Методология модели соревнования в детско-юношеском спорте
статья по физкультуре

Детско-юношеский спорт - часть спорта, направленная на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodologiya_modeli_d.yu_.s.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методология модели соревнования в детско-юношеском спорте

    Стремительное развитие спорта в современном обществе выражается, во всевозрастающем внимании к физическому воспитанию детей и молодёжи школьного возраста. Спорт - это одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, это целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс межчеловеческих отношений и, наконец, популярнейшее зрелище. Многогранное общественное явление, спорт, в процессе исторического развития, занял видное место, как в физической, так и в духовной культуре общества, причём его общественная значимость продолжает стремительно возрастать.

    Спорт, особенно современный, необычайно многообразен. Поэтому необходим ряд понятий для того, чтобы учесть это разнообразие спорта, особенности его различных форм. Многообразие соревнования, связано с тем, что в ходе эволюции общества оно принимает различные исторические формы, а вместе с тем приобретает специфические черты и особенности, выступая как элемент структуры различных социальных систем, сфер общественной жизни, видов социальной деятельности.

    Историки, социологи и аналитики спорта, отмечают, что развитие спорта на современном этапе характеризуется социальной дифференциацией спорта и формированием различных его форм.

     Авторы значительного числа исследований отмечают неоднородность современного спорта, разнообразие форм его проявления, которые обозначаются термином «модели спорта» (К. Хайнеманн , В.И Столяров, А.Г Егоров). В основу их построения авторы закладывают следующие характеристики; собственное понимание, собственную идеологию, формы занятий и организацию спортом, стимулирующий характер для различных  социальных групп лиц.

    При  выделении различных форм спортивной деятельности в науках о спорте важно учитывать  ряд признаков, например:

-степень организованности занятий спортом и те организации, где они проводятся (индивид может заниматься спортом самостоятельно или в спортивной школе, спортивном клубе, в других организациях);

-степень профессионализации и коммерциализации спорта (на основе этого, в частности, выделяются такие разновидности спорта, как любительский, профессиональный, коммерческий);

-уровень спортивных соревнований (по этому признаку различают, в частности, национальный и международный спорт);

-связь с определёнными социальными движениями (например, олимпийский спорт) и т.д.

    В этом плане в науках о спорте и в спортивной практике, прежде всего отмечается наличие различных видов спорта, как легкая атлетика, футбол, волейбол, фигурное катание и др. При их классификации традиционно принято указывать на то, что они отличаются друг от друга «конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата» [Матвеев Л.П., 1997, с 11]. Но и в социально-педагогическом плане важное значение имеет также социокультурная и экологическая квалификации видов спорта [см.: Артамонова , 2007;  Якимович,  Исинбаева, 2009].

   В научных публикациях выделяются, характеризуются и систематизируются эти возможные и реальные (как позитивные, так и негативные) социальные функции спорта и его разновидностей - спорта высших достижений, «спорта для всех», международного спорта, олимпийского спорта др. [ Чеботкевич, 1995, Козлова,  2005, Кыласов,2010, Лубышева,2001,Степовой,1984,Столяров1997,1998,1999,2002,2004,2005,2006,2007,2009,2010,2011(Спорт в современном обществе, спорт и образ жизни и др.)].

    Особенно важно принимать во внимание эволюцию спорта, его зависимость от социальных условий, в которых он развивается. Реализуя такой диалектический подход, следует учитывать конкретно-исторические формы спорта, которые он принимает в тех или иных исторических условиях, на различных этапах развития общества и в различных странах. К числу важных особенностей  функционирования и развития современного спорта относится также формирование ряда с ним социальных движений.

    Прежде всего, это спортивное движение  не только в отдельных странах, но и  международное спортивное движение.

   Всё более важное значение в спортивном движении приобретает проходящее под эгидой ЮНЕСКО движение  « спорта для всех», которое направляет свои усилия на всемирное развитие  «массового», «общедоступного» спорта [Доци,2011; «спорт для всех»…2000,Sport for all,1991;TAFISA,2001 ].

    Со спортом связан и ряд других социальных движений: студенческое спортивное движение  и детско-юношеское  спортивное движение [Зотов,1998];движение «Fair play» [Королёв И.В.,2005; Родниченко,2007], народное движение [ Европейское народное движение ,1996], дельфийское движение [Кравченко И.,1998], спартианское движение [Материалы Международной…2009; Спартианское движение…2005; Спорт. Спартианское движение…2007; Столяров, 1990, 1994, 1998, 2001, 2002, 2005, 2009 года].

   Важнейший элемент структуры  международного спортивного движения –современное олимпийское движение; включая паралимпийское( спорт для лиц с ограниченными способностями здоровья) и специальное олимпийское движение.

   Диалектический принцип историзма требует учитывать не только становление, но и развитие современного спорта.

    В современном мире при разработке концепции всемирных спортивных соревнований для детей и подростков её основу составили  труды Пьера Де Кубертена, теория Олимпийского образования, гуманистическая и спартианская модели спорта, разработанные В.И.Столяровым и другими  российскими и зарубежными авторами. Следует отметить, что для нашей страны характерен, высокий уровень научно-технического обоснования процесса спортивной тренировки в детско-юношеском спорте. При этом вопросы специфики  содержания соревнования в  детско-юношеском спорте, изучены в значительно меньшей степени.[]

    Центральным компонентом спортивной деятельности является воспитание детей и подростков, вовлечённых в сферу спорта. Занятия спортом могут воспитывать в человек как позитивные качества (целеустремлённость, волю к победе, общительность), так и негативные, противоречащие общечеловеческим, общекультурным ценностям (агрессивность, пренебрежение к нравственным принципам, одностороннее развитие личности).

