Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка по физкультуре

Орехова Елена Владимировна

 

Индивидуальный образовательный маршрут – это индивидуальная программа  конкретного школьника, преследующая конкретные цели и реализацию в указанные сроки. Другими словами, ИОМ – это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Практика внедрения индивидуального образовательного маршрута (далее по тексту – ИОМ) предусмотрена ФГОС. Задача ИОМ – профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, сказано: «…каждый ученик может составить индивидуальный план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физическая культура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии».

Сейчас методику ИОМ используют для следующих целей:

  • для отстающих учеников это восполнение пробелов в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих – такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.;
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

Алгоритм введения ИОМ

Порядок введения ИОМ включает в себя следующие этапы:

  1. Информационный этап: учитель беседует с детьми и  родителями, объясняет суть, цели и возможности ИОМ. 
  2. Диагностика и выбор методов: учитель, совместно с психологом и классным руководителем, проводит тестирование с целью определить личностные качества ученика.
  3. Определение целей и задач ИОМ: для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Учащиеся старших классов должны принимать активное участие в определении целей и задач ИОМ.
  4. Составление ИОМ: в маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.
  5. Итоговый этап: после прохождения ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование).

План-маршрут по предмету «Физическая культура» подразумевает систему оценки занятий по организации тестирования физических качеств и совместного анализа полученных результатов, учащиеся вовлекаются в такие виды деятельности, как сравнение полученных результатов (личные результаты, показанные раньше и результаты одноклассников), наблюдение за выполнением, контроль своих действий и   товарищей, прогнозирование своих результатов и достижений по ОФП, действие (выполняют упражнения), составляют комплексы упражнений, исследуют  причину удачи (неудачи), планируют занятия по улучшению отстающего в своём развитии качества, самостоятельно выбирают средства по развитию, например, выносливости, применив следующие тесты:

  • измерение «ЖЕЛ» (жизненная емкость легких) при помощи прибора «Спирометр»;
  • бег на 1 км на время;
  • тест «Купера» (12-ти минутный бег);
  • бег на 30, 60, 100 м;
  • частота движений на месте (бег на месте). В первом варианте определяется число беговых шагов за 10 сек. Во втором варианте определяется время, за которое испытуемый выполнит 20 шагов.

После проведения тестов производятся подсчеты, выявляющие эффективность примерного ИОМ школьника.

Схема самоанализа обучающегося по ИОМ включает в себя:

  1. Какие цели ставил перед собой в начале учебного года?
  2. Какие действия спланировал для достижения цели?
  3. Удалось ли реализовать задуманное?
  4. Какова эффективность действий?
  5. Примерный индивидуальный план работы на месяц.

Задачи:

  1. Создать условия для повышения уровня физической  подготовленности;
  2. Способствовать успешному освоению учебной программы по физической культуре;
  3. Обеспечить оптимальный двигательный режим.

Примерный индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) по физической культуре

ФИО ученика, класс...

Краткая характеристика познавательной деятельности и мотивации ученика (ФИО):  …

Учебные достижения (указываются спортивные и метапредметные достижения):  …

Цель индивидуальной работы (учитывается корректировка слабых сторон физической подготовки):   …

Задачи:  

  1. провести анализ уровня физической, технико-тактической и теоретической подготовленности по разделам, предположительно входящим в программу олимпиады;
  2. выявить сильные и слабые стороны;
  3. составить план тренировок.

Этапы:

  1. первая половина сентября 20    г. – диагностика
  2. вторая половина сентября 20   г. – январь 20   года -  реализация маршрута

Формы диагностики результатов:

  1. тестирование;
  2. ведение дневника самоконтроля;
  3. участие в соревнованиях;
  4. участие в предметной олимпиаде по физической культуре.
  5. Формы работы:

1)в процессе уроков по физической культуре;

2)посещение школьной спортивной секции по волейболу и дополнительных занятий для участников олимпиады.

3)самостоятельная работа (теоретическая подготовка)

Примерная диагностическая карта уровня подготовленности

Виды подготовленности

Сильные стороны

Проблемные стороны

Примечания

Средства, методы и

направления  работы

Общая физическая подготовленность

Быстрота

Гибкость

Выявлен высокий уровень физической подготовленности. Но высокий уровень развития мышечной силы и, как следствие, гипертрофия мышц привели к снижению гибкости.

Работа на поддержание  уровня развития

физических качеств. Ежедневная работа  на развитие гибкости. Ведение дневника  самоконтроля.

Сила

Ловкость

Выносливость

Легкая атлетика

Прыжки в длину

Ошибки в технике (недостаточная высота отталкивания)

Результат достигается за счет высокого уровня развития физических качеств. Исправление технических ошибок позволит в полной мере реализовать возможности и добиться еще более высоких результатов

Работа на  освоение  рациональной техники  двигательных действий  (имитационные

упражнения, специальные  беговые упражнения)  в процессе уроков и  самостоятельных занятий.

Бег на короткие дистанции

Ошибки в технике (неправильная работа рук)

Бег на длинные дистанции

Избыточное напряжение мышц плечевого пояса

Метания

Неправильная (низкая) траектория при выпуске снаряда

Гимнастика (акробатика)

1. Силовые элементы (стойка на руках, стойка на голове силой).

2. Кувырки (вперед, назад, прыжком).

3. Перевороты (переворот боком, рондад).

4. Прыжки

Статические упражнения, связанные с проявлением гибкости.

Мелкие ошибки в технике движений.

Прыжки с поворотом на 360 градусов и более (сложность удержать равновесие при приземлении).

Высокий уровень владения основными гимнастическими элементами.

Недостаток гибкости и мелкие шибки в технике могут послужить поводом для снижения оценки при выступлении на олимпиаде.

Работа на уроках физкультуры. Посещение  дополнительных занятий.

Самостоятельное ежедневное выполнение  упражнений на развитие  гибкости.

Психологическая подготовленность

Высокий уровень работоспособности (настойчивость, стремление добиться результата), ответственность, способность к концентрации.  

Смелость.

Сложность выступлений на публику перед большим количеством людей (выступлений на показ).

Высокий уровень развития волевых качеств, ответственность и стремление добиться результата являются основными опорными качествами.  

Есть проблемы с выступлением на публику, что приводит к излишнему напряжению и ошибкам в технике.  

Участие в соревнованиях.

Участие в тренировках,

моделирующих

соревновательные условия

 (шум, большое количество

людей, постороннее

 оценивание).

Примечания по заполнению ИОМ

Цель работы по маршруту определятся вместе с учеником, важно чтобы цель не была продиктована учителем «сверху» без участия ученика. У ученика должен быть свой бумажный вариант, который заполняется им   самостоятельно совместно с учителем. Ученик сам вписывает цель работы по маршруту.

Формулировки в аутогенной тренировке могут незначительно отличаться от исходных, важно чтобы они были близки ученику.

В конце каждой недели ученик сдает дневник самоконтроля, где фиксирует все, что было проделано им самостоятельно на проверку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)

Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми ....

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (статья)

В статье рассказывается об особенностях организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей в сельской школе. Приводятся примеры  различных форм образовательных маршрутов....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики

В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Пр...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...