра

Ожидаемый результат

В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде. Программа поспособствует коррекции и развитию детей с задержкой психического развития и легким интеллектуальным нарушением (физические качества, морально-психологическое состояние). Воспитание у учащихся чувства товарищества.

Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутри школьных соревнований. Подведение итогов по  технической   и  общефизической   подготовке   проводится

2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Система   диагностики   - тестирование  физических и технических качеств:

Нормативы технической подготовки. 1-й год обучения

Оценка

Штрафные броски

Броски с дистанции

Скоро-стная техника

Передачи мяча в стену на скорость

5

12

11

17

24

4

10

9

19

22

3

9

7

21

16

Штрафные броски выполняются последовательно по 2 броска в каждое кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после второго броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к противоположному кольцу и там выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнение выполняется 5 минут (20 бросков).

Броски с дистанции выполняются последовательно от десяти равно удаленных точек, по 2 броска с каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе стороны щита на линии, параллельно лицевой, а также проходят через проекцию центра кольца и по линиям под углами 45° и 90° к щиту. Считается число попаданий.

Скоростная техника. При выполнении обводки 3-секунд-ной зоны игроку необходимо обязательно попасть в кольцо; если мяч не попал в кольцо, следует выполнить дополнительные броски до тех пор, пока он не попадет в кольцо. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону (левой рукой) и мяч попадет в кольцо. При выполнении ведения следует соблюдать правила игры.

Передача мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2-3 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в стену в течение 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.

Общефизическая подготовка

Нормативы технической подготовки. 1год обучения

оценка

Прыжок в длину с места

Челночный бег 66,4 м

Бег 30 м

Бег 1000 м

5

220

5.7

4.5

3.50.0

4

210

6.0

4.7

4.00.0

3

200

6.2

5.0

4.20.0

        

Норматив «челночный бег» проводится на баскетбольной площадке. Старт и финиш - с лицевой линии. Спортсмен бежит до линии штрафного броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и возвращается до линии штрафного броска; далее бежит до противоположной линии штрафного броска и возвращается к месту старта.

Проверка знаний правил судейства осуществляется путем привлечения учащихся к судейству внутри школьных соревнований в качестве судей в поле (2-й год обучения), судей на протоколе (1-й год обучения). Участие в соревнования. Учащиеся принимают участие не менее чем в двух соревнованиях в год и проводят не менее 5-7 матчевых встреч.

По окончании прохождения программы учащиеся должны выполнить юношеский разряд по баскетболу и иметь навыки организации и проведения соревнований по баскетболу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Список литературы для учителя

  1. Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе/ Г.А. Баландин, Н.Н Назарова, Т.Н. Казакова.- М.: Советский спорт, 2010.
  2. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячами / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011.
  3. Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Туркунов Б.И. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)
  4. Лях В.И. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. – М.: Просвещение, 2012.
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. – М.: Академия, 2011.
  6. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 2011.

Список литературы для учащихся

  1. Портнов Ю.М. Спортивные игры. – М.: Академия, 2013.
  2. Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! / Е.Н Литвинов, Г.И. Погадаев.- М.: Просвещение. 2011
  3. С. Стонус «Мы играем в баскетбол» -М. «Просвещение», 2010.

             Учитель                                                                                В. Россадюк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный интегрированный урок по обществознанию и химии «Спирт – друг или враг человека». Калугина С.А., Мокрова И. М. ГБОУ СОШ № 514 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА г. САНКТ ПЕТЕРБУРГА

   Бинарный интегрированный урок это одно из новшеств современной методики обучения в школе. Эта технология связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Использование химии и об...

Рабочие программы для 5 сп классов для детей с ОВЗ 8 вида. ГБОУ школа № 7 Красносельского района города Санкт-Петербурга составила учитель Казачек И.А.

Рабочие программы по предметам 1. Развитие речи и окружающий мир,2. Математические представления и конструирование.3. Альтернативное чтение.4.Графика и письмо.5.Адаптивная физкультура,6. Музыка и движ...

Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи и окружающий мир» для 5 - СП класса ГБОУ школа №7 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.учитель Казачек И.А.

Пояснительная записка.     Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отстал...

Формирование soft-skills у учащихся на уроках английского языка в ГБОУ школа №100 Калининского района г. Санкт- Петербурга (из опыта работы)

Формирование soft-skills у учащихся на уроках английского языка в ГБОУ школа №100 Калининского района г. Санкт- Петербурга (из опыта работы)....