Итоговая аттестационная работа на тему: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОРТА СРЕДИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
проект по физкультуре

Гатауллин Динар Рамилевич

Актуальность  проблемы.  Физическая культура и спорт способствует воспитанию физических, эстетических и нравственных качеств личности, организации общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактике заболеваний, это физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, общепедагогических (дидактических, воспитательных), а также оздоровительных задач. В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни, в целом, физическая культура и спорт, в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iar_gataullin_dinar_ramilevich.docx72.5 КБ
Файл iar_gataullin_dinar_ramilevich.pptx783.67 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

Центр дополнительного образования

Итоговая аттестационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки

«Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с населением»

на тему:

«ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОРТА СРЕДИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Работу выполнил: Гатауллин Динар Рамилевич

Руководитель ИАР: Коновалова Лилия Александровна

доцент, кандидат педагогических наук

Казань, 2020 год


Содержание

ВВЕДЕНИЕ        ………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития спорта среди сельской молодежи        ………………………………………..……………………….6

1.1 Физическая культура, спорт в сельской местности, как социально-значимый фактор        ………………………………………………………………...6

1.2 Сущность формы и причины проблемы спорта в сельской местности.14

1.3. Методы и способы борьбы с проблемами развития спорта в сельской местности……………………………………………………………………………18

Глава II. Практическое исследование проблемы спорта в сельской местности Кайбицкого района        …………………………………………………...25

2.1 Программа исследования  ………………………………...……………...25  

2.2 Обработка и анализ результатов исследования…………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….37

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………....40


Введение. 

Актуальность  проблемы.  Физическая культура и спорт способствует воспитанию физических, эстетических и нравственных качеств личности, организации общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактике заболеваний, это физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, общепедагогических (дидактических, воспитательных), а также оздоровительных задач. В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни, в целом, физическая культура и спорт, в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. [2, с. 52].

Однако не всегда спорту уделяется пристальное внимание. Особенно проблема развития спорта характерна для жителей сельской местности. Она  имеет  свои  специфические,  отличительные  от  городских,  особенности организации физкультурно-оздоровительной и спортивной  работы. Рассматриваемая мною проблема является на сегодня актуальной, поскольку сельская молодежь практически не имеет возможности заниматься спортом, физически развиваться, посещать какие-либо секции, поскольку данная отрасль в далеких глубинках нашей страны не развита. За чертой города отсутствуют необходимые специалисты в области физической культуры, тренеры, нет нужного для занятий инвентаря, порой и не находится соответствующего помещения. Следовательно, сельская молодежь не находит иного занятия как алкоголизм, наркомания, курение. То есть повышается в разы риск ведения молодыми людьми асоциального, девиантного поведения. Поэтому  задача  формирования  сознательного  отношения школьников, молодежи  к собственному  здоровью и физической подготовленности  становится чрезвычайно важной на этом этапе развития личности и выступает как социально-значимая,  которая может быть  решена  за  счет  новых подходов  к организации спортивного воспитания [16, с. 57]

В ходе анализа литературы мною была изучена следующая литература: «Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности» автор доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева, где спорт рассматривается, как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он, по мнению автора, влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей [12]; «Физическая культура: молодежь и современность» Бальсевича В.К., в которой происходит оценка отношений современной молодежи и физической культуры, анализ сложившейся ситуации и рассматривается роль спорта в жизни молодых людей [5]; в статье «Управление развитием социально-культурной сферы села» Турутина А.В., где указывается острая необходимость сельской молодежи, подрастающих детей в физической ультуре, спорт рассматривается как основополагающий принцип социального, психологического и общественного развития молодежи, там же ставится вопрос об организации эффективной деятельности по управлению данной сферой в сельской местности [21]; в работе A.В. Лотоненко, Б.К. Зыкова «Проблемы развития физической культуры молодежи» анализируются современные проблемы с которыми сталкивается спорт и физическая культура в молодежной среде, рассматриваются наиболее эффективные пути их решения [14].

Объектом данной ИАР является физическая культура и спорт среди сельской молодежи.

Предметом ИАР является развитие спорта и физической культуры в среде сельской молодежи.

Целью ИАР является изучение и анализ проблемы спорта в сельской местности.

Задачи:

- Проанализировать проблемы спорта в сельской местности, как социально-негативного явления.

- Рассмотреть формы и причины возникновения проблемы спорта в сельской местности.

- Определить методы и способы борьбы с проблемой развития спорта в селах.

- Провести социологическое исследование на тему «Проблема развития спорта среди сельской молодежи».

В качестве методологической базы послужили труды различных ученых, а также научные концепции  и модели следующих специалистов, изучавших физкультурное движение в различное время:

- социальная значимость физической культуры и спорта, а также освоение личностью ценностного потенциала культуры в целом, в процессе физкультурно-спортивной деятельности (В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, Ю.М. Николаева, В.И. Столярова и др.);

-состояние спортивных сооружений и использование в физкультурно-спортивной деятельности (В.В. Алешин, Л.В. Аристова, М.И. Золотов, Е.В.Кузьмичева, И.И. Переверзин, и др.);

-значение физкультурно-спортивных мероприятий в процессе привлечения населения к физкультурно-спортивной деятельности затронуты в работах В.И.Жолдака, В.Н.Зуева, В.Г.Камалетдинова, В.С.Родиченко и др.;

-проблемы сельского физкультурного движения (B.C. Аношкин, Б.М. Бахмудов, Ю.В. Борисов, Т.В. Заболуева, и др.).

В то же время необходимо отметить, что все исследования, связанные с физкультурно-спортивной деятельностью в сельской местности, проводились при других социально-экономических условиях развития общества. Работ, которые бы рассматривали конкретно проблему физкультурно-спортивной деятельности в сельской местности в современных условиях, крайне недостаточно.

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития спорта среди сельской молодежи.

1.1. Физическая культура и спорт в сельской местности, как социально-значимый фактор.

Физическая  культура и спорт приобрели в  наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в  истории общества они не имели.

Они являются не только эффективным средством физического развития сельской молодежи, но и укреплением и охраной его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности молодого поколения, разумной формой организации и проведения досуга бесспорно влияют на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентации. В современных условиях возросла роль спорта в решении таких социальных проблем, как наркомания, беспризорность, преступность, а главное - сохранение и укрепление здоровья генофонда. Указанные проблемы могут быть решены благодаря накопленному опыту работы по организации массовой физкультурно-оздоровительной работы. [2, с. 53]

Физическая  культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. [6, с 256]

Это одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Физическая  культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения  личности через социально активную полезную деятельность, что очень хорошо может сказаться на общественной жизни в селе.