    В современном пространстве спорта функционирует ряд мировых, европейских, российских и региональных спортивно-гуманистических движений, направленных на сохранение гуманистических ценностей спорта как средства развития и возвышения человеческой личности и достоинства человека.

   В пространстве этих движений реализуются соответствующие  гуманистические образовательные программы как социально-педагогические практики, корректирующие процесс социализации ребёнка, вовлеченного в сферу спорта. Главной целью таких программ является оздоровление атмосферы в спорте и вокруг спорта, повышение его духовности и  развития культуры личности и общества.

  Одним из наиболее успешных проектов, реализуемых в спортивном движении России является проект «СпАрт», сочетающий идеи олимпизма и принципы ФлэйрПлэй. Основной идеей проекта, разработанного В.И.Столяровым, является поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта и повышение его духовно-нравственной и эстетической ценности.

    Анализ документов, регламентирующих различные формы детско-юношеского спорта в современном мире, дают основания сделать вывод о необходимости концептуализации детско-юношеского спорта.

Таким образом, качественные изменения в процессе развития  детско-юношеского  спорта в России, могут быть достигнуты только путем комплексного решения существующих проблем. Прежде всего это,- всестороннее развитие личности,  сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, а так же предположение о  значительном богатстве и разнообразии отечественного опыта в сфере детского спорта и возможности использования данного опыта при проектировании моделей соревнований. Одним из эффективных направлений решений  данного вопроса является,   изучение  и обобщение отечественного и зарубежного опыта организации детско-юношеского спорта и выявление моделей состязаний, имеющих наибольшую гуманистическую ценность, так как, целями детей являются: игра, движение, состязание, спортивное мастерство, при этом, спорт воспитывает, приучает к самостоятельным действиям реализовывает цель «гуманного спорта» и гармоничного развития личности. Это можно осуществить на основе изучения и дальнейшего обогащения опыта работы в сфере детско-юношеского спорта.

 

Литература

   1. Визитей Н.Н., Манолаки В.Г. «Идея олимпизма и реалии современного мира»./ Н.Н.Визитей, В.Г.Монолаки //Теория и практика физической культуры.- 2011.-№1.-С.-43-47.

  2. Вишневский В.И., Столяров В.И.,(2009). Комплексный анализ массовых спортивных соревнований школьников//Дети России образованны и здоровы: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (г.Москва,16-17 апр.2009г.).-М.-С.40-47.

     3. Егоров А.Е., Захаров М.А. Фэйр Плэй в современном спорте: учёбное пособие/А.Е.Егоров,М.А.Захаров.-Смоленск,2006.-188с.

    4. Никитушкин, В.Г. Теория  и методика юношеского спорта: учебник /В.Г.Никитушкин.-М.:Физическаякультура,2010.-208с.  

      5. Романович В.А. Содержание и организация спортивного образования старшеклассников в общеобразовательной школе сибирского региона:автореф.дис.канд.пед.наук:13.00.04/ В.А.Романович.-М.,2011.-24с                                                                      

     6.Столяров В.И.,(2007). Комплексная оценка гуманистического значения детского спорта// Детский тренер.-№1.-С.54-69.

     7. Столяров В.И. (2007). Пути повышения гуманистической ценности детского спорта// Детский тренер.-№4.-С.-10-36.  

      8.Столяров В.И. Формирование гуманистически ориентированной модели спорта XXI века/ В.И. Столяров //Олимпийское движение и социальные процессы. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. 1996.- Часть I.-Краснодар.- С.9-20.

      9.Столяров В.И.(2010). Инновационные проекты и программы повышения воспитательной роли детско-юношеского спорта: отечественный и зарубежный опыт // Спортивно-патриотическое воспитание и адаптивная физкультура для детей и подростков: Сб. статей и докладов. Методические материалы. - М.:ООО «СТК».-С.49-74.

    10.Хайнеманн.К. Модели спорта/ К.Хайнеманн // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта/Сост.: В.И. Столяров и др. – М.: Физическая культура , 2005. – Ч.1. –С. 277-278.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Московского межрегионального слёта – соревнования детско-юношеского движения «Школа безопасности»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯПоложение о соревнованиях Ступинского муниципального этапа Московского межрегионального слёта – соревнования детско-юношеского движения «Школа безопасности» между обучающимися общеобраз...

[3] п.2.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА в области физической культуры и спорта специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» имени Арарата Агвановича Пилояна по спортивной аэробике

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского ре...

Международный опыт развития массового и детско-юношеского спорта

В презентации идет речь о развитии массового и детско-юношеского спорта зарубежом....

Статья "Роль коллектива в детско-юношеском спорте".

Коллектив – это объединение людей, созданное на основе общих целей, стремлений, задач....

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ СОРЕВНОВАНИЯ КОНЬКОБЕЖЦЕВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

В статье рассматриваются современные проблемы детско-юношеского спорта, анализируется опыт соревновательной практики в детско-юношеском спорте, предлагается теоретическая модель соревнования, соответс...

МОДЕЛИ СОРЕВНОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ РОССИИ

Развитие физической культуры и спорта в современном обществе создает условия для привлечения детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, к занятиям спортом....