КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ СОРЕВНОВАНИЯ КОНЬКОБЕЖЦЕВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ
статья по физкультуре

В статье рассматриваются современные проблемы детско-юношеского спорта, анализируется опыт соревновательной практики в детско-юношеском спорте, предлагается теоретическая модель соревнования, соответствующая ценностям и целям детско-юношеского спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_modeli_sorevnovaniy.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ СОРЕВНОВАНИЯ   КОНЬКОБЕЖЦЕВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ РОССИИ

 Доминова В.В.,

тренер по конькобежному спорту ГБУ СШОР№2

Калининского района Санкт-Петербурга,  

учитель физической культуры и спорта ГБОУ СОШ №100.

   Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы детско-юношеского спорта, анализируется опыт соревновательной практики в детско-юношеском спорте, предлагается теоретическая модель соревнования, соответствующая ценностям и целям детско-юношеского спорта. 

    Ключевые слова: детско-юношеский спорт, модели детско-юношеского    спорта, спортивные и олимпийские движения.

     В настоящее время исследователи спорта и олимпизма отмечают серьёзное противоречие между «классической идеей олимпизма» и реалями современного мира, в котором олимпийский спорт подвергается нарастающей технологизации, профессионализации и комерцализации.      Современные исследователи отмечают, что в настоящее время невозможна реализация универсальной модели спортивной практики. [1]

    Авторы значительного числа исследований отмечают неоднородность современного спорта, разнообразие форм его проявления, которые обозначаются термином «модели спорта» (К. Хайнеманн , В.И Столяров, А.Г Егоров). В основу их построения авторы закладывают следующие характеристики; собственное понимание спорта, собственную идеологию спорта, формы занятий спортом, организацию спорта, стимулирующий характер спорта для различных групп. Таким образом, спорт характеризуется тем, что в процессе его развития возникают и развиваются частично в конкуренции друг с другом различные модели спорта. Эта возрастающая социальная дифференциация спорта на различные модели  для самого спорта не остается без последствий; различные модели обладают для разных групп лиц большей или меньшей привлекательностью. Спорт не является единой однородной структурой.[10]

    Основным вопросом является, разработка инновационной модели организации соперничества, в рамках которой, авторы стремятся исключить негативные последствия спортивных соревнований для личностного развития и социальных отношений юных спортсменов. [8]

   Изучая практику детско-юношеского спорта, российские и зарубежные авторы обращают внимание на ряд явлений, связанных с соперничеством в детско-юношеском спорте:

  -насилие в программах детского спорта высокого уровня соревновательности;

  -синдром победы любой ценой с его потенциально вредным воздействием,  на эмоциональное развитии детей и совершенствования их мастерства;

  -распространение на детей ценностей и правил взрослых, разрушающих у детей мотивацию на сотрудничество в спорте;

  -отсутствие у многих тренеров и родителей знаний о развитии детей, приводящее к нереальным ожиданиям от детей;

  -отказ от обеспечения безопасности и удовольствия для юных участников соревнований;

  -пропаганда в средствах массовой информации насилия, грубой игры и зависти;

  -отсутствие спортивного духа, наблюдаемое во многих областях организованного детского спорта.[3]

    Развитие детско-юношеского спорта в России направленно на полную реализацию гуманистического и социально-культурного потенциала, т.е. разнообразных форм  двигательной активности и спортивных соревнований, имеющих укрепление здоровья людей, их отдых, общение, формирование потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, реализация «гуманистических ценностей спорта».

    В настоящее время в связи с тенденцией спортизации физического воспитания в нашей стране и повышения роли детско-юношеского спорта в мире особую актуальность приобретает проектирование эффективной и адекватной  возрасту и интересам  школьников моделей соревнований. Разработка такой модели может быть основана на исследовании исторического развития детско-юношеского спорта от Античности до Юношеских Олимпийских игр современности.

     Проблема осуществляемого нами исследования заключается в несоответствии программы соревновательной деятельности, предмета соревнований, критериев и способ определения победителей возрастным особенностям юных спортсменов, ценностям и целям  детско-юношеского спорта.

    Предметом исследования является: соревновательная практика конькобежцев в детско-юношеском спорте 

      Целью нашего исследования является разработка гуманистически-ориентированной модели соревнований в конькобежном спорте.