Физическая  культура – неотъемлемая часть жизни человека, особенно проживающего в сельской местности. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. [9, с. 195]

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Физическая  культура представлена совокупностью  материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. в развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.). [18, с. 3]

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт – составная  часть физической культуры, а также  средство и метод физического  воспитания, система организации  и проведения соревнований по различным  комплексам физических упражнений и  подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов. [20, с. 368]

В спорте человек  стремится расширить границы  своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью. [5, с. 15]

Таким образом, физическая культура и спорт - могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения. Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется, что отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы. Успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально - трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество. [13, с. 167]

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются сельская молодежь - один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обобщающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

При рациональной организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий в сельской местности осуществляется воздействие на участников в направлении воспитания у них активной жизненной позиции, высокой нравственности, гражданственности и патриотизма, а также естественной потребности в использовании физических упражнений и спорт Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. [6, с. 348]

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации. Их основу составляют, прежде всего, добрая воля самого субъекта, морально-психологический настрой личности, коллектива и общества.

В современном  мире существенно нарастает осознание  роли физической культуры как фактора  совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни  в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. [5, с. 16]

Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная  и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.

В мире наблюдается  устойчивая тенденция повышения  социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется:

- в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;

- в широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;

- в продлении активного творческого долголетия людей;

- в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;

- в использовании физкультуры и спорта как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;

- в вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения;

- в использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;

- в резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивной индустрии;

- в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта и в формировании здорового образа жизни;

- в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;

- в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. [12, с. 238]

Особую сейчас тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых  имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста, что отражается на комплектовании Вооруженных сил здоровым контингентом. [4, с 22]

Данные Госкомстата  России свидетельствуют о том, что  за последние 5 лет уровень первичной  заболеваемости вырос в стране на 12%, а общей заболеваемости - на 15%. [4, с. 23]

В стране все  более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением. [4, с. 22]

Общенациональная  модель физкультурно-спортивного движения как важная составляющая здорового  образа жизни должна решать следующие  задачи:

- охранение и укрепление физического и психического здоровья людей;

- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей учащейся молодежи;

- воспитание подрастающего поколения, способного противостоять таким негативным явлениям, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное поведение и т.д.;

- консолидация общества, укрепление единства и сплоченности нации;

- развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы;

- доступность всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;

- непрерывность и преемственность процесса физического воспитания на всех этапах жизнедеятельности человека;

- воспроизводство здорового населения;

- обеспечение возможности человека в полном объеме осваивать образовательные программы на всех этапах обучения. [10, с 183]

Недостатки  физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и  молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая  материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.

По экспертным оценкам, физическая культура и спорт дают возможность уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи на 10-15%, что может сэкономить из бюджета 2,1 млрд. рублей в год, а сокращение преступности среди молодых людей на 10% может снизить расходы на их содержание в исправительно-трудовых учреждениях на 700 млн. рублей в год. [10, с. 173]

Включенность  человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ним, а также  осознанной необходимостью формирования здорового образа жизни, из всего комплекса предлагаемых мер в качестве приоритетного направления необходимо выделить целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни. 

1.2.  Сущность формы и причины проблемы спорта и физической культуры в сельской местности.

Физическая  культура и спорт предоставляют  каждому молодому человеку широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения своего «я». Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде. Все это особенно актуально в сельской местности.

Сельские и городские условия жизнедеятельности существенно различаются своими социально-экологическими, социально-экономическими и социально-психологическими характеристиками. Ограниченность территории сельских поселений, их удаленность друг от друга, от городов снижают коммуникативные и информационные возможности в организации свободного времени детей, подростков, сельской молодежи. Все эти факторы значительно влияют на развитие спорта и физической культуры в селах. [8, с. 41]

В настоящее время в сельской местности отмечается неблагополучная демографическая ситуация, ухудшение физического здоровья населения, увеличение количества людей злоупотребляющих алкоголем, курением и наркотическими средствами, особенно в молодежной среде.

В селах, деревнях недостаточны объемы и качество физкультурно-оздоровительных услуг, сеть спортивных объектов по месту жительства, практически отсутствуют современные спортивные сооружения для развития массовых видов спорта. Система управления физической культурой и спортом в сельской местности не является оптимальной, отсутствуют эффективные механизмы государственного регулирования, слабо используются возможности общественных физкультурно-спортивных организаций, не созданы условия для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта.

Требуют решения  проблемы привлечения сельского населения к спортивно-оздоровительной работе, повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек у обучающихся образовательных учреждений всех типов и видов.

В настоящее  время система управления физической культурой и спортом в России не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном уровне. Недостаточно используются возможности общественных физкультурно-спортивных объединений.

 С 1991 года  в России отмечается сокращение  сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, особенно в сельской местности. За десять лет их число уменьшилось почти на 20 процентов. Под предлогом экономической нецелесообразности многие предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов. Ряд стадионов и других спортивных объектов используются не по назначению. Не в полной мере реализуются нормы населенных пунктов спортивными сооружениями. [17, с. 117]

 Нормативная  правовая база в сфере физической  культуры и спорта не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта.

 Бюджетное  финансирование не обеспечивает в полной мере как развитие массового и детского спорта, так и потребности спорта высших достижений. В то же время для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта, не создаются соответствующие условия.

 Теряют престиж профессии преподавателя физической культуры и тренера. Сократилось количество детских тренеров, среди них сегодня практически отсутствуют молодые кадры. Как следствие, ослабевают и утрачиваются традиции российской тренерской школы, недостаточно обеспечивается подготовка резерва для спорта высших достижений. Особенно трудно привлечь тренеров к работе в сельскую местность, где низкая заработная плата.

Во многих сельских районах России отсутствуют современные, технически оснащенные спортивные сооружения и базы для подготовки к соревнованиям.

В настоящее  время физической культурой и  спортом в стране регулярно занимаются 8-10 процентов населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 процентов. [2, с. 53]

Если рассматривать Кайбицкий район Республики Татарстан, то в 92 учреждениях, предприятиях и организациях занимаются физической культурой и спортом 6751 человек, физкультурно-оздоровительную работу с ними проводят 21 штатных работников.

В 1 СШ занимаются 460 человек, а работу по физической культуре и спорту обеспечивают 4 штатных тренера. Это в районе с численностью населения 13876 человек.

Во многих сельских поселениях в штат администраций необходимо ввести должность сельский тренер, что поможет привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом большее количество жителей не только районном центре, но и отдаленных деревенях.

