Современная методика ведения урока физической культуры
статья по физкультуре

Барабах Игорь Вячеславович

Доклад на тему «Современная методика ведения урока физической культуры», возможности использования информационных технологий при проведении уроков физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36

Доклад на тему:

«Современная методика ведения урока физической культуры»

Докладчик: Барабах И.В.

Занимаемая должность:   учитель физической культуры

г.Таганрог

2021


Содержание

  1. Цели современного образования на уроках физической культуры.
  2. Комбинированные уроки.
  1. Уроки с образовательно-познавательной направленностью;
  2. Уроки с образовательно-обучающей направленностью;
  3. Уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
  1. Структура комбинированного урока.
  2. Современные информационные технологии на уроке физической культуры.
  1. Демонстрация кинестетической активности групп мышц в ходе выполнения упражнений;
  2. Фиксирование техники и точности выполнения учебных заданий;
  3. Музыкальное сопровождение на уроке физической культуры;
  4. Опережающие задания для учащихся.

Система  образования постоянно развивается и совершенствуется, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок и сегодня остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Комбинированный урок - тип урока, характеризующийся сочетанием различных целей и видов учебной работы. При его проведении выполняется проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала. В комбинированном уроке одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Цель современного образования: формирование компетенции – умения учиться; формирование творческой само реализующей личности, готовой к саморазвитию, самосовершенствованию.

В школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Образовательный процесс в области физической культуры в школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.

По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.

Комбинированные уроки.

В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания. В школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:

 - уроки с образовательно-познавательной направленностью;

- уроки с образовательно-обучающей направленностью;

 - уроки с образовательно-тренировочной направленностью.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу. На этих уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения. В школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

Отличительной особенностью планирования этих уроков является поэтапное формирования двигательных навыков: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование; планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения.

Планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:

1) гибкость, координация движений, быстрота;

2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);

3) выносливость (общая и специальная).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. Такие уроки проводятся преимущественно, как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.


Структура комбинированного урока


        На сегодняшний день важной, интересной и удобной стороной образовательного процесса является внедрение современных информационных технологий на уроке физической культуры.

Урок  физической культуры – это в первую очередь развитие двигательной активности ребят, их выносливости и во многом формирование физического здоровья подрастающего поколения. В тоже время, даже простейшие мультимедиа  технологии – это полное переключение внимание учащихся на сугубо интеллектуальную работу. Однако продуманность методики применения современных информационных технологий, не только не искажает традиционное представление об уроке физической культуры, но и делает его действительно современным. Повышается плотность урока, точность выполнения упражнений и учебных заданий учителя, существенным образом изменяется система предупреждения травматизма на уроке, происходит – интеллектуальное развитие учащихся, расширяется их кругозор.
         Основными формами работы на уроке физической культуры с применением информационных технологий являются:
 

- демонстрация кинестетической активности групп мышц в ходе выполнения упражнений; 

- фиксирование техники и точности выполнения учебных заданий;  

- включение музыкального сопровождения; 

- опережающие задания для учащихся. 

Методика применения современных информационных технологий на  уроке физической культуры заключается в органичном встраивании в этапы урока форм организации учебной деятельности обеспечивать достижение цели урока. 


          Демонстрация кинестетической активности групп мышц в ходе выполнения упражнений. Понимание – одна из важнейших категорий мышления и мыслительного процесса, обеспечивающая ситуацию успеха в любом виде деятельности, в том числе и в физическом развитии ученика. Порой бывает так, что ученики просто слепо выполняют предложенную учителем цепочку тех или иных упражнений, различные мотивировки, связанные с необходимостью разогрева мышц, развития гибкости и прочее, так и остаются в сознании учеников просто мотивировками, которые с точки зрения методики такого урока носят сугубо искусственный характер. В тоже время использование анимированных изображений, анатомических разрезов, позволяет показать учащимся перед выполнением задания учителя, с какой целью оно выполняется с точки зрения работы соответствующих групп мышц, и почему одну часть упражнения следует выполнять на вдохе, а другую – на выдохе. Большим подспорьем в этом отношении для педагога могут послужить фотографии из анатомического атласа, фотографии из популярных спортивных  журналов (например, журнал "Сила и красота"), графические схемы выполненные учениками в совместной деятельности с учителем биологии. 


