Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Шульдякова Юлия Сергеевна

Цель данной работы: Поиск, применение и диагностика для обеспечения успешного усвоения учащимися нашей школы двигательных навыков.

Обучение детей навыкам самоконтроля и самосовершенствования.

1.   Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

2.   Определение особенностей двигательного развития учеников нашей школы.

3.   Определение факторов и мотивов, влияющих на успешное развитие двигательных качеств.

Подбор, изучение и корректировке тестов для определения степени развития двигательных качеств у школьников. Создание системы оценки качества используемых технологий в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnye_kachestva.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие двигательных качеств на уроках

физической культуры.

г. Троицк Челябинская область МБОУ СОШ№5 имени А.В.Гусака

Преподаватель высшей квалификационной  категории по физической культуры.

 Шульдякова Юлия Сергеевна

   


 Актуальность выбранной темы.   

     Цель и задачи.

 В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и др.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.

   Какие двигательные способности развивать, когда и все ли из них? На сколько они зависят от наследственных и средовых факторов, как поддаются тренировке? С помощью каких критериев и методов (главным образом, моторных тестов) их можно оценить, измерить? Каковы основные положения, средства и методы совершенствования двигательных способностей? Как правильно планировать материал для их развития в течение года, четверти, урока? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают при изучении данной проблемы.

   Цель данной работы: Поиск, применение и диагностика для обеспечения успешного усвоения учащимися нашей школы двигательных навыков.

Обучение детей навыкам самоконтроля и самосовершенствования.

  1. Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
  2. Определение особенностей двигательного развития учеников нашей школы.
  3. Определение факторов и мотивов, влияющих на успешное развитие двигательных качеств.
  4. Подбор, изучение и корректировке тестов для определения степени развития двигательных качеств у школьников. Создание системы оценки качества используемых технологий в образовательном процессе.
  5. Разработка методики диагностики исследовательской работы по данной теме с целью анализа исследовательской работы.
  6. Достижение учащимися  методологической компетентности в данной области знаний как основа самореализации личности и развития её творчества.
  7. Для достижения поставленной цели и задач были выбраны следующие пути:
  8. Подбор комплекса упражнений, который учащиеся могут выполнить на каждом уроке: на силу рук – подтягивание, отжимание; на быстроту и силу ног – прыжки на скакалке; на гибкость - глубокие приседания на всей ступне; на гибкость, выносливость и силу мышц спины – поднимание туловища. При этом, следует отметить, что в зависимости от темы урока, его плотности, от пола и возраста, от индивидуальных особенностей каждого ребёнка могу варьироваться заданные упражнения и их дозировка.
  9. В 3-ей четверти учебного года вместо лыжной подготовки в нашей школе проходят уроки общефизической подготовки. На этих уроках мы решаем следующие задачи:
  10. А) Дать учащимся понятие о двигательных качествах и средствах развития       двигательных способностей.
  11. Б) Определение степени развития двигательных качеств каждого ребёнка с помощью тестов. Но в данном вопросе не стоит забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. При оценке каждого теста в первую очередь рассматривается динамика роста ребёнка.
  12. В) Обучение ребёнка самому оценивать свои способности и умению контролировать   себя, умению пользоваться приёмами саморазвития.
  13. 3.Подготовить ребят выпускных классов к сдаче итогового зачёта по программе   «Испытай себя», а так же к итоговой аттестации по выбору предмета «Физическая культура».
  14. Проведение праздника «День рекордов», посвященный Дню защитника Отечества, как итог обученности и тренированности.

 

                                  Проведение тестирования и корректировка результатов

                              в соответствии с условиями данной школы.