В Кайбицком муниципальном районе и сельских поселениях насчитывается всего 77 спортивных сооружения, 50 плоскостных сооружения общей площадью 49 602 кв. м., в том числе 25 спортивных зала площадью 2 934 кв. м., 2 плавательных бассейна с площадью зеркала воды 272 кв. м. Единовременная пропускная способность спортсооружений составляет 2067 человек.

  Наиболее острой и требующей кардинального решения является проблема слабой физической подготовленности и физического развития молодежи. [4, с. 22]

К крупной проблеме так же относятся недостаточность квалифицированных тренерских кадров, это проявляется в том, что молодые выпускники спортивных ВУЗов не приезжают работать в сельскую местность, а предпочитают уехать в город. Это объясняется тем, что в сельской местности не созданы требуемые условия для проживания и работы. А так же стоит отметить, что многие «старожилы» не хотят уходить на пенсию, тем самым не дают места работы для молодежи. И молодёжь вынуждена покинуть родные края, для того чтобы обеспечить себе дальнейшую жизнь. Это порождает новую проблему в районе - демографический кризис, уменьшение рождаемости, поэтому у тренеров не хватает детей для тренировок. Замкнутый круг.

  Понятно, что без привлечения к спорту детей, подростков и молодежи становится невозможной эффективная модернизация государства и общества. Спорт тесно связан с продолжением человеческого рода, здоровьем подрастающих поколений, формированием патриотических настроений, духовностью народа, успехами в экономическом развитии.

  Сегодня необходимо совершенствование структуры, содержания, нормативно-правовой базы детско-юношеского спорта, наращивание хозяйственно-экономического потенциала, информационного обеспечения, социальной поддержки работников данной сферы, популяризация спорта среди подрастающих поколений, пропаганда занятий спортом и здорового образа жизни в СМИ, моральное и материальное стимулирование активно занимающихся спортом.

  Становление системы поддержки здорового образа жизни сельской молодежи - реальный путь защиты ее здоровья. Кроме того, развитие физической культуры и спорта является составной частью развития молодежного движения в целом.

  Необходимость сохранения и укрепления лучших традиций физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской местности России очевидна, и сегодня необходимо усиливать работу по месту жительства детей и молодежи, укреплять материальную базу. Не ограничиваться сдачей спортивного объекта местного значения в действие, а регулярно проводить рейды готовности спортсооружений к зимнему и летнему сезону, контролировать их использование по назначению.

 

 1.3. Методы и способы борьбы с проблемами развития спорта в сельской местности.

В стране нет  эффективной системы физического  воспитания детей и молодежи, особенно ситуация плачевна в сельской местности. Сегодня лишь единицы родителей прививают любовь к спорту и физическим упражнениям своим детям. Из современной российской семьи постепенно исчезла традиционная для всех народов России культура здоровья. Это существенным образом повлияло на логику современной эволюции сменяющих друг друга поколений.

В итоге каждое новое поколение отличается от другого все более ухудшающими показателями здоровья, которые нарастают и передаются по наследственной цепочке. Все отчетливее начинают проявляться признаки массового духовного и физического ослабления сельских детей и подростков. Постоянно возрастает число новорожденных детей с ослабленными жизненными силами и имеющими ряд врожденных заболеваний. Они нуждаются в длительной и интенсивной физической реабилитации, но вместо неё по вине безответственных или неопытных родителей и существующей системы образования получают дополнительное негативное воздействие на здоровье. [22, с. 156]

Нездоровый образ жизни, малоподвижность, потребление алкоголя и курение,  отсутствие нравственности и  половая распущенность будущих родителей самым отрицательным образом сказываются на здоровье детей Тысячи рублей сельская молодежь тратит на сигареты, водку, пиво и просмотр безнравственных и бездуховных кинофильмов. В то же время на приобретение личного спортинвентаря они в среднем тратят всего лишь несколько рублей в год. Забота о здоровье, физические упражнения и спорт для подавляющего большинства сельских жителей сегодня не являются повседневной привычкой и стилем жизни.

Надо, чтобы  все общество осознало: здоровые дети могут быть только у здоровых родителей. Нужно внедрить здоровый образ жизни в сельскую молодежь. Необходима выверенная, системная и последовательная политика формирования здорового образа жизни в сельской местности.

Многие дети растут и воспитываются в семьях на примерах курящих и пьющих родителей весьма далеких от здорового образа жизни и регулярных занятий спортом. Взрослея, они повторяют модель социального поведения отцов и матерей: начинают пить, курить, сквернословить, избегают занятий спортом и физической культурой. Тем самым они ухудшают свое уже при рождении ослабленное здоровье.

Власти должны понимать, что спортивное воспитание – это один их главных способов созидания физического и духовного здоровья молодежи.

Надо, чтобы спорт пришел в села. Молодежи должны привить потребность в физических нагрузках и любовь к физической культуре. Необходимо создать и развить новое направление массового спорта – сельский спорт. Нужна теория сельского спорта и конкретные проекты его воплощения на муниципальном уровне. Курс на сельский спорт должен стать одной из главных инноваций в развитии массового спорта страны.

Часть наших вполне здоровых  детей теряет свое здоровье, добросовестно  учась в современной сельской школе. К сожалению, уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80% школьников, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы. [12, с. 241]

По данным исследований, проведенных в разных поселках нашей страны, почти половина подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы. Перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. При этом часть времени уходит на дорогу из школы домой и обед.

Нужно дать молодым людям знания о здоровье и способах его сохранения, внедрить в школы здоровьесберегающие технологии, создать возможности для занятий физической культурой и спортом в учебных заведениях и в спортивных клубах.

Спорт должен стать спутником  каждого человека, начиная с детского  возраста. Многие физические недостатки  и недуги у детей поддаются  лечению спортом. Он может компенсировать интеллектуальные и эмоциональные нагрузки на школьников в ходе учебного процесса, стать основным способом профилактики ряда патологий. Помимо физического развития спорт дает возможности нравственного и духовного воспитания детей. Благодаря занятиям спортом улучшается память, реакция, концентрация внимания. Спорт формируют волю, целеустремленность, решительность, инициативность, прививает навыки самостоятельности.[16, с. 59]

При этом надо понимать, что речь идет о массовом сельском спорте, а не о спорте высоких достижений. Их отличие в том, что массовый спорт является продолжением физической культуры, способствующей гармоничному развитию человека. Это стиль жизни, предполагающий физическую активность с учетом индивидуальных особенностей. А спорт высоких достижений – это профессиональная деятельность, направленная не на укрепление здоровья, а на достижение спортивных рекордов зачастую любой ценой. 

Сегодня основу сельского спорта составляют учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: еские спортивные школы (ДЮСШ), детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП). Из них в Кайбицком районе подростки могут реализовать свои способности только в 1 спортивной школе, что могут себе позволить лишь часть родителей, а другая часть подростков довольствуются только уроками физической культуры в школе.