     Основными методами исследования являются: анализ модели соревнования, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование.

     Теоретико-методологическую основу исследования составили:  труды Пьера де Кубертена, теория Олимпийского образования, гуманистическая и спартианская модели спорта, разработанные В.И.Столяровым, Л.И.Лубышевой и другими авторами; теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки (Л.Н.Матвеев, В.Г.Никитушкин, В.Н.Платонов и др.); научные разработки в области конькобежцев (В.П.Кубаткин, Б.А.Стенин, Г.Г.Румянцев и др.).[5

   В настоящее время нами изучено многообразие соревновательных практик в отечественном детско-юношеском спорте.  В нашей стране была создана теория подготовки  юных спортсменов, крупнейший вклад  в её создание внесли В.П.Филин, М.Я.Набатникова,  М.Ж.Булгакова и многие другие  исследователи. Следует отметить, что для нашей страны характерен, высокий уровень научно-технического обоснования процесса спортивной тренировки в детско-юношеском спорте. При этом вопросы специфики соревнования в  детско-юношеском спорте, изучены в значительно меньшей степени. [4]

        Нами был изучен отечественный опыт организации соревнований юных спортсменов, начиная с конца ХIХ века и по настоящее время. Нам удалось составить группировку  спорта  моделей соревновательной практики:

- атрибутивно и идеологически оформленные движения (скаутское и сокольское движения).

- рационально-нормативные комплексы (ГТО, БГТО).

- комплексные многоуровневые соревнования («Всемирные  студенческие игры», «Всесоюзная спартакиада школьников», «Всесоюзные соревнования среди пионеров и школьников по лыжным гонкам», «Всесоюзные спортивные игры молодёжи»)

- клубные многоступенчатые соревнования («Старты надежд», «Весёлый дельфин», «Белая ладья», «Весёлые старты», «Дружба», «Зарница», «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Серебряные коньки», «Стремительный мяч», «Колосок»).[2]

Одним из наиболее ярких проектов  в области детско-юношеского спорта является спартианское движение. Это движение развивается на основе новогогуманистического проекта под названием "СпАрт"(Духовность.Спорт. Искусство), который был разработан в России в 90 –е годы., В.И. Столяровым.[9]

       Особого внимания заслуживают международные комплексные соревнования юных спортсменов. За последние десятилетия в детско-юношеском спорте появилось множество видов комплексных международных  соревнований, главными из которых являются Юношеские Олимпийские игры (летние в Сингапуре, 2010г., зимние в Инсбруке,2012г). Самой важной особенностью  Юношеских  Олимпийских игр является участие в отдельных номерах программы смешанных команд (юноши и девушки), проведение комбинированных соревнований и участие континентальных сборных команд.

Организацией нашего исследования является, проведение  педагогического эксперимента, проходящее на ст. «Красная звезда» в спортивной школе  БУДОД г. Омска «СДЮСШОР №23» по конькобежному спорту, в течение трёх лет. Занятия проводятся  по 4 раза в неделю, в эксперименте участвуют юные конькобежцы 9-12 лет, групп начальной подготовки. На основе результатов теоретического и экспериментального исследования мы предлагаем модель соревнования по конькобежному спорту, построенную с учётом требований, представленных в программных нормах БУДОД г.Омска «СДЮСШОР №23».Традиционная модель соревнования, которая основана  на принципах  соперничества, конкуренции, превосходства, максимальной результативности, будет  трансформирована в более «гуманную модель соревнования». Мы дополняем традиционную модель соревнования элементами, представленными в таблице.

Модель соревнования детско-юношеского  конькобежного спорта

Разрабатываемая модель  соревнований

Традиционная модель  спорта

I Экспериментальная группа

II Основная группа

1)Программа соревнований:

       -дистанции 10м,30м,50м,200м

       -бег по повороту

       -подвижная игра

       -эстафеты

       - дополнение к ОФП

1)Программа соревнований классификационная:

                    -100м,300м,

                    - 500м,1000м,

                    -эстафеты

              - соревнования по ОФП

2)Критерии определения победителей:

 - результат,

- оценка за качество выполнения отдельных элементов соревновательного упражнения (техника старта, стартового разгона, бега по повороту, прямой и техники финиширования)