Проводя уроки по общефизической подготовке: обучение, закрепление, тренировка и совершенствование двигательных навыков, мы столкнулись со следующей проблемой: учителям и ученикам желательно знать уровень своей тренированности и физического развития двигательного качества. В соответствии с комплексной программой Российской Федерации и планировании уроков общефизической подготовки, мы занимаемся с детьми следующими упражнениями:

  • Челночный бег 3*10 м.
  • Прыжки в длину с места.
  • Прыжки на скакалке за минуту на максимальное количество раз.
  • Сгибание, разгибание рук в упоре «лёжа» - отжимание на максимальное кол-во раз.
  • Приседание на полную стопу за минуту на максимальное количество раз.
  • Выпрыгивание из положения «присед» с мячом за минуту на максимальное количество  раз.
  • Поднимание туловища из положения «лёжа» за минуту на максимальное количество раз.
  • Метание малого мяча в цель.
  • Метание малого мяча с отскоком на дальность.
  • Подтягивание из положения «виса» на высокой перекладине (для юношей) и низкой перекладине (для девушек) на максимальное количество раз.
  • Метание набивного мяча из положения «седа» на дальность (для старших классов).

Особый акцент при выполнении того или иного тестового упражнения делается для учеников 9-х и 11-х классов, которые готовятся к зачёту по программе «Испытай себя» и итоговой аттестации по выбору. Следует отметить, что при сдаче экзамена по выбору оценка контрольных тестов немного выше, чем для учеников в процессе обучения. Это объясняется тем, что контрольные упражнения для экзамена взяты в Научно-методическом центре и утверждены методистом района в АППО, менять которые, в зависимости от условий школы, мы не можем. Учеников, которые готовятся сдавать физкультуру, мы заранее предупреждаем и информируем их о том, что их физическое развитие должно быть на том уровне, при котором возможно успешно сдать итоговую аттестацию по предмету.

Примеры различия контрольных нормативов.

                                         1.Прыжки в длину с места.

Контрольный норматив для юношей 9-х классов: 180 см; 200 см; 220 см.

Аттестационный норматив:                                      190 см; 210 см; 225 см.

Контрольный норматив для девушек 9-х классов: 150 см; 165 см; 180 см.

Аттестационный норматив:                                       175 см; 190 см; 205 см.

Контрольный норматив для юношей 11-х классов: 220 см; 235 см; 245 см.

Аттестационный норматив:                                        225 см; 240 см; 250 см

Контрольный норматив для девушек 11-х классов: 175 см; 185 см; 200 см.

Аттестационный норматив:                                        180 см; 195 см; 210 см.

2.Сгибание, разгибание рук в упоре «лёжа» - отжимание на максимальное количество раз.

Контрольный норматив для юношей 9-х классов: 28 раз; 34 раза; 39 раз.

Аттестационный норматив:                                      30 раз; 35 раз;  40 раз.

Контрольный норматив для девушек 9-х классов:  19раз; 24раз; 28 раз.

Аттестационный норматив:                                       20раз; 25раз; 30 раз.

Контрольный норматив для юношей 11-х классов: 29 раз; 39 раз; 49 раз.

Аттестационный норматив:                                        30 раз; 40 раз; 50 раз.

Контрольный норматив для девушек 11-х классов: 20раза; 26раз; 31раза.

Аттестационный норматив:                                        22раза; 27раз; 32раза

   Отсюда следует, что пройти успешно итоговую аттестацию могут ученики, регулярно посещающие уроки физкультуры, работающие в полную силу и осознанно выполняющие задания учителя, а так же, желательно, занимающиеся или тренирующиеся дополнительно.

   Исходя из менталитета нашей школы, мы учитывали следующие особенности:

  1. У нас общеразвивающая школа, где, в основном, занимаются ученики нашего микрорайона.
  2. Материальное положение семей нашего округа не превышает среднего, а в некоторых случаях минимального, прожиточного минимума.
  3. В школе имеются дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях.
  4. Следовательно, определённый процент контингента нашей школы имеет низкое физическое развитие вследствие:
  5. Не рационального питания.
  6. Не соблюдение режима дня школьника.
  7. Нехватка активного двигательного недельного режима, который поддерживает здоровье человека на нормальном физическом уровне.
  8. Не секрет, что сейчас идёт ослабление здоровья ребёнка. Очень много детей имеют заболевания зрения, опорно-двигательного аппарата, вегетососудистой системы. Увеличилось количество детей с избыточной массой тела. Такие ученики требуют особого внимания и контроля со стороны учителей, родителей, врачей.