Наиболее важной составляющей развития физической культуры и спорта в плане привлечения детского и юношеского контингента к занятиям физической культурой и спортом являются ДЮСШ, ДЮКФП. Это учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Существующее количество спортивных школ не может обеспечить резкий рост числа детей вовлеченных в регулярные занятия спортом. Необходимо создание множества новых детско-юношеских школ различных типов и видов и разработка для них инновационных учебно-тренировочных программ. Надо создавать спортивные школы на базе существующих учебных заведений, модернизируя соответствующим образом их материальную спортивную базу и расширяя педагогические коллективы за счет привлечение спортивных тренеров и педагогов.

В детских сельских школах работает 4 штатных тренера и 17 трнеров-совместителей, из них 60% - на постоянной основе. Из них 100% имеют профессиональное образование, 0% - квалификационную категорию. Средняя заработная плата тренеров составляет около 7,5 тыс. рублей. [21, с. 73]

За последние три года число тренеров в Кайбицком районе не изменилась. А материальное обеспечение недостаточна для полноценной работы. Недостаток инвентаря и условий для тренировок сказываются на качестве работы тренеров СШ.  При таком обеспечении осуществить прорыв в развитии массового сельского спорта просто нереально. Все региональные программы в сфере сельского спорта сегодня невыполнимы из-за отсутствия материального обеспечения. [21, с. 74] 

В настоящее время не хватает штатных физкультурных работников с базовым образованием и профессиональных тренерских кадров, особенно высшей и первой категории. Высока среди них доля совместителей и лиц предпенсионного и пенсионного возраста, которые через несколько лет уже не смогут работать. замены им не будет. Молодые специалисты в области физической культуры и спорта не стремятся на работу в спортивные школы из-за невысокой заработной платы.

Для исправления положения дел нужно, в первую очередь, повышение социального статуса работников и организаторов массового детско-юношеского спорта, пересмотра системы оплаты их труда.

Развитие сельского спорта сдерживается дефицитом спортивных сооружений. В настоящее время спортсооружения страны удовлетворяют потребности в них лишь на 20%.. Часть объектов занимают малопригодные, ветхие и даже аварийные помещения. Более 80% всех спортсооружений, многие спортивные школы и клубы находятся в муниципальной собственности. Местные власти в большинстве случаев пока не располагают достаточными финансовыми средствами для их ремонта и реконструкции. [8, с. 39]

 Поэтому надо законодательно стимулировать привлечение внебюджетных источников на строительство многофункциональных спортзалов и физкультурно-оздоровительных в сельской местности, реконструкцию существующей материально-технической базы учреждений дополнительного образования спортивной направленности и оснащение их современным оборудованием.

Развитие  сельского спорта не может идти только лишь за счет увеличения количества спортивных школ. Необходимо создание доступных детских спортивных клубов при всех общеобразовательных учреждениях и по месту жительства. В настоящее время очень часто существующие спортивные клубы и секции в общеобразовательных школах и по месту жительства становятся платными. Сообщается о переводе на «самофинансирование» учреждений дополнительного образования спортивной направленности. Все это серьезно ограничивает возможности сельской молодежи для занятий спортом. В результате в настоящее время более двух третей учащихся общеобразовательных школ не занимаются спортом. Отсюда и плохое здоровье детей.

Спортивные клубы должны быть в каждом районе, причем бесплатными и именно в них должны быть созданы условия для семейных занятий спортом. Надо организовать здесь прокат, обмен и хранение спортивного инвентаря для семей. Нужно, чтобы спортивное оборудование было доступным для всех категорий населения независимо от уровня их материальных доходов. Для достижения этого нужно внести соответствующие коррективы в положение о смотре-конкурсе на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства и учёбы. В нем должно учитываться не только наличие спортивного инвентаря и оборудования в спортивных клубах, но и возможности его проката для организации семейного спорта. 

Главной задачей сельского спорта является вовлечение в систематические тренировки абсолютного большинства детей и подростков. Для этого необходимо создание новой системы массового сельского спорта, гарантирующей общедоступные занятия и формирующей устойчивый интерес к регулярным тренировочным занятиям и здоровому образу жизни.

Составной частью данной системы должна быть информационно-образовательная деятельность, направленная на пропаганду детско-юношеского спорта и формирование навыков здорового образа жизни.

  Подобная практика существует во многих странах. В США, Японии, Финляндии, Швеции можно приобрести видео-пособия для обучения и занятий всей семьей велоспортом, туризмом, катанию на роликах, бегу на лыжах, гольфу и многому другому. Надо изучать и использовать лучший зарубежный опыт формирования здорового образа жизни и развития семейного спорта. [26]

  Диспансеризация школьников показала, что здоровье сельских детей хуже по сравнению с городскими детьми. Они живут в худших социальных условиях и имеют гораздо меньше возможностей для занятий спортом. Надо приложить усилия для исправления данного социального неравенства и больше строить в сельской местности универсальных физкультурно-оздоровительных комплексов, бассейнов, спортивных площадок. [26]

   Для сельских детей нужны отдельные всероссийские соревнования. На первом этапе в рамках Всероссийских летних сельских спортивных играх следует предусмотреть соревнования для детей, подростков и сельских семей. Затем нужно проводить самостоятельные сельские спортивные игры детей по зимним и летним видам спорта.

  Региональным и местным органам власти следует обеспечить работу детских спортивных секций и клубов на базе общеобразовательных школ в выходные дни. В эти дни должны проходить районные школьные соревнования. Необходимо, чтобы в них участвовали все российские школы. Каждая школа должна иметь сборную команду по основным видам спорта и, конечно же, используя эти всероссийские соревнования надо развивать в учебных заведениях зимние виды спорта. [24, с. 79]

  В итоге всего сказанного можно сделать следующие выводы: чтобы разрешить проблему спорта и физической культуры в сельской местности нужно приложить много усилий властей, самих жителей. Пристальное внимание вышестоящих органов, увеличение финансирования, строительство стадионов, спортивных площадок, приобретение нового инвентаря, пропаганда здорового образа жизни, привлечение квалифицированных специалистов, строительство спортивных центров – все, что будет способствовать и укреплять спорт в сельской местности.

Глава II. Практические исследования проблемы спорта в сельской местности Кайбицкого района.

2.1. Программа  исследования.

Рассматриваемая мною проблема является на сегодня актуальной, поскольку сельская молодежь практически не имеет возможности заниматься спортом, физически развиваться, посещать какие-либо секции, поскольку данная сфера в далеких глубинках нашей страны не развита. За чертой города отсутствуют необходимые специалисты в области физической культуры, тренеры, нет нужного для занятий инвентаря, порой и не находится соответствующего помещения. Следовательно, сельская молодежь не находит иного занятия как алкоголизм, наркомания и курение. То есть повышается в разы риск ведения молодыми людьми асоциального, девиантного поведения.