           Фиксирование техники и точности выполнения учебных заданий. Традиционно, в ходе выполнения учащимися определенных упражнений, встречаются обычно два подхода, связанные с управлением учебной ситуацией во время занятия. Первый подход: учитель показывает упражнение сам, дает необходимые пояснения и комментарии, затем класс приступает к выполнению, а учитель помогает ученикам его правильно выполнять.   Второй заключается в том, что после демонстрации упражнения, на месте учителя упражнение выполняет один из учеников, а учитель так же помогает остальным ученикам его выполнять.
Современные информационных технологии позволяют этот этап урока сделать технически более совершенным. С помощью видеокамеры производиться запись выполнения упражнения (или используется готовая запись из коллекции цифровых образовательных ресурсов), причем со всех необходимых ракурсов. На монтаже записи происходит необходимое замедление или ускорение видеоизображения, встраивается графическое комментирование (например, что определенные точки тела должны быть на одной прямой, быть неподвижными и пр.), записывается необходимое число повторений. При таком подходе перед учеником оказывается идеальный образец выполнения упражнения, с необходимым зрительным восприятием определенных особенностей. В процессе выполнения упражнения всем классом, учитель помогает ученикам его правильно выполнять, а перед ними всегда образец, транслируемый на презентации (или возможно видеоролике).


           Включение музыкального сопровождения. Музыка на уроке физической культуры является необходимым элементом в развитии у учащихся чувства ритма и пластики. Использование компьютера позволяет выстраивать музыкальные композиции в нужной для данного урока последовательности, планировать хронометраж их проигрывания.


           Опережающие задания для учащихся. Опережающие задания к уроку – это новое направление в современной дидактике обучения. Потенциал использования таких заданий для развития у учащихся универсальных учебных действий, познавательных способностей до конца еще не изучен. Вместе с тем обращение учителя физической культуры к опережающим заданиям позволяет решить одну из самых актуальных проблем урока – развитие мировоззрения школьников. Один из самых простых примеров применения таких заданий – это выполнение учащимися кратких и емких презентаций о выдающихся спортсменах, о самых важных событиях в истории мирового спорта. Сопровождение урока по легкой атлетике, презентацией или флеш-роликом с заранее записанным докладом и выстроенным фоторядом, о Валерии Борзове, о Сергее Бубке и многих других спортсменах, не только раширяет кругозор учащихся, но и позволяет целевым способом расходовать время урока, обеспечивая необходимые паузы отдыха учащихся. Сами по себе такие встраивания занимают не более 2-3 минут урока, но они лишены  проблемы чтения скучного доклада, подготовленного учеником накануне урока из интернета. Более того, распределение учителем таких заданий между учащимися в течение всего учебного периода, обеспечивает поддержание интереса и интеллектуальную новизну на уроке физической культуры. 
         

           Эффективность названных форм работы и предложенной методики применения современных информационных технологий и технических средств обучения на уроке физической культуры отслеживалась в ходе сравнительного эксперимента. Было показано, что в контрольном классе, в отличие от класса экспериментального, идет больший расход учебного времени (по хронометражным показателям) на выработку четкости выполнения упражнений и учебных заданий, происходит уменьшение рассеивания внимания педагога, увеличивается возможность использовать мировоззренческий потенциал урока физической культуры.


Литература.

  1. Пересыпкина, Ю. Ю. Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации / Ю. Ю. Пересыпкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148).

URL: https://moluch.ru/archive/148/41004/ (дата обращения: 06.04.2021)

  1.  Ю.Ю. Корчинский "Методика применения современных информационных технологий на уроках физической культуры в средней школе".

URL:http://www.instrao.ru/component/content/article/42-jaroslavlconfmater/155-confmetodprim

  1. Лукьянов В. П. Физическая культура: Основы знаний: Учеб. пособие. — Ставрополь, 2001. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. — М, 1998.

  2. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. — М, 1998.

  3.  Архипова Л.А. Методика преподавания физичеcкой культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 264 c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики проведения уроков физической культуры

Особенности построения, содержания уроков физической культуры...

Применение современных методик на уроках физической культуры

Данные методики можно использовать в разминочной части урока....

Современные методики в преподавании физической культуры

Сегодня, когда миром правят электронные устройства, компьютерные игры и пагубные привычки, мы начинаем терять наше молодое поколение. Терять в прямом смысле этого слова. Дети вместо того, чтобы занима...

Современные технологии и методики на уроках физической культуры

 Современные педагогические технологии, основанные на оптимальном соотношении объяснительно-иллюстрированного и проблемного методов обучения, позволяют организовать эффективный образовател...

Использование современных образовательных технологий и методик на уроках физической культуры

Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Поэтому совреме...

«Использование современного оборудования по программе «Современная школа» на уроках физической культуры»

Для решения задач, по укреплению здоровья, в нашей школе проводится три урока физической культуры в неделю, имеется спортивный зал, оборудованный современным,  функциональным, эстетическим оборуд...