Учитывая все вышеперечисленные причины и следствия мя самостоятельно, руководствуясь программой, составили таблицы контрольных нормативов с 4-го по 11-ый классы для мальчиков и юношей, для девочек и девушек. Принцип составления был следующим: во всех классах параллели проводили тестирование какого-либо упражнения и из всех полученных результатов выводили: 20-25 % - «отлично»; 60 % - «хорошо»;

15-20 % - «удовлетворительно»; 5-0 % - «неудовлетворительно». Корректировку тестов мы осуществляем примерно 1раз в 2-3 года, в зависимости от возможностей школьников.

  Таблицы нужны для самостоятельной оценки детей их уровня физического развития. Они выполнены в виде плакатов и выставляются на обозрение школьников в начале занятии по данной теме. Основным критерием оценки физического развития любого ученика является егодинамика роста. Для контроля динамики развития каждый учитель физического воспитания имеет индивидуальный журнал, где отражены все успехи и неудачи каждого обучаемого им школьника.

   Приведём в пример самостоятельной оценки результатов, диалог:

- Маша, ты отжимание выполнила плохо – всего 9раз.

- Да, результат у меня плохой, но какая динамика роста! В прошлом году я отжималась всего 2раза.

 

  1.  ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Навстречу к ГТО» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных, успешных и здоровых граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Основные принципы, характеризующие условия, в которых должен протекать воспитательный процесс:

  • связь воспитания с реальной жизнью и трудом;
  • воспитание в коллективе, в команде;
  • единство требований и воспитательных воздействий со стороны всех взрослых, контактирующих с ребёнком;
  • сочетание требовательности с уважением к личности воспитанника;

-учёт индивидуальных особенностей каждого;

  • систематичность и непрерывность воспитательного процесса;
  • единство слова и дела в жизни спортивной группы, команды;
  • сплочённость коллектива, его ориентацию на спортивные и нравственные идеалы.

Методы и формы воспитательной работы.

Методы воспитания выполняют роль, инструментов, с помощью которых решают все возникающие задачи. Сознание детей формируется через указание и разъяснение правил поведения на учебном занятии, во время игры, норм спортивной этики. Большое воспитательное значение имеет личный пример тренера-преподавателя.

Основной в работе тренера-преподавателя является группа методов воспитания, обеспечивающая организацию деятельности обучающихся, формирования их поведения:

  1. Организация чёткого контроля, за выполнением предъявляемых к группе требований дисциплинарного и поведенческого характера.
  2. Организационная чёткость учебного занятия, обеспечивающего формирование добросовестности и трудолюбия, и включение обучающихся в

систему взаимопомощи и взаимооценки при выполнении учебных заданий.

  1. Общественные поручения. Достаточно важными для группы и освобождающими тренера-преподавателя от рутинных обязанностей могут стать следующие поручения:
  • контроль, за готовностью мест занятий, расстановка и уборка инвентаря;
  • проверка личной гигиены и экипировки;
  • новости из жизни спорта;
  • разбор нарушений дисциплины, спортивной этики, конфликтов в группе;
  • культурно-массовая работа - экскурсии, походы, чествование победителей, с привлечением родителей;
  • систематический контроль за успехами обучающихся.