Данная проблема содержит в себе социальные противоречия, так как с одной стороны  органы власти понимают суть данной проблемы, проводят в школах, училищах лекции о ведении здорового образа жизни, спортивные мероприятия, носящие разовый характер. Однако с другой стороны, с их стороны ничего не предпринимается для развития физической культуры, не строятся спортивные комплексы, отсутствует финансирование.

Интересующая  проблема несет разнообразные негативные последствия как для самих молодых людей в виде ухудшения состояния здоровья, рост числа вредных привычек, а также для всего населения: увеличивается число людей с наркотической, алкогольной, табачной зависимостью, преступников; ухудшается общий фон здоровья, сокращается численность населения, как из-за повышенной смертности, так и из-за оттока молодых людей в город.

Объектом исследования является молодежь, проживающая или  жившая ранее в сельской местности, от 18 до 30 лет.

Предметом исследования является развитие физической культуры в селах.

Целью исследования выступает выявление мнения молодежи относительно развития и роли спорта среди сельской молодежи.

Задачи исследования:

- выявить уровень развития в настоящее время физической культуры в сельской местности;

- определить наиболее распространенные виды спорта в сельской местности;

- выявить наиболее оптимальные способы решения проблемы.

Гипотеза исследования: основной причиной недостаточного развития спорта среди сельской молодежи является их:

А) незаинтересованность;

Б) отсутствие необходимых  помещений, тренеров, спортивного инвентаря.

Интерпретация понятий:

Физическая культура – это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности;

Молодежь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе;

Девиантное поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права;

Спорт - это организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Инструментарием в данном исследовании выступает  анкета.

 

2.2. Обработка  и анализ результатов исследования.

№ вопроса

Варианты ответов.

Количество

  ответов.

Проценты.

В Вашей деревне существуют какие-либо спортивные секции?

а) Да

61

61%

б) Нет

37

37%

в) Затрудняюсь ответить

2

2%

Занимаетесь ли Вы каким-нибудь видом спорта?

а) Да

27

27%

б)Нет

69

69%

в)Затрудняюсь ответить

4

4%

По Вашему  мнению, занятия спортом благотворно влияют на общее физическое и психологическое состояние человека?

а) Да

99

99%

б) Нет

1

1%

в) Затрудняюсь ответить

0

0

Что мешает  молодежи заниматься спортом?

Отсутствие молодежи;

19

13,6%

Недостаточное количество свободного времени;

36

25,9%

Отсутствие стадионов, спортивных площадок, необходимого инвентаря, квалифицированных тренеров;

70

50,3%

г) Свой вариант

Не желание

Социальные сети

Незаинтересованность

 

8

2

3

 

5,7%

1,4%

2,1%

д) Затрудняюсь  ответить

1

0,7%

На Ваш взгляд, существуют ли в Вашем населенном пункте необходимые условия для занятия спортом?

а) Да

32

32%

б) Нет

63

63%

в) Затрудняюсь ответить

4

4%

По Вашему мнению, существует ли потребность в Вашей местности создания спортивных секций?

а) Да

87

87%

б) Нет

10

10%

в) Затрудняюсь ответить

3

3%

Какие виды спорта развиты в Вашей местности? (несколько вариантов)

Легкая атлетика;

41

14%

Тяжелая атлетика;

19

16,5%

Борьба;

26

9%

Стрельба из лука;

9

3,1%

Рукопашный бой;

29

9,9%

Волейбол;

82

28,1%

Баскетбол;

60

20,5%

Свой вариант

Никакие

Футбол

Лыжи

Настольный теннис

5

12

4

2

1,7%

4,1%

1,4%

0,7%

Затрудняюсь ответить

3

1%

Как часто в Вашем населенном пункте проводятся спортивные мероприятия?

а)Каждый месяц;

16

16%

б)Один раз в полгода;

31

31%

в)Один раз в год;

41

41%

г)Свой вариант

По праздникам

Не помню

3 раза в полгода

Через 3 месяца

 

7

3

1

1

 

7%

3%

1%

1%

д)Затрудняюсь ответить.

0

0

Что, по Вашему мнению, препятствует развитию спорта в сельской местности?

а) Недостаточное финансирование;

65

31,9%

б)Нехватка профессиональных кадров;

43

21,1%

в)Незаинтересованность молодежи;

43

21,1%

г)Недостаточное количество стадионов, спортивных площадок;

52

25,5%

д)Свой вариант;

0

0

е)Затрудняюсь ответить.

1

0,5%

Как, на Ваш взгляд, можно исправить ситуацию и способствовать развитию спорта? (не более 3 вариантов)

а)Привлечь внимание властей к проблеме;

59

25,1%

б)Увеличить финансирование;

70

29,8%

в)Строительство спортивных площадок;

62

26,4%

г)Вызвать интерес к спорту у молодежи;

41

17,4%

д)Свой вариант

0

 0

Затрудняюсь ответить

.3

1,3%

Ваш пол?

Мужской;

34

34%

Женский

66

66%

Ваш возраст?

18-22;

68

68%

23-26;

30

30%

27-30.

2

2%

Ваше образование?

а) Высшее;

16

16%

б) Неполное высшее;

77

77%

в) Средне-специальное;

7

7%

г)       Среднее

0

0

 

Спорт занимает достойное место в жизни каждого  современного человека. Особенно важна  роль физической подготовки для подрастающего  поколения. Регулярные занятия спортом, укрепляют не только здоровье, но и  воспитывают характер человека, силу воли и твёрдость духа. Спорт служит сплочению людей, приносит массу положительных эмоций, воспитывает дух патриотизма.

Среднее школьное образование, немыслимо без регулярных занятий физкультурой. На уроках по физическому воспитанию, у детей  развиваются такие навыки, как ловкость и выносливость, координация движений и мгновенная реакция, скорость и сила. Спорт учит упорству и терпению.

К сожалению, сегодня, далеко не везде созданы необходимые  условия для занятий спортом, особенно в сельской местности. Прекратили своё существование многие спортивные секции, закрылись стадионы и спортивные площадки. Молодые люди всё больше времени проводят за компьютерами, играя в виртуальные спортивные игры. Для многих, даже учёба стала неприятной обязанностью. Поэтому, прививать любовь к спорту, надо с самого раннего возраста, отдавать детей в спортивные секции, школы и кружки. [21]. В результате проведения исследования выяснилось, что спортивные секции в сельской местности развиты не повсеместно. 61 % опрошенных подтвердили существование различных секции, однако 37 % заявили о их отсутствии. Такая ситуация плохо отражается на социальной,  медицинской стороне молодых людей.