-время  выполнения  соревновательного упражнения

-повышение  результата по сравнению с ранее показанным

-  повышение качества выполняемого упражнения

2)Критерий определения победителей

-по правилам соревнования (наилучший результат  на различных дистанциях)

3)Способ определения победителей

- в личных и командных соревнованиях

   -по результату на дистанции

 - по улучшению времени к движениям введённым в разрабатываемую модель

 - по сумме показателей результата и техники соревновательного упражнения

 - бонусы за улучшение результата

3)Способ определения победителей

- по результату на дистанции

 В рамках разрабатываемой нами модели смысл соревнования смещается с результативной на процессуальные стороны, следовательно, может быть изменено:

 - отношение спортсменов соперников, в ряде случаев могут быть включены различные формы сотрудничества;

 -        предмет состязаний не ограничивается традиционными спортивными дисциплинами;

- круг критериев и технологий определения мест соревнующихся может быть значительно расширен;

- специально организованное поведение болельщиков и зрителей. [6,7]

Построение и реализация такой модели требует дальнейшего изучения её различных аспектов: исторического, гуманистического, воспитательного, содержательного и организационного. Такая модель соревнования,  может стать одним из  факторов  гуманизации  соревновательной практики  в детско-юношеском спорте.

       

Литература

   1. Визитей Н.Н., Манолаки В.Г. «Идея олимпизма и реалии современного мира»./ Н.Н. Визитей, В.Г. Манолаки //Теория и практика физической культуры.- 2011.-№1.-С.-43-47.

  2. Вишневский В.И., Столяров В.И.,(2009). Комплексный анализ массовых спортивных соревнований школьников //Дети России образованны и здоровы: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (г.Москва,16-17 апр.2009г.).-М.-С.40-47.

     3. Егоров А.Е., Захаров М.А. Фэйр Плэй в современном спорте: учёбное пособие/А.Е.Егоров,М.А.Захаров.-Смоленск,2006.-188с.

    4. Никитушкин, В.Г. Теория  и методика юношеского спорта: учебник /В.Г.Никитушкин.-М.:Физическаякультура,2010.-208с.  

      5. Романович В.А. Содержание и организация спортивного образования старшеклассников в общеобразовательной школе сибирского региона:автореф.дис.канд.пед.наук:13.00.04/ В.А.Романович.-М.,2011.-24с                                                                      

     6.Столяров В.И.,(2007). Комплексная оценка гуманистического значения детского спорта// Детский тренер.-№1.-С.54-69.

     7. Столяров В.И. (2007). Пути повышения гуманистической ценности детского спорта// Детский тренер.-№4.-С.-10-36.  

      8.Столяров В.И. Формирование гуманистически ориентированной модели спорта XXI века/ В.И. Столяров //Олимпийское движение и социальные процессы. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. 1996.- Часть I.-Краснодар.- С.9-20.

      9.Столяров В.И.(2010). Инновационные проекты и программы повышения воспитательной роли детско-юношеского спорта: отечественный и зарубежный опыт // Спортивно-патриотическое воспитание и адаптивная физкультура для детей и подростков: Сб. статей и докладов. Методические материалы. - М.:ООО «СТК».-С.49-74.

    10.Хайнеманн.К. Модели спорта/ К. Хайнеманн // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта/Сост.: В.И. Столяров и др. – М.: Физическая культура , 2005. – Ч.1. –С. 277-278.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Московского межрегионального слёта – соревнования детско-юношеского движения «Школа безопасности»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯПоложение о соревнованиях Ступинского муниципального этапа Московского межрегионального слёта – соревнования детско-юношеского движения «Школа безопасности» между обучающимися общеобраз...

[3] п.2.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА в области физической культуры и спорта специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» имени Арарата Агвановича Пилояна по спортивной аэробике

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского ре...

Международный опыт развития массового и детско-юношеского спорта

В презентации идет речь о развитии массового и детско-юношеского спорта зарубежом....

Статья "Роль коллектива в детско-юношеском спорте".

Коллектив – это объединение людей, созданное на основе общих целей, стремлений, задач....

Методология модели соревнования в детско-юношеском спорте

Детско-юношеский спорт - часть спорта, направленная на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также на участие таких граждан в спортив...

МОДЕЛИ СОРЕВНОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ РОССИИ

Развитие физической культуры и спорта в современном обществе создает условия для привлечения детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, к занятиям спортом....