Формы организации воспитательной работы носят как групповой, так и индивидуальный характер, воспитание, как в учебном занятии, так и в моменты досуга и отдыха. Тренер-преподаватель должен побуждать обучающихся к самоанализу поступков, раскаянию в содеянных безнравственных поступках, стремлении к воспитанию эстетического вкуса и нравственного поведения и здорового образа жизни не только в период активных занятий, но и дома.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, участие в различных акциях, проведение походов и тематических вечеров, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

В воспитательной деятельности тренер- преподаватель должен привлекать родителей своих обучающихся, помогать выработать режим дня ребёнка, здоровое своевременное питание. У родителей и тренеров-преподавателей должно быть единство целей и оценок поступков ребёнка, а главное правильная реакция на оценку этих поступков. Необходим контакт с общеобразовательным учебным заведением, где чётко должны понимать важность занятий, радоваться успехам своих учеников и выступать помощниками в возможности ребёнка и учиться, и полноценно заниматься физической культурой дополнительно.

Используемая  литература

  1. Гильмутдинов, Т.С. Методика подготовки многоборцев ГТО / Т.С. Гильмутдинов, В.А. Уваров – Йошкар-Ола, 1999.
  2. Даньшин Н. К. Организация и технология туризма. Донецк, 2006.
  3. Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000.
  4. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. Москва «Просвещение» 2015
  5. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М., 2003. С.А. Локтев. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
  6. Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
  7. Роб Слимейкер, Рэй Браунинг. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость «Тулома» Мурманск, 2007

 Гильмутдинов, Т.С. Методика подготовки многоборцев ГТО / Т.С.       Гильмутдинов, В.А. Уваров – Йошкар-Ола, 1999.

  1. Даньшин Н. К. Организация и технология туризма. Донецк, 2006.
  2. Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000.
  3. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. Москва «Просвещение» 2015
  4. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М., 2003. С.А. Локтев. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
  5. Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
  6. Роб Слимейкер, Рэй Браунинг. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость «Тулома» Мурманск, 2007
  7. Раменская Т.И. «Юный лыжник» М, 2004г.
  8. Основы управления подготовкой юных спортсменов./ Под общ.ред. М.Я. Набатниковой. – М. 2000.
  9. Травин, Ю.Г. Организация и методика занятий  легкой  атлетикой  с детьми, подростками, юношами  и  девушками  /  Ю.Г.  Травин.  –  М.:  Физкультура и спорт, 1999
  10. Потапкина Г.В. (под редакцией Квитова А.Н.). Нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности спортивных школ: охрана труда и безопасность занятий физической культурой и спортом: методические рекомендации. Тюмень: Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, 2010. 70 с..

12.ПьянзинА.И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов «Теория и практика физической культуры» Москва, 2004

13.Туризм и краеведение. Программы для системы дополнительного образования детей (под ред. Константинова Ю.С.). М.: Советский спорт, 2005.

14.Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции «ТВТ Дивизион» Москва, 2007

15.Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. – М.: Физическая культура, 2010.

16.Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. – М.: Физическая культура, 2010.

17. Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников. М.: ТЦ Сфера, 2004.

Список интернет –ресурсов:

  1. www.gto.ru/

положении лежа интервал;

перемещениями, переноской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование процесса круговой тренировки для развития двигательных качеств на уроках физической культуры.

Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся.Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентраци...

Методы контроля за развитием двигательных качеств на уроках физической культуры

В данной работе представлены слайды по мониторингу тестовых занятий по физической культуре, которые проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года. Затем ведется отслеживание всех физических кач...

Дифференцированный подход к физкультурному образованию.Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Дается понятие о дифференцированном подходе к учащимся и о его актуальности. Выделяются аспекты дифференцированного подхода на уроках физической культуры.Дается информация о системе приемов организаци...

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

Ребенок наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в шко...

Статья на тему " Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры"

   Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных вопросов при проведении уроков физической культуры.Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А....

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки в условиях сельской школы

Настоящая разработка создана в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 2005), утвержденной Министерством образования и науки РФ, и  федеральны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»

Физические качества всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, выносливости, требует соответствующих проявлений настойчивости, ...