В случае отсутствия спортивных секций молодежь не имеет возможности развиваться физически, заниматься определенным видом спорта, им нечем занять свое свободное время. Такой образ жизни в свою очередь приводит к появлению вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), молодежь все больше времени уделяет социальным сетям, виртуальному общению. Все меньшее количество людей с энтузиазмом занимаются спортом. Исследование показывает, что всего 27 % респондентов увлекаются каким-либо видом спорта, остальные 69 % предпочитают другое времяпрепровождение. Однако абсолютное большинство (99%) считают занятия спортом полезным делом, которое благотворно влияет на физическое и психическое здоровье человека. Можно сделать вывод о том, что молодое поколение понимает важность и нужность занятий физической культурой и спортом, однако отсутствие стимула и необходимых условий препятствуют  желанию вести здоровый, активный образ жизни. Что же конкретно мешает сельской молодежи заниматься спортом? На этот вопрос 13,6% опрошенных ответили, что в селах, деревнях на сегодняшний день практически нет молодых людей, такая ситуация в основном связана с оттоком молодежи в города. 50,3% респондентов отметили причину незаинтересованности молодых людей спортом в недостаточном количестве стадионов, спортивных площадок, отсутствии квалифицированных тренеров. 25,9 %  опрошенных заявили о нехватке времени на занятия спортом. 5,7% человек заявили о нежелании , 1,4 % мешают социальные сети, 2,1% - не заинтересованы. То есть  если и есть интерес к какому-либо спорту, то нет возможности им заниматься.

В сельской местности  остро стоит вопрос о создании необходимых условий для занятий спортом и физической культурой.  При ответе на вопрос «Существуют ли в Вашем населенном пункте необходимые условия?» 63% респондентов ответили «нет», 32 % признали существующие условия приемлемыми, 4 % затруднились ответить. Можно сделать вывод, что многие поселки, деревни нуждаются в создании или усовершенствовании обстановки.

Также при проведении исследования было выявлено мнение респондентов о потребности сельской молодежи создания спортивных секций. Большинство (87%) высказалось за открытие новых спортивных секций, что говорит о заинтересованности молодежи начать заниматься физической деятельностью. 10 % не видят необходимости в создании секций, можно предположить, что это связано с удовлетворенностью существующими условиями, либо в поселке, деревне отсутствует молодежь. 3 % респондентов оказались в затруднении.

Однако, несмотря недостаточную развитость  спортивных секций в сельской местности развито большое количество видов спорта. Так, по результатам опроса, самый популярный вид спорта – это волейбол (28,1% отметивших его), затем идет баскетбол (20,5%), легкая атлетика (14%), тяжелая атлетика (6,5%), стрельба из лука (3,1%), борьба (9%), рукопашный бой (9,9%), футбол (4,1%), лыжи (1,4%), настольный теннис (0,7%). Есть и такие места, где отсутствуют какие-либо виды, «никакие» указали 1,7%. Можно сделать вывод, что конкретные виды спорта все-таки существуют в сельской местности, не смотря на отсутствии секций, недостаточное оборудование.

Практически во всех селах, деревнях проводятся спортивные мероприятия. 41 %  отметили, что подобного рода  действия  происходят в их населенном пункте один раз в год, один раз в полгода – 31 % опрошенный, 16 % - каждый месяц, 7% - проводятся исключительно по праздникам, 3 % - довольно часто, 3 раза в полгода, 1% - через месяц, 3 % респондентов не помнят, когда проводятся спортивные мероприятия. Частота и количество проведенных мероприятий, несомненно, сказывается на общем показателе уровня развития спорта и физической культуры. Это оказывает огромный стимул к занятиям молодыми людьми спортивными видами деятельности, ведь у всех людей, особенно в таком возрасте развит дух соревнований, есть стремление к победам, достижениям определенных высот и результатов. Спортивные мероприятия дают возможность раскрыться молодежи, показать себя и свои физические и волевые возможности и привлекают все новых и новых людей.

В ходе исследования мы выявили, что же все-таки препятствует развитию спорта в сельской местности. 31,9% опрошенных видят причину в недостаточном финансировании данной сферы. То есть недостаточное вложение денег в развитие и процветание спорта и физической культуры. 25,5 % указало в качестве причины недостаточное количество стадионов, спортивных площадок в селах и деревнях. В таком случае можно отметить, что данный факт является следствием предыдущего, а именно при недостаточных финансовых вложений не строится должное количество объектов физической культуры и спорта.  21,1 % респондентов рассматривает как причину данной проблемы нехватку профессиональных кадров, эта ситуация очень актуальна на сегодня, поскольку небольшое количество тренеров, учителей физкультуры сейчас имеют желание ехать в сельскую местность и иметь при этом низкую заработную плату. здесь уже затрагивается вопрос о недостаточной оплате работы квалифицированных специалистов. 21,1 %  высказывает мнение о незаинтересованности молодежи спортивной деятельностью, физической культуры. При нынешней обстановке в этой сфере и при рассмотрении существующих проблем можно понять незаинтересованную позицию молодых людей, во многих случаях не проводится профилактика, пропаганда здорового образа жизни, зато проходит активная реклама социальных сетей, вредных привычек, это все влияет на выбор молодежи.

Какой же выход  из сложившейся ситуации? В ходе опроса выяснилось,  что способствовать развитию спорта в сельской местности и исправить сложившуюся ситуацию можно путем увеличения финансирования (29,8%), также посредствам привлечения внимания властей к проблеме (25,1%), увеличить строительство спортивных площадок (17,4%),  и наконец, вызвать интерес молодежи к спорту, физическому развитию, здоровому образу жизни (17,4%).  При взаимодействии и выполнении этих условий можно ожидать исправления данной проблемы, а именно улучшение спортивных сооружений, строительство новых, привлечение квалифицированных специалистов, активного интереса молодых людей к спорту, а это следовательно и оказывает влияние на общество в целом. Уменьшается количество молодых людей с физическими заболеваниями, снижается употребление табачных, наркотических, алкогольных веществ, появятся увлечения помимо социальных сетей -  активный досуг, уменьшится количество преступлений.

Таким образом, в ходе анализа результатов проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

-В сельской местности маленькое количество спортивных секций;

-Большая часть молодого населения не занимается каким-либо видом спорта, однако практически все осознают важность спорта, его огромное влияние на физическое и психологическое состояние молодых людей;

-Основные причины отказа и нежелания заниматься спортом являются отсутствие молодежи, как таковой, отсутствие стадионов, спортивных площадок, необходимого инвентаря, квалифицированных тренеров;

-Практически повсеместно в сельской местности отсутствуют необходимые условия;

-Существует острая необходимость в создании в селах и деревнях спортивных секций;

-В сельской местности, не смотря на отсутствие спортивных секций, активно развиваются такие виды спорта как баскетбол, волейбол, легкая, тяжелая атлетика;

-Редко проводятся спортивные мероприятия;

-Среди причин, препятствующих развитию спорта, наиболее выделяют недостаточное финансирование, недостаточное количество стадионов, спортивных площадок, квалифицированных работников, так же отмечают незаинтересованность молодежи;

-Разрешить данную проблему можно путем увеличения финансирования,  привлечения внимания властей, активного строительства спортивных площадок.

Для эффективного развития сельского спорта, пропаганде здорового образа жизни сельским властным органам необходимо уделять пристальное внимание этому вопросу, привлекать также внимание областных властей. Должен быть решен вопрос об увеличении финансирования и эффективном его использовании, увеличению строительства спортивных сооружений, привлечение профессиональных кадров, активной пропаганде спорта и физической культуры среди молодых людей. Именно решение этих вопросов будет способствовать разрешению проблемы спорта в сельской местности.

Гипотеза данного  исследования подтвердилась, поскольку по результатам можно сказать, что основной причиной недостаточного развития спорта среди сельской молодежи является их незаинтересованность, отсутствие необходимых помещений, тренеров, спортивного инвентаря.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний  день объективная закономерность возрастания роли физической культуры в сельской жизни человека еще не нашла адекватного отражения в обществе. Поэтому квалифицированные специалисты и общественные активисты должны вести целенаправленную деятельность по повышению физкультурной грамотности молодого поколения в селах. Для достижения этого, кроме знаний из области медицины, биологии, педагогики, теории и методики физического воспитания, необходимы знания и практические навыки по организации и проведению массовых, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, спортивных соревнований.

В целом, массовая физическая культура будет эффективно отражаться на развитии личности молодых людей только в том случае, если она будет частью целостной системы воспитания сельской молодежи.

Роль физической культуры и спорта трудно переоценить в развитии сельской молодежи. Это способ самореализации, проведения досуга, не говоря уже об улучшении физического здоровья, его укреплении, удовлетворении социальных потребностей. При отсутствии спорта среди молодежи будут процветать такие негативные социальные явления, как алкоголизм, курение, наркомания, преступность. Чтобы предотвратить это, нужно уделять большое внимание властей к проблеме развития спорта и физической культуры. Сейчас состояние данной сферы находится на невысоком уровне, об этом говорят и результаты проведенного исследования, в котором можно увидеть причины незаинтересованности молодежи спортом, факторы, препятствующие его развитию и пути решения проблемы по мнению молодежи. Таким образом, чтобы разрешить проблему спорта в сельской местности необходимо приложить огромное количество усилий в этой области властям и самим жителям.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аванесова, Г. А. Культурно - досуговая деятельность: Теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2009. – 236 с.

Александров, С.Э. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры / С. Э. Александров // Теория и практика физической культуры. – М. : ИНФРА-М, 2010. –  № 11. – С. 51-54.

Алисов, Д. А. Социокультурный облик городской молодежи в условиях “перестройки” и современных реформ / Д. А. Алисов // Вестник Омского университета. – 2006. – №3. – С. 56-63.

Бальсевич, В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки, как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – М. : Наука, 2008. – № 4. – С. 21-23.

Бальсевич, В.  К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л.  И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. – 2005. – № 4. – С. 12-17.

Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика: Учебное пособие для вузов (Гриф УМО) / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров. – М. : Академия, 2006. – 528 с.

Великий, П. П. Проблемы управления процессами духовной жизни современного села // Духовная культура современного села. – Л. ЛГПИ, 2002. – С.142-151.

Глазычев, В. Л. От сельской культуры к урбанизации // Культура в советском обществе: Проблемы и перспективы. – М.: Наука, 2008. – С.36-46.

Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура": Учебное пособие для вузов / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 272 с.

Зотов, А. П. Актуальные проблемы детско-юношеского физкультурно-спортивного движения / А. П. Зотов // Спорт, духовные ценности, культура. – М. : Наука, 2007. – вып. 7. – С. 176-189.

Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи: Нормы, отклонения, социализационная траектория / А. И. Ковалева  // Социс. – М. : Наука, 2003. – №61. – С. 34-42.

Лубышева, Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л. И. Лубышева // Физкультура и Спорт. –  М. : Издательский центр «Академия», 2007. – №3. – С.237-242.

Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие для вузов (Гриф УМО) / Л. И. Лубышева. – М. : Академия, 2001. – 240 с.

Проблемы развития физической культуры молодежи: сб. науч. тр. / под ред. A. В. Лотоненко, Б. К. Зыкова. – Воронеж: ВГАУ, 2002. – 142 с.

  Социально-экономические и экологические проблемы развития сельской местности. / Материалы международной научной конференции 2-5 октября 2009 г. – Саранск, 2000. – Ч. 1.

  Стеббинс, Р. А. Свободное время: К оптимальному стилю досуга / Р. А. Стеббинс // Социс. – М. : Наука, 2009. – №7. – С. 54-61.

Столов, И.И. Спортивная школа: Начальный этап; Учебное пособие / И. И. Столов, В. В. Ивочкин. – М. : Советский спорт,  2007. – 140 с.

Столяров, В. И. Спорт и современная культура: методологический аспект / В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. – М. : Наука, 2007. – №7. – С. 2-5.

Сутула, В.А. Потребность в состязательной деятельности - важнейшая характеристика биосоциальной сущности человека / В. А. Сутула // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научных трудов под ред. Ермакова С.С. –  Харьков: ХХПИ, 2000. – №-1. – С. 3-6.

Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов / Под ред. Курамшина Ю.Ф. – 3-е изд., стереот. – М. : Советский спорт, 2007. – 464 с.

Турутин, А. В. Управление развитием социально-культурной сферы села / А. В. Турутин // АПК: Экономика, управление, 2009. – №6. – С.71-74.

Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильнича. – М.: Гардарики, 2001. – 215 с.

Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. –  М. : Академия, 2007. - 144 с.

Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Завед / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М. : Академия, 2006. –161 с.

http://magma-team.ru/fizicheskaya-kultura-a-i-chikurov/1-1-fizicheskaya-kultura-i-sport-kak-sotsialnye-fenomeny

http://kentavar.blog.ru/115106067.html



ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета.

Уважаемые жители Кайбицкого района!

Просим Вас  принять участие в социологическом исследовании на тему « Проблема развития спорта среди сельской молодежи». Исследование проводится Иркутским государственным Техническим Университетом, кафедрой социологии и социальной работы.

Просьба обвести  близкий Вам вариант ответа, либо вписать свой вариант.

Данное исследование проводится анонимно, поэтому просьба  отвечать на вопросы искренне.

Заранее благодарим Вас за участие в опросе!

1.В Вашем поселке/деревне существуют какие-либо спортивные секции?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

2.Занимаетесь ли Вы каким-нибудь видом спорта?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

3.По Вашему мнению, занятия спортом благотворно влияют на общее физическое и психологическое состояние человека?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

4. Что мешает молодежи заниматься спортом?

Отсутствие молодежи;

Недостаточное количество свободного времени;

Отсутствие стадионов, спортивных площадок, необходимого инвентаря, квалифицированных тренеров;

Свой вариант_____________________________________________

Затрудняюсь ответить.

5.На Ваш взгляд, существуют ли в Вашем населенном пункте необходимые условия для занятия спортом?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

6.По Вашему мнению, существует ли потребность в Вашей местности создания спортивных секций?

Да;

Нет;

Затрудняюсь ответить.

7.Какие виды спорта развиты в Вашей местности? (несколько вариантов)

Легкая атлетика;

Тяжелая атлетика;

Борьба;

Стрельба из лука;

Рукопашный бой;

Волейбол;

Баскетбол;

Свой вариант_____________________________________________

Затрудняюсь ответить.

8.Как часто в Вашем населенном пункте проводятся спортивные мероприятия?

Каждый месяц;

Один раз в полгода;

Один раз в год;

Свой сариант_____________________________________________

Затрудняюсь ответить.

9.Что, по Вашему мнению, препятствует развитию спорта в сельской местности?

Недостаточное финансирование;

Нехватка профессиональных кадров;

Незаинтересованность молодежи;

Недостаточное количество стадионов, спортивных площадок;

Свой вариант;

Затрудняюсь ответить.

10.Как, на Ваш взгляд, можно исправить ситуацию и способствовать развитию спорта? (не более 3 вариантов)

Привлечь внимание властей к проблеме;

Увеличить финансирование;

Строительство спортивных площадок;

Вызвать интерес к спорту у молодежи;

Свой вариант_____________________________________________

Затрудняюсь ответить.

11.Ваш пол?

Мужской;

Женский.

12.Ваш возраст?

18-22;

23-26;

27-30.

13.ысшее;

Неполное высшее;

Средне-специальное;

Среднее.

Всего Вам доброго!!!

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОРТА СРЕДИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ» Выполнил: Гатауллин Динар Рамилевич Научный руководитель: Коновалова Лилия Александровна доцент, кандидат педагогических наук 1 Центр дополнительного образования

Слайд 2

2 Актуальность Актуальность исследования заключалась в том, что физическая культура и спорт способствует воспитанию человека в различных направлениях. В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни, в целом, физическая культура и спорт, в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.

Слайд 3

Цель исследования – изучение и анализ проблемы спорта в сельской местности . Задачи исследования: Проанализировать проблемы спорта в сельской местности, как социально-негативного явления. Рассмотреть формы и причины возникновения проблемы спорта в сельской местности. Определить методы и способы борьбы с проблемой развития спорта в селах. Провести социологическое исследование на тему «Проблема развития спорта среди сельской молодежи ». Методы исследования: изучение литературы, проведение тестирования, анализ 3

Слайд 4

Организация исследования Исследование проводилось в виде изучения актуальной литературы, анализа данных, опроса среди сельской молодёжи Кайбицкого МР РТ различных возрастных групп. 4

Слайд 5

Результаты исследования В ходе опроса выяснилось, что способствовать развитию спорта в сельской местности и исправить сложившуюся ситуацию можно путем увеличения финансирования (29,8%), также посредствам привлечения внимания властей к проблеме (25,1%), увеличить строительство спортивных площадок (17,4%), и наконец, вызвать интерес молодежи к спорту, физическому развитию, здоровому образу жизни (17,4%). При взаимодействии и выполнении этих условий можно ожидать исправления данной проблемы, а именно улучшение спортивных сооружений, строительство новых, привлечение квалифицированных специалистов, активного интереса молодых людей к спорту, а это следовательно и оказывает влияние на общество в целом. Уменьшается количество молодых людей с физическими заболеваниями, снижается употребление табачных, наркотических, алкогольных веществ, появятся увлечения помимо социальных сетей - активный досуг, уменьшится количество преступлений. 5

Слайд 6

Выводы: Роль физической культуры и спорта трудно переоценить в развитии сельской молодежи. Это способ самореализации, проведения досуга, не говоря уже об улучшении физического здоровья, его укреплении, удовлетворении социальных потребностей. При отсутствии спорта среди молодежи будут процветать такие негативные социальные явления, как алкоголизм, курение, наркомания, преступность. Чтобы предотвратить это, нужно уделять большое внимание властей к проблеме развития спорта и физической культуры. Сейчас состояние данной сферы находится на невысоком уровне, об этом говорят и результаты проведенного исследования, в котором можно увидеть причины незаинтересованности молодежи спортом, факторы, препятствующие его развитию и пути решения проблемы по мнению молодежи. Таким образом, чтобы разрешить проблему спорта в сельской местности необходимо приложить огромное количество усилий в этой области властям и самим жителям. 6

Слайд 7

Благодарю за внимание! 7

Слайд 8

« ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОРТА СРЕДИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ» Выполнил: Гатауллин Динар Рамилевич Научный руководитель: Коновалова Лилия Александровна доцент, кандидат педагогических наук 8 Центр дополнительного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа по теме"Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории"

в работе содержится теоретический и практический материал по технологии развития критического мышления...

Итоговая аттестационная работа "Методическая работа школы как средство повышения качества образования"

Цель работы – комплексный анализ организации методической работы в общеобразовательной школе на примере общеобразовательного учреждения – муниципального казенного образовательного учреждения (МКОУ) За...

Обобщение опыта педагогичечской работы по теме: «Проблемы развития универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов"

В 2016-2017 учебном году в процессе преподавания курса "История Древнего мира" в 5-х классах я обратила внимание на проблемные зоны обучения. Учитывая, что данная целевая группа изучает предметную дис...

Итоговая аттестационная работа. Индивидуализация и дифференциация в обучении математике как средство развития творческих способностей обучающихся. март 2017 год

Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть  дифференцированный  подход  к  проведению уроков математики. Для  создания условий диф...

Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»

В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...

Из опыта работы по теме «Проблема развития монологической речи в контексте личностно ориентированного обучения»

Материал предназначен для учителей, использующих в своей работе как традиционные, так и нестандартные формы и методы в обучении, уделяющих пристальное внимание развитию монологической речи школьников....